Тест головок звукоснимателей Ortofon: MC 3 Turbo, M2 Bronze, Quintet Bronze, Cadenza Red и Bronze

Тест головок звукоснимателей Ortofon: MC 3 Turbo, M2 Bronze, Quintet Bronze, Cadenza Red и Bronze

Компания Ortofon — один из самых именитых производителей головок звукоснимателей, с более чем 95-летней историей. Сейчас в модельном ряду Ortofon одних только головок — более 50 моделей (в Hi-Fi- и High-End-линейке, а есть еще и DJ-картриджи). Кроме того, имеются сменные иглы, тонармы, шеллы, повышающие трансформаторы, фонокорректоры, аксессуары и всевозможная кабельная продукция. Помимо своих собственных, Ortofon разрабатывает и выпускает головки и тонармы для сторонних производителей.

Критерии оценки

В нашем тесте всего пять головок. Впрочем, больше охватить было бы сложновато, учитывая и разные конструкции, и разные требования по сочетанию с тонармами у разных моделей. Но наша выборка только на первый взгляд покажется сумбурной, на самом деле это не так.

Итак, первой мы рассмотрим высоковыходную MC-головку Ortofon MC 3 Turbo (отмечу, что высоковыходные МС — точно не основное направление в компании). Дальше будет представлена классическая ММ-головка Ortofon M2 Bronze — представитель семейства М2, в которое входят ММ-модели с разными характеристиками, разными типами крепления, а также стерео- и моноголовки. Потом разберем Ortofon Quintet Bronze из самой новой линейки Quintet. Наконец, две головки из верхней линейки Ortofon — Cadenza Red и Cadenza Bronze. Сразу скажу, что эта пара, хоть и старшие модели, но не самый топ, потому что флагманы у Ortofon существуют в виде самостоятельных моделей, как, например, Ortofon SPU — одно из самых долгоживущих семейств головок на рынке (созданы в 1957—1959 годах). Такие головки слишком специфичны, чтобы включать их в подобный тест на общих основаниях, и заслуживают отдельного внимания.

Звукоснимательная головка Ortofon MC 3 Turbo

Внешне очень простая, даже грубоватая головка, с корпусом, изготовленным из черного пластика, названного «норилом» — видимо, это что-то непростое. Пластиковое здесь все, и сам корпус, и ушки для крепления. Верхняя поверхность ребристая, чтобы минимизировать площади контакта головки с шеллом. Для крепления используются не отверстия, а ушки — с их помощью можно закрепить головку к любому стандартному шеллу. Процедура эта не столь удобна, как если бы у головки была металлическая площадка с резьбой, но в ней нет ничего необычного. В комплект головки входят только крепежные винты, гайки, небольшая отвертка и защитный колпачок.

Звукоснимательная головка Ortofon MC 3 Turbo

По типу Ortofon MC 3 Turbo относится к МС-головкам с высоким выходом — уровень выходного сигнала в 3,3 мВ вполне позволит головке работать с любым ММ-фонокорректором, но по принципу преобразования сигнала это все же МС-головка. У модели алюминиевый иглодержатель (у него не самая низкая податливость), вполне «всеядная» и не особенно капризная заточка иглы. Головка весит немного, у нее вполне среднестатистическая прижимная сила. Другими словами, модель подойдет ко многим современным тонармам с не самой большой эффективной массой (хотя это, конечно, надо просчитывать в каждом конкретном случае), не обязательно 12 дюймов, и 9 вполне хватит.

МС с высоким выходом в понимании Ortofon — некоторое компромиссное решение, позволяющее использовать сильные стороны МС-головки, но в сочетании с явно более дешевым ММ-корректором. Плюс именно для этой модели — она окажется не самой капризной в настройках и спокойно будет работать с пластинками разной степени потрепанности, и не обязательно пластинками, обработанными помывочной машинкой. Практика и прослушивание это вполне подтвердили.

По звуку головка немного мягкая, но очень музыкальная. Детальность и динамика не самые высокие, но в умеренно-бюджетном тракте эти черты даже полезны — слышно меньше огрехов самого тракта и дефектов пластинок. В звуке есть некие «винтажные» черты, сглаженность и слитность воспринимаются как нечто совершено естественное. Также присутствует доля аккуратности и деликатности в сочетании с умеренным количеством теплоты. Бас чуть смягченный, вполне глубокий и объемный. Средние частоты прорабатываются достаточно подробно, но слегка гладко. Верхи хоть и слышны отчетливо, но в них нет резкости. Сцена средней ширины и глубины, плотная и насыщенная, но ощущение воздуха есть. Образы и планы прорисованы пропорционально правильно, однако линии не очень четкие.

В целом хоть у головки и есть некоторый почерк, на практике она достаточно универсальна, а если говорить о жанровых предпочтениях, то разве что с тяжелым роком, симфонической или хоровой музыкой могут возникнуть сложности. В остальном же отдельные звуковые черты распределяются равномерно и звук в целом не имеет навязчивой окраски.

Паспортные данные

Выходное напряжение: 3,3 мВ

Разделение каналов на 1 кГц: > 24 дБ

Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,5 дБ

Диапазон частот по уровню –3 дБ: 20—30 000 Гц

Податливость иглодержателя: 13x10-6 см/дин

Тип иглы: Nude Fine Line

Радиус заточки иглы: r/R 8/40 мкм

Диапазон прижимной силы: 1,8—2,2 г

Оптимальная прижимная сила: 2 г Угол трекинга: 20°

Внутреннее сопротивление: 100 Ом

Рекомендуемое сопротивление: 47 ком / < 500 pF

Материал катушек: медь

Материал корпуса: пластик

Вес головки: 4,1 г

Звукоснимательная головка Ortofon M2 Bronze

Bronze в линейке M2 занимает второе место сверху. Это самая что ни на есть классическая ММ-головка с высоким выходом и сменной вставкой. Корпус — пластиковый, частью полупрозрачно-красный, частью черный (основа головки изготовлена из специализированного пластика, разрабатывавшегося с учетом его виброразвязывающих свойств). Название Bronze продублировано в цвете корпуса вставки, что традиционно для всех линеек Ortofon, имеющих «цветовую» маркировку.

Звукоснимательная головка Ortofon M2 Bronze

В плане установки и крепления головка очень удобна — в верхней части корпуса имеется пластина с двумя отверстиями с резьбой, и для установки нужны только два винта — никаких гаек не потребуется. Кстати, помимо классических головок в линейке M2 есть модификации всех моделей с индексом «Verso» — это для тонармов, где предпочтительнее по каким-то причинам крепить головку гайками. Т.е. головки те же самые, но в корпус уже вмонтированы два винта с резьбой (без шляпок) — нужно только вставить их в прорези, отверстия тонарма или шелла, и притянуть сверху гайками. Не самый востребованный, но интересный вариант. Еще интереснее модификация Plug and Play — конструкция, представляющая собой головку, собранную вместе с шеллом со стандартным выходным разъемом. Точнее, это шелл, «заточенный» под головки М2. Притом все головки М2 имеют одни и те же размеры и одинаковый вес, поэтому легко заменяются без перенастроек тонарма, а версия Plug and Play еще больше упрощает этот процесс. Единственный минус — у конструкции нет регулировки азимута, но это скорее вопрос не к головкам, а к тонармам как таковым.

Вернусь к M2 Bronze. Выход — в 5 мВ, заявлены хорошие частотные характеристики, головка всеядная, у нее некапризная заточка иглы. При этом небольшая прижимная сила в какой-то мере способствует бережному отношению к пластинкам.

Звук у головки хлесткий, быстрый, немного резковатый и яркий. Динамика и детальность очень неплохи, но в них чувствуется характер, свойственный многим ММ-головкам, — акцент на основные тона и некоторое пренебрежение послезвучиями. Бас неплох по глубине и наполненности. В нем нет вальяжной степенности, основные черты — упругость, умеренная плотность и хорошая подвижность. Серединка подчеркнутая, чуть приподнятая, разборчивая, но немного прямолинейная. Верхние частоты прорабатываются очень неплохо, а количественно их несколько больше, чем обычно. Есть немалая доля задора и эмоциональная насыщенность. Сцена немного шире, чем обычно, но не очень глубокая. Образы и планы даже не прорисовываются, а прочерчиваются — остро и точно.

Сложив все черты, можно сделать вывод, что хоть головка и весьма универсальна, но первое ее предназначение — это, конечно, рок-музыка, даже вполне тяжелых жанров. Хотя и со всеми прочими жанрами результат уверенный, но для той же классической музыки немного не хватит нюансов и оттенков, тонких эмоциональных переливов.

Паспортные данные

Выходное напряжение: 5,5 мВ

Разделение каналов на 1 кГц: > 22 дБ

Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,5 дБ

Разбаланс каналов на 15 кГц: 15 дБ

Диапазон частот по уровню –3 дБ: 20—22 000 Гц

Податливость иглодержателя: 20 x10-6 см/дин

Тип иглы: Elliptical

Радиус заточки иглы: r/R 8/18 мкм

Диапазон прижимной силы: 1,6—2,0 г

Оптимальная прижимная сила: 1,8 г

Угол трекинга: 20°

Внутреннее сопротивление: 1,3 кОм

рекомендуемое сопротивление: 47 кОм / 150—300 pF

Материал катушек: медь

Материал корпуса: пластик

Вес головки: 7,2 г

Звукоснимательная головка Ortofon Quintet Bronze

Так же как и предыдущая испытуемая, Ortofon Quintet Bronze — вторая сверху модель в новой линейке Quintet. Кроме нее, в линейку входят еще три стерео- и одна моноголовка. Эта серия — промежуточное звено между дорогой Ortofon Cadenza и предыдущими линейками. И если Cadenza пришла на смену серии Kontrapunkt, то линейка Quintet разрабатывалась с нуля как самостоятельный модельный ряд. В практическом плане в линейке интересно то, что все головки имеют одинаковые размеры, вес и диапазон прижимной силы, что явно идет на пользу возможностям взаимозаменяемости. И как минимум в варианте моно/стерео это очень полезно.

Внешний корпус головки изготовлен из ABS-пластика, основа — из алюминия. Если посмотреть на верхнюю площадку, то можно заметить, что в поверхность шелла головка упирается только тремя точками с минимальной площадью контакта. Для крепления используются винты.

Звукоснимательная головка Ortofon Quintet Bronze

По характеристикам — вполне привычная МС-головка, с уровнем выходного сигнала 0,3 мВ, намоткой катушек 4N-медью, неодимовыми магнитами, алюминиевым иглодержателем с высокой податливостью и достаточно «острой» эллиптической заточкой иглы. Здесь на ум скорее приходят сочетания с современными 12-дюймовыми тонармами, но с тонармами не самой большой эффективной массы. Да и в целом складывается впечатление, что хоть это и не старшая линейка, но головки весьма требовательные и к окружению, и к настройкам. Впрочем, именно это и логично было бы предположить, исходя из стоимости моделей, входящих в серию Quintet. Может быть, где-то что-то разработчики и упростили, но по всем характеристикам и наша испытуемая, и другие головки из этой серии уже попадают в категорию местами капризных инструментов. Опыт подсказывает, что чаще всего столь требовательные головки (как и тонармы) с лихвой компенсируют «капризность» отличным звуком, а также возможностью точной подстройки на слух — когда можно подстроить механические параметры и достигнуть слышимого результата.

Звучание детальное, аккуратное и точное, с крошечной, едва заметной долей теплоты. Вообще впечатление от соотношения детальности, динамики, общей слитности и музыкальности очень хорошее. Звук подробный, но совсем не навязчивый. Бас глубокий, чуть-чуть смягченный, хорошо наполненный и богатый нюансами и оттенками. Серединка открытая, чуть теплая, с хорошей проработкой даже самых тихих звуков. Верхние частоты светлые, детальные и точные. Все составляющие звука очень неплохо сбалансированы, и картинка получается цельной и ровной. Сцена несколько шире среднестатистической, да и с прорисовкой по глубине все очень хорошо. Образы пропорциональные и точные, а сцена хорошо читается даже в мелочах. При этом нет ни излишней резкости, ни яркости, ни навязчивости.

В целом звук, даже при хороших формальных данных, скорее настраивает на долгое и эмоционально наполненное прослушивание, нежели на детальный анализ записи. Жанрово эта головка больше тяготеет к малым и средним составам, хотя и со сложными записями результат уверенный.

Паспортные данные

Выходное напряжение: 0,3 мВ

Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,2 дБ

Разделение каналов на 1 кГц: > 23 дБ

Диапазон частот по уровню –3 дБ: 20—25 000 Гц

Податливость иглодержателя: 15 x10-6 см/дин

Тип иглы: Nude Fine Line

Радиус заточки иглы: r/R 8/40 мкм

Диапазон прижимной силы: 2,1—2,5 г

Оптимальная прижимная сила: 2,3 г Угол трекинга: 20°

Внутреннее сопротивление: 5 Ом

Рекомендуемое сопротивление: > 20 Ом

Материал катушек: 4N-медь

Материал корпуса: пластик/алюминий

Вес головки: 9 г

Звукоснимательная головка Ortofon Cadenza Red

Младшая МС-головка в линейке Cadenza, которая пришла несколько лет назад на смену линейке Kontrapunkt. Как мне кажется, это была некая работа над ошибками. У меня были головки из линейки Kontrapunkt, и они, с одной стороны, радовали некоторыми узнаваемыми ортофоновскими чертами, а с другой — звук вызывал некоторое недоумение своей несостыкованностью, отсутствием цельного характера. Но сейчас все поменялось. Конструкция в чем-то осталась схожей — исключительно жесткий корпус из стали и алюминия с минимальной площадью контакта с шеллом за счет трех опорных точек, алюминиевый иглодержатель со средней податливостью, достаточно острая заточка иглы, небольшой импеданс, катушки, намотанные проводом из 6N-серебра.

Звукоснимательная головка Ortofon Cadenza Red

Все в целом указывает, с одной стороны, на классическую и ожидаемую от Ortofon МС-головку, с другой — на то, что над этой линейкой была проделана серьезная работа, ведь головки — такая тонкая материя, что часто достаточно изменить материал корпуса, заточку иглы или намотку катушек, и конечный результат, звук, будут сильно отличаться.

В плане общих рекомендаций в процессе установки и настройки стало понятно следующее. Головка критична и к тому, в какую систему ее пытаются установить, она чутко реагирует на разные сочетания, и к настройкам стоит отнестись с должным вниманием, и про «длинные» 12-дюймовые тонармы помнить стоит. Может быть, это в чем-то мое предубеждение, но практически чем ниже угловая ошибка, тем лучше. В плане капризности — да, здесь она проявляется не только в виде требований к настройкам, но и в том, что сильно запиленные или грязные пластинки противопоказаны. Для запиленных лучше выбрать другую головку, в серьезной системе это может быть не просто отдельная головка, а отдельная головка на своем тонарме (а пластинки неплохо бы помыть). Это скажется и на звуке, и на сохранности пластинки, да и на срок жизни головки повлияет — все-таки чем «острее» заточка иглы, тем она может быть менее долговечной.

Звучание светлое, чуть-чуть прохладное и отстраненное. Детальность на достойном уровне, динамика тоже, но звук в целом воспринимается и как легкий, и как обстоятельный, неторопливый. В характере меньше подчеркнутой музыкальности и более заметны точность, склонность к аналитической трактовке записей. Бас не очень глубокий, но быстрый, хлесткий и легкий. Серединка ровно-нейтральная, с хорошей слышимостью нюансов и деталей. Верхние частоты подробны, с долей прохлады, но без резкости. Сцена получается чуть камернее, чем обычно, но все пропорции выверены идеально, нет ни раздутости, ни смазанности. Образы очень неплохо разделены, да и ощущение воздушности присутствует в должной мере.

Жанрово головка практически универсальна, только что на хоровых и оркестровых произведениях хотелось бы большего масштаба. В остальном — очень цельный и сбалансированный результат, к тому же головка оказалась не сверхкритичной к настройке, в том числе и на 9-дюймовых тонармах. Да и с пластинками разной степени изношенности головка в итоге справилась хорошо.

Паспортные данные

Выходное напряжение: 0,45 мВ

Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,5 дБ

Разделение каналов на 1 кГц: > 23 дБ

Диапазон частот по уровню –3 дБ: 20 Гц — 50 кГц

Податливость иглодержателя: 12 x106 см/дин

Тип иглы: Nude Fine Line

Радиус заточки иглы: r/R 8/40

Диапазон прижимной силы: 2,2—2,7 г

Оптимальная прижимная сила: 2,5 г Угол трекинга: 20°

Внутреннее сопротивление: 5 Ом

Рекомендуемое сопротивление: 50—500 Ом

Материал катушек: 6N-серебро

Материал корпуса: сталь/алюминий

Вес головки: 10,7 г

Звукоснимательная головка Ortofon Cadenza Bronze

Вторая сверху головка в линейке Cadenza. Внешне от младших, да и от старших моделей отличается только цветом алюминиевых деталей. Форма, размеры, вес и рекомендованная прижимная сила в линейке одинаковы. А вот конструктивно различия существенны, и не всегда понятны на первый взгляд. Да, все головки линейки — низковыходные МС, корпуса практически одинаковы. Одинаковы и крепления — головки притягиваются к шеллу при помощи винтов, никаких гаек здесь не потребуется.

У модели помладше — Ortofon Cadenza Blue (с ней мне пока познакомиться не довелось) — заявлен рубиновый иглодержатель. Технология интересная, сложная, но далеко не новая. А вот у старшей модели — Ortofon Cadenza Bronze — иглодержатель алюминиевый (боровый только у старшей Ortofon Cadenza Black), но заточка иглы отличная от других моделей, как и намотка катушек, которая сделана 6N-медным позолоченным проводом.

Звукоснимательная головка Ortofon Cadenza Bronze

Если сопоставить все характеристики, то Ortofon Cadenza Black, старшая модель в линейке, выглядит, с одной стороны, бескомпромиссным вариантом, с другой — вариантом уязвимым. Заточка иглы Shibata — отличный вариант, но в моем понимании — это вариант для референсных прослушиваний или оцифровок. Срок жизни такой иглы, к сожалению, меньше, чем у прочих вариантов. А Ortofon Cadenza Bronze, пусть и с алюминиевым иглодержателем (боровый в теории, конечно, лучше, но вот в сочетании со всеми прочими параметрами не так чтобы обязателен) и острой, но хорошо зарекомендовавшей себя заточкой Nude Replicant, представляется, с одной стороны, точным инструментом для звукоизвлечения, с другой — инструментом вполне долгоиграющим. Хотя тут, конечно, многое будет зависеть и от состояния пластинок, и от идеальной точности настройки. Гонять на такой головке непонятно что в непонятно каком состоянии при настройках «на глазок» — форменное расточительство... Да и не в том дело, без соблюдения всех условий не сможет головка такого уровня раскрыться так, как ей полагается. Помните, чем точнее техника, которой вы пользуетесь, тем требовательней она и к условиям работы.

По звуку эта головка в чем-то похожа на «предшественницу» по модельному ряду, но есть и отличия. Схожесть в том, что в звуке есть некая доля прохладной нейтральности и очень хорошая слаженность всех составляющих звука. Бас немного глубже и фактурнее, а верхние частоты чуть более подчеркнуты. Детальность и динамика несколько выше, а значит, и тяготение к аналитичному звучанию. Вообще по проработке нюансов и их соотношению с основными тонами все очень хорошо, звук цельный и уравновешенный. Сцена средней ширины и глубины, точная и прозрачная.

В плане жанров головка практически универсальна, и каких-то явных предпочтений я не заметил. А вот в плане настройки при внешней выраженной схожести моделей Red и Bronze у старшей головки требования повыше. Как к настройкам, так и к состоянию и чистоте пластинок. И если совсем абстрагироваться, то при прочих равных 12-дюймовые тонармы, на мой взгляд, окажутся предпочтительнее.

Паспортные данные

Выходное напряжение: 0,4 мВ

Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1 дБ

Разделение каналов на 1 кГц: > 24 дБ

Диапазон частот по уровню –3 дБ: 20—55 кГц

Податливость иглодержателя: 12 x1-6 см/дин

Тип иглы: Nude Ortofon Replicant

Радиус заточки иглы: r/R 5/100 мкм

Диапазон прижимной силы: 2,2—2,7 г

Оптимальная прижимная сила: 2,5 г

Угол трекинга: 23°

Внутреннее сопротивление: 5 Ом

Рекомендуемое сопротивление: 50—200 Ом

Материал катушек: 6N-медь с позолотой

Материал корпуса: сталь/алюминий

Вес головки: 10,7 г

Выводы

Основные выводы нужно искать не здесь, а в описании характера и особенностей каждой головки, тем более что цели именно сравнить протестированные модели у меня не было. Но некоторые общие черты подметить все же интересно. В плане «матчасти» мне понравилось то, что в конструкциях нет экзотики, а по исполнению все головки сделаны очень аккуратно. Также приятно, что производитель дает подробнейшие технические характеристики для каждой модели. Это кажется очевидным, но сейчас так делают далеко не все. А в отношении звука точно можно сказать, что практически у каждой протестированной головки, с одной стороны, есть свой почерк и характер, с другой — нет явных недостатков и каждому почерку и каждой головке можно найти свое место и свое применение с учетом возможностей и пожеланий.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 2, 2015
ТЕГИ:#Ortofon
71.46 дБ +

Комментарии

#

Виктор, родился ряд вопросов :-)

1) Не могли бы описать разницу в звучании Ortofon Quintet Bronze и Denon DL-301 II? В частности, в плане плотности звука/баса. Кажется, вы хорошо знакомы с головками Denon. Думаю, на что ее сменить. В целом звук скорее нравится и логично было бы пойти выше по линейке, но на зарубежных формах пугают, что на более старших моделях гораздо меньше баса/плотности/панча и что 301-ая в этом отношении очень хороша.

2) У меня фонкор Luxman E-200. Есть сомнение, подходит ли Ortofon Quintet под его сопроитвления (2.5 и 40). Как вы считаете, подойдет? Производители почему-то часто указывают сопротивление не для трансов, а купить и понять, что головка тупо не подходит по сопротивлению, обидно :-)

3) Не совсем по теме: как вы считаете, головка Denon DL-S1 может нормально играть с Luxman E-200? Смущает то, что сопротивление надо выставить 40 Ом, при этом чувствительность, как я понимаю, будет гораздо меньше, чем надо. Чем это червато, только громкостью или, скажем так, не будет напора, мощности в звуке?

4) Почему-то в тестах головок почти никогда ничего не говорят о том, как головки играют сложные моменты типа сибилянтов, громких всплесков средних частот (громкий аккорд рояля например), насыщенные треки в конце стороны и тд. Ведь они по-разному отыгрывают подобные моменты. Мне кажется, это одна из самых важных особенностей головок, ведь грязь, хрипы и прочие искажения могут перечеркнуть все звуковые достоинства головки. Было б здорово видеть подобные характеристики в тестах.

- 50 дБ +
#

Давайте разберем по порядку. Denon DL-301 II я хорошо знаю, но вот чего я не знаю, так на каком тонарме она у вас установлена? Это ничуть не менее важно чем согласование с трансформатором или фонокорректором. Вообще то и Denon DL-301 II не самая басовитая головка, так же 103 в версии D поинтереснее будет. Но в сравнении с Ortofon Quintet Bronze - все таки это разные по характеру головки, Ортофон мягче, деликатнее, камернее отчасти. Но это опять же лучше оценивать на примерах каких то конкретных записей, а я не знаю, для какой музыки и каких изданий вам так неплохо подошел характер 301 Денона.

Со встроенными в фонокорректор трансформаторами Ортофон сработается, в положении селектора MC high.

Denon DL-S1 - очень, очень хорошая головка, и хоть именно с вашим фонокорректором ее состыковывать не приходилось, по прежним наблюдениям предположу, что и она с корректором сможет работать (скорее при включении MC Low). Впрочем, для полнейшего соответствия и тратясь на такую головку можно поискать к ней и родной трансформатор, они в продаже в Японии бывают и стоят не так чтобы совсем запредельно дорого. Но сначала я бы без него попробовал бы обойтись.

Про сибилянты и концевые треки вот что могу сказать. Если все это прет явно, то или с головкой совсем беда, или с тонармом (совсем категроичныая нестыковка но не по эфф. массе и податливости), или с руками настройщика. Или, что чаще бывает, исходная пластинка запилена сильно на кривом тракте. Тесты головок я делаю на 12-дюймовых тонармах обычно, если что то явно смущает - могу и на девятке проверить. Ну а за руки и умение все правильно состыковать и собрать я в общем то давно спокоен )))

- 53.01 дБ +
#

Спасибо за быстрый ответ!

Да, я начитан про 103-ю, но она для тяжелых вроде как тонармов. У меня тонарм ClearAudio с эффективной массой 9 грамм, 301-ая вроде как отлично подходит по цифрам.

301-ая мне нравится на Luxman E-200, но есть ощущение, что звук простоват, порой жестковат даже, возможно хотелось бы чуть душевнее, теплее. Но нравится в головке, что она довольно четко и упруго рисует, если можно так выразиться. Кажется достаточно ровной (хотя это конечно всё относительно). Баса, опять же, немало, что, как я понимаю, для MC головок скорее редкость, хотя опыта своего у меня мало, сужу в основном по отзывам и оцифровкам.

Музыку я слушаю крайне разную. В качестве примеров: музыка типа David Sylvian, Brian Eno и в таком духе; джаз типа ECM; современная электроника и джаз типа Nils Petter Molvaer, Kammerflimmer Kollektif и тд; старая японская музыка 60-х—70-х и немного новой; да и другое разное в принципе. Чего не слушаю на виниле, так это классику, возможно это резко сужает список кандидатов.

Так а для Denon DL-S1 вроде рекомендуется большее сопротивление (>= 40 Ohm), как и для 301-й, нежели в MC Low, не будет ли нестыковка? С другой стороны, как я написал выше, в MC High чувствительность получается недостаточна. Если будет просто тише, то мне не принципиально, а вот если из-за этого теряется напор, энергетика, то будет грустно. Транс покупать к этому Люксману кажется как-то некомильфо, раз у него свои есть :-) А как бы вы описали звук этой головки без оглядки на Люксман? Достаточно ли она бодра и басовита? :-)

А как вам головка ClearAudio Concept MC в сравнении со всеми перечисленными?

Про искажения. Ну вот я сужу по оцифровкам (понятное дело, что там может быть что угодно с настройками и даже просто запиленность иглы) и складываются очень разные впечатления о головках в плане их умения играть без искажений. Конечно я сужу не по одной оцифровке, а качаю у разных людей на тему одной головки, чтобы вычленить нечто общее. Так вот например ZYX 100, казалось бы, недешевая головка и любимая народом, а судя по оцифровкам, очень слаба в плане отработки сложных моментов, слышны вроде как явные искажения. Как кстати вам головки ZYX нижние по сравнению с теми же Денонами и Ортофонами той же ценовой категории (1000$)? Тоже самое мнение сложилось о ММ-головках Goldring, вроде играют сочно и бодро, но на высоких, как мне кажется, часто вылезают искажения. Возможно МС-головки у них совсем другие.

- 50 дБ +
#

соглашусь насчет zyx, сам люблю деноны и ортофтоны

попробуйте dl-304 но к ней обязательно повышающий трансформатор

если позволяют средства, еще попробуйте Лиру

- 50 дБ +
#

Лира дороговата для меня, а 304-ю конечно тоже рассматривал как и S1, но к ней те же вопросы, что и к S1. Про нее также на забугорных форумах пишут, что конечно изящнее чем 301-я, но панч/низы хуже. То есть что-нибудь легкое и спокойное послушать красиво, а пободрее что-нибудь уже менее интересно. Может и ошибаются :-)

- 50 дБ +
#

да, у 304 есть свои капризы, как оказалось к ней не так просто подобрать стол\тонарм\фоник, но именно их я в итоге и сменил, а 304 оставил и не думаю менять

- 50 дБ +
#

И на каких стол\тонарм\фоник остановились, если не секрет?

- 50 дБ +
#
- 50 дБ +
#

А, когда-то читал, но забыл подробности. Вот, кстати там про Аудио-Технику сказано. По оцифровкам (а с головками 33 и 09 их хватает) мне показалось, что у нее слабо с телесностью, что ли. То ли нижней середины мало, то ли что-то такое, в общем как-то субтильно звучит. Вот этого хотелось бы избежать :-) Хотя тембры в целом вроде кажутся приятными и сложные места, насколько можно судить, очень хорошо проходит.

Чувствую, таки Денон нужен или Ортофон. Хотя вот еще ClearAudio Concept MC не дает покоя и Shelter 301/501. Вроде они в первом приближении кажутся вполне телесными и басовитыми для МС.

- 50 дБ +
#

аудио-техника она может как сд звучит суховато, но оцифровки с ее помощью получаются волне приличные

а вот клираудио как-то не тронули меня

- 50 дБ +
#

Кстати, в догонку про всякие искажения. Было бы здорово выкладывать сэмплы всех протестированных головок. При всей спорности, это дало бы ценную информацию для размышления. В интернете встречаются как минимум несколько таких тестов с сэмплами и из них можно многое понять. Конечно же, точное звучание из таких сэмплов не будет понятно, но общий характер, некоторые основные черты вполне могут обрисоваться, особенно в сравнении с другими головками.

Не думаю, что эта идея не приходила вам в голову, но вдруг :-)

- 50 дБ +
#

Да, и еще идея про Denon DL-301 II - а может если она износилась отправить ее на замену иглы или иглы вместе с иглодержателем?

- 50 дБ +
#

Виктор, подскажите. Имею проигрыватель самопал на базе мотора Lenco L75 и тонарма SME 3009 s2 imp (9.5 грамм). Сейчас использую Ortofon 2m Blue + Acutex 412 STR. Хочу по линии ортофона продвинуться дальше. Очень нравится, как он читает диски, искажений и шумов - минимум. Но по сравнению с акутексом звук резковат иногда. И вот надумал следующий шаг - Ortofon 2m Bronze (другая тушка и игла) или Ortofon MC30 Turbo. Что посоветуете? Есть ли разница именно в характере звука у blue & bronze? Как с читаемостью у mc30? Спасибо!

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.