Что позволено усилителю

Что позволено усилителю

С российским разработчиком аудиоаппаратуры Алексеем Семиным мы встретились в московском аудиосалоне «НОТА+», одном из немногих мест, где можно проверить все способности флагманского усилительного комплекта автора - S.A.Lab Erato и его новой разработки — линейки бюджетных компонентов под названием Level Zero.

Алексей, а помните, с чего началось ваше увлечение конструированием аппаратуры?

Сейчас мне 50, и я 35 лет этим занимаюсь — примерно с 15. Все началось с кружка юных техников, где мы собирали какие-то усилители для ансамблей. И вот как тогда началось, так и пошло, и остановиться не получается. А всегда мне хотелось сделать что-то хорошо звучащее, но собранное не в посылочном ящике. Хотелось сделать так, чтобы внутреннее и внешнее в аппарате соответствовало друг другу.

Это была техника для себя?

Да, конечно, но дальше я столкнулся с ситуацией, когда плоды моих экспериментов начали накапливаться и их нужно было банально куда-то девать. Разбирать было обидно и глупо, поскольку законченные проекты всегда имели свое лицо и качество. И в итоге друзья убедили меня делать это не только для себя. В то же время все это остается не коммерческим проектом, а хобби, поскольку заработать на нем невозможно — в свои разработки я именно вкладываю деньги, но не получаю.

Пожалуй, только в зале прослушивания салона «НОТА+» можно было раскрыть потенциал этого поистине масштабного комплекта, который замечательно отыграл свой сет и с Tannoy, и с Wilson Audio, и с двумя парами ProAc, показавшими весь потенциал комплекта и его умение работать на любую нагрузку.



Почему вы остановились именно на ламповой схемотехнике?

Это вопрос некоего взросления. Экспериментировал я со всеми вариантами. У меня есть образцы и транзисторных, и гибридных усилителей, но раз от разу я возвращаюсь к лампам — они мне ближе. Что касается схематических решений, то мне с самого начала не хотелось идти по накатанному пути и стандарту, то есть брать известную схему, подбирать в нее детали получше и получать некий средний понятный продукт. В этом нет интереса — хочется самому формировать идеологию, считать, настраивать, это доставляет гораздо больше удовольствия.

Насколько я понимаю, комплект усилителей Erato на сегодняшний день — ваша флагманская разработка?
Да, она родилась из идеи сделать однотактный усилитель, который бы выдавал честные 100 Вт мощности. Ведь таких в принципе нет. Их никто не делает. Это сложно и с инженерной, и с финансовой точки зрения. Это такой вызов самому себе. И двигаясь к цели, я готов был не считаться с затратами. При этом мне понравилось то, что получилось. Хотя объективно для квартиры хватит и 5 Вт мощности, но я этот вызов принял и дал на него ответ, мне кажется, достойный, потому что удалось доказать, что такой усилитель можно сделать и он будет играть.

В итоге система получилась очень масштабная — предусилитель, два моноблока и два выходных трансформатора в отдельных корпусах.

Лампа мощностью 600 Вт — это сумасшедшая индукция, которую надо как-то переварить в качественный звук. И как ни считай, трансформатор у тебя получается в 100 кг веса. Чтобы это играло в один такт, других вариантов нет. Эти трансы мы делали на заказ в Италии — там у меня есть знакомый мастер, который уже 50 лет этим занимается.

Предусилитель комплекта Erato.


Какая лампа легла в основу усилительного тракта?
Это наша советская ГУ-80 — у нее есть аналог Telefunken, но я cчитаю, что наша лампа весьма хороша. Конкретно эти лампы 1962 года, то есть они мои ровесники, тогда их использовали в передатчиках и ретрансляционных усилителях. В преде используются только прямые связи и 311-й пентод, но и здесь корпус получается огромный, и все в нем забито под завязку. Ведь если усилитель выдает 100 Вт, то потребляет он киловатт, то есть блок питания должен быть киловаттный. Кроме того, лампа ГУ-80 прямонакальная, и накал тоже надо питать — 14 В и 12 А, для которых нужны дроссели по 500 Вт, и они тоже, мягко говоря, занимают место. Так что в этом огромном корпусе палец всунуть некуда, по сути, сам усилитель смонтирован на крышке, остальное — блок питания.

Что за колонки показаны этому комплекту?

При такой мощности и выходном сопротивлении ему все равно. То есть получилось уникальное сочетание: это самый мощный из однотактных ламповых усилителей, который справляется с любой акустикой.

Аппараты из серии Level Zero строились по схожей идеологии?
Здесь основной была идея сделать качественный, но серийный продукт. Флагманские проекты никогда не повторяются, а здесь вызов иного рода — сделать повторяемый качественный продукт за разумные деньги, и при этом не предать свои идеалы.

Так получилось, что это пушпульник с отдельным блоком питания, так что тут очень серьезная энерговооруженность. Несмотря на то что в триодном режиме мощность всего 5 Вт, а в пентоде 9 Вт, блок питания рассчитан на 150 Вт. При этом сетки питаются отдельно, первый и второй каскады отдельно, выходной отдельно, и везде стоят емкости не меньше 1000 мкФ. Ну и конечно, все элементы надлежащего качества: диоды Шоттки, Black gate, Jensen и т.д.

Все аппараты серии Level Zero снабжены выносными блоками питания, что позволяет сделать комплект более мобильным и реализовать более качественные схематические решения. В связке с акустикой ProAc Carbon 8 усилители показали потрясающе выразительный и живой звук, подтвердив свой статус продукта, достойного самой серьезной акустики.



В предусилителе вы решили сделать даже тембр-блок.
У меня приятель один собирает винил. И хотя в аудиофильской идеологии не предполагается ничего лишнего в тракте, с виниловодами есть проблемы. Многие пластинки, чтобы слушать с удовольствием, требуют некоей регулировки АЧХ. Я понял, что надо это предусмотреть, и в следующей серии я тоже сделаю тембр-блок.

А чтобы он не портил звук, просто не надо его включать в обратную связь — я его делаю пассивным.

В целом здесь применяется моя любимая схемотехника с использованием надежных ламп на 20 000 ч, то есть с запасом работоспособности на поколение вперед. Это наши лампы 60—70-х годов 6Э6П, которые летали когда-то в космос, и их сейчас еще много на рынке.

Провода в комплекте тоже авторские.

Насколько я понимаю, соединительные провода здесь тоже вашей разработки?
Да, провод сделан на заказ, это тефлоновая изоляция и многожильный серебряный проводник. Акустические провода у меня с сердечником из меди в четыре квадрата и серебряной оплеткой тоже в четыре квадрата — тоже моя конструкция, сделанная на заказ.

В чем принципиальное отличие этих двух систем?
У них разный характер. Начальной линейке Level Zero по определению больше разрешено. Она может по-своему интерпретировать музыку, и мне нравится, как она это делает. А Erato это запрещено. Младшему усилителю я позволил некий свободный драйв — он задорный, веселый, это его главные черты. А флагман — строгий. Его обязанность — воспроизвести все, вплоть до слюны в мундштуке.

Паспортные данные

Предварительный усилитель S.A.Lab Erato

Выходное напряжение: 12 В

Частотный диапазон (макс. мощность, (–1 дБ): 5—45 000 Гц

Выходное сопротивление: 9 Ом

Соотношение сигнал/шум: 102 дБ
КНИ (100 Ом): 0,03 %
Входное сопротивление: 100 кОм

Потребляемая мощность: 370 Вт

Моноусилитель мощности S.A.Lab Erato

Режим работы выходного каскада: однотактный А1, с возможностью работы в А2

Выходная мощность (4/8 Ом, а1 при 0,4% ): 85/47 Вт

Выходная мощность (4/8 Ом, а2 при 0,6%): 115/65 Вт

Частотный диапазон (макс. мощность –1 дб): 10—40 000 Гц

Соотношение сигнал/шум: 105 дБ

КНИ ( 50% мощности): 0,04 %

Выходное сопротивление: 0,5 Ом

Чувствительность: 7,5 В

Входное сопротивление: 275 Ом

Потребляемая мощность (один канал): 1015 Вт

Предусилитель S.A.Lab Level Zero

Номинальное входное сопротивление: 47 кОм

Входная чувствительность: 500 мВ

Выходное сопротивление: 600 Ом

Коэффициент гармоник (максимальный сигнал): не более 0,01%

Диапазон воспроизводимых частот: 0,010—20 кГц

Неравномерность частотной характеристики: ≤ 1 дБ
Питающая сеть: 220 В, 50—60 Гц

Мощность, потребляемая от сети: 90 ВА

Моноусилитель мощности S.A.Lab Level Zero

Входное сопротивление: 47 кОм

Входная чувствительность: 500 мВ

Номинальное сопротивление нагрузки: 8 Ом

Максимальная выходная мощность в режиме пентод: 10 Вт

Максимальная выходная мощность в режиме триод: 6 Вт

Диапазон воспроизводимых частот: 0,015—20 кГц

Неравномерность частотной характеристики: ≤1дБ

Питающая сеть: 220 В, 50—60 Гц

Мощность, потребляемая от сети (один канал): 170 Вт

Коэффициент гармоник: 0,5% (максимальная мощность пентод)

Коэффициент гармоник: 0,3% (максимальная мощность триод)

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 10, 2013
70.79 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.