Новый поворот

Новый поворот

Начать исследование глобальных процессов в экономике аудио и видео мы решили с анализа прошедшей в конце прошлого года инсталляционной выставки CEDIA.

Дмитрий Востричкин, руководитель департамента инсталляционного оборудования компании А&Т Trade.

СEDIA для нашей индустрии — выставка приоритетная. Eсли выбирать из выставок, которые проходят в мире и которые имеют отношение к нашей индустрии, то их всего четыре. Это Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе, это, разумеется, Infocom — профессиональная выставка, посвященная таким предложениям, как Public address, видеостены, светодиодные экраны и профессиональные проекторы; Integrated Systems Europe и CEDIA, которая стоит несколько особняком. Выставка была основана Custom Electronic Design and Installation Assosiation и изначально была призвана наладить коммуникацию между дилерами — то есть инсталляционными компаниями и производителями. А инсталляционный рынок на фоне общего рынка электроники — сегмент довольно узкий и специализированный. И, когда из этого рынка была сделана хорошая выжимка, получился очень интересный результат. Выставку можно обойти за один день, и этот формат получился просто идеальным для производителей элитной техники, инсталляционного оборудования и других заказных вещей. В ней легко сориентироваться, и она заточена, как острый клинок. Ты можешь прийти на CEDIA и понять сразу все, что происходит, основные тренды в индустрии, начиная от 3D-телевизоров и заканчивая новейшими многозонными сетевыми решениями. Первый тренд, заметный на CEDIA 2010: после кризисного 2009-го рынок очистился. В 2009-м был провал. Произошло падение национального американского рынка, и, по их оценкам, сейчас от прежних объемов осталось только 46–49 процентов! Все были в шоке, потому что производители по традиции выкатили огромные стенды, а никто не приехал. То есть инсталляционные компании, четко отреагировав на кризис, сэкономили и не поехали на выставку, и она была совершенно пустая. Сегодня осталась жесткая выборка из лучших и самых сильных игроков, которые удержались. Есть лидеры, которые позиций своих не сдавали, такие монстры, как B&W, Harman International, Sony, Samsung, есть те, кто в результате кризиса реструктуризировались — как, например, Nortek, который отгрохал огромный стенд на два этажа, и активно продвигает свои пять брендов Elan, Sunfire, Aton, Niles и Xantech. Есть, конечно, такие бесспорные и стабильные монстры, как Crestron, который всегда имел огромные стенды на CEDIA и был всегда популярен. Как ни крути, на рынке автоматизации, если брать по обороту, это компания номер один до сих пор. А есть новые звезды, и самая яркая — Control4 — это компания, которая начинала лет семь назад с инновационной в своей простоте системой управления и домашней автоматизации и в этом году выходит на уровень оборота в 80 миллионов долларов, невзирая ни на какие кризисы, и более того — каждый год растет невероятными темпами. В то же время технологических революций на выставке заметно не было. Сейчас не до революций. Прошел глобальный передел рынка.

Очень много мелких компаний просто исчезло, потому что, когда пузырь лопнул, они просто потеряли заказчика. До кризиса толпы людей выстраивались в очереди на установку оборудования в новых домах. Теперь за каждого клиента идет борьба, конкуренция обострилась, и возобладал индивидуальный подход. Изменился и состав гостей выставки. Я встречался с президентом Nortek Марком Терри, а это, между прочим, бывший вице-президент Harman Professional, человек, который сделал Harman таким, какой он есть сейчас, который умеет найти для бренда место на рынке; я говорил с руководством B&W, эти люди прекрасно умеют делать политику; я говорил с Control 4, у них сейчас самая шикарная и быстрорастущая дилерская база. И все говорят, что людей осталось на выставке столько же, сколько в 2009 году, то есть мало, но качественный состав совершенно другой. Выставка стала серьезнее. Приезжают менеджеры, руководители, технические директоры — люди, принимающие решения. Кризис долбанул так, что все начали заниматься своим бизнесом серьезно и вплотную. И явный симптом оздоровления — появление компании под названием Firefly — это первая в истории консалтинговая компания на инсталляционном рынке. Это событие. Она могла появиться только в кризис. Рон, их президент, заинтересован и в российском рынке. Он хочет учить наших. Хочет приехать к нам и здесь начать бизнес. Он хочет помогать нам так же, как помогает сейчас американцам. И тут второе очень важное событие: серьезные американские компании повернулись лицом к международному рынку. Они всегда относились к нам, как к какому-то жалкому придатку рынка американского, я имею в виду — Европа, Азия, Африка, это все было так... детский лепет по сравнению с Америкой, но теперь, после кризиса, ситуация поменялась. Нам сейчас стоит ждать повышенного внимания со стороны американских поставщиков. Они будут как одержимые ездить сюда и носиться с нами, и для нас это огромный шанс. Огромный шанс, что они наконец-то принесут знания и начнут делиться с нами своими технологиями продаж и ведения бизнеса. Появятся новые продукты, причем созданные с учетом нашего мнения, российского. Например, никогда в жизни мне ни один производитель не задавал вопрос: что нужно вам? А в этот раз я был на конференции Control4, где они показывают готовый лист американских приоритетов и дают его нам, европейцам, и говорят: поставьте свои приоритеты — нам интересно ваше мнение. В жизни такого не было. Они наконец открыли для себя, что существуют европейские стандарты! Благодаря всем этим событиям у России появились очень большие перспективы. Ведь потенциал нашего инсталляционного рынка огромен — мы можем вырасти в пять-шесть раз легко, а им расти больше некуда. И слава богу. Нам уже давно пора стать взрослыми людьми и делать серьезный бизнес. Если наша жажда знаний совпадет с приходом сюда носителей этих знаний, то я думаю, это будет выход на новый уровень, как количественный — то есть увеличение размеров рынка, так и качественный — нам в ближайшее время станут доступны самые передовые технологии.

CEDIA — это ассоциация крупнейших американских инсталляторских компаний, которая ежегодно проводит собственную отраслевую выставку, считающуяся самым показательным событием в мире бытовой электроники и систем домашней автоматизации.

Текст: Дмитрий Востричкин

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 1, 2011
50 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.