Как я собрал свой Hi-Fi-усилитель всего за $200

Как я собрал свой Hi-Fi-усилитель всего за $200

Всем привет! Хотел поделиться опытом в поиске своего звука. Возможно, кому-то опыт пригодится, кто-то задумается о том, сколько стоит то, что мы все покупаем. Пусть этот вариант не универсальный, но это яркий пример, когда бюджет может быть действительно очень мал. Ведь для меня в аппаратуре гораздо важней содержание, чем шильдик производителя.

История эта началась довольно давно, уже и не помню когда точно, думаю лет 6-8 назад. Приобрел я в местных «культтоварах» за $140 ресивер BBK AV321T. Приобрел с одной единственной целью — использование его в качестве усилителя мощности. Прочитал на него сервис-мануал и даже не поверил, что он имеет такую начинку. Ни разу он у меня не работал в той среде, которой задумал китайский создатель — в домашнем кинотеатре. Однако за эти деньги я получил довольно многое: тороидальный трансформатор, неплохой по конструкции блок питания с шунтированными диодами и двумя конденсаторами по 15 т.мкФ, классическая схема усилителя мощности. Заявленная мощность — 80 Вт на канал в стерео, самые что ни есть настоящие. Он у меня так и трудился в качестве контрольного усилителя от внешней звуковой карты с ПК, потом одно время появился ламповый пред. Однако в силу жизненных обстоятельств востребован он был где-то всего пару лет и потом остался не у дел.

Прошло время, и я смог собрать себе проигрыватель винила на базе Унитры 602 первой модификации. Совершенно случайно смог ее купить за символические деньги практически в первозданном виде — пролежала более 30 лет на антресоли. Вот теперь я и стал подыскивать усиление для этого проигрывателя и решил перевести старенький ресивер на новый уровень и собрать полноценный усилитель с фонокорректором.

В результате чего от ВВК остался корпус и трансформатор с платами блока питания и усилителя мощности. Все остальное было удалено, больше всего мне не нравилась зеркальная лицевая панель : )

"Останки" BBK

Если бы пришлось покупать все это по отдельности, то сумма оказалось бы намного больше $200.

Еще ранее, сразу после покупки, платы блоков питания и усилителя мощности были подвергнуты модернизации. На этих платах были продублированы акустическим проводом земля и силовые дорожки от блока питания до выводов оконечных транзисторов и от транзисторов к реле защиты, и далее на акустические терминалы, которые тоже были заменены. На транзисторы, стоящие перед оконечными, установлены дополнительно радиаторы.

Была сделана новая лицевая панель из искусственного камня, очень уж нравится этот материал. От старенького усилителя «Одиссей 010» позаимствованы наборный регулятор громкости, селектор входов и блок фонокорректора.

Больше всего пришлось повозиться именно с фонокорректором. Произведена полная ревизия, некоторые транзисторы были заменены. Фонокорректор выполнен на двух моно платах без единого конденсатора. В итоге, на пути сигнала от головки звукоснимателя до терминала АС находится всего один конденсатор, я поставил первоначально отечественный К73-17. Конечно, можно было выбрать что-то более интересное и подороже, но я и ранее их использовал, поэтому результат был ожидаем. Разводка сигнала произведена микрофонным кабелем из меди, хорошая экранировка, цена всего 40р/м. Я, правда, убедился, что кабель этот ни чего плохого собой не представляет, на слух он ни чем не хуже кабеля, который я ставил в проигрыватель, тоже медный, недорогой. Хотя, опять же, можно вложится и в более дорогой вариант. В итоге получился полноценный стереоусилитель в духе минимализма.

Не удержался и поставил MKP Jantzen Standart Z-Cap вместо к73-17
Крупным планом регулятор громкости и трансформатор

Сейчас усилитель в режиме тестирования работает именно с проигрывателем для пластинок. Звучание достоверное, больше похоже на мониторное, возможно немного не хватает деликатности, на поверхность выводятся все недостатки записи, сложно предъявить претензии к звучанию, учитывая его небольшую стоимость. Если будет время, постараюсь сравнить его с чем-нибудь. Но сейчас просто хочется слушать винил. Усилитель работает с самодельными двухполосными АС. Если будет интересно, расскажу об этом проекте, правда не уверен, что его смогут повторить — масса тонкостей на этом пути поджидает желающего повторить их.

Вряд ли проект можно считать законченным, скорее всего, захочется заменить конденсаторы или что-то еще.

Уже в процессе написания статьи не удержался и поставил MKP Jantzen Standart Z-Cap вместо к73-17. Результат сразу стал слышен — повысилось разрешение, сцена стала более рельефная.

А вообще — это ведь очень интересно. И самое главное, все вносимые изменения слышны и представляют огромный простор для творчества.

В итоге затраты составили менее $200, но получился очень добротный усилитель. Самое достойное в нем, на мой взгляд - это дискретный регулятор громкости. А самое дорогое по внесенному добавлению - Jantzen Z-Cap.

С удовольствием отвечу на вопросы.

74.77 дБ +

Комментарии

#

Да Вы - Гений, однако

- 50 дБ +
#

Вадим, за 200 баксов получилось весьма не плохо!

А скажите, какие резисторы Вы использовали в регуляторе громкости?

Второй вопрос касается схемотехники фонокорректора. Как организованы цепи коррекции в Вашей схеме?

- 50 дБ +
#

Регулятор громкости штатный от усилителя Одиссей 010. В нем наши отечественные резисторы. Произвел только смазку, чтобы был плавный ход. На слух очень хорошо, нет дисбаланса, которого боялся - сцена не перемещается от положения ручки. Фонокорректор от этого же усилителя. Пришлось повозиться с заменой некоторых транзисторов. RIAA коррекции формируется активно - входить в цепь ООС. На удивление, очень достойный звук оказался. Очень хорошо слышна замены картриджа, можно сразу понять о звуковых достоинствах разных головок. Такой случай произошел у меня с ним: на слух обнаружил искажения с одной иглой и не мог понять в чем дело, т.к чистка иглы не приводила к улучшению, а видимые недостатки отсутствовали, подключение другого фоника не позволило обнаружить искажения. Только когда рассмотрел иглу под микроскопом, увидел на иголке грязь с одной стороны, которая не была видна и упорно не счищалась. При помощи водки и перебора разных щеточек удалось наконец очистить. После этого фонокорректор наконец-то с ней заиграл.

- 50 дБ +
#

Интересно. Даже очень.

Оконечника регулировали? Интересует выбранный ток покоя. Как реализована разводка земли? Как решено питание повышающих каскадов? Исходя из чего выбирали фильтры входа и выхода?

Для меня сейчас это все очень актуально

- 50 дБ +
#

Ничего не менял. Продублировал только дорожки акустическим кабелем к выходным транзисторам от блока питания до акустичеких терминалов. Схема усилителя мощности, можно сказать, классическая. Земля разведена штатно. Все очень грамотно в стоке сделано с усилителем мощности - за это и взял его. Перед покупкой читал про другой ресивер ВВК, как из него сделали Hi-Fi усилитель, но на тот момент та модель была уже снята с производства, а в этой только уже два канала ( в ранней все пять) были построены по канонам Hi-Fi.

- 53.01 дБ +
#

Спасибо. Собственно я давно подозревал, что оконечник как таковой не самое узкое место современных усилителей

- 50 дБ +
#

Не совсем так. Я заметил четкое деление у производителей бюджетных усилителей на тех, кто делает УМ по классической схеме (ну или почти), например, Пионер, Кембридж, и тех, кто сознательно не стремится к низким искажениям, работе над минимизацией гармоник - над, например. Но повторюсь, речь идет о ценовом диапазоне до 60-70т.р. В более высоком бюджет все несколько иначе.

- 53.01 дБ +
#

А вцелом корпуса как разведена земля, где к корпусу крепились, резистор между землей с трансформатора есть, итдитп?... Интересно, так как если у вас там работает фоно, то можно говорить, что заземление выполнено идеально.

- 50 дБ +
#

Корпус заземляется на плате блока питания. Похоже на разводку "звездой". Плата фонокорректора питается от своей обмотки трансформатора, но каждая плата фонокорректора имеет свое разделение по питанию через резистор. Наверное это можно назвать "виртуальное" питание. В процессе отладки питания пробовал делать общее питание для этих плат - сразу фон появляется. Сейчас фона нет, главное правильно сделать разводку входных цепей фонокорректора - земли сигнальная (на кабель к вертушке) и общая разделены. На усилителе фаза в розетке не имеет значение, а вот на проигрывателе нужно правильно вставлять вилку в розетку, (сразу слышно, если неправильно - помехи)

- 53.01 дБ +
#

"оконечник" без существенных изменений так и остался от BBK?

- 50 дБ +
#

Именно так. Только входные конденсаторы заменил и добавил радиаторы на транзисторы перед выходным каскадом.

- 50 дБ +
#

Вот я, например, абсолютный ноль в электронике. Поэтому данный проект мне не под силу. А вот человеку со знаниями можно реализовать куда более амбициозный проект. ИМХО

- 50 дБ +
#

Ну что тут скажешь - здорово! А главное интересно!

- 50 дБ +
#

Я делал несколько проще. Был усь Санда 35у-107С. на выходе там 864\865 и 850\851 транзисторы. отрубил и выбросил всё что не относится к мощнику, заменил питающие электролиты выходных транзисторов на МБГО 20мкф)))

Жаль, что не было регулятора громкости... а так звук вышел очень достойный. Сейчас не использую, отдал другану на время. Мой текущий рес Denon 1404 Санда переигрывает на раз.

- 50 дБ +
#

Всё это интересно ! Но вот каков конечный результат... ЗВУК ? !

- 50 дБ +
#

Звук - на уровне хорошего Hi-Fi усилителя. Четко показывает отличия в звуке при смены источника, акустики. Пока только сравнивал с моим пионер а-30 - разница ну очень значительная в пользу самодельного, еще в плане энерговоруженности сразу чувствуется превосходство. Сцена широкая, звук не привязан к акустике, наполнен микродеталями и нюансами. Чем больше слушаю, тем больше хочется ему в пару поставить по-выше классом сд проигрыватель и акустику. На проигрывателе винила сменил головку. Ранее была АТ95, сейчас поставил Shure M97XE - как-то раньше не замечал ее положительных сторон, теперь вот очень интересно слушать. Не хватает для удобства только пульта ДУ :) Возможно кому-то покажется, что это все "баловство", но я просто решил показать, что путь к звуку может быть разный. Мне самому ближе лампа...

- 50 дБ +
#

Появилось свободное время - решил сравнить более внимательно. Если ранее звук был более интересен самодельного по сравнению с пионером А-30 + PD50, то подключение А-30 в качестве усилителя мощности к ламповому предусилителю и смена источника полностью поменяли ситуацию. А-30 по входу на усилитель мощности показал себя музыкальней, но нужно учитывать ограничение по мощности. На вокале разница оказалось очевидной не в пользу самодельного - он немного упрощал звучание, делал его менее многогранным . Сравнение с Атоллом 100 (пред+мощник) только подтвердили эти впечатления :) Но следует сказать, что источник и акустика выбраны намного выше уровнем этого самодельного усилителя. Если брать источник в бюджете до $1000, то разницу услышать крайне сложно. Становится понятным его позиционирование с окружением. Возможно, в скором будущем, от ВВК останется только корпус и блок питания, уже появились идеи создания другого по схемотехнике блока усилителя мощности... Но это уже будет совсем другая история.

А может так и будет радовать слух в роли не основной системы, когда просто хочется получать удовольствие от музыки, а не вслушиваться в тонкости и искать различия в нюансах.

Спасибо за проявленный интерес!

- 50 дБ +
#

Интересная работа, но я не понял, сколько каналов на этом усилителе? 2 или 5?

- 50 дБ +
#

Стерео.

- 50 дБ +
#

||Прошло время, и я смог собрать себе проигрыватель винила на базе Унитры 602 первой модификации.

Меня в этой статье больше впечатлила Унитра на фото - это ведь она на трехслойной плите-сэндвиче стоит? Красота!

Про нее статья не планируется?

- 50 дБ +
#

Не делал фото в процессе, а на словах объяснять сложно. Это был проект с неизвестным результатом и пока вот остановился на том, что на фото. Проблема была найти ЭПУ без износа. У меня их несколько штук до этого были, но все в плачевном состоянии. И вот совершенно случайно нашел проигрыватель, который не был в работе - купили с дефектом заводским, но в ремонт не отдали, так и пролежал на антресоле, пока мне его не отдали. Поэтому рекомендовать к повторению сложно.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.