Экспериментальная акустика: контрапертура на 8-дюймовых динамиках

Экспериментальная акустика: контрапертура на 8-дюймовых динамиках

Полочная контрапертурная акустическая система на динамиках 8 дюймов. Эксперимент!

Всем привет.

Закончил проект экспериментальных акустических систем, компоновка контрапертура (омниполярные), то есть все направленные. Итак задача была следующей:

1. полочная акустика

2. двухполоска

3. широкополосный динамик 8 дюймов + вч динамик

4. контрапертура

5. внешний вид — стимпанк

6. объёмное звучание

7. желательно ровное АЧХ, но не обязательно на данном этапе

8. чтобы помещалась на стойке

В итоге в интернете ни чего не нашёл хотя бы близко похожее на заявленные параметры, что не удивительно. Уж очень не обычные требования. Пришлось придумывать свою конструкцию, разделять один объём на две части и соединять их каналом (трансмиссионная линия) а более точную настройку производить фазоинвертором во втором объёме, между ними отражатель для СНЧ-ВЧ. Широкополосной динамик 8 дюймов выбрал Асалаб (как оказалось не самый лучший вариант) Ш-2000. Вч-динамик VISATON G20SC (шикарный динамик, ну не худший это точно) до 20 кГц играет спокойно и судя по графикам и до 30кГц доходит. В качестве фильтра только один конденсатор на вч-динамик. Скажу сразу получилось реализовать не все задумки, но обо всём по порядку.

Распускаю материал погружной пилой.

Монтирую заготовки в сборки и подготавливаю к склейке.

Произвожу склейку сборки в готовый корпус.

Далее проектирую внешний вид и внутренние устройство колонки. Внутренний объём корпуса должен быть 28 литров, конечный результат получился 27,5литра.

Фрезерую детали для туннеля.

Склеиваю туннель в единую конструкцию.

Перехожу к склейке цилиндра, он создаёт дополнительный объём и выполняет декоративные функции.

Оклеиваю шпонам «Американского ореха» корпуса.

Далее покраска эмалью и покрытие лаком.

Детали корпусов готовы к сборке.

Собираем всё до конца и смотрим на результат.

По результатам измерений становится ясно, что АЧХ далека от идеала, что подтвердило прослушивание.

Выводы:

1 Провал на середине обусловлен не развитым отражателем и дефектами широкополосного динамика Асалаб. В целом приводит к окраске в звучании.

2 Подъем на 600 герц по тем же причинам, переделка динамика и отражателя скорей всего исправит данную ситуацию. Окраска тоже имеется.

3 Не равномерность АЧХ в низко частотном диапазоне исправима за счет более точного настройки фазоинвертора и переделки канала, связывающий два корпуса.

4 Объёмность звучания в не конкуренции, локальность образа в стерео панораме сильно зависит от расположения акустических систем относительно стен. Чем дальше тем лучше.

5 Звуковое давление сильно падает с ростом расстояния от колонок до слушателя, колонки ближнего поля. Зона комфортного прослушивания начинается прямо от колонок и далее.

6 Объективные замеры показали спад на высоких частотах, но субъективно спада не ощущается. Видимо наши уши воспринимают окружающее звучание в том числе от стен, а микрофон фиксирует направленное излучение. Из за не эффективного отражения на прямой оси происходит спад на вч. На ощущения ни как не влияет. Во общем можно сказать так, если бы не окраска звука в районе 600 и 2500 герц звучание можно назвать большим и детальным. Но звук от таких систем сильно зависит от помещения. Объёмность и натуральность звука гарантирована в любом случае, расстояние от стен влияет только на локализацию образов в пространстве.

Итог: Потенциал системы весьма высокий, но доработок тоже много. Но это будет реализовано уже в других проектах. Забегая в перёд скажу, что широкополосный динамик я уже переделал, результат обнадёживает, хоть и всех недостатков убрать не удалось. Но об этом в следующий раз.

Всё The-end.

75.05 дБ +

Комментарии

#

Здорово! Вы уже в который раз доказываете, что можете делать красивый корпуса. А вот по акустике все те же вопросы... Зачем делать красивую вещь, которую будете использовать в качестве акустики не зная как она будет звучать? Я, помню, делал несколько вариантов в черновых корпусах, тщательно подбирая размеры и нюансы конструкции корпуса, чтобы потом получить в чистовике наилучший звук... Ну нельзя же вот так взять динамики, которые просто понравились, и пытаться их просто соединить в едином корпусе...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #
Ну нельзя же вот так взять динамики, которые просто понравились, и пытаться их просто соединить в едином корпусе.

Сложно глубоко погружаться сразу во все аспекты, а знающие люди не всегда готовы прийти на помощь ;-) Поэтому да, можно.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Задумка была без особой претензии, важно было объёмного звука добиться, а потом уже проблемы с ачх возникли. Переделка потребовалась бы кардинальная, на это времени уже не было, решил остановится на том что есть. Работу над ошибками сейчас потихоньку делаю, динамик переделал, отражатель двойной конус большой площади и т.д.. А динамик не то, что понравилось но то, что нужно, а именно широкополосник 8 дюймов. Что то дорогое и очень хорошее брать будет слишком жирно, решил доработать этот динамик, получилось не очень, вторая попытка оказалась более удачной. Но я его уже для другого проекта использую, новый вариант контрапертуры на более мелком динамике сделаю. Меньше вес подвижки, меньше проблем. В целом проект считаю удавшимся процентов на 60-65% от того что хотел.

- 56.02 дБ +
#

На кофеварку похоже. Так и не понял, что привело к решению сделать корпус такой формы.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Системы специально создавались для использования на стойке, то есть полочники, но высота у них 1100мм ни в какую полку они не войдут. Динамики Асалэб Ш2000 8 дюймов, 220мм посадочное и вч динамик VISATON G20SC, из фильтра только конденсатор на вч.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @kirasrus #

Один объём корпуса разделил на две части по причине не возможности разместить такую колонку на стойке. Что её стоя слушать? Надо было динамик ниже опустить, если речь идёт о монополи, то всё понятно, вниз динамик перемещаешь и всё. А как это же сделать с контрапертурой? Решение простое разделить на две части, что бы сохранить объём и соединяющий канал тоже участвует в создания объёма. Надеюсь смысл понятен.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @kirasrus #
Что её стоя слушать?

Конечно. Сделайте уменьшенную копию для фоновой озвучки с размещением "где угодно и как попало". Качественных решений на рынке не много и все крутятся вокруг массива головок по кругу. Традиционной системе для вдумчивого прослушивания конкуренцию составить все равно не получится в этом формате, а вот для компакта недостатки можно превратить в преимущества.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Так на кой черт мне это сдалось, я поставил себе задачу и я её решил таким способом. Что существует на рынке меня не интересует! Мне интересен сам процесс, надеюсь это понятно?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @kirasrus #

Ага, процесс ради процесса.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Ну да, процесс самообучения в этом присутствует, мне нравится создавать то чего раньше не было.

Вот и здесь я задался вопросом, почему этого раньше ни кто не делал? Оказалось сложная задача, вот и не делали или в голову ни кому не пришло. Как я и сказал эксперимент.

- 57.78 дБ +
#

К стати, ещё наблюдение из жизни, чем больше помещение тем больше надо увеличивать отдачу на высоких частотах. рассеивание сч и вч диапазона очень велико. На других колонках в большом помещении, пришлось резистор перепаивать на меньший номинал. В маленьком помещении баланс смещается к высоким частотам, отражение от стен.

- 50 дБ +
#

Вауч! Очень круто и интересно! Дизайн "разрубленный пенек" это на любителя, но не останавливайтесь на достигнутом, работу проводите серьезную, улучшайте результат.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.