Павел Санаев: «Если ты получаешь удовольствие от того, как убиваешь время, то ты не убиваешь время»

Павел Санаев: «Если ты получаешь удовольствие от того, как убиваешь время, то ты не убиваешь время»

Павел Санаев большинству из нас знаком как писатель («Похороните меня за плинтусом») и кинорежиссер («На игре», «Нулевой километр»). Однако у Павла есть и другая сторона жизни — он аудиофил, собиратель винтажной аппаратуры и страстный меломан. Как он дошел до всего этого, собрал большую фонотеку и почему начал писать на своем сайте об аудиотехнике, мы и поговорили.

— Многие знают тебя как талантливого писателя, сценариста и режиссера, однако далеко не всем известно о твоем страстном увлечении тяжелым роком и винтажной Hi-Fi аппаратурой. Как случилось, что ты этим заинтересовался?

— Интересовался я этим с восьмого класса, но до 2007 года был не очень требовательным к аппаратуре. У меня был простой музыкальный центр, звучание которого долгое время меня устраивало. В 2007 году, приступив к работе над фильмом «На игре», я понимал, что меня ждет очень трудный этап — полтора года работы по 16-18 часов в день с регулярными недосыпами. Я понимал, что мне нужна какая-то энергетическая «подпитка» и купил себе первый в жизни комплект относительно приличной аппаратуры от компании Aleks. Колонки id570 Amati, которые стояли у меня долгое время, я по сей день считаю лучшей бюджетной акустикой, если не рассматривать винтаж.

В 2011 году я случайно купил деку Nakamichi, услышал, как вкусно звучит аналоговый звук по сравнению с привычной «цифрой», заинтересовался винилом и понеслось. На тот момент я даже не предполагал, что за этим последуют несколько лет непрерывных поисков, посещений различных выставок, прослушиваний многочисленных салонных и домашних сетапов и, конечно, попыток во всем этом разобраться. Безусловно, для человека, знающего цену времени, я потратил много часов странным образом, но мне было интересно. В этом смысле про меня хорошо говорит голландская поговорка: «Если ты получаешь удовольствие от того, как убиваешь время, то ты не убиваешь время».


— Какое место музыка занимает в твоем творчестве? Правда ли, что ты иногда работаешь под музыку?

— В моей жизни часто бывают дни, когда музыка не выключается по несколько часов подряд. Например, есть механическая работа, предположим, править текст. Удивительным образом музыка помогает в сценарной работе. Писать становится легче, появляется дополнительный драйв. А вот литературная работа требует абсолютного сосредоточения, и тогда меня лучше не беспокоить — никакой музыки, никаких звонков, никакого шума.



— Что в наибольшей степени оказало влияние на формирование твоих музыкальных предпочтений?

— До восьмого класса у меня было несколько записанных у приятелей кассет The Beatles и кассета Adriano Celentano — вот и вся фонотека. В 1983 году наш школьный двоечник и хулиган принес кассету группы KISS, я выпросил послушать. Альбомом «Alive II» я был потрясен: оказалось, что эта музыка адресована напрямую к моей нервной системе. Чуть позже другой школьный товарищ познакомил меня с творчеством Iron Maiden, и вот тут я уже окончательно «приехал».

Понимаешь, кому-то нужно умиротворение и вдохновение от классики, кто-то получает кайф от джаза, для меня же благотворнее всего именно роковая энергетическая подпитка. Поэтому, когда мне иногда говорят, что я ничего не понимаю и, дай бог, когда-нибудь дорасту до джаза, я улыбаюсь. Мне почти сорок восемь, сколько расти? Откровенно говоря, джаз для меня очень скучен. Под настроение я могу послушать некоторых исполнителей: Трио Оскара Петерсона, Сонни Роллинза, Дюка Эллингтона, но это знаешь… Да простят меня любители джаза — как лимончелло после еды, чтобы освежить рецепторы. Одна джазовая запись после пятидесяти роковых, а потом снова рок.

Также у меня был большой период увлечения классикой, когда друг-музыкант давал мне слушать различные пластинки известных композиторов. Некоторые классические вещи мне очень нравятся до сих пор, например, все скрипичные сонаты Бетховена. Но я не могу сказать, что у меня есть регулярная потребность это слушать. Драйв и необходимую энергию мне дает только рок-музыка, начиная с прогрессивного рока 70-х, заканчивая тяжелым металлом конца 80-х, и очень небольшим количеством современных групп.

В 80-е годы кассеты стоили дорого, каждая запись была на вес золота, и огромный пласт музыки в то время прошел мимо меня. Сейчас я его с огромным удовольствие для себя открыл. Мое основное внимание привлек период с конца 60-х по 73-й год, когда образовалось безумное количество рок-групп, которые, увы, снес нефтяной кризис, вызвавший сильное подорожание винила. В итоге остались только те, кто реально приносил деньги, те, что у всех на слуху: Black Sabbath, Deep Purple. А огромное число команд распалось, хотя среди них были десятки очень интересных коллективов, например, Skin Alley, Catapillar, Warhorse, Hurdy Gurdy.


Премьера фильма «На игре»


— А как развивались твои взаимоотношения с техникой? Когда ты почувствовал, что тебе хочется от аппаратуры чего-то большего?

— Как я уже говорил, начиная работать над фильмом «На игре» я приобрел стереокомплект в российской компании Aleks. В то время всю мою фонотеку составляли компакт-диски, я и не предполагал, что музыка может звучать как-то иначе — вроде все на месте, вроде играет. Но несколько лет спустя случайно открылось, что все может быть абсолютно иначе!

Как-то раз, убирая комнату, я нашел у себя в ящике старые кассеты и подумал, что выбрасывать мне их не хочется, а слушать не на чем. Исходя из этих соображений, я решил приобрести какую-нибудь простенькую кассетную деку, которую планировал слушать от случая к случаю где-нибудь на даче. В итоге приобрел Nakamichi LX5, стоившую втрое больше, чем я собирался потратить на кассетник. Я услышал заметную разницу между звучанием кассеты и компакт-диска. Самым большим впечатлением стало то, что звук с кассетной деки будто бы вливался в мои уши, а не «вколачивался», как это происходило при прослушивании обычных CD.

Начав узнавать больше про Nakamichi, я заинтересовался аналоговым звуком, а через некоторое время с помощью одного знающего человека собрал себе приличный виниловый тракт. Ну а дальше захотелось выжать из системы максимум. Самое сложное было подобрать акустику: выяснилось, что современные производители не способны предложить ничего, что меня хоть сколько-нибудь устраивало бы по звучанию вплоть до цены в 25 тысяч евро. В общей сложности я переслушал не менее пятидесяти пар различных акустических систем, пока не остановил свой выбор на большой напольной акустике Diatone DS-5000.



— Пользуясь случаем, хочу задать немного личный вопрос. Сейчас в сети много интерьерных фотографий известных персон 70–80-х, которые, возможно, совсем не планировали рассказывать о своих домашних системах, но по сохранившимся фотографиям мы можем сложить некоторое представление об их вкусах к аппаратуре. Так, например, на фотографии знаменитого артиста Андрея Миронова, хорошо виден комплект из техники Sansui. Каким системам отдавала предпочтение московская богема 70–80-х?

— Мы редко бывали в гостях, где можно было встретить такую технику. Для творческой интеллигенции, с которой общалась моя семья, покупка чего-то подобного оставалась за гранью реальности. Могу лишь припомнить, что был такой кинодраматург Леонид Белокуров, у которого дома стоял комплект Grundig. И у режиссера Леонида Марягина, сын которого как раз познакомил меня с творчеством Iron Maiden, была высококлассная система отечественного производства с большими колонками типа Электроника АС. Система Марягина, кстати, звучала интереснее всего, что я слышал в детстве. Позже, когда я уже общался с ребятами, превратившими запись кассет в свой бизнес, слушать приходилось только среднеразмерные музыкальные центры и двухкассетники. Между собой мы с придыханием говорили, что у такого-то спекулянта была кассетная дека Akai с «частоткой 20-20», но нам такие вещи были недоступны. Чтобы записать несколько пластинок на этом Akai, мы везли их через всю Москву. По тем временам это были мои лучшие записи.


— А как супруга относится к твоему увлечению аудиотехникой?

— В этом отношении она руководствуется принципом «понять и простить». Она не любительница музыки, но благосклонно относится к моему увлечению, за что я ей искренне благодарен.


— Поскольку большей части нашей аудитории ты известен как человек, связанный с кинематографом, следующий вопрос назрел сам собой. Есть ли у тебя дома домашний кинотеатр и если да, то из каких компонентов он состоит?

— Нет и даже не планирую его заводить. Более того, моя супруга уже не первый год мягко намекает мне на то, что было бы неплохо избавиться и от телевизора, который мы не включали последние 5 лет. Все-таки кино мы привыкли смотреть в обычном кинотеатре просто потому, что куда-то пойти гораздо приятней, чем смотреть кино дома.



— Тогда расскажи о своем нынешнем аудиотракте. К чему удалось прийти и насколько ты доволен полученным результатом?

— Мой тракт — яркий пример того, как за вменяемые деньги можно собрать крутую систему, готовую отыграть практически любую музыку. Главный акцент, конечно, делался на тяжелый рок, поэтому в системе есть обусловленные этим нюансы — например, выбор головки звукоснимателя, усиление, да и сама акустика. Для классики, например, я бы собирал совершенно другой сетап.

Можно заставить звучать мою систему еще лучше, но я сторонник радикально-прорывных улучшений, а не микроскопических прибавок. Если уж улучшать, то всерьез, и в моем случае это может быть только установка активного четырехполосного кроссовера с четырьмя усилителями на каждую полосу и выбор катушечного магнитофона в качестве источника. Вот это бы я сделал со временем. А на танцы с бубнами, вроде бесконечного перебора головок звукоснимателей и кабелей, смешно тратить время и деньги. На данный момент меня все устраивает.

Как я уже упоминал, при выборе акустических систем я остановился на Diatone DS-5000. Все кабели за исключением силовых у меня мастеровые. Межблочные кабели — медная моножила, акустический — литцендрат. Силовые кабели — «Чернов Аудио». Для подключения цифрового источника я использую кабель с небольшим добавлением серебра.

Проигрыватель пластинок — мастеровой, созданный на базе Dual специально под легкий, одноопорный тонарм Mayware Formula 4 с ММ головкой ADC XLM MK2 Improved. У нее абсолютно натуральное звучание для той музыки, которую я слушаю. Эта головка дает тот же тональный баланс и детализацию, что и мастер-лента. Для пластинок, которые выходили после середины 80-х, головка MC была бы лучше, но таких пластинок у меня всего около тридцати. Фонокорректор также авторский, собранный на винтажных американских лампах Sylvania 12ax7wa. Предварительный усилитель — Audio Research SP-3 на таких же лампах. В качестве источника цифрового сигнала и по совместительству цифроаналогового преобразователя для прослушивания CD не вижу альтернатив студийному рекордеру Tascam DA-3000. Может быть, есть что-то лучше, но цифровой тракт меня не сильно интересует — для нескольких десятков записей, которых не существует в аналоге, Таскама хватает за глаза.



Для усиления я использую лампово-транзисторный биампинг. На средние и высокие частоты работает отечественный двухтактный усилитель Solo, собранный по схеме Сергея Глазунова на саратовских лампах КТ-66. Ну а с нижними частотами справляется транзисторный Sansui. К этой схеме я пришел, перепробовав много различных усилителей, включая очень мощные Technics SE-A-100 и «Антрацит» Разина и Мусатова. Ну, и один из самых главных компонентов — это, конечно, кассетная дека Nakamichi 1000 Tri Tracer, которую я последнее время слушаю чаще, чем пластинки.


— И все-таки, планируешь ли ты какие-либо изменения в своем акустическом тракте? Каким тебе видится его дальнейшее развитие?

— Теперь только активная система! Активный четырехполосный кроссовер и четыре усилителя — по одному на каждую полосу. Виниловый проигрыватель TW Acustic с тонармом Moerch. Катушечник. Также хочу сделать полную профилактику моему предварительному усилителю Audio Research SP3 1972 года выпуска. Его можно отправить в США прямо в компанию-изготовитель, и они полностью его обновят. Своими колонками я вполне доволен, хотя интересно было бы послушать Diatone DS-9000.


— Не боишься ли попасть в бесконечный аудиофильский круговорот техники?

— Никакого круговорота. В существующей системе я не хочу менять ни единого проводка — в ней все устоялось. Даже замена как бы не самого крутого силового кабеля на более крутой делает звук не лучше, а хуже — появляется неприятная долбежка. Все находится в равновесии. Переход к активной аналоговой системе — это не «круговорот», а выход в абсолютный космос. Улучшение на порядок. Я знаю, как это сделать, но по стоимости это тоже космос и нужно совершенно другое помещение. До тех пор, пока не будет соответствующих финансовых и жилищных возможностей, не вижу смысла даже размышлять в эту сторону.

На самом деле очень важно вовремя остановиться. Постоянный обмен шила на мыло у многих людей становится похож на психоз при полном отсутствии значительного результата. Неслучайно, когда мне предлагают послушать тот или иной кабель, я всегда вежливо отказываюсь, поскольку глобально это ничего не изменит. А вот замена проводки в тонарме когда-то повиляла прилично, но это неудивительно — представляете, что стало с тоненькими проводами за четыре десятка лет? Тонарм-то середины 70-х.


— Твоя система оставляет очень приятное визуальное впечатление. Насколько для тебя важен внешний вид компонентов?

— Он совсем для меня не критичен, если взглянуть на мой сетап, то все компоненты по большому счету смотрятся совершенно по-разному, а дека Nakamichi вообще похожа на большой сундук. Супруга, увидев приобретенные мной колонки, заявила, что они напоминают ей два холодильника. Я ответил: «Скажи спасибо, что не JBL, у которых фронтальная панель синего цвета. У тебя вообще случился бы интерьерный шок». На самом деле, мне кажется, что винтажные компоненты, собранные вместе, всегда смотрятся красиво. Самый большой недостаток моего сетапа — это самодельная стойка, но я совсем недавно закончил экспериментировать с усилением, а до того система все время трансформировалась. В будущем я планирую заказать стойку по собственному чертежу с обязательным столиком для проигрывателя винила и тумбой под катушечный магнитофон.



— Собирая свой сетап, в какой момент ты понял, что попал в точку?

— Поскольку я слушаю рок-музыку, для оценки качества стереофонического тракта я использую хорошее знание того, как должна звучать электрогитара. Я много слушал звучание электрогитар из ламповых комбо и знаю, что этот инструмент должен звучать тепло, объемно, плотно и осязаемо, а не как визжащий и скрежещущий слесарный инструмент, с которым его так любили сравнивать советские критики. Подбирая компоненты для своей домашней системы, я в первую очередь стремился добиться качественного звучания именно этого инструмента и, мне кажется, вполне этого достиг. Отдельное спасибо диатоновскому мидбасу на тканевом подвесе и среднечастотнику с куполом из титан-бора.


— У тебя есть набор записей, по которым ты тестируешь технику?

— Референсные записи, безусловно, должны отражать ту музыку, которую человек слушает. Если бы я слушал джаз, то ориентировался бы на живые акустические инструменты — саксофон, контрабас и т.д. В моем же случае это Iron Maiden «Strange World», Judas Priest «Beyond The Realms of Death», Deep Purple «Child in Time» в концертном исполнении, Pink Floyd «Shine on you Crazy Diamond» и Black Sabbath «Air Dance». Каждая вещь имеет свои инструментальные особенности, по которым я тестирую определенные параметры воспроизведения.


— Как ты относишься к теме создания универсального тракта, способного воспроизводить музыку разных жанров? Такое, на твой взгляд, вообще, возможно?

— Думаю, это невозможно. Допускаю, что тракт может быть более или менее универсальным, например, одно играет очень хорошо, а другое — вполне прилично, но хуже, чем это может быть сыграно на другой системе. Если бы я слушал классику, у меня был бы совершенно другой сетап — другой тонарм, другая головка, фонокрректор, акустика. При этом тракт, который бы идеально сыграл классику, мог бы совершенно ужасно играть рок. Кстати, я такие тракты несколько раз слушал. Поэтому, выстраивая систему, нужно быть готовым к тому, что какие-то музыкальные направления всегда будут звучать чуть хуже других.


— Насколько я помню, у тебя был активный период «борьбы с природой», когда ты занимался акустическим оформлением своей комнаты. Что тебя не устраивало и доволен ли ты в итоге полученным результатом?

— Как ты знаешь, я люблю крупную акустику, которая не слишком благоволит к небольшим помещениям. Столкнувшись с многочисленными резонансами, гудящими басами и прочими прелестями неподготовленной для прослушивания комнаты, я поставил шесть угловых, басовых ловушек. В итоге мне удалось добиться удивительного эффекта, при котором музыка заполняла собой все пространство. На сегодняшний день я не могу назвать акустическое оформление моей комнаты совершенным, однако вешать на стены дополнительные панели желания нет. Хочется все-таки жить в комнате, а не в звуковой студии. При этом, если ты обратил внимание, у меня стоят не классические басовые ловушки, а дифлекторы, которые что-то поглощают, а что-то отражают.


— Будучи приверженцем аналоговых источников, как ты относишься к усиливающейся роли цифровых носителей и источников сигнала?

— Это нормально. Сегодняшняя цифровая запись уже приближается к хорошим аналоговым образцам. У меня, например, была пластинка Leslie West 2015 года — она прекрасно записана в цифре. Проблема цифры существует, главным образом, для тех записей, которые в свое время были сделаны в аналоге.

Огромный пласт музыки, записанной на аналоговом оборудовании в 60–70–80-е годы, был переведен в цифру очень плохо. Главным образом это было обусловлено тем, что с помощью первого и очень несовершенного цифрового рекордера Sony оцифровывали с лент готовый мастеринг, чтобы потом записать его на компакт-диск, который, в свою очередь, сам по себе имеет ряд недостатков и ограничений (включая небольшой объем, вследствие чего теряется значительная часть информации). Поскольку 90% моей фонотеки относится к этому временному периоду, вопрос о цифровом тракте для меня закрыт, ведь никакая цифра не в силах конкурировать с аналоговой записью элементарно в силу отсутствия качественных цифровых записей.

И когда мне говорят, что я не слышал какого-то расчудесного ЦАПа, я отвечаю, что провел достаточно много времени, слушая самые лучшие ЦАПы от MSB только для того, чтобы лишний раз убедиться в том, что ни один из них не может сравниться с хорошим аналоговым проигрывателем пластинок. И дело не в качестве сетапа, а в том, что от плохой фонограммы попросту невозможно добиться хорошего звука. Именно поэтому для старых записей аналог, безусловно, лучше, что я всегда могу наглядно продемонстрировать.

Из этого правила есть, конечно, исключения. Например, сейчас выпустили HD-Tracks группы Queen, для которых оцифровали с мастер-лент каждый отдельный инструмент и заново пересвели. Эти цифровые записи звучат лучше пластинок, но таких примеров немного. Еще один интересный момент, хотим мы того или нет — при прослушивании цифры значительно быстрее наступает эмоциональное утомление. Есть несколько теорий, пытающихся объяснить этот феномен, и я лишь могу подтвердить его наличие, поскольку слушать цифровой звук, вне зависимости от качества тракта, больше полутора часов не в состоянии. А звук с аналогового источника могу слушать хоть сутки.


— Правильно ли я понимаю, что винил еще какое-то время будет востребован?

— Давай разделим реальную необходимость слушать в аналоге записи 60–80-х и модное нынче увлечение новодельными пластинками, которые звучат идентично компакт дискам.

Мне кажется, что сегодняшнее увлечение винилом носит в значительной степени тактильные причины. В век невидимых цифровых файлов людям хочется иметь возможность подержать в руках свою музыку, и пластинка в этом смысле выигрышнее, чем компакт диск. А оригинальный винил будет иметь свою цену всегда — и коллекционную, и аудиофильскую. Никакой цифровой источник не даст возможность услышать тот самый Led Zeppelin или Black Sabbath. Правильный звук остался только на виниле или на мастер ленте. С катушечниками, кстати, ситуация более грустная, чем с проигрывателями. Хороший современный проигрыватель купить можно, а вот катушечных устройств такого уровня как в 70–80-е годы больше не выпускают — их надо беречь.


— Используешь ли ты какие-либо аксессуары для ухода за винилом — антистатические конверты, моющие машинки?

— Машинка, конечно, нужна, но я пока обхожусь баллончиком с жидкостью для удаления пятен на тот случай, если пальцем случайно касаюсь пластинки. А мою пластинки в Галерее Винила Вадима Малахова на Лесной улице. Конверты у меня, разумеется, есть — каждую новую пластинку я после мойки обязательно убираю в чистый конверт. Ну, а щеточка, думаю, есть у каждого виниловода.



— У тебя есть какие-нибудь любимые головки, которые ты мог бы порекомендовать для проигрывателя виниловых дисков?

— Конечно! Из ММ головок это прежде всего ADC XLM MKII, Empire 4000, а из МС — Ortofon MC20, Lyra Etna и Ikeda SAI. «Лира» по тональному балансу очень близка к моей ADC, но более детальная и энергичная. Кстати, это не всегда хорошо: на многих записях, особенно 70-х, излишняя детальность разрушает целостность восприятия, расщепляя музыку на отдельные звуки. Ну невозможно слушать с МС-головкой Grand Funk! А вот для дисков, выпускавшихся с середины 80-х, когда дорожки стали плотнее располагаться друг к другу, преимущества MC-голов очевидны. Кстати, несколько своих самых любимых пластинок, относящихся к этому периоду, я записал на Nakamichi с винилового тракта, оснащенного тонармом Tri-Planar и головкой Lyra Etna. Звучат эти записи фантастически — заметно лучше, чем воспроизводит с пластинки мой собственный виниловый тракт. Ikeda SAI идеально подходит для классики — для этого направления музыки я лучше ничего не слышал.


— У тебя большая коллекция пластинок? Какие из них самые любимые и какая твоя самая любимая музыкальная композиция?

— На сегодняшний день их примерно три с половиной сотни. И еще приблизительно столько же альбомов записано на кассеты с пластинок и катушечных мастер-лент. Я беру в фонотеку только то, что мне очень нравится, что хочется слушать неоднократно. Честное слово, не понимаю людей, имеющих в фонотеке несколько тысяч альбомов. В году 365 дней. Даже если слушать по десять пластинок ежедневно, на что нужно много свободного времени, то владелец всего трех с половиной тысяч пластинок послушает каждую из них один раз в год!

Я меломан, а не коллекционер и не согласен слушать свои любимые альбомы так редко. Поэтому принцип составления моей фонотеки — только самые лучшие альбомы любимых жанров: тяжелый рок, блюз рок, арт-рок, про-рок, хэви- метал. Есть группы, у которых на большинстве альбомов всего до двух-трех хороших композиций, например, Whitesnake. Из таких композиций я делал на кассеты сборники. А самые любимые композиции, пожалуй, Led Zeppelin «Since I've Been Loving you», Pink Floyd «Shine on you Crazy Diamond» и Uriah Heep «Salisbury».


— Приходилось ли тебе сталкиваться с мнением, что музыка, записанная с CD на кассету, раскрывается в гораздо большей степени и звучит куда более эмоционально, нежели если она просто воспроизводится на проигрывателе CD?

— Да, это действительно так, и тому есть объяснение: пленка сглаживает цифровые артефакты, и запись звучит более аналогово. У меня есть некоторое количество цифровых альбомов, записанных на кассеты, чтобы облагородить звучание. Я даже подобрал кассеты, которые делают это наилучшим образом: хромовые Maxell XIIL-S. Но все-таки знаешь, гонять на Nakamichi записи с цифры — это все равно, что ездить за хлебом на коллекционном Ferrari. Такая роскошь только для избранных альбомов, которые того достойны. Последний Iron Maiden «The Book of Souls», например.



— Насколько мне известно, ты решил изложить свои наблюдения и опыт прослушивания различной техники широкой аудитории в виде цикла статей на своем сайте hiendmusic.ru. Зачем тебе это нужно и как складываются на этом поприще твои взаимоотношения с довольно консервативным Hi-Fi сообществом?

— Понимаешь, писать статьи и профессионально заниматься аудиотехникой – это совершенно разные вещи. Я неоднократно сталкивался с тем, что многие авторитетные, во всяком случае для меня, персоналии мира Hi-Fi попросту не в состоянии сформулировать свои мысли на бумаге и написать хотя бы небольшой связанный текст. Поскольку профессиональная работа сценариста и режиссера требует организации материала в структуру, то мне в силу профессии гораздо проще представить все накопленные знания в виде органичной и понятной системы.

В какой-то момент наблюдений и впечатлений стало так много, что мне захотелось поделиться ими с как можно более широкой аудиторией. Я много раз сталкивался с тем, что начинающие любители качественного звука, желающие собрать хорошую систему, заходят на различные форумы и не получают никакого дельного совета. Разные люди с разными взглядами советуют диаметрально противоположные вещи, после чего, как правило, начинают выяснять отношения между собой, забывая о том, кто задал вопрос. Когда все дают разнонаправленные советы, при том, что у вопрошающего нет возможности переслушать всю упомянутую технику, получается полный раздрай. Я же стараюсь писать свои статьи так, чтобы ознакомившись с ними, любой человек мог получить хороший звук гарантированно, не повторяя чужих ошибок, не теряя время и не рискуя деньгами.

Что касается моих взаимоотношений с консервативной частью Hi-Fi сообщества, то, конечно, многие люди относятся к моим публикациям очень ревностно — ищут в них малейшую зацепку, чтобы подвергнуть нападкам все суждения скопом. Типа: ты вообще кто такой, чтобы учить, сколько акустики за свою жизнь разобрал и собрал? Да, в том, что я пишу, иногда встречаются неточности, и я всегда благодарен, когда мне показывают, где я неправ. Но все свои статьи я писал не от фонаря. За каждым текстом стоит общение с более опытными людьми, от которых я что-то узнавал, пробы и ошибки, и обязательно результат, который вызывал прилив аудиофильского счастья. Весь мой четырехлетний опыт и все, что мне удалось узнать от более опытных аудиофилов, я выложил в свободный доступ, чтобы помочь начинающим системно разобраться в многообразии аппаратуры и определиться со своим выбором.


— Планируешь ли ты и дальше заниматься популяризацией своего опыта?

— Знаешь, каждая моя статья отражала или улучшения в моей собственной системе или впечатления от прослушивания хороших сетапов у других. Сейчас моя система уперлась в потолок, выше которого только переход к активному кроссоверу. Когда-нибудь я такую систему построю и тогда обязательно напишу про это. А сейчас скажу так: если на моем сайте нет какой-то информации, то значит, для строительства хорошей системы эта информация не нужна. Там описано абсолютно все, что нужно знать про аудиотехнику на уровне пользователя, а писать об этом лишь бы писать не вижу смысла. Лучше роман напишу.


— Какой совет и пожелания, ты можешь дать нашим читателям, которые только приступают к построению своей домашней аудиосистемы?

Первый совет — прочитать все статьи на моем сайте. Второй — строить систему под свои уши и пытаться найти свое во всем — в каждом элементе тракта. Для этого в первую очередь надо определиться с музыкой, которую планируется слушать большую часть времени. Затем можно приступать к выбору акустических колонок, которые являются самым важным элементом системы и на которых не следует экономить. Лучше все остальное купить попроще, и потом улучшить, но колонки купить максимально высокого уровня.

Звучание системы с Diatone DS-5000 я планомерно улучшал четыре года, и еще есть куда расти. Со средней акустикой я уперся бы в потолок практически сразу. Первым источником вполне может быть цифровой, и Tascam DA-3000 закрывает этот вопрос полностью.

Выбор усилителя — вопрос вкуса и кошелька. Хотите магии вовлечения и приятную середину — выбирайте среди ламповых. Если вам важна басовая атака и кач — пробуйте транзисторные. Проигрыватель винила — это уже серьезная тема и требует вдумчивого подхода. Покупая новодельные проигрыватели низкого и среднего ценового сегмента люди зря тратят деньги, в лучшем случае добиваясь звучания обычных CD. Как построить виниловый тракт, чтобы извлечь из него все плюсы аналогового звука, читайте на моем сайте.

78.33 дБ +

Комментарии

#

Спасибо за статью! Интересно.

НО....

Не часто нынче встретишь такого любителя аудиокассет!

Верю, что бобинники звучат отлично, но вот с обычными кассетами есть ооооочень большие сомнения! А чтобы еще звучали лучше винила и хорошей цифры, о чем говорит автор, так вообще по моему нонсенс! Скорее тут личные музыкальные, даже скорее звуковые, предпочтения (что видно и из аппаратуры, в которой много самоделок, и не все как мне кажется так уж однозначно, взять хотя бы проигрыватель винила)! Все таки кассеты очень своеобразный формат, количество недостатков в котором во много раз превосходит... да даже не знаю, что превосходит... особых достоинств и не вижу.

Еще с советских времен достаточно серьезный негатив к этому источнику (кассетам)! Недавно товарищ покупал от нечего делать кассетную деку, хотел писать винил и слушать, но теперь продает и не знает куда деть! :)

А вообще - конечно главное чтобы нравилось хозяину!!! Если для него лучшие кассеты - так тому и быть!

- 53.01 дБ +
#

Интересно какая была дека? если Накамичи,то очень странно,что не понравилась.Теас 8030 хороший аппарат,Pioneer 95 тоже неплох.

- 50 дБ +
#

Дека была Aurex/toshiba PC-X80AD, вроде тоже серьезный уровень как понимаю, по крайней мере не барахло.

А вообще это все на любителя... Думаю Накамичи тоже не сравнилась бы (по крайней мере для меня и этого товарища) с другими качественными источниками... Но для кого то вполне возможно, что лучше и не надо, поскольку такой звук нравится, плюс может какие воспоминания, ностальгия.

- 50 дБ +
#

Без разницы, есть в них какая-то пустота и недосказанность музыкальных фрагментов, обрезанные послезвучия, убитая пространственная инфа и т.п. После серьезного бобинника так и не смог заставить себя перейти на формат компакт кассет, хотя их легче было покупать и ввозить из многочисленных командировок. В 1987 г. у меня было две таких машины:

1. Akai GX-747dbx (только серебристого цвета). Прикольно "рога" ленту захватывали, звук супер! Записаны тысячи виниловых альбомов, неубиваемая машина!



2. Akai GX-77, прикольный ролик лентопротяга, выскакивающий как чертик из табакерки. Много чего настраивалось в тракте записи, отличный выход на наушники, отдельно регулируемый. Пос равнению с верхним чуть более "нервный", звук (по нынешней аналогии) больше "цифровой", т.е. достаточно едкие дисканты, чуть гипертрофированная отдача на мидбасе. Хотя формально в общем все звучало правильно.

Последним в цикле аппаратов той эпохи был вот такой сидюк, опять-же с серебристой мордой и отделкой боковин почти черной древесиной. В том сетапе был интегральный усилок Audiolab S-1200 (если мне не изменяет память, уж очень давно это было и NAD следующий в линейке после 3020, кажись 3030 или 3035, ща вполне благополучно живет в сетапе двоюродной сестры в паре с 4-х полосными АС KEF из этого-же сетапа (никаких Uni-Q, добротные закрытые шкафы весом около 40 кг каждый и размером с наши S-90)).


P.S. Самый верхний аппарат фактически обменял на совершенно новый ВАЗ 2108 (их как раз только начали выпускать и я получил по очереди право покупки, как вытиран мировых войн и т.п.:) ) Мне тогда батиной 24-ки со шкворнями в передней подвеске вполне хватало для счастья, что интересно, последний тоже обменял на новый ВАЗ 2108, который покупал уже у сослуживца с небольшой наценкой и отъездил меньше полугода (решил таки обзавестись своими колесами, но уж больно крутой и заманчивой казалась та железка в далеких 80-х).

- 56.02 дБ +
#

Улыбнуло:

"— Мой тракт — яркий пример того, как за вменяемые деньги можно собрать крутую систему, готовую отыграть практически любую музыку.
...
— Как ты относишься к теме создания универсального тракта, способного воспроизводить музыку разных жанров? Такое, на твой взгляд, вообще, возможно?
— Думаю, это невозможно."
- 59.03 дБ +
#

Сам себя не похвалишь... Многие прошли через этот симптом аудиофилии, включая меня, но с годами, а главное с деньгами, проходит. Мне сейчас вообще глубоко наплевать на то, кто, что и как думает о моих системах (глобально их две: в квартире попроще и в загородном доме по круче).

- 60.79 дБ +
#

ггг, задают вопрос про непростые отношения с "консервативным hi-fi-сообществом" такому же винтажному консерватору с узнаваемым набором рокешника на виниле )))))))

- 57.78 дБ +
#

Интересно, а вообще много ли людей среди любителей хифи всякой интересной и прикольной музыки?
Просто смотрю тут темы с любимыми альбомами, такое ощущение, что 95% в возрасте 45+ любят только дип пёрпл, блюз какой нибудь, ну и еще есть адепты какого нибудь транса. ))

- 50 дБ +
#
а вообще много ли людей среди любителей хифи всякой интересной и прикольной музыки?

В чем смысл вопроса? по моему надо переформулировать! Людей здесь много, музыки тоже... В остальном ни фига не понятно! :)

- 50 дБ +
#

Почему же, не только!

Здесь есть много любителей тяжмета (я в их числе), хорошей, грамотной попсы (Джексон, ранняя Мадонна и пр.), классической музыки, джаза и так далее!

Единственное, что тут практически не встречается - это, наверное, хип-хоп. И это понятно: лично я не знаю ни одного любителя этого жанра, которого бы волновало высококачественное звуковоспроизведение и hi-fi-техника. Не хочу обругать жанр или принизить его любителей, просто закономерность.

Ну и всякие нойз, грайндкор, спидкор и прочее - довольно "фриковые" направления музыки, никак не связанные с high fidelity, имхо.

Вы сами что понимаете под "интересной и прикольной" музыкой? :)


- 50 дБ +
#

ну, шугейз, нойз тот же неплохой есть. мэдчестер, который потом перешел в брит-поп. хип-хоп тот же, не весь конечно, но есть классный. ну и ребята в стиле флайн лотус например, или mf doom. тяж мет я и сам люблю, правда у меня есть несколько любимых альбомов, типа первые 3-4 от слэйер, метла, креатор.

ну а по группам- my bloody valentine, chapter house, stone roses, lush, slowdive, ride, cocteau twins, mogwai, gy!be, ну и список я могу долго продолжать, классных и прикольных групп очень много.
не хочу тут конечно никого из стариков обижать, но по моему, для нафталинового рока в стил дип пёпл не так уж и нужны какие-то космические акустические системы.)))
это же не дрим-поп.))
а на счет хип-хопа вы зря! дебютники NAS и Wu-Tang это космос!))

- 53.01 дБ +
#

у меня с аудиофильской тусовкой музпредпочтения находятся строго в противофазе


- 50 дБ +
#
Интересно, а вообще много ли людей среди любителей хифи всякой интересной и прикольной музыки? Просто смотрю тут темы с любимыми альбомами, такое ощущение, что 95% в возрасте 45+ любят только дип пёрпл, блюз какой нибудь, ну и еще есть адепты какого нибудь транса. ))

Согласен. Зачастую они еще обладают изрядной долей снобизма и агрессии ))) Ну, старость не радость, что ж поделать. К тому же у них зачастую долгий путь к своему звуку и мудреный сетап. Интересно и посмотреть, и почитать, даже если мне такой и бесплатно не нужен.

А по поводу "прикольных" альбомов, так потому и не выкладывают, что начнутся бабушкины рассуждения про наркоманию и тд. Не все же как YG отбривать умеют. К тому же современная музыка достаточно скоротечная. Раз 10 послушал - уже надоело. Вроде бы повод опечалится, но на очереди еще 5 не менее интересных релизов. Так что не до каноничного протирания тряпочкой одного и того же. Успеть бы все новое послушать!

- 53.01 дБ +
#

ну уж не вся скоротечна. среди современных груп есть те, которые потом займут место всех этих стариков типа клэптона и ко.)))
просто дофига крутых альбомов было, прям знаковых в 90ые те же. но тут про них вообще ни слова не будет, ни про первый альбом Pavement, ни кокто твинс или май блади валентайн.

- 50 дБ +
#

К сожалению пока не заняли. Почти 50 лет аудиофилии оставляют все меньше надежд на это. И это даже близко не снобизм, а голая констатация факта. Музыкальный бизнес окончательно коммерциализировался и по настоящему интересные релизы либо просто не доходят до массового потребителя, либо мракетологи в уши долбят бесконечным пустопорожним барахлом, на раскрутку которых они потратили ресурсы и эти средства кровь из носу нужно отбить любым способом. U-2, ошметки команд из 80-х и начала 90-х, это "последние из могикан". Никто в здравом уме уже не сочинит тему про нападающее на англичан во сне растение борщевик из России, высасывающее из них мозги или девочку, размозжившую башку своему надоедливому братцу крикетной клюшкой (Genesis "Nursery Cryme"), тем не менее вошедшие в мировую историю музыки!

- 50 дБ +
#

а как они займут, если времени еще не прошло? это раз.
у U-2 все, что после ахтунг бэби это так, бабло и стадионный рок, не интересно.

а на счет музыкального бизнеса, сейчас как раз наоборот, с возможностями интернета, никому не нужны мэйджор лейблы и ты не должен свой диск раздавать всем подряд чтобы его послушали. а классных, реально классных и интересных групп много, даже очень. Просто в России вообще с этим туго, если к нам до сих пор всякие мертвецы типа Юрай Хип ездят с гастролями, то об уровне вкуса и муз. просвещения все ясно становится.

))


- 50 дБ +
#

если еще короче сказать - славянские зодчие предпочитают "романс", а не "саунд"

надеюсь вы поняли о чем я



- 50 дБ +
#

Ну типа того. Помню я как-то был на концерте Slowdive, в парке Красная Пресня. Там от силы человек 500 было, не больше. Так вот, в тот год они были хедлайнерами Примаверы, а я стоял и думал- хмм.. а почему у нас они играют в парке? и вообще, смогли бы они собрать хотя бы клубец типа Стэдиум Лайв например? не думаю.((

- 50 дБ +
#

тут, на самом деле, расклад несколько сложнее. Есть группы, музыканты, которые что-то свое привнесли в мировую культуру, были явлением, основой развития. А есть те, кто просто выпустил удачный альбом, не выдав ничего нового, понравившийся какой-то аудитории. Таких музыкантов - тысячи

- 50 дБ +
#

А что есть прикольная музыка? По-моему у каждого свои приколы.Кому пинк флойд прикол,а кому модерн токинг.

- 53.01 дБ +
#
такое ощущение, что 95% в возрасте 45+ любят только дип пёрпл, блюз какой нибудь, ну и еще есть адепты какого нибудь транса.

Ну вот я эти 5%, кхе-кхе, пчхи... Мои музыкальные вкусы вообще ни с кем не совпадают из тех, кого я знаю, строго перпендикулярны. Но всякой попсы у меня уже за 2 терабайта выехало, не помещается на один хард. Не знаю, зачем я это все беру, больше половины можно смело стирать. Еще почти 2 терабайта всякий закрученной электронщины, дабстепов и чиллов там через край. Тоже треть можно смело стирать, всякой экспериментальщины уровня инди слишком много. Ответ Вам простой: любители хорошего звука чаще всего хотят вдумчивого прослушивания, и музыка у них тоже для "души" должна быть интеллектуальная. Что рок, что поп, что электроника, что джаз. Жвачка дыц-дыц как правило для людей легкомысленных, а они аудио не интересуются. Играет от смарта на затычках, и еще нередко mp3 галимое с зайцов.нет, и вполне довольны. Им это так, на секунду отвлечься, типа фона.

- 50 дБ +
#

Начни платить за пластинки от $10 до $2000 и сразу место на винтах освободиться :) :) :) (шутка). У самого NAS (6 дисков по 4Тб в RAID5) забит уже на 2\3 преимущественно хайрезами оцифровки собственной виниловой коллекции.

- 50 дБ +
#
Начни платить за пластинки от $10 до $2000 и сразу место на винтах освободиться

Да я не про винты, а про ненужность такого изобилия ширпотреба, на 80% состоящего из всякого подвального инди-творчества. К слову, на бэндкэмпе современные релизы стоят от 1$ до 7$ в среднем, 10-11$ редко у кого. Ну если хочется подороже платить за то же самое, можно и на винил перейти... А фонотека у меня по большей части не хайрезы, и занимает каждый альбом 200-300 Мб. Так что сейчас мотаю список и думаю при этом: блин, кто все эти люди? 90% незнакомых имен. А когда-то ABBA и Boney M знал каждый начиная с детского садика.

- 53.01 дБ +
#

Поделиться нет желания я имею ввиду хайрез оцифрофку.

- 50 дБ +
#
Просто смотрю тут темы с любимыми альбомами, такое ощущение, что 95% в
возрасте 45+ любят только дип пёрпл, блюз какой нибудь, ну и еще есть
адепты какого нибудь транса. ))
Может и так, мне вообще скоро 7-й десяток пойдет. Другой вопрос, что сейчас практически любой альбом, имеющий хоть какую-то потребительскую ценность, выпускается в том числе и на виниловых носителях. Скорее так: сейчас имеется тенденция выпускать альбомы в электронном Lossless варианте с высоким битрейтом и на виниле, иногда вообще минуя такой носитель, как CD. Ну а много или мало "интересной музыки", это уже смотря на то, что вам собственно интересно.
- 50 дБ +
#
такому же винтажному консерватору с узнаваемым набором рокешника на виниле

Ну это наверное есть у всех без исключения. Мне пока не встречались конкретные аудиофилы, в коллекции которых были-бы одни раритетные джазовые альбомы или одна классика. Немного того, немного этого... Или наоборот много и того и этого :)

- 50 дБ +
#

надо признать, что аудиофилы никогда не будут иметь отношения к интересному, а главное разнообразному в творческом плане контенту

это уже видно по аудиофильским релизам различной степени унылости

это как фотодрочеры, до одури обсуждающие матрицы, линзы и raw-конверторы, а у самих в фотоальбоме - купола, дети с мороженным и какая-нибудь подруга, романтично подпирающая окно или дерево


такие дела

- 60.79 дБ +
#

Поэтому на первый план выходит максимально возможно приличное воспроизведение того, что нравится... в том виде, в каком есть...

А про фото - впечатляет страничка на сайте Apple - Shot on iphone, ну и подобное.

- 50 дБ +
#

вот и прекрасно, когда люди говорят про успехи аудиотехники абстрактно, без похабных фантазий про гитару блекмора, которая у них "повисла перед носом, чуть левее центра сцены"


именно поэтому я в бытность руководства в другом аудиожурнале запретил авторам упоминать исполнителей в тестах . Может быть это был мой частный бзик, но на меня эти оды производили угнетающее впечатление дешевой экзальтации в стиле заказных травелогов журнала "Аэропорт"

- 57.78 дБ +
#

про купола и гитару, повисшую это топ)))

сразу все рецензии и обзоры дисков Кейко Мацуи или как там ее перед глазами всплыли.))))

- 50 дБ +
#

Ну, может это к наиболее закоренелым и относится, но мне вот кажется - основная ценность музыки - это не некая "интересность", а мелодия. Потому что это наиболее труднопроизводимая субстанция, научиться играть могут многие, подобрать новый ритмично повторяющийся гитарный запил или что-то из электроники тоже задача не мистической сложности, а вот композиторов с большой буквы всегда были единицы, и никому непонятно, как они ЭТО делают. Как человек удаляется к себе в берлогу на часок, а выходит уже насвистывая Yesterday или California dreamin'. Не знаю, у кого как, но лично меня заманить чем-либо без мелодии почти невозможно. А вот если она есть, никакие слова типа Britney Spears меня не остановят.

- 50 дБ +
#

Вообще интересно, но не могу не поделиться личными ощущениями от прослушивания того, что выложено на сайте hiendmusic.ru.

SONNY ROLLINS "Saxophone Colossus" 1956 192/24 WAV DMT

Оцифровка сделана в формате 192/24 WAV.

При оцифровке использовался цифровой рекордер TASCAM DA 3000.

В качестве источника при оцифровке использовалась кассетная дека NAKAMICHI 1000 Tri Tracer.

Запись на кассету сделана на деке NAKAMICHI 700 ZXL с катушечного магнитофона STUDER.

Я же стараюсь писать свои статьи так, чтобы ознакомившись с ними, любой человек мог получить хороший звук гарантированно, не повторяя чужих ошибок, не теряя время и не рискуя деньгами.

Как это звучит? Ну, по моему сугубо личному мнению не так как себе мыслит автор публикаций на сайте...

Никак не звучит... в хорошем смысле по сравнению с ЛЮБЫМ официальным изданием этого релиза.


- 62.04 дБ +
#

Ну а как оно может звучать в таком виде? Запись на кассету, пусть даже очень хорошую, на отличнейшей деке это всегда очевидная потеря в качестве. И потеря слышимая.

- 60.79 дБ +
#
Проигрыватель пластинок — мастеровой, созданный на базе Dual специально под легкий, одноопорный тонарм Mayware Formula 4 с ММ головкой ADC XLM MK2 Improved.

Странно, что Павел не стал называть имени мастера, который это сделал, при этом названия брендов и моделей серийной техники он упомянул охотно. Если человек делает хорошие вертушки, то почему бы не назвать его имени? Возможно, кого-нибудь эта информация могла бы заинтересовать, да и мастер мог бы получить новых заказчиков.

- 53.01 дБ +
#

Это хороший мастер - Александр Червяков. У него сайт есть - Ламповый рай.

- 53.01 дБ +
#
Это хороший мастер - Александр Червяков. У него сайт есть - Ламповый рай.

И судя по сайту и высказываниям человек не совсем адекватный (уже обсуждалось на какой то ветке здесь), по крайней мере в мире звука...

Я сразу о нем подумал, это чисто его фишка из Дюалей делать такие вертаки... Но как по мне - затея странная... Бюджетный вертак, супер бюджетный тонарм, самопальный корпус из куска деревяшки, сто процентов обмазанный всякими шпаклевками и т.п. (для соблюдения "идеальных" форм)... Что из этого может выйти большой вопрос?!

Может я и не прав, но даже в теории проект как минимум странный...

Жаль людей, которые попадаются на его ролики и речи...

- 50 дБ +
#

Точно! Я смотрел его видео на ютьюбе. Но он ненавидит рок, особенно тяжелый, лютой ненавистью :) Удивительно, что он сделал исключение для героя статьи. Вертушки Червякова по его собственному признанию предназначены исключительно для джаза и классики.

- 50 дБ +
#
Для усиления я использую лампово-транзисторный биампинг. На средние и высокие частоты работает отечественный двухтактный усилитель Solo, собранный по схеме Сергея Глазунова на саратовских лампах КТ-66. Ну а с нижними частотами справляется транзисторный Sansui. Для усиления я использую лампово-транзисторный биампинг. На средние и высокие частоты работает отечественный двухтактный усилитель Solo, собранный по схеме Сергея Глазунова на саратовских лампах КТ-66. Ну а с нижними частотами справляется транзисторный Sansui.

Первый раз слышу про такой "би-ампинг".

Вот так автор Павел описывает его на своем сайте:

Обойти недостатки обоих типов усилителей, совместив их достоинства, можно применив лампово-транзисторный биампинг. Для этого нужно подключить НЧ секцию акустической колонки к транзисторному усилителю, а СЧ и ВЧ к ламповому. И подвести к обоим усилителям один и тот же сигнал.
При «неполном» биампинге каждая секция колонки получает полный сигнал и забирает нужную полосу за счет внутренних пассивных кроссоверов, которые отсекают лишнее. Активного кроссовера у меня нет, зато есть два выходных подключения на предусилителе и раздельное подключение НЧ и СЧ/ВЧ у колонок. Остается принести для теста подходящий транзисторный усилитель и можно попробовать «неполный» биампинг.
Ламповый и транзисторный усилители должны быть сопоставимой мощности и примерно равного масштаба звучания – иначе СЧ потонет в басе или наоборот. Они оба должны быть интегральными – то есть иметь свои регуляторы, чтобы точно выставить уровни громкости.

Коллеги, что, так действительно можно делать?


- 50 дБ +
#
Коллеги, что, так действительно можно делать?

та делать то можно все, примеров на сайте миллион... :)

Главный вопрос, что получаете на выходе!!! А тут куча вопросов...

- 50 дБ +
#

Коллеги, что, так действительно можно делать?

Уже это обсуждалось недавно, можно, но придется регулировать громкость разными ручками. Я тогда предлагал советский способ: натянуть на обе рукоятки резинку для денег, чтобы крутанув одну, крутилась и другая. Правда, если они разного диаметра, ход будет разный. Ну тогда можно меньшую ручку газетой обернуть, под резинкой, чтобы диаметр сопоставить.

- 50 дБ +
#
лампово-транзисторный биампинг

Так можно делать и делают и это работает при правильно подобранных компонентах.

- 50 дБ +
#

С одной стороны Павел нашел свой звук и за него можно порадоваться. С другой стороны, мне, как любителю музыки 1990+ все эти винтажные советы мягко говоря не зайдут, ибо электронная музыка, да еще в цифре, на вот этих вот, "идеальных винтажных сетапах" звучать будет как пережатый MP3 на Микролабе через встроенную звуковую карту.

Но статья отличная. Прям внушает. Была проделана большая работа по достижению желаемого и она увенчалась успехом. Люблю success story :)

- 50 дБ +
#

Ребята, не надо всерьез принимать все, что пишет Павел на своем сайте. Он любитель в этом деле, да -имеет некоторый опыт, и все его "находки" и "откровения" стоит воспринимать именно в ключе - "ему так нравится", а не делать далеко идущие выводы. Это все равно, что человек, проработавший 20 лет в теме Hi-Fi создаст свой сайт и будет рассуждать там о кино и литературе, ну будет, ну рассуждать, даже кто-то почитает наверное, что с того. А статья - из разряда "Известный человек о Hi-Fi", не более того.

- 50 дБ +
#
ребята, не надо всерьез принимать все, что пишет Павел на своем сайте. Он любитель в этом деле

Так никто и не против! Наоборот очень рады, что он нашел свой звук... Всем того желаем! :)

Мы просто обсуждаем технические решения со своей колокольни и каждый применимо к себе и своему опыту... Главное в любом поиске это результат для конкретного человека и если бы я так не сделал для себя не значит, что для другого это будет идеалом (как и наоборот)!

Статья отличная! Интересная и познавательная... Однако, меня немного коробит когда такие "любители" с большой буквы создают сайты и начинают всем советовать то, что далеко не однозначно и на золотое правило не тянет ни при каких условиях.

- 56.02 дБ +
#

"любители" с большой буквы создают сайты и начинают всем советовать то, что далеко не однозначно и на золотое правило не тянет ни при каких условиях" - вот-вот, причем в таком очень менторском тоне и с кучей косяков при этом по ходу пьесы.

- 50 дБ +
#

Вот, вот... Представителем именно такой категории является сайт Ламповый рай!

- 50 дБ +
#

Прошерстил весь сайт Павла он увлеченный человек,а это очень важно... Во многих местах похихикал,как снимал динамики в своих Диатонах,как пропитовал подвесы,как его объегорили с проигрывателем компакт дисков :) Примите скромную благодарность за статью.

- 53.01 дБ +
#

Спасибо, за интересное интервью с Павлом Санаевым!

Лично для меня образ Павла Санаева запомнился, как прекрасного переводчика пиратского видео эпохи VHS и по роли одного из героев фильма Р. Быкова "Чучело"... Сам Павел, в одном из своих интервью, сказал, что образцом для подражания в профессии синхрониста- переводчика у него был Алексей Михалёв, признанный король синхронного перевода и может именно по этой причине переводы комедийных фильмов Павлом Санаевым получаются очень интересными и веселыми. Для меня, наприер, слушать перевод хорошей комедии в синхронном переводе, после перевода Павла Санаева-скучно и не интересно!

Как говорится, я наблюдал за его карьерой, как писателя и режиссера, но кроме этого Павел оказался увлечённым человеком в области качественного звука. Он весьма долго искал свой звук и похоже, что нашёл его, но останавливается на достигнутом не собирается, а для меня это критерий серьёзного увлечения, любимого хобби.

На счёт характера звучания аналоговых источников и в том числе высококачественных кассетных дек фирмы Накамичи, я полностью согласен с Павлом, эти деки, пожалуй достигли наилучшего качества звука в Мире среди брендов, которые в своё время занимались кассетными магнитофонами. И кто бы, что не "домысливал" по поводу их звучания это не совсем оправданно, надо всего лишь раз послушать хорошую кассетную деку Накомичи и весь скептицизм по поводу несовершенства этого вида аналоговой записи расстает, как снег весной... И если говорить в обобщенном виде, то в нашем мире нет ничего идеального и абсолютно совершенного и свои недостатки и достоинства можно отыскать в любой аудио аппаратуре, как аналоговой, так и цифровой... Тут, каждый из нас выбирает собственные приоритеты, как в выборе домашней звуковой системы и что и как слушать на этой системе...Павел нашёл свой путь в мире аудио и это, на мой взгляд, очень здорово, как, собственно, каждый из нас ищет свой путь в мире звука и музыки!

- 62.04 дБ +
#

"...Писатели – они со странностями..." (П.Санаев) Сразу прошу прощения у Павла за цитату выдранную из контекста,но суть по моему мнению вот в чём: любой состоявшийся человек может себе позволить быть собой(если это не противоречит УК РФ).И давать советы или не давать их-его личное право так же как личное право любого из нас внимать этим советам или нет.Мне и в данном интервью и на его сайте нравится живое изложение,а любые технические стороны можно обсуждать на чём-то более профильном.Никто никогда не задумывался почему на каждого писателя приходится сотня критиков? Если нет-то зря...

- 53.01 дБ +
#

Да из тех,кто не "писатель",а просто "музыкант"-может написать всякое.. Я к примеру джазовый пианист-зараннее просто не знаю,какую следущую ноту могу взять и каким образом ?? Тут сильно зависит от моего настроения..

- 50 дБ +
#
Никто никогда не задумывался почему на каждого писателя приходится сотня критиков?

Ой, не знаю... Насколько я вижу, как у меня жена увлекается коллекционированием книг, как я музыки, то на каждого критика в реальности сейчас приходится сотни писателей (или писак, если угодно так понимать).

- 50 дБ +
#
Никто никогда не задумывался почему на каждого писателя приходится сотня критиков?

Согласен с мнением, что все ровным счетом наоборот :-) И об этом действительно имеет смысл задуматься :-)

- 50 дБ +
#

интересно, каким образом в полностью аналоговой системе сделано пополосное разделение для активного биампинга

- 50 дБ +
#

снял дешёвый фильм и стал спецом по звуку,упасть не встать


- 35.85 дБ +
#

Как ни смешно это прозвучит, но соглашусь с Павлом, запись с CD на кассету делает звучание более аналоговым и ближе к звучанию винила !


- 53.01 дБ +
#

А я как раз в данный момент переписываю на кассету с SACD диска и результат,мягко говоря,радует.Правда лента должна использоваться не ниже хрома,а лучше Metal.

- 56.02 дБ +
#

Ну тогда я тоже немного прокомментирую статью !

Самое сложное было подобрать акустику: выяснилось, что современные производители не способны предложить ничего, что меня хоть сколько-нибудь устраивало бы по звучанию вплоть до цены в 25 тысяч евро.

Точно так же при поиске апгрейда своей акустики JBL LS60 переслушал много чего и дошёл до цены в 6-7-8 тысяч евро за пару напольников, - вот бзик у меня такой про напольники и всё равно что-то да не устраивало ... а коль скоро деньги я не рисую, решил смотреть в сторону авторской акустики, для чего специально ездил с супругой в Москву в ноябре 2014-го на выставку Рос-Хай-энда и в феврале 2015-го заказал акустику у автора, которую он мне привёз в мае 2015-го!
Если интересно, вот здесь я писал об этом
http://forum.ixbt.com/topic.cg...
И звучанием акустику я доволен до сих пор - третий год пошёл !
Т.е. Павла Санаева я очень хорошо понимаю !

Все кабели за исключением силовых у меня мастеровые. Межблочные кабели — медная моножила, акустический — литцендрат.


Аналогично ! Все кабели DIY, литцендрат и есть парочка серебрянных !
Мало того, недавно заказал парочку межблочников у автора из Москвы, о которых писал Realalex в тесте ЦАП-ов
http://forum.vegalab.ru/showth...

На самом деле очень важно вовремя остановиться. Постоянный обмен шила на мыло у многих людей становится похож на психоз при полном отсутствии значительного результата. Неслучайно, когда мне предлагают послушать тот или иной кабель, я всегда вежливо отказываюсь, поскольку глобально это ничего не изменит. А вот замена проводки в тонарме когда-то повлиляла прилично, но это неудивительно — представляете, что стало с тоненькими проводами за четыре десятка лет?

И тут согласен а Павлом !
Сам менял разводку в тонарме вертушки !

В будущем я планирую заказать стойку по собственному чертежу с обязательным столиком для проигрывателя винила и тумбой под катушечный магнитофон.
А я сделал из двух фабричных, модернизировав виброразвязкой собственной разработки каждую полку и вместо конусов под аппаратуру положив под штатные ножки тонкую листовую пробку !

Поскольку я слушаю рок-музыку, для оценки качества стереофонического тракта я использую хорошее знание того, как должна звучать электрогитара. Я много слушал звучание электрогитар из ламповых комбо и знаю, что этот инструмент должен звучать тепло, объемно, плотно и осязаемо, а не как визжащий и скрежещущий слесарный инструмент, с которым его так любили сравнивать советские критики. Подбирая компоненты для своей домашней системы, я в первую очередь стремился добиться качественного звучания именно этого инструмента и, мне кажется, вполне этого достиг. Отдельное спасибо диатоновскому мидбасу на тканевом подвесе и среднечастотнику с куполом из титан-бора.

Теперь про электрогитары !Зять у меня играет - покажу фоткой его гитару - покупал из Японии кастомную у музыканта
http://forum.ixbt.com/topic.cg...
и есть коллега, о котором упоминал здесь
http://forum.ixbt.com/topic.cg...
Т.е. сами гитары могут звучать сильно по разному и их запись на разного уровня аппаратуре тоже ...Ну и добавлю, что в акустике у меня на СЧ играет SB ACOUSTICS Satori MW16p-4 в ОЯ ![i]Еще один интересный момент, хотим мы того или нет — при прослушивании цифры значительно быстрее наступает эмоциональное утомление. Есть несколько теорий, пытающихся объяснить этот феномен, и я лишь могу подтвердить его наличие, поскольку слушать цифровой звук, вне зависимости от качества тракта, больше полутора часов не в состоянии. А звук с аналогового источника могу слушать хоть сутки.
И здесь абсолютно солидарен с автором !

Выбор усилителя — вопрос вкуса и кошелька. Хотите магии вовлечения и приятную середину — выбирайте среди ламповых.

Именно поэтому у меня ламповый усилитель !
- 43.98 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.