Космополит. Тест проигрывателя виниловых пластинок Hanss Acoustics T-30

Космополит. Тест проигрывателя виниловых пластинок Hanss Acoustics T-30

Тестируем проигрыватель в сочетании с тонармом Pole Star PS-UNV2, головками звукоснимателя Audio-Technica AT-33 EV и Goldring Legacy и фонокорректором Whest PS.30R.

Hanss Acoustics — молодая и пока еще не очень известная компания с историей, не похожей на те, к которым мы привыкли в отношении проигрывателей винила. Обычно за компанией, производящей подобную технику, всегда просматривается талантливый отец-основатель, здесь же все немного иначе. Компания, начавшая свою историю в 2008 году, не имеет такого видимого центра. Исходные конструкции проигрывателей были взяты у почти неизвестной канадской компании Amari Acoustics, узлы и детали современных аппаратов разрабатываются в разных странах Европы и Азии, а офис компании расположен Гонконге. За производимыми проигрывателями, фонокорректорами и усилителями явно должна стоять команда разработчиков, но об этом практически ничего неизвестно, кроме того, что в проекте поучаствовало немало специалистов из разных стран. Ситуация далеко не самая обычная, но, видимо, это одно из проявлений изменений, происходящих в High-End-отрасли. В любом случае все исторические факты в данном случае можно просто оставить в стороне и сосредоточиться на изучении конструкции, узлов и деталей, а также результирующей всего этого — звучании. Ничуть не менее интересны и остальные участники теста — тонарм, головка, фонокорректор.

За необычной внешностью проигрывателя скрываются вполне понятные и продуманные технические решения, которые в свою очередь и формируют звук.

Конструкция

Выглядит проигрыватель весьма экстравагантно, но если посмотреть сверху, то можно увидеть вполне часто используемую форму треугольника, устанавливающегося на три точки опоры. Стол представляет собой сэндвич из трех алюминиевых и двух акриловых панелей. На стойку вся конструкция опирается при помощи трех массивных регулируемых ножек. Принцип их действия вполне привычен, но масштаб конструкции впечатляет. Ножки массивные, весьма тяжелые, к тому же в конструкции использована магнитная развязка, а непосредственно со стойкой проигрыватель соприкасается массивными металлическими сферами. Регулировка опор осуществляется при помощи вращения в ту или другую сторону, и если использовать идущий в комплекте жидкостный уровень, процедура не вызывает каких-либо затруднений. Но делать это нужно в первую очередь и обязательно — конструкция подшипника такова, что для правильной работы стол должен быть точно отстроен по уровню. Подшипник не инвертированный, но необычный по конструкции. Бронзовый стакан сочетается с массивным керамическим шкивом, а дополнена эта конструкция магнитной подвеской. При этом шкив не просто центрует подшипник — силы магнита недостаточно, чтобы удерживать вес основного диска. Магнит только несколько разгружает подшипник, а керамический шкив упирается в стальной шарик на дне стакана. Плюс к этому подшипник регулируемый — дно стакана накручивается по резьбе снизу и таким образом можно подобрать высоту расположения опорного шарика, чтобы шкив только чуть-чуть опирался на него.

Бронзовый стакан подшипника и керамический шкив. Также на фотографии можно увидеть небольшой кольцевой магнит системы подвески.
Дисплей измерителя скорости вращения. Рядом кнопка — чтобы не разряжать батарею, дисплей и датчик можно отключить.

Основной диск тяжелый, изготовлен из анодированного алюминия. Вращение на него передается с двух синхронных моторов переменного тока. На каждый мотор приходится по три тонких круглых силиконовых пассика. Натяжение каждого пассика невелико, но в целом диск раскручивается быстро и уверенно. Моторы установлены в отдельных корпусах, никак не связанных со столом проигрывателя. А массивные корпуса моторов и силиконовые вставки между корпусом мотора и основаниями-утяжелителями создают многократный запас по защите от вибраций. Управляются моторы при помощи выносного блока. И здесь тоже есть свои необычные моменты. В том, что одна схема синхронизирует несколько моторов, ничего удивительного нет, в возможности подстройки каждой скорости тоже. Но процесс этот очень здорово облегчает одна конструктивная особенность. В стол встроен оптический датчик, а на нижней поверхности основного диска находится светоотражающая метка. Интереснее, что эта функция никак не связана с блоком управления моторами. По сути это две раздельные независимые схемы. Система контроля скорости полностью размещается в корпусе стола и питается от 9-В батарейки. Информация о текущей скорости вращения диска выводится на жидкокристаллический дисплей. При необходимости можно включить датчик, измерить скорость, вручную подстроить ее и выключить измеритель. Учитывая энергопотребление и то, что в подстройках нет постоянной необходимости, батарейки хватит на несколько лет. Изящное, простое и удобное решение. Более точное, чем обычный стробоскоп и менее затратное, чем система с обратной связью.

Стол проигрывателя, подшипник в сборе, тонарм.

Теперь рассмотрим базы для установки тонармов. В штатной комплектации на аппарате установлены две базы — под тонармы SME и тонармы Rega. Сами базы сделаны качественно и продуманно — они массивные и не привинчиваются к столу, а по сути, притягиваются насквозь, при помощи длинных винтов и распределяющего давление кольца. Подобная схема позволяет избежать излишнего напряжения в конструкции, что в свою очередь положительно влияет на звук. Но на этом все однозначные плюсы заканчиваются. Во-первых, можно устанавливать тонармы не длиннее 9 и в некоторых случаях 10 дюймов (учитывая тот факт, что у производителя можно заказать «голую» базу и просверлить ее по своему усмотрению). Но никакие 12-дюймовые модели установить не получится. Также не получится установить тонармы SME серии М2 — кабелям, выходящим вбок, просто не поместиться в отверстии внутри стола. Так что выбор получается ограниченным. Базу для тонарма Rega вообще стоит учитывать только с той позиции, что такие же крепление и установочное расстояние встречаются у других тонармов, рассматривать же всерьез в данном случае тонармы Rega не стоит.

Основной диск проигрывателя массивный, изготовлен он из анодированного алюминия. На нижней поверхности можно увидеть метку, которую использует датчик системы измерения скорости.

Установленный в нашем случае тонарм Pole Star PS-UNV2 производства японской компании Tosy Corporation вполне подходит по всем посадочным размерам и видится неплохим вариантом для этого проигрывателя. Тонарм классический 9-дюймовый, статически сбалансированный. Эффективная масса неизвестна, но предположу, что он скорее тяжелый или среднетяжелый. Как раз то, что вполне подойдет к МС-головкам с невысокой податливостью иглодержателя. В настройках все вполне привычно и удобно, разве что штатный кабель не особенно впечатляет, поэтому для теста я заменил его на фонокабель Craft. Головки в тесте две — Audio-Technica AT-33 EV и наша привычная тестовая Goldring Legacy. Посмотрим, что подойдет этому тракту больше.

Вид стола снизу. Основание стака подшипника — снизу стола его можно просто выкрутить или отрегулировать и зафиксировать контргайкой. Ножки представляет собой массивную регулируемую алюминиевую конструкцию, точкой опоры в которой служит металлическая подпружиненная сфера.

Отдельно стоит сказать о фонокорректоре Whest PS.30R. У нас в стране корректоры Whest встречаются не очень часто, но во многих странах техника этого английского производителя весьма известна и получила массу хороших отзывов. Остается изучить аппарат как вместе с тестируемым трактом, так и по отдельности, чтобы составить свое впечатление. Только перед этим интересно заглянуть внутрь. Хорошо изготовленный корпус, мощный силовой трансформатор, а все остальное собрано на одной плате. Каналы на схеме полностью разделены, конструкция предусматривает один небалансный вход и выходы на выбор: баланс или небаланс. Из настроек доступны шесть позиций для коэффициента усиления и шесть для сопротивления. Также на плате есть возможность впаять дополнительные резисторы с нестандартным значением — по одному на канал. Настроечные переключатели расположены под небольшой защитной крышкой на днище аппарата — для быстрых перенастроек вариант не самый подходящий. В плане деталей — никакой аудиофилии, все добротное, но не более. И судя по всему МС-секция работает на операционниках. Честно говоря, я ожидал большего, но для окончательных выводов необходимо прослушивание.

Крепление базы для тонарма к столу. На фото видно, что винты проходят насквозь, не соприкасаясь со столом, и за счет равномерно распределенного усилия в конструкции не возникает излишнего напряжения, которое может негативно сказываться на звучании.
Головка Audio-Technica AT-33EV, установленная на штатном тяжелом шелле тонарма Pole Star.

Звучание

Начал тест с прослушивания пластинки Ella Fitzgerald «Ella Sings Broadway». Сразу слышно, что тракт очень неплохо способен воспроизводить монозаписи. Звук выстраивается точно и четко, с множеством планов по глубине, хорошо очерченными вокалом и инструментами, с неплохой детальностью и динамикой. Очень хорошо головка и тонарм отрабатывают пластинку с некоторым количеством возрастных дефектов. Звучание подробное, лишенное какой-то заметной окраски. В подаче нет никакой аудиофилии, нет нарочитой детальности и смакования каждой ноты. Все честно, ровно и открыто. И что тоже хорошо — старая запись на старой пластинке звучит совершенно полновесно, у тракта незаметно тяготения к новодельному винилу. Можно даже сказать, что угадывается почерк, более характерный для серьезных пассиковых проигрывателей прошлых лет. А это интересное свойство.

Следующая пластинка — Herbie Hancock «Sextant». Звук чуть смягченный и скорее камерный. Все исключительно аккуратно и цельно, есть и объем, и воздух, но привычной для этого альбома прозрачности почти не слышно. Звуки более телесны, фактурны и плотны. Заметен неплохой объемный бас, упруго-телесная середина и аккуратные неяркие и нерезкие верхние частоты. Сцена получается глубокая, многоплановая, но не очень широкая. Образы и планы плотнее, чем хотелось бы. При хорошей детальности и прорисовке самых тонких послезвучий динамики, атаки и остроты чуть-чуть не хватает. Однако и верхняя середина, и верхние частоты исключительно деликатны и разборчивы.

Фонокорректор Whest PS.30R. Внешне — аккуратный металлический корпус. Переключатели для настройки рас- положены снизу, а разъемы, как и полагается, сзади.

Следующий диск—- Eva Cassidy «Songbird». В процессе теста я прослушал всю пластинку. Подача естественная, телесная, но камерная. Нет привычного для этой записи масштаба. Но нет и окраски или перекосов, а на тракте, хоть немного не нейтральном, эта пластинка прозвучала бы или слишком ярко, или приторно. Здесь же пусть и камерно, но все на своих местах, всего в меру. Нет ни яркости, ни приукрашенности. В звуке есть утонченная изящная детальность, аккуратность. Все акценты расставлены верно, а пропорции интуитивно ощущаются как совершенно естественные.

Уже по этим трем пластинкам можно сделать некоторые выводы. В первую очередь меня удивило звучание головки. 33-ю серию Audio-Technica я знаю хорошо, многие модели использовал у себя в системе, а моно-версия прижилась у меня на месте постоянной головки для поздних переизданий монозаписей. Так вот, обычно эти головки более динамичны, менее камерны по звуку и иногда на некоторых тонармах более резки. Здесь же ничего этого нет. Интересное сочетание. Но как мне видится, неидеальное. Если рассматривать проигрыватель в целом, то в качестве основного я бы установил тонарм SME, начиная с 309 или старше, и к примеру, с головкой Lyra, Transfiguration или Koetsu. А тонарм Pole Star PS-UNV2 (объективно многократно лучший, чем тонармы Rega) использовал в сочетании с моно-головкой Denon DL-102, в том случае, если в фонотеке много старых моноизданий. Или же просто установил бы головку с менее острой заточкой иглы – 33-я серия Audio-Technica заметно лучше работает на тонармах более длинных. В нашем случае, помимо получившегося почерка, наблюдалась еще одна особенность — оконечные дорожки пластинок звучали чуть-чуть хуже, чем нужно, даже при очень точной настройке головки. Сочетаемость головки и тонарма — материя все-таки весьма точная и требовательная, а наилучший результат складывается не только из формально правильных условий, но и из множества нюансов.

Задняя панель фонокорректора.

Отдельного внимания заслуживает фонокорректор. Прослушав тестируемый проигрыватель с парой других корректоров и наоборот, Whest PS.30R с несколькими проигрывателями можно с большой долей вероятности вычленить его собственный почерк. Основные черты — нейтральность, аккуратность и полное отсутствие аудиофильских украшательств. Да, может быть, звук камернее и строже, чем хотелось бы, но в моем понимании нейтральный по звуку компонент всегда предпочтительнее (и, кстати, характер фонокорректора схож с почерком проигрывателя). Таким образом, этот фонокорректор точно можно записать в список аппаратов, заслуживающих внимания. И учитывая звук и наличие балансного выхода, корректор можно использовать с равным успехом как в трактах для прослушивания, так и в системах для оцифровки.

Дальше, вернувшись к тестированию, я послушал пластинку Harold Budd, Brian Eno «Ambient 2 The Plateaux Of Mirror». Заметен тот же аккуратный камерный почерк, цельный и слитный. Может быть,не хватает ширины сцены, воздушности, в остальном же все на своих местах — детально, точно и аккуратно. Эмоциональная сдержанность в данном случае воспринимается как нечто совершенно естественное. Слышимое пространство звука (в отношении этого альбома о сцене говорить некорректно) очень точно и естественно делится на планы и образы. Я привык к несколько другому звучанию электронной музыки, более открытому и проникновенному, но, абстрагировавшись от личных предпочтений, сложно решить, какая же трактовка звучания более правильна.

Вся схема фонокорректора собрана на одной, полностью разделенной на два канала плате. Аккуратный монтаж и рациональный, совсем не аудиофильский подход к конструированию создают звук аппарата.

Следующая пластинка — Richard Hawley «Standing at the Sky's Edge» прозвучала глубоко и насыщенно, только что самая нижняя часть басового диапазона показалась немного подрезанной, это не столько ощущение количественной нехватки, сколько чувство явно очерченной нижней границы. Звук получился ровным, детальным, тембрально выверенным, но без излишней резкости или подчеркнутой эмоциональности. В плане деталей и разрешения даже на сложных насыщенных фрагментах можно услышать все нюансы, но нет голографичной вычурности звука.

И в завершение немного классической музыки. Сразу оговорюсь, и записи симфонических оркестров тракт воспроизводит уверенно, но камерность подачи в данном случае мне показалась излишней. На пластинке Rachmaninoff «Piano Concerto No.2, 6 Preludes» можно во всех подробностях разобрать практически каждую партию и каждый инструмент. И звук лишен формальной подачи. Но строгость и собранность почерка, естественно, никуда не исчезает. Последняя запись — Edvard Grieg «Lyric Pieces» подтвердила, что камерные произведения даются тракту чуть лучше за счет того, что иначе воспринимается целостный масштаб звука. Все точно, детально и аккуратно, с отличным балансом всех звуков и послезвучий.

Резюме:

Совершенно необычная система, как в целом, так и в деталях. Некоторые особенности почерка, такие как точность, естественность и аккуратность, несомненно, сильные стороны. Способность непредвзято воспроизводить практически любые жанры и записи — не самое часто встречающееся качество. Камерность подачи и эмоциональную деликатность я не могу однозначно назвать недостатками, просто многое будет зависеть от того, с каким трактом все это сочетать. А при вдумчивом подходе можно получить различные варианты оттенков почерка звучания.

Музыкальный материал:

Edvard Grieg — Lyric Pieces — Emil Gilels — Deutche Grammophon — 2530 476 / Stereo

Ella Fitzgerald — Ella Sings Broadway / Verve V-4059 / Mono

Eva Cassidy — Songbird / Didgeidoo-Hotrecords England G1-10045 / Stereo

Harold Budd, Brian Eno — Ambient 2 The Plateaux Of Mirror — EG / Polydor MFP 1321 / Stereo

Herbie Hancock — Sextant — CBS/Sony Japan SOPL 190 / Stereo

Rachmaninoff — Piano Concerto No.2, 6 Preludes — Sviatoslav Richter, Stanislaw Wislocki, National Philharmonic Warsaw — Deutshe Grammophon 20MG 0339 / Stereo

Richard Hawley — Standing at the Sky's Edge / Parlophone P436 6981 / Stereo

Технические характеристики:

Проигрыватель Hanss Acoustics T-30

Привод: пассиковый, двухмоторный

Моторы: пременного тока

Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин, с возможностью подстройки

Размеры (ШхГхВ): 635х345х222 мм

Вес: 37,8 кг

Тонармом Pole Star PS-UNV2

Тип: поворотный, статически сбалансированный

Эффективная длинна: 228 мм

Настройки, VTA, HTA, прижимная сила, антискейтинг.

Шелл: съемный

Выходной разъем: DIN

Головки звукоснимателя: Goldring Legacy / Audio-Technica AT-33 EV

Тип: МС / МС

Частотный диапазон: 20—22 000/15—50 000 Гц

Разделение каналов: > 25 дБ/> 30 дБ/1 кГц

Выходное напряжение: 0,25/0,3 мВ

Импеданс: 100/10 Ом

Прижимная сила: 1,75/2 г

Динамическая податливость: 16/13 x10-6 см/дин

Профиль иглы: эллипс/эллипс

Материал корпуса: магниевый сплав/алюминий

Вес: 8/6,9 г

Фонокорректор Whest PS.30R

Тип: ММ/МС, полупроводниковый

Кривая RIAA: 17 Гц — 20,5 кГц, +/– 0,2 дБ (активно-пассивная коррекция)

Частотный диапазон: 15 Гц — 57 кГц

Усиление (ММ): 40 дБ, 47 кОм

Усиление (МС): 50, 55, 60, 65, 72 дБ (0,15 мВ – 2,5 мВ)

Входное сопротивление: 50, 100, 470, 800 Ом, 1,6, 47 кОм

Нелинейные искажения: 0,002 %

Вес: 6,5 кг

Размеры (ШхГхВ): 4800х300х83 мм

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 4, 2013
63.01 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.