Тест проектора Sony VPL-VZ1000: фокус специального назначения

Тест проектора Sony VPL-VZ1000: фокус специального назначения

Нестандартные вещи и явления всегда вызывают неоднозначную реакцию. Вот и этот аппарат, как и его старший брат с индексом GTZ1, большинство восприняло с непониманием, мол, зачем нужен короткофокусный проектор с такими характеристиками и за такие деньги? Однако там, где большинство видит сложности, опытный человек видит возможность. Ведь это не замена телевизору и не альтернатива ему, а мегапродвинутый проектор для тех случаев, когда кажется, что систему с проектором построить невозможно, либо слишком сложно.

Считаете, для короткофокусного проектора это слишком дорого? Отнюдь. Если вдуматься, то и его старший брат Sony VPL-GTZ1 на самом деле не очень дорог. Помню случай, когда заказчик захотел поставить проектор в зале длиной 22 метра, но вешать его на штанге или лифте под потолком не было ни желания, ни возможности. Единственный выход — профессиональный аппарат со специальным дальнофокусным объективом он просто не потянул, потому что цена вопроса вырастала под сотню тысяч не рублей. В итоге заказчик просто отказался от идеи строить в этом зале какую-либо систему. А до дебюта Sony VPL-GTZ1 оставалось еще несколько лет.

И хотя он способен спасти ситуацию не только в подобных случаях, для многих этот проектор оказался слишком непривычен и дорог. В итоге на апрельской выставке Hi-Fi & High End Show в «Крокусе» Sony представила его уменьшенную и более доступную версию — Sony VPL-VZ1000ES, которую на днях нам удалось изучить более детально.

Внимание, черный ящик!

Прежде всего, он существенно меньше и легче GTZ1. Выглядит похоже — это такая же брутальная черная прямоугольная тумба без намека на гламур, но длиной уже 92 см вместо 1,2 м, на 3,5 см меньше в глубину и на 5 см меньше в высоту. Наконец, весит 35 кг вместо 51,5 кг. За ребрами почти половина площади передней панели занимают решетки системы охлаждения, за счет чего, в частности, шум работы снижен до практически незаметного уровня — уже в метре от аппарата определить, включен ли он, можно только по лучу света из объектива.

Дизайн проектора исключительно функциональный, но вместе с тем очень удачный: строгий, даже немного брутальный, но вместе с тем весьма лаконичный

Сам объектив внешне тоже похож, однако есть отличия по характеристикам и возможностям. По проекционному соотношению они сопоставимы. С расстояния 20 см от задней стенки до плоскости экрана VPL-VZ1000ES формирует изображение с диагональю 120 дюймов. GTZ1 с такого же расстояния — чуть больше 150 дюймов. Разница в данном случае выходит за счет того, что у последнего глубина корпуса больше — соответственно, больше и расстояние от объектива до задней стенки. Принципиальное различие в том, что объектив у VPL-VZ1000ES фактически не имеет трансфокатора (зума) — кратность изменения фокусного расстояния составляет у него всего 1,02, тогда как у GTZ1 она равна 1,6.

Редчайший случай: сверхширокоугольный объектив имеет не только зум, но и возможность оптического сдвига изображения в двух плоскостях

Вроде бы это сложно назвать улучшением, однако и большой потерей тоже не назовешь: при таком проекционном соотношении для нужного по размеру изображения проще немного сместить сам проектор. А небольшой зум в данном случае нужен как раз для точного «попадания» изображения в площадь экрана, потому что с таким объективом смещение корпуса буквально на миллиметр приводит к очень заметным изменениям картинки.

Охлаждению аппарата явно уделено повышенное внимание

Именно поэтому в новой модели вместо большого трансфокатора инженеры снабдили объектив возможностью оптического сдвига, причем не только по вертикали, но и по горизонтали! Ни у одного короткофокусного проектора для ДК такого нет.

Пределы сдвига, естественно, небольшие: +/-6% высоты по вертикали и +/-3% ширины по горизонтали, однако и за это любой, кто будет устанавливать подобный проектор, испытает чувство благодарности по отношению к разработчикам. Но выверять положение корпуса по миллиметру все равно придется для устранения трапеции (скорее криволинейного четырехугольника) на экране. Электронная коррекция не выход: она очень хорошо заметна, да и управлять ею не очень удобно.

Количество видеовходов — как у дорогого телевизора

Особенности объектива, соответственно, накладывают ограничения и по выбору экрана, лучшим вариантом которого будет фиксированное полотно на раме, причем материал полотна не должен иметь усиления (gain не больше 1.0). В противном случае неравномерность освещения полотна будет бросаться в глаза. На экране без усиления равномерность на удивление мало отличается от таковой у большей части простых, то есть некороткофокусных проекторов — разница в яркости между центром и краями не больше, чем в 1,5 раза.

И еще одно удивительное свойство оптики у VPL-VZ1000ES — потрясающее для такой конфигурации разрешение. При регулировке фокуса, которая у данного проектора, естественно, сделана моторизованной, «поймать» на экране пиксельную сетку удивительно легко. Но что самое интересное, при грамотной взаимной установке экрана и проектора сетка, то есть фактически каждый отдельный пиксель, легко различается не только по центру, но и даже на краях изображения. Не всякий обычный проектор может похвастать подобным, а это — сверхкороткофокусный аппарат с реальным 4К-разрешением. Браво, Sony!

Игры с яркостью

Теперь хочется сказать о самом важном — о яркости и цветопередаче. Во всех каталогах, пресс-релизах и новостях, посвященных Sony VPL-VZ1000ES, есть указание: максимальный размер изображения — 120 дюймов. Между тем для GTZ1 максимальный размер указывался другой — 147 дюймов по диагонали, хотя максимальный световой поток у него составлял 2000 лм. А у нашего героя максимальный поток составляет, внимание, 2500 лм. И это, судя по измерениям, похоже на правду. То есть по идее максимальный размер экрана для него должен быть явно больше — дюймов 140 как минимум при условии полного затемнения помещения.

Почему же везде указывается ограничение в 120 дюймов? Причина, как мне видится, предельно проста — маркетинг. В то время, когда представляли GTZ1, Sony еще не выпускала 100-дюймовых телевизоров, да и линейка ее 4К-проекторов была не столь богатой. Теперь же высшее руководство японской компании выстраивает линейку разнообразных видеоустройств более аккуратно, чтобы не спровоцировать внутреннюю конкуренцию. Но как, простите, это относится к тем, кто ищет решение для построения домашнего кинотеатра в нестандартном помещении?

На мой взгляд — никак. Ведь Sony VPL-VZ1000ES, повторюсь, — это не альтернатива телевизору или более дорогому 4К-проектору. Это палочка-выручалочка в сложных ситуациях, причем, судя по техническим решениям и возможностям, сделанная почти настоящими волшебниками (см. реальное разрешение на экране). Впрочем, если не нужно применять полотно с усилением, он подойдет для построения кинотеатра и в стандартных условиях. Это просто хороший проектор, хотя не самый простой и не самый дешевый.

Загадочный лазер

Главный вопрос, связанный с яркостью в данном случае, заключается в том, как добились на четверть большего светового потока при меньшем уровне шума и меньших габаритах корпуса? Ведь, судя по спецификациям, в этом аппарате тоже применяется фирменный лазерно-фосфорный источник света, именуемый Z-Phosphor.

Отвечаем: судя по измерениям, в Sony VPL-VZ1000ES на деле применен другой лазерно-фосфорный источник света, отличающийся по конструкции от того, что применяется в GTZ1, VPL-VW5000ES и в «лазерных» проекторах конкурентов. В частности, синий цвет формируется иным образом. Сложно достоверно сказать, как именно, но он точно не вычленяется из света, формируемого люминофорами (фосфором), и не вычленяется из света, проходящего сквозь слой этих люминофоров.

RS-232 — для управления, LAN — для настройки и обновления ПО, а USB — для питания дополнительных устройств

На качестве изображения разница не отражается никак: любой, кто будет калибровать изображение от VPL-VZ1000ES под помещение привычным лазерным датчиком, увидит тот же образцовый в плане линейности цветовой баланс, что и у других «лазерных» проекторов Sony. Не увидят никаких недостатков и те, кто оценивает изображение визуально по любимым видеофрагментам, если, конечно, при этом будут активированы правильные настройки и выставлена рекомендованная температура D65.

Как и GTZ1, данный аппарат удивительно легко отображает краски всего цветового охвата, не заменяя цвет лиц оранжевым, зеленый салатовым и красный алым. То есть отображает все цвета, а не только самые яркие, остальные маскируя под похожие из самых простых оттенков (этим грешат иногда проекторы с ксеноновыми и обычными ртутными лампами, а также практически все LED-телевизоры).

Создатели явно рассчитывали, что боковые панели при инсталляции будут не видны, либо скрыты

Высокий класс и цена проектора чувствуются сразу — у недорогих аппаратов такой богатой палитры не бывает. В его исполнении очень неплохо смотрится и контент с HDR, потому что он сам обладает более широким динамическим и цветовым диапазоном. Фильмы в формате HDR с ним действительно раскрываются, демонстрируя больше деталей, оттенков, подавая картинку богаче, а не делая ее «типа более красивой».

К слову, не было и проблем с индикацией контента с расширенным диапазоном, будь то HDR10 или HGL. Никаких «танцев с бубном», чтобы добиться приемлемого изображения в сочетании с HDR-плеером, не потребовалось. Dolby Vision проектор, как заявлено, не поддерживает, но даже если бы и поддерживал, проверить это не представлялось бы возможным: дисков с данной кодировкой в реальности нет, а иной контент с ней в нашей стране недоступен.

Кулеры натурально огромные

Зато стоит упомянуть, что расположение в непосредственной близости от экрана дает возможность проще организовать коммутацию проектора с остальными компонентами. Во-первых, кабели можно использовать относительно короткие, что в связи с переходом на 4К, HDR и другие новые стандарты значительно облегчает жизнь и повышает вероятность бесперебойной работы с разными источниками. Во-вторых, позволяет подключить большую часть источников напрямую, минуя ресивер или процессор — благо у проектора есть три HDMI-входа.

Измерения

Все измерения параметров производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Была выставлена лишь цветовая температура на уровне рекомендованных 6500К и отключена динамическая регулировка контрастности. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Измерения проводились в референсных условиях — полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой. Размер изображения — 120 дюймов по диагонали.

Как и должно быть, максимальный цветовой охват проектор демонстрирует при выборе цветового профиля BT.2020. Причем демонстрирует вне зависимости от того, подается ли контент с обычным или расширенным динамическим (HDR) и цветовым диапазоном. При этом точка белого прогнозируемо не совпадает с рекомендованной для SDR (BT.709), потому что этот режим и предназначен для UHD Blu-ray и файлов 4К-видео с HDR.

Для SDR-видео, то есть обычных Blu-ray и Full HD-видеофайлов, вроде как предназначен режим BT.709, но использовать его не рекомендуем. Да, баланс цветов с ним близок к идеальному, но реальный охват ограничен чрезмерно. Вот так он выглядит:

Вместо него рекомендуем для такого контента (например, настраивается вход для приставки или качественного BR-плеера) использовать цветовое пространство №3. Охват чуть больше больше sRGB — для калибровки есть небольшой запас:

Значительной корректировки по цветам не потребуется, потому что баланс белого при выборе температуры 6500К в настройках пространства №3 близок к идеалу:

Поскольку измерялись параметры самого проектора (без учета влияния помещения, в потоке света, который излучается под острым углом), полученные данные по яркости априори могут быть только примерными. Впрочем, и они могут служить неплохой информацией к размышлению.

Яркость белого поля по центру составила 1767 кд/ м², при проецировании на 120-дюймовое полотно. Это очень много. Для комфортного просмотра 2D-контента даже с HDR можно и поменьше, то есть смело использовать экран больше дюймов на 30.

Уровень же черного при отключении динамической регулировки яркости свечения лазеров и фосфора — 0,546 кд/ м², что можно назвать очень хорошим показателем, учитывая использование сложной короткофокусной оптической системы, в которой априори больше переотражений и потерь, чем в обычном объективе. Ведь статическая контрастность составила внушительные 3236:1.

Выводы

Незаменимый аппарат на тот случай, когда нет возможности или желания размещать проектор позади зрителей. И это не альтернатива телевизору, а проектор высшего класса с самой передовой на сегодняшний день начинкой: матрицы с реальным разрешением 4К, лазерно-фосфорный источник света, поддержка HDR. Но самое главное — конкурентов ему просто нет! Другие компании не выпускают ничего подобного по характеристикам и качеству изображения. А у Sony это уже второй аппарат, который по всем параметрам стал еще лучше предыдущего.

Достоинства: отличная цветопередача, безупречная четкость, беспроблемная поддержка HDR, реально низкий уровень шума работы вентиляции

Недостатки: неудобное для настройки положения шасси

Официальный сайт: Sony VPL-VZ1000

Цена: 1 799 900 рублей

Паспортные данные

Технология проекции: SXRD, три 0,7-дюймовых панели LCoS-типа

Разрешение: 4096x2160

Источник света: лазерно-фосфорный Z-Phosphor™, ресурс 20 000 ч

Трансфокатор: моторизированный, х1.02

Сдвиг линз: по вертикали +/-6%, по горизонтали +/-3%

Диагональ изображения: от 80 до 120 дюймов

Световой поток (максимальный): 2500 ANSI люмен в нормальном режиме работы

Динамическая контрастность: бесконечность:1

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096 x 2160/60p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 4096х2160/30р

Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек), USB.

Акустический шум: 24 дБ в экономичном режиме работы

Габаритные размеры (Ш. x В. x Г.) (без выступающих частей): 925 x 219 x 494 мм

Масса: 35 кг

ТЕГИ:#Sony
73.42 дБ +

Комментарии

#

Ориентируясь на количество отзывов в публикациях о тестах проекторов (а их чуть ли не меньше, чем самих тестов), возможно имеет смысл все-таки охватить более широкую аудиторию пользователей и сделать обзор проектора поскромней? Как вариант, актуальные темы:

1. Самый бюджетный 4K проектор со сдвигом матрицы (Epson?)

2. Самый бюджетный 4K проектор с честным разрешением (Sony?)

Можно зайти с технической стороны (так называемая продажа через знание):

3. Бюджет одинаковый, технология разная: DLP, LCD и LCoS (не обязательно делать конкретное сравнение, но обозначить основные преимущества и недостатки, попутно показав по представителю из каждой группы).

4. DLP, что мы знаем о скорости цветового колеса (выбрать один бренд и на его примере сделать обзор нескольких моделей от младшей к старшей, акцентировав внимание на данном или другом техническом параметре).

P.S. Обзор новинки это хорошо, но когда материал имеет большую практическую ценность он трогает сильнее. Мне, например, когда я выбирал себе проектор, очень не хватало русскоязычных материалов, спасал в основном HDFever, PJHC и прочие. Кстати, считаю очень полезными фотографии картинки, которую показывает проектор (да и самого работающего проектора) - на них можно увидеть межпиксельные зазоры и получить представление о цветопередаче\яркости (графики графиками).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Как-бы три года прошло почти и эта модель снята с производства. К тому-же самым бюджетным если я не ошибаюсь является VPL-VW260ES, а не 3XX.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

После 300-го был 320-ый и там не так чтобы много изменений. Да,действительно, сейчас появился 260-ый. Но он только появился в продаже, думаю тест впереди.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

по пунктам 3 и 4 огромное количество материала в сети

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Я озвучил мнение человека, который совсем не разбирался в теме, но захотел приобрести себе проектор. Обойтись только русскоязычным интернетом мне не удалось - более того, лично я считаю информацию в нем крайне скудной. Вследствие этого мне пришлось создать соответствующий вопрос на данном ресурсе и совмещать полученные советы с обзорами в иностранных источниках (черпая информацию в комментариях под ними, к слову их там бывали десятки и сотни). Допускаю, что мой фокус был не очень популярным, но тем не менее.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.