Легче легкого. Тест проигрывателя виниловых дисков Dual CS 440

Легче легкого. Тест проигрывателя виниловых дисков Dual CS 440

История немецкого бренда Dual, наверное, одна из самых долгих среди производителей проигрывателей. Все началось более века назад с производства различных механических устройств, потом появились граммофоны собственной разработки и дальше все развивалось по нарастающей. У меня были проигрыватели Dual и 70-х, и 80-х годов, хотя и не самые дорогие, но вполне добротные аппараты, со своими узнаваемыми конструктивными решениями и концепцией как звука, так и технической реализации.

Конструкция

Внешне проигрыватель аккуратен, лаконичен и очень прост, почти не имеет настроек и поставляется в собранном и настроенном виде. Нужно только достать аппарат из коробки, установить диск, крышку и подключить питание.

Проигрыватель со снятой пылезащитной крышкой.

Эта модель выпущена совсем недавно и пришла она на смену модели Dual CS 415. Кстати, выпускаются все проигрыватели Dual, даже самые младшие, только в Германии. Основные различия с предшествующей моделью заключаются в конструкции корпуса. Проигрыватель очень легкий, что полностью вписывается в конструктивную концепцию Dual, тяжелых аппаратов у производителя никогда не было, а упор делался на рассеивание резонансных эффектов. Этот подход прослеживается во всех деталях и узлах —в конструкции привода и диска, в тонарме. Корпус изготовлен из достаточно тонкого МДФ и внутри полый, устанавливается на стойку при помощи нерегулируемых ножек, оканчивающихся небольшими силиконовыми шариками. В качестве начинки в корпусе установлен миниатюрный опорный подшипник, закрепленный на металлической раме, небольшой тихий мотор и механика автомата. Dual всегда делал большинство своих проигрывателей в виде автомата или полуавтомата, поэтому здесь удивляться нечему. Из аппаратов классом выше автоматика давно исчезла, а у многих бюджетных проигрывателей она встречается до сих пор. И если в аппаратах высокого уровня автоматика может объективно влиять на звук, то в аппаратах, подобных нашему испытуемому, эта составляющая не станет критичной, а в практическом плане это все-таки удобно. Забегая вперед, скажу, что автоматика работает пусть и не очень быстро, но плавно и тихо. Единственное, чего не предусмотрено, так это выбора размера пластинки — 12, 10 или 7 дюймов, и для пластинок меньших размеров нужно будет пользоваться ручным микролифтом, что, конечно же, аппарат делать позволяет. Также есть регулировка, позволяющая в случае необходимости подстроить стартовую точку автомата. Установленный мотор совсем небольшой и тихий. Блок питания выносной, сделанный в виде небольшой вилки-адаптера. Вращение с мотора передается на пластиковый субдиск при помощи плоского резинового пассика. Для смены скорости вращения предусмотрен переключатель, и вручную перебрасывать пассик не нужно. Основной диск очень легкий, штампованный из алюминия. Он не просто одевается на шкив подшипника, но и слегка фиксируется пружиной. К диску идет достаточно толстый, но легкий фетровый мат.

Тонарм — простой, легкий, с несъемным шеллом и вообще без возможности регулировки чего бы то ни было, даже прижимной силы, поэтому в плане выбора сменных головок вариантов найдется немного. Но вот саму головку на шелле можно регулировать. Провода от тонарма несъемные, встроенного фонокорректора, как иногда бывает у бюджетных проигрывателей, нет.

Головка звукоснимателя Dual DN 251 S

Головка — DMS 251 S, мне сложно вспомнить, сколько же выпускается эта модель, но точно давно, и ее используют многие производители для установки в качестве штатной на недорогие проигрыватели. Головка, конечно же, ММ-типа, со сменной конической иглой и наличием откидывающегося защитного колпачка. По указанию производителя срок службы иглы — 300 ч, что меньше обычного, но на практике эти головки даже на грязном и потрепанном виниле служат несколько дольше, да и сменная игла стоит совсем недорого.

Конструкция тонарма не предполагает каких бы то ни было настроек.

Звучание

Перед прослушиванием я проверил настройки проигрывателя — все оказалось выставлено точно, в полном соответствии с данными, указанными производителем в руководстве к аппарату. По тестовому диску тоже результаты получились неплохие. Экспериментировать в случае с этим аппаратом я не стал, так как отсутствие возможностей настройки делает бессмысленным большинство экспериментов, да и не для аудиофильских изысканий покупаются подобные проигрыватели.

Прослушивание я начал с пластинки Sarah Vaughan «Sweet 'N' Sassy». Сразу замечу, что с потрепанными пластинками проигрыватель справляется вполне прилично, мелкий «песочек» и пыль почти не слышны, хотя дефекты посильнее, конечно, проявляются в звуке, но не так, чтобы критично. Звук получается плавный, легкий, достаточно подвижный и явственно светлый. Есть некоторое потепление, смягчение и чуть-чуть окраски, но в целом меньше, чем я ожидал, а динамика выше ожидаемого — звук хоть и не лишен особенностей, нет чувства, что он зажатый. Детальность не самая высокая, но и явного огрубления, упрощения звука нет. Бас получается скорее камерный, не очень плотный, но быстрый и с неплохой разборчивостью. Середина чуть приподнята, верхние частоты яркие, но не резкие и не навязчивые. Вообще почерк получается радостно-дружелюбный, он не вызывает негативных эмоций. Сцена достаточно широкая, в меру глубокая, воздушная и пластичная. Образы легковесны, но неплохо очерчены и подвижны.
Следующая пластинка — Aurex Jazz Festival '81 «All Star Jam Session». На этой записи заметно, что в целом подача скорее музыкальная, нежели аналитичная, и музыка звучит комфортно, нет излишней резкости или перекоса в тональном балансе. Может быть, немного не хватает детальности, но это более заметно в нашем тестовом тракте — он все же превосходит испытуемый проигрыватель по уровню, и превосходит заметно, а в тракте более бюджетном недостатки будут намного менее заметны, а почерк, вполне неплохой сам по себе, останется. Но даже в наших жестких условиях теста аппарат показал неплохую динамику, насыщенность звучания, умение передать атмосферу зала и живого концерта, сцену, а главное — все эмоциональные составляющие звука, и в этом плане результат лучше ожидаемого.

Чтобы понять, как проигрыватель поведет себя при воспроизведении рок-музыки, я выбрал пластинки Queen «Jazz» и Pink Floyd «The Wall». Первая пластинка прозвучала задорно и эмоционально, хлестко, но в целом не очень басовито. Для второй записи немного не хватило способности отыгрывать воздух и атмосферу, тонкие призвуки и переходы, но в целом содержательная и эмоциональная части воспринимаются неплохо, в музыке есть нужное притяжение, и это слышно.

Из музыки классической я выбрал также две записи — Haydn «Die Schopfung» и Carl Orff «Carmina Burana». С первой записью тракт справился неплохо, в качестве сильных сторон можно отметить динамичность, эмоциональность звучания, воздушность. Конечно, в случае с такой непростой музыкой аудиофильскому тренированному уху будет заметно некоторое упрощение тембров, но в остальных случаях и в тракте, совпадающем по уровню, картина будет вполне цельной. Со второй пластинкой получилось немного хуже — не хватило драматизма и глубины проработки, масштаба в низкочастотном диапазоне, но эта запись — совсем уж экстремальное испытание, которое не всегда проходят и аппараты в разы дороже. При этом тихие и не самые динамичные фрагменты прозвучали намного лучше, чем я ожидал, тут хватало и динамики, и эмоциональности, и детальность показалась вполне приличной, да и сцена получилась достаточно правдоподобная по пропорциям, с неплохим разделением планов.

Резюме

Этот совсем несложный бюджетный проигрыватель в целом оставил очень неплохое впечатление, если не стараться оценивать его звук по меркам High End. Аппарат оказался неприхотливым, очень простым в использовании, хорошо справился и с пыльными, и с потрепанными пластинками, а в звуке порадовал ненавязчиво-радостной эмоциональностью
и воздушной, негрубой подачей. Если использовать этот проигрыватель в подходящем тракте и не требовать от него воспроизводить самые сложные записи с высокой точностью, то можно получать удовольствие и от музыки, и от винила как носителя. Многим этого аппарата будет более, чем достаточно, так как он с успехом может заменить любой старый советский проигрыватель, да и многие бюджетные винтажные аппараты. Ну а для кого-то он может стать и первой ступенькой к освоению виниловодства на более серьезном уровне.

Музыкальный материал

01 Sarah Vaughan — Sweet 'N' Sassy/Roulette SR 52112/Stereo

02 Aurex Jazz Festival '81 — AllStar Jam Session — Freddie Hubbard, Stan Getz, Gerry Mulligan, Bob Brookmeyer, Milt Jackson, Ray Brown, Art Blakey — Aurex/Toshiba EMI EWJ-80208 / Stereo

03 Queen — Jazz — The Complete Works box set — EMI QB1/ Stereo

04 Pink Floyd — The Wall — CBS/Sony Japan 40AP 1750-1 / Stereo

05 Haydn — Die Schopfung — R. Weiner, P. Schreier, T. Adam, Runfunkchor und Rundfunk-SinfonieOrchester Berlin — Eterna 826 746-747/Stereo

06 Carl Orff — Carmina Burana — Gundula Fanowitz, Gerhard Stolze, Dietrich FischerDieskay, Chorus und Orchester der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum — Deutshe Grammophon SLPM 139362 / Stereo

Технические характеристики:

Привод: пассиковый

Скорости вращения: 33, и 45 об/мин.

Эффективная длинна тонарма: 211 мм.

Оффсетный угол: 26 град.

Оверхэнг: 19,5 мм.

Прижимная сила головки: 2 грамма

Тип иглы: конус

Вес: 5 грамм

Выходное напряжение: 4 мВ.

Емкость, с учетом кабеля: 160 пФ.

Размеры проигрывателя (ШхВхГ): 420х119х360 мм.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 1, 2013
ТЕГИ:#Dual
73.01 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.