Пять лучших фильмов по Стивену Кингу

Пять лучших фильмов по Стивену Кингу

В преддверии выхода сразу двух фильмов по Стивену Кингу — «Темной башни» и «Оно» — мы решили вспомнить лучшие экранизации «мастера ужасов». Ведь Кинг давно пребывает в числе авторов, чьи произведения экранизируют чаще других, наравне едва ли не с самим Шекспиром.

Известно, что писатель был и остается чрезвычайно строгим кинокритиком, и экранизации, получившие его положительные отзывы, можно пересчитать по пальцам. А их ведь было очень и очень много. В разное время к творчеству Кинга обращались такие знаменитые режиссеры, как Брайан Де Пальма, Стэнли Кубрик, Джон Карпентер и Дэвид Кроненберг. Итак, в этой подборке в хронологическом порядке расположены пять лучших по мнению редакции фильмов по мотивам творчества Кинга.

Кэрри (Carrie, реж. Брайан де Пальма, 1976 г.)

Как-то символично «Кэрри» стала для Кинга первой экранизацией — и сразу в яблочко! Повесть разошлась неплохим тиражом. Прочитав ее, Лоуренс Коэн не стал медлить со сценарием, который довольно скоро попал в руки Брайана Де Пальмы. Режиссер постарался сделать фильм максимально приближенным к первоисточнику. Судя по реакции Кинга, а экранизация ему понравилась, с поставленной задачей Де Пальма справился.

Темы, затронутые Кингом и переложенные на экран режиссером, актуальны во все времена, недаром картина имеет сиквел и два ремейка 2002 и 2013 года. Но ни один, пожалуй, не сравнится с первым фильмом о Кэрри Уайт — старшекласснице-изгое, дочери религиозной фанатички и человеке, наделенном невероятными способностями.

Не секрет, что все три темы — взросления, религиозности и сверхъестественных способностях в людях — так и останутся ключевыми в творчестве писателя. Отдельного внимания достойна тема глубинки — по-своему беспросветной, с дремучими обитателями и их предрассудками. Зрителю придется еще не раз взглянуть в лицо совсем другой Америке.

Пайпер Лори в роли Маргарет Уайт

Исполнительнице главной роли, актрисе Сисси Спейсек, на момент съемок было 26 лет. Тем не менее, со своим хрупким телосложением и огромными, полными ужаса глазами, она идеально подошла на роль Кэрри, обойдя на кастинге молодую Мелани Гриффит и показав впечатляющую трансформацию из гадкого утенка в красотку, а из робкой страстотерпицы — в стихию, вершащую правосудие. И если сам фильм может показаться современному зрителю слишком медлительным и старомодным, лицо Спейсек удивительно актуально в контексте современности. Захватывает и сама атмосфера: с первых кадров вы ощущаете очаровательный магнетизм конца 70-х, с его лужайками, школьницами в спортивных шортиках, буклях и ярких помадах, с ленивыми цветастыми тачками — кажется, вот сейчас заиграет диско или какой-нибудь хит от Blondie.

Нэнси Аллен и Джон Траволта

Здесь вы увидите смешного Джона Траволту на заре своей карьеры, сексапильную Нэнси Аллен (эту актрису со славянскими скулами у нас в основном помнят по «Робокопу»), а также знаменитую американскую актрису Пайпер Лори, прекрасно сыгравшую в паре со Спейсек.

Большое значение имеет визуальное впечатление от «Кэрри» — детали, цветовые решения, планы. Вы помните зловещее глазастое распятие в доме Уайт? А выражение лица Кэрри в тот момент, когда на нее выливается ведро свиной крови, или ножи, летящие в полоумную Маргарет? В книге, кстати, было не так, но это ничуть не принижает экранизацию Де Пальмы: недаром фильм окупился с лихвой, принес Спейсек с Лори по номинации на «Оскар». Ну и лестное слово от Кинга тоже дорогого стоит.

Сияние (The Shining, реж. Стэнли Кубрик, 1980 г.)

Что-то добавлять к написанному о ленте Кубрика и Николсоне сегодня кажется истинно абсурдным. У многих зрителей это был не только самый яркий ужастик из детства (у нас тогда ничего подобного не снимали), но и знакомство с одним из любимых на сегодня режиссеров.

Вновь излюбленные темы Кинга — сверхъестественное, замкнутое пространство и герои лицом к лицу со своим страхом. Кубрик пошел еще дальше. В какой-то момент зритель не без основания путается в происходящем: что это — действительно отель с очень плохой историей или фантазии сходящего с ума Джека Торранса? И вообще сходящего ли? Дело в том, что Стивен Кинг, скрупулезно контролировавший процесс съемки, не единожды просил Кубрика заменить Николсона (на роль рассматривали Роберта Де Ниро, Робина Уильямса и Джона Войта). Но режиссер был глух к мольбам: все кандидатуры, кроме Джека, по его мнению, были «недостаточно сумасшедшими». Писателя же возмущала изначальная психопатичность Николсона, слишком отвлекающая на себя внимание зрителя.

Стэнли Кубрик и Джек Николсон на съемочной площадке

Тем не менее, несмотря на все сложности и разногласия, сегодня «Сияние» и сцена с топором и заглядывающим в пролом Николсоном находятся в топах списков самых-самых хорроров всех времен. Кто-то скажет, что книга намного круче, или «Николсон, конечно, бесподобен!» (на самом деле нет, очень переигрывает). Но едва ли Кубрик в действительности снимал ужастик о «замке» с привидениями и сбрендившем писателе. Гораздо ближе и понятнее интерпретация о человеке, заглянувшем внутрь себя и увидевшем там нечто такое, чего лучше бы не видеть.

Here’s Johnny!

И тогда совсем неважно становится, похож ли фильм на книгу и на сколько процентов. Сила и масштаб работы Кубрика, безусловно, в том, что его «Сияние» стало абсолютно автономным произведением (а не экранизацией романа Кинга), во многом — отражением взгляда самого режиссера на вечные темы изолированности, одиночества в семье, человеческого фантазийного сознания и той грани, которую можно или переступить… или вовремя остановиться. Эти же вопросы будут обыграны значительно позднее, но еще более запутанно и изящно в последнем фильме режиссера «С широко закрытыми глазами».

Одно из видений Денни — мертвые девочки Грэйди в коридоре Оверлука

Атмосфера «Сияния» соткана, как диковинный ковер, из великолепных видов, кадров и образов. И здесь значительную роль сыграло мастерство Джона Олкотта — постоянного оператора Кубрика.

В заключении уместным будет вспомнить отзыв Стивена Кинга о работе режиссера: «Вероятно, люди любят этот фильм и им невдомек, почему я не люблю. Книга горяча, фильм же холоден». Да, «Сияние» — фильм предельно холодный, и холод его гипнотизирует и парализует зрителя, как дыхание Снежной Королевы.

Мертвая зона (The Dead Zone, реж. Д. Кроненберг, 1983 г.)

Если внимательно вчитаться в любое из произведений Кинга, приходит понимание, что самое страшное — это вовсе не автомобиль-убийца или священник-оборотень. Страшна сама действительность: удушающая глушь маленьких городов, с ее рядами домиков, за стенами которых изо дня в день живут простые люди, обыватели, каждый со своей пулей в голове — от непримиримой патриархальности до шизофреничного религиозного фанатизма, очевидно, приравненного Кингом к списку смертных грехов. Страшны и непредсказуемы повороты судьбы в жизни отдельно взятого человека: сегодня ты уважаемый гражданин, учитель, жених, а завтра… калека, проспавший в коме почти пять лет.

История, пересказанная Дэвидом Кроненбергом, — один из немногих примеров гармоничного слияния двух талантов (писательского и режиссерского), где второй, не отступив от первоисточника, еле уловимыми нюансами привнес что-то личное, очень глубокое, но свое. Хотя и здесь зловредный писатель вставлял деликатному канадцу палки в колеса, настаивая на Билле Мюррее в роли Джонни Смита. И все-таки правильно, что роль досталась Кристоферу Уокену. Он ведь, кажется, кожей врос в образ интеллигентного школьного учителя, открывшего в себе после несчастного случая уникальный дар — предвидеть будущее человека, обменявшись с ним легким рукопожатием и вставшим в итоге перед сложнейшим нравственным выбором в лучших традициях Достоевского.

Актерский состав ленты исключительно хорош: Брук Адамс, Том Скерритт и Мартин Шин в роли деспотичного злодея-политика. Почему-то запомнился Николас Кэмпбэлл в образе Фрэнка Додда, за честной и исполнительной миной которого скрывается жестокий серийный убийца Касл-Рока.

Зло в человеческом обличье, как это часто бывает у Кинга, получает по заслугам. Только вот интересно, как Николасу Кэмпбэллу было смотреть на себя со стороны в этом эпизоде?

Кстати, именно в «Мертвой зоне» вымышленный городок Касл-Рок замаячил впервые: в дальнейшем он появится практически отдельным действующим персонажем в таких произведениях, как «Останься со мной» (1986), «Куджо» (1983) и «Нужные вещи» (1993).

Куджо (Cujo, реж. Льюис Тиг, 1983 г.)

Ровесник «Мертвой зоны» «Куджо» — произведение не столь известного американского режиссера Льюиса Тига. Он, кстати, был выбран самим Кингом, поскольку последнему очень понравился фильм «Аллигатор» — ужастик с элементами сатиры 1980 года. В «Куджо», однако, зрителя ждет встреча не с гигантским ящером, а обыкновенным сенбернаром. Ну как обыкновенным: в картине Тига он, согласно роману, болен бешенством и выглядит, мягко говоря, не очень.

Те, кто читали роман, отметят минимальное отступление фильма от книги,
не считая финала: та же неспешность развития событий и их видимая
взаимосвязь — набирающий обороты разлад в семье Трентонов (на фоне
рефлексии главных героев) и прогрессирующее бешенство домашнего любимца
Кэмберов, сенбернара Куджо. Эта экранизация в числе любимых у Стивена
Кинга. Как все мы давно поняли, писателя не прельстишь широтой
размаха, театральностью и бутафорией — т.е. всем, чего
было в достатке у Кубрика. И в этом смысле «Куджо» скромен, сдержан и
максимально далек от типично голливудских постановок.

Тот же глухой Касл-Рок, то же замкнутое пространство — салон неисправного автомобиля Донны, в котором она вместе с сыном на протяжении двух суток подвергается атакам Куджо. Очень интересная деталь — в фильме рефлексирует и Куджо. По комментариям закадрового голоса становится понятно, насколько пес изможден, насколько измотан громкими шумами, ярким светом и преисполнен ненависти к женщине и ее ребенку. Ровно настолько, насколько измождены Вик — ревностью и сомнениями, Донна — чувством вины и раскаянием, а маленький Тэд —детскими страхами, навеянными плотоядными монстрами из шкафа.

Конечно, те зрители, кто действительно считают «Куджо» ужастиком о бешеном сенбернаре, «Бетховеным наоборот», скорее всего, смотрели фильм вполглаза или вовсе уснули во время просмотра. Вообще-то это довольно глубокая драма о кризисе среднего возраста, крахе семейных ценностей и иступленной борьбе за выживание, написанная Кингом в тяжелый для него период. Все это напряжение, минорное настроение и безысходность героев прекрасно переданы натуралистичной манерой съемки Тига и гармоничным актерским ансамблем (Ди Уоллес Стоун, Дэнни Пинтауро, Кристофер Стоун, Дэниэл Хью Келли).

Кошачий глаз (Cat's Eye, реж. Льюис Тиг, 1985 г.)

Еще одна история из детства — картина того же Льюиса Тига «Кошачий глаз». Она до сих пор кажется особенно наполненной и одновременно легкой. Ведь здесь найдется все: и мистический элемент, и триллер, и умопомрачительная сатира, и (для особенно наблюдательных) многочисленные отсылы к другим произведениям Кинга. Плюс связующее звено трех историй — как с рекламы полосатик-кот. Здесь, кстати, особенно на контрасте с предыдущей историей, чувствуется, насколько сам писатель кошатник-интроверт.

Не вдаваясь в пересказ частей ленты, хочется отметить в этом случае крайне удачную попытку связать три абсолютно разные истории. Многие критики выделили черную комедию «Корпорация „Бросайте Курить“» — за злободневность, довольно жесткую иронию (в этом смысле «Корпорация» не является типичным кинговским произведением) и блестящую игру Джеймса Вудса.

«Карниз» — остросюжетная, крайне напряженная часть картины, особенно, если вы боитесь высоты или считаете голубя птицей мира. Ну а мой фаворит, конечно, «Генерал». Новелла, специально дописанная Кингом для фильма и Дрю Бэрримор в частности, трогает эмоциональной связью маленькой Аманды и Генерала, спасающего девочку от злого тролля. Стопроцентная история из детства: вспомните, все мы когда-то лежали в темноте, зажмурившись под одеялом в ожидании Бабайки или вылезающей из стены Черной руки. И надрывно просили родителей купить нам котенка.

Обсуждать экранизации Стивена Кинга можно бесконечно долго. Возможно, альтернативная пятерка началась бы с такой удивительно светлой истории о взрослении, как «Останься со мной» (1986). Или же с детективной драмы «Долорес Клэйборн» (1995) — превосходном дуэте Кэти Бейтс и Дженифер Джейсон Ли. Также безусловного зрительского внимания заслуживают фильмы «Способный ученик», «Мизери», «Зеленая миля» и, возможно, лучшая история об оборотне — мистический триллер Дэниела Аттиаса «Серебряная пуля». Что ж, посмотрим, войдет ли «Темная башня» в категорию лучших.

Ждем в комментариях ваше видение топовых фильмов по произведениям Стивена Кинга.

73.42 дБ +

Комментарии

#

Что-то у меня после трейлера ожидания к экранизации темной башни заметно упали. Дело даже не в том, что вместо белого мужчины главного героя сделали черным и отмачивать шуточки про свою черномазую спутницу ему теперь не пристало. Игра стрелка должна была быть (по моему мнению, разумеется) постановочной, бюджет фильма не подразумевает вытягивание виртуозного обращения с пистолетом одной лишь компьютерной графикой (и это прекрасно видно по трейлеру). История хороша настолько, чтобы из нее уже можно было сделать полноценную кинокартину для широкого зрителя, а не только для фанатов творчества Стивена Кинга. Если не будет подобающей атмосферы (а фильмография режиссера к умению создать ее явно не располагает), то два актера никак не вытянут это действо.

P.S. Подборка интересная, я уж думал сейчас "Побег из Шоушенка" и "Зеленая миля" будут, хотя "Сияние" вошло бы и в такой топ :-)

- 53.01 дБ +
#

Для меня лучшие экранизации Кинга - это "Побег из Шоушенка" (странно, что о нем нет ни слова - он возглавляет, как топ IMDB, так и Kinopoisk - вряд ли автор материала его не видел) и "Зеленая миля". Оба фильма сняты Дарабонтом максимально близко к сюжету. А вот "Мгла" у него получилась слишком депрессивной из-за переделанного финала. Так же довольно точно был снят фильм "Буря столетия". Ну и хочу так же напомнить про "Оно", ремейк которого выходит в сентябре этого года.


Были и интересные телевизионные работы. Например, сериал по книге "Противостояние". Что же касается "Темной башни", то тут уже к трейлеру очень много вопросов - очевидно, что сценарий довольно далек от книги.

Есть и довольно много "проходных" фильмов - "Томминокеры", "Безнадега", "Ловец снов", "Бегущий человек", "Лангольеры", "Худеющий". ПРавда оговорюсь, что "Бегущего человека" можно смотреть, он довольно зрелищный - вот только рассказ Кинга тогда лучше не читать :)

- 63.42 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #
"Зеленая миля".
Оба фильма сняты Дарабонтом максимально близко к сюжету.

На мой взгляд ему не удалось (или он не захотел, или не уместился) передать катастрофу главного героя. Ну и в книге все-таки вторая сюжетная линия не ограничивается рассказом за чашкой кофе своей истории, а имеет некоторую осмысленность и параллели с основным сюжетом (который все-таки тоже отличается). Прочитал книгу и пересмотрел фильм несколько недель назад :-)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Разумеется отличия есть, но, на мой взгляд, они не исказили основной сути, они носят косметический характер. Что касается "катастрофы главного героя", то в любом фильме ее намного сложнее отразить, чем в книге. Книга оставляет простор для воображения читателя, а фильм ограничен существующим видеорядом зрителя. На мой взгляд фильм получился очень хорошим.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Фильм хорош и основная суть не искажена, полностью согласен! Но что касается "катастрофы главного героя", по фильму он рассказывает о том, что просто "пережил" своих коллег и друзей из-за полученного дара, что его дети выросли и встали взрослыми. По книге никто из его коллег не умер собственной смертью: кого-то забили в другом блоке тюрьмы заключенные, кто-то умер от продолжительной болезни и т.д. (о всех его сослуживцах рассказано). Никаких взрослых детей у него не было - всех троих пропилил на сквозь грузовик, когда они ехали на летний отдых, жена умерла у него на руках от потери крови. По фильму он оказался в "необычной" ситуации, получив божий дар и просто был пассажиром поезда под названием "жизнь". По книге он получил скорее проклятье, на протяжении которого терпел и терял, этот локомотив скорее стал называться "адом". Джон Коффи неоднократно мерещился ему уже после казни и он (Пол) терзал себя вопросами и не понимал, почему здоровяк спас кого-то другого (Мелинду Мурс), а не его семью. Вот эти события в книге занимают на самом деле очень немного места, но кардинально меняют отношение к главному герою. Дело не в каких-то нюансах, которые в книге описаны, но которые перенести на фильм сложно (и такое есть) - дело в принципиально разной трактовке. И хотя это действительно не искажает сути всей истории, я считаю, что книга в этом плане гораздо сильнее фильма.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Вы все верно пишете. Но надо понимать, что в Голивуде фильм с таким финалом провалился бы. Как, кстати, провалилась "Мгла", только там обратная ситуация - режиссер сделал финал еще более жестким, чем в книге.

Что касается "Зеленой мили", то я просто не сравниваю фильм и книгу по принципу "что лучше". И книга очень хорошая, и фильм получился отличный. Просто он более позитивный.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Кстати, бывают случаи, когда фильм сильно искажает книгу, но получается очень сильным, превратившись практически в самостоятельное произведение. Самый яркий пример этого - "Место встречи изменить нельзя", снятый по роману "Эра милосердия". Роман намного серьезнее, глубже и трагичнее фильма. В нем прописаны совсем иные характеры героев. Но харизма Высоцкого и мастерство Говорухинал позволили появиться самостоятельному произведению в виде фильма.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

«Для меня лучшие экранизации Кинга - это "Побег из Шоушенка" (странно, что о нем нет ни слова - он возглавляет, как топ IMDB, так и Kinopoisk - вряд ли автор материала его не видел) и "Зеленая миля"»

Почему странно? Мне оба этих фильма кажутся слишком попсовыми.

- 53.01 дБ +
#

С котейкой фильм не плохой...

- 50 дБ +
#

Предвижу возражения, но я лично ни одной захватывающей до глубины души экранизации Кинга не видел. Возможно потому, что я любитель жанра, и после прочтения первоисточника ожидал что на экране все будет по крайней мере не хуже, а видел что-то иное, либо загиб куда-то в сторону от исходной идеи, либо тяжелые ляпы, сводящие на нет все усилия режиссера. Отсебятина хороша, когда режиссер уровня Копполы, в остальных случаях гарантирован фейл. А часто так, посидели на лавочках, засняли кинцо, и разошлись, типа наличие надписи "по Кингу" обеспечит кассовые сборы, особо стараться не обязательно. Но по Д. Кунцу обычно еще неудачнее выходит, не знаю, почему. Кунц по моему много проще пишет, без сложных аллегорий.

Еще мне было всегда занимательно, почему некоторые вещи, активно используемые режиссерами фильмов ужасов, кажутся нам ужасными? Ну например в этой статье фото с двумя девочками в коридоре. Понятно, что по сюжету "Сияния" их тут не должно быть. Но картина по моему умиротворительная, а не ужасающая. Что в этом страшного? Ну, стоят дети и стоят, это же не Чужой там затаился! Но этот кадр с девочками/девочкой настолько расхожий, что встречается очень часто, даже попал на заставку одной кинокомпании, специализирующейся на киноужасах (название увы не вспомнил, но попадается часто). Еще бывает, одна девочка качается на качелях, другая стоит рядом. Аж передернуло, да?:)) И детская считалка за кадром в фоне. Тоже ужас еще тот.

- 50 дБ +

Возможно, вам стоит пересмотреть некоторые?

- 50 дБ +

Какие, к примеру?

- 50 дБ +

Упомянутые в материале.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katya_God #

У меня дурацкая способность, не очень нужная в жизни. Я хорошо запоминаю фильмы и книги. А вот имена и даты плохо. Лучше бы наоборот. "Сияние", "Мертвую зону", "Кошачий глаз" я достаточно хорошо помню. Пересматривать нет нужды. Нет, с точки зрения кинематографа они сняты на высоком уровне, и игра актеров замечательная. Но Стивен Кинг - это все же нечто большее, чем просто книга или сценарий. Его надо ощущать. Недаром он говорил, что написал две книги под коксом и вообще не помнит, о чем в них речь. На мой взгляд, они намного атмосфернее, чем все эти "фильмы ужасов". В "Мертвой зоне" герой эту мертвую зону ощущает, как что-то, нечто параллельное и пугающее, а в кино по моему он просто экстрасенс, типа тех, что на ТВ тусуются регулярно. Возможно, если попадется, пересмотрю, но по моему, ничего нового не увижу.

- 50 дБ +
#

У автора явно какие-то проблемы с кино конца 70-х и ранних 80-х! "Кладбище домашних животных" поинтереснее Кэрри будет, как и мини-сериал "Мешок с костями". Выше уже писали про "Побег из Шоушенка", "Зеленую милю"... "Куджо" вообще в топку! Книга написана реально на пределе эмоций, от нее просто исходит запах страха, а в фильме просто какой-то нездоровый пес слюнями брызжет. Из перечисленного истинный шедевр разве что "Сияние" с Никлсоном, остальное т.н. "фильмы категории "В"".

- 40 дБ +
⇡ в ответ @DmitriyD #

Мне тоже кажется, что тогда лучше снимали. Последняя "Кэрри", которая "Телекинез", 2013 года, по моему много слабее старой ленты. Не то чтобы супермодель и красавица Хлоя Грейс Морец сыграла плохо. Она по своему старалась. Но получилось пойло про супер-девицу, каких много. Ничем не зацепило.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @DmitriyD #

«Ждем в комментариях ваше видение топовых фильмов по произведениям Стивена Кинга»

Спасибо за ваше авторитетное мнение :)

- 53.01 дБ +
#

ммм, стесняюсь спросить, а фильм комната 1408 (вроде) с кьюсаком в главной роли, не по кингу снята? почему то думал, что по произведению с. кинга... шикарный психологический ужастик, имхо. а так, конечно же, побег из шоушенка!

книги читал некоторые (какие то не мог расчитать, все-таки кинг не простой писатель - нудный в начале) ), ни одну не сравнить с экранизацией! кино не передает психологические моменты - так, картинка красивая) спс холивуду...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @kor4aginap #

По Кингу, конечно https://ru.wikipedia.org/wiki/1408_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.