Обширный прейскурант продукции, в котором пока нет только аналогового источника сигнала и акустических систем; мифологические имена продуктов, точно действующие лица скандинавской киносаги в духе «Игры престолов»; принципы бизнеса, в т.ч. антигламур и антипафос — «очень дешево и очень сердито»; нарочито грубый подтекст в звучании названия фирмы, обильно сдобренная юмором серьезность и глубина инженерной мысли… Все это — Schiit. Шутки шутками, но в США и других частях Hi-Fi-ойкумены люди давно поняли, что Schiit is by no means shit. В этот раз фонокорректор Schiit Mani и усилитель Schiit Ragnarok демонстрируют свои музыкальные и прочие способности.

В Schiit каждый занимается своим делом. Начиная с руководства и основателей компании. Джейсон Стоддард (Sumo) отвечает за проектирование аналоговых схем, цифровые — в ведении Майка Моффата (Theta Audio и Theta Digital). Стоддард находит время и для писательской деятельности: его книги читают в Америке. Логотип и имена продуктов, выписанные на лицах аппаратов непросто читаемым шрифтом, — плоды его творческой фантазии. Как и вся полусерьезная литературная подоплека Schiit, начиная с бренда: тут и созвучие со shit (самоирония), и мостик к германцам с характерным для немецкого языка буквосочетанием sch. В репликах вроде «все шишки на голову Майка Моффата» или «технологии, над которыми корпели тевтонские рыцари в готических замках» проступает перо Стоддарда. «Почему же все-таки имена из германо-скандинавских мифов: где Америка и где Скандинавия?» — как-то спросили его. «Да все лучше, чем какой-нибудь SDPK-50871gr», — был ответ.

Органы управления Ragnarok в прямом доступе на передней панели

Schiit не стремится непременно связать имена аппаратов с их технической или системной сущностью. Скажем, Mani у тевтоно-викингов олицетворял луну. Логическая цепочка: Mani — фонокорректор, грампластинка, как и луна — только в полно- или новолуние — круглая. Луна желтая, а пластинка черная? Неважно, зато ночь черная. Сложнее с Ragnarok (конец света). Если Стоддард и имел в виду что-то конкретное, то явно не всадников Апокалипсиса или «спасайся, кто может» (все-таки усилитель — не оружие массового поражения), а «ужас как классно», например.

Schiit Mani: все что есть

Теперь серьезно. Mani — миниатюрный компонент с габаритами 127 x 89 x 32 мм, массой 450 граммов и широкими возможностями. Питание поставляется схеме миниатюрным внешним — линейным (!), т.е. трансформаторным источником питания. В основе схемы — пассивная RIAA-коррекция и два конфигурируемых малошумных усилительных каскада на операционниках Analog Devices ADA4897 и AD8066. Используются пленочные конденсаторы с допусками 2% и тонкопленочные резисторы (0,5%).

Фото не передает размеров — Mani буквально помещается на ладони

Конструкторы предусмотрели выбор нагрузки 47 Ом и 47 кОм для MC- и MM-звукоснимателей. Mani приглашает к сотрудничеству почти любые MM- и MC-головки. Для каждого из двух каскадов можно задать низкое или высокое усиление. Число вариантов определяется по формуле 2 х 2 = 4. Низкое усиление в обоих каскадах — для звукоснимателя Decca, 30 дБ. Низкое в первом каскаде и высокое во втором, а также высокое в первом и низкое во втором — для MM-головок, 42 и 48 дБ соответственно. Наконец, высокое усиление в обоих каскадах — для MC-картриджей, 59 дБ. Переключатели расположены в нижней части устройства.

Сзади — необходимая коммутация, органы питания и напоминание о стране-изготовителе

Судя по спецификациям, Mani отличается низким уровнем шумов и искажений. При разных параметрах усиления, КНИ не выходит за пределы 0,005 – 0,03%, отношение сигнал/шум — 70–90 дБ; разделение каналов во всех случаях — 75 дБ.

Печатная плата Schiit Mani

Стоддард часто напоминает о себе читающим мануалы на технику Schiit. Например, в разделе «Комплектация» в инструкции к Mani приведено не только то, что вложено в коробочку (сам Mani, блок питания и т. д.), но и то, чего там нет (цитирую): «Нет проигрывателя винила, пластинки, пропуска за кулисы, престижа и обтягивающих джинсов». Все понятно: инструкцию по эксплуатации ведь читают — значит, это тоже литература.

Schiit Ragnarok: разгон

В отличие от древних скандинавов у американцев из Schiit конец света представляет собой высокотехнологичный усилитель для наушников (в первую очередь) и интегрированный усилитель класса АВ, с приоритетом балансной схемы, габаритами нормального Hi-Fi-компонента (406 x 305 x 95 мм) и довольно весомый (14,5 кг). Ragnarok задумывался как самый мощный усилитель для наушников.

Разогнавшись в конструкторском запале аж до 100 Вт на 4 Ом (многовато для наушников, согласитесь), инженеры не стали отрезать излишки, а решили сделать в устройстве выходы на акустические системы, благо схеме в корпусе совсем не тесно. Получился аппарат, способный работать с широчайшим спектром нагрузок: от 600 Ом (850 мВт) до 4 Ом (100 Вт). Среди потенциальных партнеров Schiit Ragnarok — почти любые наушники и колонки. Подстроить звучание под конкретный преобразователь можно выбрав один из трех коэффициентов усиления.

Левой кнопкой избирается вход, правой — коэффициент усиления

В дискретном транзисторном выходном каскаде реализована фирменная схема Crossfet. Линейный блок питания, спроектированный с немалым запасом по энергетике, содержит трансформатор 400 ВА и конденсаторы суммарной емкостью 100 000 мкФ. Предусмотрено раздельное электропитание входного каскада и схем управления по семи линиям.

Важная особенность Ragnarok — наличие дискретного сумматора, преобразующего несимметричный входной сигнал в симметричный (балансный). Возможные неисправности — постоянный ток в тракте, перегрузка и т.д. — под неусыпным контролем микропроцессора, который мгновенно распознает угрозы и мутирует усиление.

Schiit предусмотрела балансную и небалансную коммутацию (входы и выходы)

Регулятор громкости Ragnarok задает уровни усиления, коммутируя посредством реле комбинации резисторов. Переключения входов и режимов усиления также поручены реле, которые тихонько похрустывают косточками во время манипуляций с органами управления.

Усилитель коммутирует до 5 линейных источников сигнала (два балансных и три небалансных). Имеются балансный и небалансный выходы сигнала предусилителя. Вход избирается кнопкой на лицевой панели (активный вход индицируется). Этой же кнопкой (продолжительным нажатием) можно назначить один из трех режимов выходного сигнала: выход только на наушники, только на колонки или на наушники и на колонки (по умолчанию). Индикацию данных режимов конструкторы, к сожалению, не предусмотрели.

Электронный интерьер Schiit Ragnarok

Корпус усилителя скроен главным образом из алюминиевых панелей толщиной около 4 мм: верхней, округло перетекающей на фронт, нижней и боковых. Сверху и с боков сделана перфорация, чтобы схемы отдавали продуцируемое тепло в окружающее пространство.

Mani и Ragnarok — чистые американцы. Техника производится в Валенсии, штат Калифорния. Слова «гарантия до 5 лет» конкретизируются в данном случае так: Mani — 2 года, Ragnarok — 5 лет. Хорошие цифры, не так ли?

На этом фото виден только фрагмент Mani, но разницу в габаритах двух устройств можно себе представить

Проявить голос компонентам Schiit помогали вертушка Audio-Technica AT-LP5 с прямым приводом, родным тонармом и ММ-картриджем Ortofon 2M Bronze, а также акустические системы Sonus Faber Olympica III — облагораживающие воздействие колонок Sonus Faber на звучание разных трактов для меня несомненно. Я слушал наушники Sennheiser HD 700, OPPO PM-1 (с балансным кабелем) и мои любимые AKG Q701.

Звук

Вначале несколько разреженное и неуверенное звучание начало вставать на место спустя 15-20 минут после включения. После обретения формы система заиграла изысканно, певуче, с легким и в большинстве случаев уместным высветлением области верхней середины и ВЧ при небольшом дефиците плотности нижнего регистра. Последние особенности определяли в целом чуть прохладную тональную атмосферу.

Участники тестирования — активные и пассивные

Тонкость и пластичность музыкального рисунка с легким смягчением его граней и штрихов, ясное преподнесение деталей звуковой графики, колористики и светотени, свободная музыкальная сцена — достоинства Mani, деликатно поддержанные Ragnarok и другими компонентами тракта. С учетом функционала, конструкции и, как выяснилось, весьма достойного звучания, нельзя не признать, что Schiit просит совсем уж смешные «money» за свой Mani (13 990 рублей). А ведь это еще и продукт «made in USA» (правда, источник питания производится в Китае).

В звуке Mani присутствует то, за что аудиофилы любят винил, то, что позволяет «нафталинному» формату успешно конкурировать с прогрессивной цифрой, что заставляет людей возиться с головками, вертушками, пылесосами для дисков и прочим… Это в первую очередь вышеупомянутые тонкость и пластичность подачи, а также гармоничность и свежесть преподнесения любой музыки.

В системном окружении

Фонокорректор Mani и Ragnarok хорошо сочетаются друг с другом. Перебором режимов усиления легко находится оптимальное звучание для колонок и наушников. C AKG Q701 я на одном дыхании прослушал бóльшую часть фортепианных вариаций из «Симфонических этюдов» Шумана в гениальной записи С. Рихтера — часть произведения, поместившуюся и на 2-й стороне пластинки «Мелодии». Убедительно звучали сложнейшие партитуры П. Булеза, И. Стравинского и А. Веберна (запись 1967 года из Московской консерватории, «Мелодия»), фортепианные концерты Моцарта в исполнении Ф. Гульды и Венского филармонического оркестра с К. Аббадо («Мелодия» по лицензии Deutsche Grammophon), хоровые поэмы Д. Шостаковича на стихи революционных поэтов («Мелодия»).

Созвучность совсем недорогого (и отличного! ) Mani со словом «money» — одна из шуток Стоддарта?

Если говорить о строительстве системы на основе дуэта Mani/Ragnarok, то, отталкиваясь от тестового тракта и с учетом особенностей баса этой электроники, я в первую очередь попробовал бы другие колонки, предпочтительно некрупные чувствительные двухполосные напольники или мини-мониторы уровня Sonus Faber или, скажем, KEF LS50.

Так или иначе, несомненен высокий аудиофильский потенциал Schiit Mani и Ragnarok, как и привлекательное (у Mani — почти выдающееся) соотношение цена/качество.

Достоинства: весьма привлекательное соотношение цена/качество у Mani. В Schiit, конечно, не прочь пошутить, но когда дело доходит до железа и его музыкальных возможностей — здесь шутки заканчиваются: все сделано на совесть.

Недостатки: нет (для этой ценовой категории)

Официальный сайт: Schiit Mani, Schiit Ragnarok

Цена: Schiit Mani — 13 990 рублей, Schiit Ragnarok — 169 990 рублей

Паспортные данные

Schiit Mani

Низкое усиление в 1-м и 2-м каскаде (для головок Decca): 30 дБ

КНИ (1 В RMS, взвешенный по кривой А): <0,005%

Отношение сигнал/шум (взвешенное по кривой А при закороченных входах): > 90 дБ

Разделение каналов (20 Гц—20 кГц): 75 дБ

Чувствительность (при амплитуде выходного сигнала 300 мВ): 9 мВ

Запас по перегрузке: > 20 дБ

Низкое усиление в 1-м, высокое во 2-м каскаде (стандартный MM-режим): 42 дБ

КНИ (1 В RMS, взвешенный по кривой А): < 0,008%

Отношение сигнал/шум (взвешенное по кривой А при закороченных входах): > 82 дБ

Разделение каналов (20 Гц—20 кГц): 75 дБ

Чувствительность (при амплитуде выходного сигнала 300 мВ): 2,3 мВ

Запас по перегрузке: > 20 дБ

Высокое усиление в 1-м, низкое во 2-м каскаде (для MM-картриджей с сигналом низкой амплитуды или MC-картриджей с сигналом высокой амплитуды): 48 дБ

КНИ (1 В RMS, взвешенный по кривой А): < 0,01%

Отношение сигнал/шум (взвешенное по кривой А при закороченных входах): > 80 дБ

Разделение каналов (20 Гц—20 кГц): 75 дБ

Чувствительность (при амплитуде выходного сигнала 300 мВ): 1,3 мВ

Запас по перегрузке: > 20 дБ

Высокое усиление в 1-м и 2-м каскаде (для MC-картриджа): 59 дБ

КНИ (1 В RMS, взвешенный по кривой А): < 0,03 %

Отношение сигнал/шум (взвешенное по кривой А при закороченных входах): 70 дБ

Разделение каналов (20 Гц—20 кГц): 75 дБ

Чувствительность (при амплитуде выходного сигнала 300 мВ): 0,3 мВ

Запас по перегрузке: > 20 дБ

Точность RIAA-коррекции (20 Гц — 20 кГц): ± 0,2 дБ

Выходной импеданс: 75 Ом

Потребляемая мощность: 4 Вт

Габариты: 127 x 89 x 32 мм

Масса: 0,45 кг


Schiit Ragnarok

Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц / 2 (−0,25 дБ), 20 Гц – 110 кГц (−3 дБ)

Выходная мощность на канал при нагрузке:

4 Ом — 100 Вт

8 Ом — 60 Вт

32 Ом — 15 Вт

50 Ом — 10 Вт

300 Ом — 1,7 Вт

600 Ом — 850 мВт

КНИ (20 Гц—20 кГц, 1 В RMS): <0,006%

КИИИ (тест CCIF при 1 В RMS, режим с высоким коэффициентом усиления): < 0,008%

Отношение сигнал/шум (невзвешенный, 1 В RMS): — 103 дБ

Разделение каналов (20 Гц—20 кГц): 80 дБ

Выходное сопротивление: 0,03 Ом

Потребляемая мощность (Standby/Operate): — 75/500 Вт

Габариты: 406 x 305 x 95 мм

Масса: 14,5 кг