История немецкого бренда Dual, наверное, одна из самых долгих среди производителей проигрывателей. Все началось более века назад с производства различных механических устройств, потом появились граммофоны собственной разработки и дальше все развивалось по нарастающей. У меня были проигрыватели Dual и 70-х, и 80-х годов, хотя и не самые дорогие, но вполне добротные аппараты, со своими узнаваемыми конструктивными решениями и концепцией как звука, так и технической реализации.

Конструкция

Внешне проигрыватель аккуратен, лаконичен и очень прост, почти не имеет настроек и поставляется в собранном и настроенном виде. Нужно только достать аппарат из коробки, установить диск, крышку и подключить питание.

Проигрыватель со снятой пылезащитной крышкой.

Эта модель выпущена совсем недавно и пришла она на смену модели Dual CS 415. Кстати, выпускаются все проигрыватели Dual, даже самые младшие, только в Германии. Основные различия с предшествующей моделью заключаются в конструкции корпуса. Проигрыватель очень легкий, что полностью вписывается в конструктивную концепцию Dual, тяжелых аппаратов у производителя никогда не было, а упор делался на рассеивание резонансных эффектов. Этот подход прослеживается во всех деталях и узлах —в конструкции привода и диска, в тонарме. Корпус изготовлен из достаточно тонкого МДФ и внутри полый, устанавливается на стойку при помощи нерегулируемых ножек, оканчивающихся небольшими силиконовыми шариками. В качестве начинки в корпусе установлен миниатюрный опорный подшипник, закрепленный на металлической раме, небольшой тихий мотор и механика автомата. Dual всегда делал большинство своих проигрывателей в виде автомата или полуавтомата, поэтому здесь удивляться нечему. Из аппаратов классом выше автоматика давно исчезла, а у многих бюджетных проигрывателей она встречается до сих пор. И если в аппаратах высокого уровня автоматика может объективно влиять на звук, то в аппаратах, подобных нашему испытуемому, эта составляющая не станет критичной, а в практическом плане это все-таки удобно. Забегая вперед, скажу, что автоматика работает пусть и не очень быстро, но плавно и тихо. Единственное, чего не предусмотрено, так это выбора размера пластинки — 12, 10 или 7 дюймов, и для пластинок меньших размеров нужно будет пользоваться ручным микролифтом, что, конечно же, аппарат делать позволяет. Также есть регулировка, позволяющая в случае необходимости подстроить стартовую точку автомата. Установленный мотор совсем небольшой и тихий. Блок питания выносной, сделанный в виде небольшой вилки-адаптера. Вращение с мотора передается на пластиковый субдиск при помощи плоского резинового пассика. Для смены скорости вращения предусмотрен переключатель, и вручную перебрасывать пассик не нужно. Основной диск очень легкий, штампованный из алюминия. Он не просто одевается на шкив подшипника, но и слегка фиксируется пружиной. К диску идет достаточно толстый, но легкий фетровый мат.

Тонарм — простой, легкий, с несъемным шеллом и вообще без возможности регулировки чего бы то ни было, даже прижимной силы, поэтому в плане выбора сменных головок вариантов найдется немного. Но вот саму головку на шелле можно регулировать. Провода от тонарма несъемные, встроенного фонокорректора, как иногда бывает у бюджетных проигрывателей, нет.

Головка звукоснимателя Dual DN 251 S

Головка — DMS 251 S, мне сложно вспомнить, сколько же выпускается эта модель, но точно давно, и ее используют многие производители для установки в качестве штатной на недорогие проигрыватели. Головка, конечно же, ММ-типа, со сменной конической иглой и наличием откидывающегося защитного колпачка. По указанию производителя срок службы иглы — 300 ч, что меньше обычного, но на практике эти головки даже на грязном и потрепанном виниле служат несколько дольше, да и сменная игла стоит совсем недорого.

Конструкция тонарма не предполагает каких бы то ни было настроек.

Звучание

Перед прослушиванием я проверил настройки проигрывателя — все оказалось выставлено точно, в полном соответствии с данными, указанными производителем в руководстве к аппарату. По тестовому диску тоже результаты получились неплохие. Экспериментировать в случае с этим аппаратом я не стал, так как отсутствие возможностей настройки делает бессмысленным большинство экспериментов, да и не для аудиофильских изысканий покупаются подобные проигрыватели.

Прослушивание я начал с пластинки Sarah Vaughan «Sweet 'N' Sassy». Сразу замечу, что с потрепанными пластинками проигрыватель справляется вполне прилично, мелкий «песочек» и пыль почти не слышны, хотя дефекты посильнее, конечно, проявляются в звуке, но не так, чтобы критично. Звук получается плавный, легкий, достаточно подвижный и явственно светлый. Есть некоторое потепление, смягчение и чуть-чуть окраски, но в целом меньше, чем я ожидал, а динамика выше ожидаемого — звук хоть и не лишен особенностей, нет чувства, что он зажатый. Детальность не самая высокая, но и явного огрубления, упрощения звука нет. Бас получается скорее камерный, не очень плотный, но быстрый и с неплохой разборчивостью. Середина чуть приподнята, верхние частоты яркие, но не резкие и не навязчивые. Вообще почерк получается радостно-дружелюбный, он не вызывает негативных эмоций. Сцена достаточно широкая, в меру глубокая, воздушная и пластичная. Образы легковесны, но неплохо очерчены и подвижны.
Следующая пластинка — Aurex Jazz Festival '81 «All Star Jam Session». На этой записи заметно, что в целом подача скорее музыкальная, нежели аналитичная, и музыка звучит комфортно, нет излишней резкости или перекоса в тональном балансе. Может быть, немного не хватает детальности, но это более заметно в нашем тестовом тракте — он все же превосходит испытуемый проигрыватель по уровню, и превосходит заметно, а в тракте более бюджетном недостатки будут намного менее заметны, а почерк, вполне неплохой сам по себе, останется. Но даже в наших жестких условиях теста аппарат показал неплохую динамику, насыщенность звучания, умение передать атмосферу зала и живого концерта, сцену, а главное — все эмоциональные составляющие звука, и в этом плане результат лучше ожидаемого.

Чтобы понять, как проигрыватель поведет себя при воспроизведении рок-музыки, я выбрал пластинки Queen «Jazz» и Pink Floyd «The Wall». Первая пластинка прозвучала задорно и эмоционально, хлестко, но в целом не очень басовито. Для второй записи немного не хватило способности отыгрывать воздух и атмосферу, тонкие призвуки и переходы, но в целом содержательная и эмоциональная части воспринимаются неплохо, в музыке есть нужное притяжение, и это слышно.

Из музыки классической я выбрал также две записи — Haydn «Die Schopfung» и Carl Orff «Carmina Burana». С первой записью тракт справился неплохо, в качестве сильных сторон можно отметить динамичность, эмоциональность звучания, воздушность. Конечно, в случае с такой непростой музыкой аудиофильскому тренированному уху будет заметно некоторое упрощение тембров, но в остальных случаях и в тракте, совпадающем по уровню, картина будет вполне цельной. Со второй пластинкой получилось немного хуже — не хватило драматизма и глубины проработки, масштаба в низкочастотном диапазоне, но эта запись — совсем уж экстремальное испытание, которое не всегда проходят и аппараты в разы дороже. При этом тихие и не самые динамичные фрагменты прозвучали намного лучше, чем я ожидал, тут хватало и динамики, и эмоциональности, и детальность показалась вполне приличной, да и сцена получилась достаточно правдоподобная по пропорциям, с неплохим разделением планов.

Выводы

Этот совсем несложный бюджетный проигрыватель в целом оставил очень неплохое впечатление, если не стараться оценивать его звук по меркам High End. Аппарат оказался неприхотливым, очень простым в использовании, хорошо справился и с пыльными, и с потрепанными пластинками, а в звуке порадовал ненавязчиво-радостной эмоциональностью
и воздушной, негрубой подачей. Если использовать этот проигрыватель в подходящем тракте и не требовать от него воспроизводить самые сложные записи с высокой точностью, то можно получать удовольствие и от музыки, и от винила как носителя. Многим этого аппарата будет более, чем достаточно, так как он с успехом может заменить любой старый советский проигрыватель, да и многие бюджетные винтажные аппараты. Ну а для кого-то он может стать и первой ступенькой к освоению виниловодства на более серьезном уровне.

Музыкальный материал

01 Sarah Vaughan — Sweet 'N' Sassy/Roulette SR 52112/Stereo

02 Aurex Jazz Festival '81 — AllStar Jam Session — Freddie Hubbard, Stan Getz, Gerry Mulligan, Bob Brookmeyer, Milt Jackson, Ray Brown, Art Blakey — Aurex/Toshiba EMI EWJ-80208 / Stereo

03 Queen — Jazz — The Complete Works box set — EMI QB1/ Stereo

04 Pink Floyd — The Wall — CBS/Sony Japan 40AP 1750-1 / Stereo

05 Haydn — Die Schopfung — R. Weiner, P. Schreier, T. Adam, Runfunkchor und Rundfunk-SinfonieOrchester Berlin — Eterna 826 746-747/Stereo

06 Carl Orff — Carmina Burana — Gundula Fanowitz, Gerhard Stolze, Dietrich FischerDieskay, Chorus und Orchester der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum — Deutshe Grammophon SLPM 139362 / Stereo

Привод: пассиковый

Скорости вращения: 33, и 45 об/мин.

Эффективная длинна тонарма: 211 мм.

Оффсетный угол: 26 град.

Оверхэнг: 19,5 мм.

Прижимная сила головки: 2 грамма

Тип иглы: конус

Вес: 5 грамм

Выходное напряжение: 4 мВ.

Емкость, с учетом кабеля: 160 пФ.

Размеры проигрывателя (ШхВхГ): 420х119х360 мм.