Смею утверждать, что MK Sound знает толк в сабвуферах. Хотя бы потому, что именно эта компания впервые реализовала систему кинотеатрального звука, состоящую из отдельной низкочастотной секции и широкополосных сателлитов. Было это в середине семидесятых, и с тех пор накопился более чем сорокалетний опыт создания низкочастотников различных типов. Сабвуфер MK Sound X10 — THX-сертифицированная модель, с помощью которой можно услышать, как по-настоящему должны звучать кинотеатральные эффекты.

Двое за одного

Серия X-сабвуферов состоит из трех моделей с излучателями 8, 10 и 12 дюймов. Производитель обещает, что звук этих колонок будет сопоставим с конкурентами, у которых установлены громкоговорители большего диаметра. Так, например, тестируемый 10-дюймовый MK Sound X10 позиционируется как эквивалент традиционного сабвуфера с 15-дюймовым динамиком. Технология достижения высокой производительности при малых габаритах не секрет — «push-pull». На русский язык это название переводить не принято, поскольку в буквальном переводе получается нечто вроде «тяни-толкай».

Фронтальный динамик — лишь половина сабвуфера

Итак, пуш-пульный сабвуфер имеет закрытый корпус, один из динамиков расположен на фасаде, а в нижней части корпуса корзиной наружу установлен еще один аналогичный динамик. Оба динамика активные и подключены в противофазе, то есть при движении диффузора фронтального динамика вперед, диффузор второго динамика движется назад, а с учетом специфики установки получается, что оба диффузора одновременно движутся наружу. Так же синхронно происходит и обратное движение.

Излучатели движутся наружу одновременно создавая и направленный, и не направленный бас

Эта технология не только удваивает звуковое давление: главной причиной ее применения компания называет борьбу с искажениями. Дело в том, что во время работы излучателей в противофазе, гармонические искажения четных порядков тоже оказываются в противофазе и гасят друг друга.

Главное орудие

Динамики, установленные в MK Sound X10, по конструкции весьма не просты. Они разработаны с учетом пуш-пульного использования, имеют большую мощность и сопутствующий этому нагрев, длинный рабочий ход. В основе лежит мощная литая корзина из алюминиевого сплава, которая намертво прикручивается к корпусу с помощью восьми шурупов. Сам корпус изготовлен из толстого МДФ, который гасит нежелательные вибрации самым буквальным и естественным путем — собственным весом. Конструкция корзины открытая, чтобы внутри нее не возникло эффекта компрессии воздуха. Производитель также заявляет, что алюминий способствует отводу тепла, возникающего при нагреве звуковой катушки.

Вид без гриля понравится не всем, магнит в окне корпуса смотрится брутально

Звуковая катушка 2 дюйма длиной намотана на титановую гильзу. Большая длина звуковой катушки опять же призвана снизить искажения. Гарантированный линейный рабочий ход составляет +/- 10 мм. Подвод мощности в несколько сотен ватт автоматически подразумевает нагрев катушки и сопряженных с ней частей. Учитывая этот фактор, разработчики применили для изготовления центрирующей шайбы материал Conex — ткань, пропитанную синтетическим веществом Nomex (которое, помимо прочего, обладает хорошей термической стабильностью).

Конструкция динамика продумана до мелочей

Для более равномерного распределения индукции в магнитной системе и устранения искажений используется алюминиевое кольцо Фарадея и алюминиевая же вставка, увеличивающая длину керна. Это еще одно средство для снижения искажений и более линейной реакции излучателя на электрический сигнал. На динамике, установленном корзиной наружу, можно видеть сдвоенный ферритовый магнит.

Большой пылезащитный колпак усиливает механическую прочность диффузора

Диффузоры динамиков изготовлены из целлюлозных волокон: по сути это — нечто вроде сверхплотного картона или даже МДФ. Материал одновременно легкий и прочный. В качестве элемента, усиливающего конструкцию диффузора, используется большой колпак из стеклоткани, вклеенный в центре. Подвес изготовлен из синтетической резины SBR. Он имеет полукруглый профиль, а также подобранную опытным путем толщину и степень упругости.

Вид сзади

Сабвуфер MK Sound X10 оснащен усилителем класса AB мощностью 350 Вт и регулируемым кроссовером. Все настройки, соответствующие стандарту THX, имеют подходящее обозначение, поэтому тем, кто строит кинотеатр в соответствии с рекомендациями Lucasfilm, не придется долго возиться с ручками и переключателями. Задняя панель сабвуфера, между тем, дает весьма широкий набор средств для экспериментов.

Радиаторы и регуляторы не сильно выступают на поверхности, позволяя впоследствии придвинуть сабвуфер близко к стене

Частота среза плавно регулируется в широких пределах от 50 до 125 Гц, с возможностью фиксированной установки на отметку 80 Гц. 80 Гц — цифра не случайная: это стандартная частота раздела при стыковке с фирменными сателлитами. Если же используется внешний кроссовер AV-ресивера или звукового процессора, частотный фильтр сабвуфера можно полностью отключить. Кроме того, есть регулируемый сабсоник-фильтр. Частоты ниже 20 Гц имеют спад -6 дБ в режиме THX Bass EQ или -12 дБ в режиме Anechoic MK EQ. Первый режим рекомендуется для кино, а второй — для прослушивания музыки и установки сабвуфера в небольшом помещении.

Набор регулировок исчерпывающий. Не хватает высококуровневых входов, зато есть балансная коммутация

Сигнал можно подавать только низкоуровневый, но зато есть выбор между балансным и небалансным подключением. Отсутствие высокоуровневых входов несколько озадачивает, однако на этот счет существует два мнения. Одни производители настаивают на том, что только высокоуровневый сигнал приемлем для работы сабвуфера, другие же придерживаются идеологии низкоуровневого подключения. Удачные модели есть у приверженцев обеих версий.

Звучание нескольких нот

При согласовании с напольной акустикой на частоте порядка 50 Гц сабвуфер честно добавляет пару нот внизу. В общую звуковую картину он вписывается совершенно бесшовно, и даже когда музыка или звуковые эффекты фильма не погружаются глубоко в басовую область, сам факт присутствия сабвуфера в системе добавляет ощущение полноты и масштабности. Стоит его отключить, как даже верхний бас, который всецело воспроизводился напольниками, кажется уже не настолько насыщенным и полноценным.

Без гриля сабвуфер привлекает к себе внимание

Стандарт ТНХ подразумевает частоту раздела 80 Гц или ниже. В реальности же эффективный диапазон работы MK Sound X10 оказался куда шире, что даже для дорогих и именитых сабвуферов не является нормой. Данная особенность выяснилась при попытке согласовать MK Sound X10 с миниатюрными полочными колонками DALI Mentor Menuet, начинающими уверенно звучать с уровня 120-130 Гц. Этот, казалось бы, обреченный на неудачу эксперимент, неожиданно увенчался успехом. Сателлиты удалось довольно успешно согласовать с сабвуфером, при этом весь низкочастотный диапазон получился ровным. Средний бас не был громче нижнего, как это часто бывает при попытке заставить сабвуфер звучать в широком спектре. Провала между НЧ-звеном и сателлитами также не наблюдалось, подтверждением чему стало уверенное воспроизведение сложных партий контрабаса и бас-гитары.

Вид с грилем минималистичен, оживить картину можно фирменным шильдиком, он поставляется отдельно и приклеивается на гриль, если пользователь того пожелает

И на музыкальном материале, и в режиме кинотеатра сабвуфер продемонстрировал глубокий, хорошо сфокусированный бас, без гулкости, с четко обозначенными нотами. Несмотря на масштабность звучания, оно не было неповоротливым, напротив, MK Sound X10 оказался на удивление динамичным и быстрым в моментах, где это было необходимо. Переключение режимов работы сабсоника оказывало заметное влияние на характер звучания. Более плавный спад в THX Bass EQ добавлял немного гулкости на низких нотах, а режим Anechoic MK EQ делал бас более мелодичным и разборчивым, хотя и чуть менее глубоким.

Итог

Роль сабвуфера в кинотеатральной, а особенно в стереофонической системе, довольно специфическая. Он может звучать не часто, порой даже малозаметно, но его отсутствие или же некорректная работа будут ощутимы сразу. Это как мужик с литаврами в оркестре: вроде бездельничает большую часть времени, но если бабахнет не вовремя — все выступление насмарку.

Баса будет ровно столько, сколько предписано стандартом THX

MK Sound X10 относится к той породе сабвуферов, которые вступают всегда во время и добавляют в звучание ровно столько, сколько нужно. В конце концов, не зря же он получил сертификат THX Select 2. Ну а хорошую музыкальность можно считать приятным бонусом, позволяющим в полной мере насладиться не только блокбастерами, но и концертами.

Хороший набор регулировок, широкий эффективный диапазон, сочетание мощность/размеры

Нет высокоуровневых входов, высокая цена

MK Sound X10

190 000 рублей

Мощность усилителя: 350 Вт (RMS), до 650 Вт пиковая

Диапазон частот: 20-200 Гц (+/- 2 дБ)

Искажения: менее 0,5%

Диапазон регулировки кроссовера: 50-125 Гц

Регулировка фазы: 0-180

Входы: балансные и не балансные стереофонические

Выходы: балансные и не балансные стереофонические

Габариты: 380х560х420 мм

Масса: 28 кг