Тест полочной акустики KEF Reference 1: для любителей новизны и многочасовых прослушиваний

Тест полочной акустики KEF Reference 1: для любителей новизны и многочасовых прослушиваний

Линейка Reference появилась в модельном ряду KEF еще в далекие 70-е годы, и с тех пор было выпущено много ее модификаций. Однако порой это была не эволюция, когда улучшаются какие-то отдельные части, а попросту выпуск новых колонок, которые с прошлой моделью не имели ничего общего. Как объясняет сама компания, Reference всегда становилась результатом самых свежих идей инженеров. На мое мнение, если поставить в ряд модели разных периодов, не факт, что вообще получится определить их принадлежность одной компании — настолько все разное. Связывают их разве что похожие коаксиальные излучатели.

Лаконичная единичка

Можно догадаться из вступления, что и нынешняя линейка KEF Reference сильно отличается от предыдущей. По большей части это касается формы и конструкции корпуса, впрочем, поменялись и другие элементы. Мне новая линейка кажется похожей на модели 80-90-хх, но схожесть эта — исключительно стилистическая. Правда, тогда одной из ярких особенностей было расположение НЧ-драйверов внутри корпуса, а среднечастотников и коаксиального излучателя (у старших моделей) — на передней панели. В новой же серии динамики расположены традиционно.

По дизайну нынешняя акустика Reference самая строгая и лаконичная не только из всех предыдущих моделей, но, пожалуй, среди всей продукции компании. В новой линейке две модели напольной акустики (тест KEF Reference 3), две модели центрального канала, один сабвуфер и одна модель полочников, как раз «единичка», доставшаяся мне на тест.

Полочные колонки KEF Reference 1 в отделке черным рояльным лаком

С некоторых пор для KEF стало традицией выпускать в рамках линейки Reference не только колонки, предназначенные для стерео, но и модели, на основе которых строится многоканальный звук. И это очень интересный и достойный подход. Например, когда-то я познакомился вот с такой системой, и мне она очень понравилась как в стерео, так и в многоканальном режиме, особенно при просмотре и прослушивании концертов. И это не единственный пример из моей практики. Так что тестируемые KEF Reference 1 можно рассматривать по-разному, в том числе и как тыловую акустику для серьезного кинотеатра. Хотя, конечно, в первую очередь это — акустика для стерео. Вопрос только в том, какова она сама по себе — слишком уж много отличий новой линейки от предыдущей.

Три полосы

Внешне KEF Reference 1 смотрится очень хорошо: изящные линии, никаких излишеств, качественная отделка и качественное исполнение. При небольших габаритах корпус довольно тяжелый — немногим меньше 20 кг. Столько, по меркам акустики попроще, могут весить не самые маленькие напольники. Самое разительное отличие от предыдущей линейки — отсутствием в конструкции каких-либо округлостей или плавных линий.

Основная часть корпуса изготовлена из МДФ, и опять же, возвращаясь к весу колонок, — тонких стенок здесь и быть не может. Особенно интересна конструкция передней панели — для передней панели были изготовлены специальные многослойные панели, состоящие из нескольких слоев алюминия, запрессованного в единое целое с демпфирующей прослойкой из виброгасящего полимера.

Задняя панель KEF Reference 1. Видны две пары клемм, «клеммы-перемычки» и порт фазоинвертора. Внешнее кольцо защелкивается на байонете, а если его снять, можно поменять трубку, тем самым влияя на характеристики низкочастотного диапазона

На задней поверхности акустики расположены заглушки, закрывающие массивные металлические винты, при помощи которых передняя панель крепится к корпусу. Винты проходят через корпус насквозь. Реализация не самая простая и точно не дешевая, но инженеры, видимо, решили, что для конструкции так будет лучше.

Вариантов внешней отделки у KEF Reference 1 меньше, чем у старших напольных моделей. Доступны следующие отделки: черным рояльным лаком, как в нашем случае, шпоном американского ореха (с покрытием матовым лаком) и шпоном красного дерева с многослойным покрытием глянцевым лаком.

Передняя панель и ее отделка

По конструкции это трехполосная акустика, что не совсем обычно для полочников. За средние и верхние частоты отвечает фирменный коаксиальный излучатель Uni-Q с алюминиевым куполом и алюминиевой мембраной среднечастотной его части. Динамик похожей конструкции (но несколько более простой) и на 5 мм большего диаметра используется в качестве единственного излучателя в модели KEF LS50.

Коаксиальный излучатель Uni-Q — твитер и среднечастотник в одном корпусе

Отношение к коаксиальным драйверам может быть разным, но совершенно очевидно, что у этой технологии есть свои достоинства. Реализация у KEF выглядит продуманной и вполне цельной — оттачивали эту конструкцию и идею на многих поколениях коаксиальников.

В паре с коаксиальным Uni-Q работает один низкочастотный динамик с вогнутым чашеобразным алюминиевым диффузором и внушительных размеров магнитной системой.

Смена труб фазоинвертора

Акустическое оформление низкочастотной секции необычное: труба порта фазоинвертора изготовлена из довольно мягкого вспененного материала, и эта труба сменная. Если открутить кольцевой держатель порта, труба вынимается и на ее место ставится другая из комплекта поставки. Эти трубы различаются длиной, что, соответственно, влияет на отдачу по басу. Таким образом настраивается оптимальный режим работы для конкретного помещения.

Держатель трубки фазоинвертора

На коммутационной панели расположены две пары качественных клемм, покрытых платиной (доступно подключение би-вайринг/би-ампинг). Провода можно использовать с разными типами разделки — проблем не возникнет даже с массивными лопатками. Обратите внимание, что вместо привычных перемычек для пары клемм здесь стоят винтовые зажимы, больше похожие на третью пару клемм. В одном положении они замыкают полосы, в другом — размыкают. Красивая реализация! Дорогая, но качественная и удобная.

И сам фазоинвертор — трубка, изготовленная из вспененного материала

И о странностях, о которых нельзя не упомянуть. Вполне логично было бы увидеть эту акустику в комплекте со стойками, но стойки поставляются отдельно, и в Россию пока их не привозили. Хотя в природе родные стойки существуют — достаточно массивные, металлические с черной матовой отделкой и регулируемыми опорными шипами снизу, но без возможности жесткого крепления акустики. Высота стоек — 537 мм. Однако пока на нашем рынке их нет, потенциальному владельцу придется подбирать стойки самому из продукции сторонних производителей. Плюс в том, что высоту можно выбрать, исходя из условий и предпочтений пользователя, однако проблема выбора и поиска нужных сочетаний будет актуальна, и это отнимет время.

Второй неоднозначный момент — нет защитных грилей. Вообще. Акустика эта не самая уязвимая: купол твитера в какой-то мере защищен фирменной рассеивающей насадкой, подвес басовика утоплен так глубоко, что его почти не видно, но хотя бы минимальные защитные сетки были бы не лишними.

Параллельная установка

Раз стоек в комплекте нет, пришлось использовать подходящие из имеющихся. Вопрос внешней сочетаемости и высоты каждому владельцу нужно будет решать самостоятельно, я же могу только поделиться своими впечатлениями относительно расстановки.

Сомневаюсь, что кому-то в голову придет идея поставить подобную акустику на рабочий стол — для этого у KEF есть более подходящие модели. Хотя по моим наблюдениям, поставить акустику достаточно близко и на небольшом расстоянии от точки прослушивания все-таки можно. Главное не забывать о расположенных на задней панели портах фазоинверторов и не придвигать акустику близко к стене. В остальном же колонки должны вписаться и в небольшую комнату. По моим ощущениям, даже в помещении площадью 15 кв.м. они почувствуют себя вполне комфортно.

Низкочастотный динамик. Основа диффузора — алюминий

Единственное, что я заметил из разряда «пристрастий» — параллельная установка предпочтительнее, чем установка с разворотом. Здесь же можно сказать и о направленности звучания. Бытует мнение, что коаксиальные излучатели более направленные. Обычно это так, но все зависит от конструкции. У KEF твитер расположен не где-то в глубине, а на поверхности, к тому же он дополнен фирменной дисперсионной насадкой Tangerine. В итоге звук получается не таким уж и жестко направленным.

Конечно, в подобранной точке прослушивания картина будет оптимальной, но если представить, что эта самая «точка» — некий диван, то и двоим слушателям будет представлена вполне комфортная звуковая картина. То же самое скажу о заполнении пространства звуком — направленность, несомненно, присутствует (она есть у любой акустики), но в местах, заметно отклоняющихся от точки прослушивания, нет явной деградации звука и заметных перекосов. Если сопоставить это с тем, что KEF Reference 1 предназначена все-таки для небольших помещений, то от акустики можно ожидать хорошей звуковой картины и фонового заполнения, не ограниченного точкой прослушивания.

Звук: интеллигентность и честность

Первый диск в тесте — Masaru Imada & George Mraz «Alone Together». В подаче акустики звук получился аккуратным, деликатным, совершенно ненавязчивым, но в то же время не холодным и не отстраненным. Интеллигентная, аристократичная подача музыкального материала со снисходительно-аккуратным отношением к специфике записи, но без попыток что-то украсить. И даже на небольшой громкости в тестовой системе звук получился уверенным. Хороший, добротный мониторно-кабинетный звук, но без прямолинейности, присущей некоторым мониторам.

Акустика KEF Reference 1 и KEF Reference 5

При хорошей детальности музыка раскрывается рельефно, подробно, умеренно объемно. Иногда в подаче наблюдается некоторая специфика — одни моменты кажутся чуть более заметными, другие как бы отходят на второй план, но это совершенно точно не окраска. Очень сложно передать словами этот эффект —создается впечатление, будто акценты расставлены несколько иначе, непривычно, но в целом картина получается точной и достоверной.

Основные черты, на которые стоит обратить внимание, — аккуратность, детальность, отсутствие явных акцентов или избыточной остроты. Звук хочется назвать спокойным, однако спокойный звук у многих ассоциируется со сглаженной и смягченной подачей, здесь же этого нет.

Бас умеренно-насыщенный, слегка сглаженный, без подчеркнутой хлесткости, но в то же время точный, однако характер его ближе к камерному. В помещении, где проходило тестирование, проблем с объемом и наполненностью баса я не заметил. Его, на мой взгляд, было ровно столько, сколько нужно. А что бас не бьет в грудь — так это вполне ожидаемо, в том числе учитывая характер прослушиваемой записи.

Средние частоты по подаче тоже камерные, аккуратные. Окраски я не услышал, разве что звук ближе к светлому. Верха аккуратные, подробные, не яркие. Многогранность верхних частот присутствует, а остроты или едкости нет.

Следующий диск — Ella Fitzgerald & Loius Armstrong «Porgy & Bess». На примере этого диска особенно заметна тяга акустики к сдержанной подаче. Звук совершенно не давит, однако остается полноценным. Небольшой масштаб сцены не влияет на ее многоплановость. Детальность и ненавязчивость располагают к длительному (и вместе с тем неутомительному) прослушиванию без однобокого навязывания трактом собственного прочтения эмоций. Все подается честно и спокойно. По динамике на примере этой записи никаких ограничений не ощущается. Тракт хорошо передает оттенки и нюансы, однако не располагает к изучению звуков вместо прослушивания музыки.

Еще диск — Toshinori Kondo & «IMA ‎Brain War». В первую очередь заметна хорошая разборчивость, детальность, способность из плоского, немного мутного звука вытаскивать то, что в других случаях может быть менее заметно или же вовсе теряться. Музыка при этом не распадается на составляющие, сохраняет свою целостность. И эмоционально-смысловой посыл не перекраивается — только подается ненавязчиво и аккуратно. Единственное, на примере этой записи заметно, что некоторая часть звуков из среднечастотного диапазона как будто бы отходит на второй план, пусть и не теряется. За счет этого складывается впечатление чуть обособленного баса. И хотя самого баса на записи не много, в звуке он количественно соразмерен, а качество (за счет большей подробности) — лучше ожидаемого.

Звук: тонкие нюансы и камерность

Чтобы чуть усложнить задачу послушал диск The CNK «L'Hymne A La Joie». И что же? Звук в кашу не свалился, на сложных фрагментах чуть смазывалась нюансировка средних частот. Вот и все. Не скажу, что смесь металла со всем на свете — от классики до техно — любимый жанр этой акустики, но формально справиться с такой музыкой она может. И что мне понравилось, в камерной подаче сохраняется стройность и полновесность.

Следующая запись — Cecilia Bartoli «Maria». Хорошая локализация вокальных и инструментальных партий. Окраску в звуке заметить практически невозможно, лишь повторюсь, что звук скорее светлый. Хорошо прорабатывались переходы от спокойных фрагментов к быстрым, но в данном случае в подаче средневерхней части диапазона хотелось бы большей остроты.

На тихих фрагментах, когда затухают звуки инструментов и остаются последние доли секунд этого затухания, и сложно понять, от какого именно инструмента остались эти послезвучия — вот здесь как раз воздуха меньше, чем хотелось бы, а затухание ощущается резче. Впрочем, найти слушателя, который обращает внимание на столь тонкие нюансы так же сложно, как и акустику, к которой в этом качестве не возникнет вопросов.

И последний диск в тесте — запись Первой симфонии Шнитке. Хорошая тембральная достоверность, разборчивость и детальность звуку только на пользу. При небольшом масштабе хорошо ощущается объем зала. Незначительное упрощение звука можно заметить разве что на слишком сложных фрагментах. И что отдельно хотелось бы отметить — да, это полочная акустика, и да, звук скорее камерный. Но вот ощущение от записи по восприятию и по эмоциям точнее и многограннее, чем то, на что способны многие модели крупной напольной акустики. Акустика легко передает разные эмоции, которые музыканты закладывают в произведение: тревогу, напряжение и даже легкий страх.

Выводы

На мой взгляд, у разработчиков KEF получилась продуманная, цельная акустика со своим отчетливым характером и звуковым почерком. В первую очередь хочу отметить аккуратность и ненавязчивость звучания. Слушать музыку самых разных жанров на KEF Reference 1 интересно, а в силу хорошей динамики и детальности услышать можно очень многое.

Тестовая система, в которой проходило тестирование KEF Reference 1

Такой звук, по моим наблюдениям, может оказаться по вкусу тем, кто активно знакомится с новыми жанрами и направлениями (все — от металла до классики — акустика отыгрывает честно, но без эмоционального усиления) или же тем, кто любит многочасовые прослушивания. Она понравится и любителям почти никогда не выключающегося фонового звука. Акустика предлагает слушателю выбор, как слушать в тот или иной момент, но своих жестких рамок не навязывает.

По подбору компонентов системы, думаю, здесь возможны разные варианты, но я не вижу смысла добавлять в систему с такой акустикой любые компоненты, обладающие явной окраской, или же компоненты со скромными свойствами по динамике и детальности.

Цена: 689 500 рублей

Официальный сайт: KEF Reference 1

Музыкальный материал

1. А.Шнитке – Симфония №1 - Геннадий Рождественский, Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР / Грамзапись SUSD 10-00062 / Stereo

2. Cecilia Bartoli – Maria / Decca 475 9077 / Stereo

3. Ella Fitzgerald & Loius Armstrong — Porgy & Bess / Verve 827 475-2 / Stereo

4. Masaru Imada and George Mraz — Alone Together / Three Blind Mice TBM XR 5003 / Stereo

5. R.Strauss – Delicate Strauss – Alexei Utkin, Hermitage Chamber Orchestra / Caro Mitis CM 0062005 / Stereo

6. The CNK – L'Hymne A La Joie / Seasons of Mist SOM 169 / Stereo

7. Toshinori Kondo & IMA ‎– Brain War / King Records ‎KICS 107 / Stereo

Тестовая система

Источник: Primare CD22

Предварительный усилитель: Primare PRE 60

Усилитель мощности: ATI AT 3000

Коммутация: Living Athmos

Паспортные данные

Количество полос: 3

СЧ и ВЧ излучатели — в составе коаксиального драйвера Uni-Q

ВЧ: алюминиевый купол, 25 мм

СЧ: алюминиевый диффузор, 125 мм.

НЧ: алюминиевый диффузор, 156 мм

Оформление НЧ: фазоинвертор с возможностью подстройки путем замены труб

Чувствительность: 85 дБ

Импеданс (номинальный / минимальный): 8 / 3,2 Ом

Частотный диапазон: 45-35000 Гц (±3 дБ)

Нижняя граница диапазона (в усредненном помещении): 30 Гц (-6 дБ)

При использовании короткой трубки фазоинвертора: 40 — 45000 Гц (-6 дБ)

При использовании длинной трубки фазоинвертора: 37 — 45000 Гц (-6 дБ)

Частоты раздела кроссоверов: 350 Гц, 2,8 кГц

Рекомендованная мощность усилителя: 50-200 Вт

Размеры (ВхШхГ): 440х205х430 мм

Вес: 18 кг

ТЕГИ:#KEF
75.8 дБ +

Комментарии

#

Спасибо за столь обстоятельный тест.

Довелось самому слушать единики , звук действительно фантастический. От сцены, создаваемой этими колонками просто улетаешь.

Но мне они понравились меньше, чем старые референсы (201/2) . Показались менее эмоциональны по личному восприятию.

Еще в новых не понравилось, что убрали регулировку частот на задней панели, с некоторыми компонентами это было очень кстати. А так же, что фазоинвертор сделали сзади. У старых фазоинвертор был наверху, мне это решение очень приглянулось: и к стене можно поближе поставить и не слышно его влияния, в сравнении с колонками, где он направлен вперед.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Да, конструктивная разница между линейками огромная. А что касается субъективной оценки - мне больше всего нравилась линейка, которая была на одну раньше - та, у которой басовики внутри корпуса были спрятаны. Усиление правда ей требовалось очень приличное, но играли здорово.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Эта линейка была не на одну раньше, а на две. Между ними была серия референсов 201-207 без индекса /2.

Ту линейку, про которую Вы говорите я, к сожалению, не слышал. Но зато слышал еще более старые референсы, еще без коаксиального динамика. Даже тогда звук был крутой)

Поэтому я поклонник марки KEF очень давно)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Я вот про эту линейку: http://international.kef.com/e... Хотя это тоже в каком то роде продолжение вот этой серии: http://international.kef.com/e...

Кстати, к разным линейкам можно относиться по разному, но в целом я не помню у KEF провального звука. Правда я плохо знаю самые младшие линейки, что там с ними и как.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Я все линейки KEF знаю наизусть, поэтому сразу понял о чем речь))

Младшие линейки многие ругают за "пластиковый звук" и за то, что они плохо играют рок-металл.

Но я рок-металл не слушаю, поэтому мне норм)

У меня в домашнем кинотеатре на фронтах стоят KEF из прошлой бюджетной линейки - iQ30, иногда слушаю стерео на них, когда лень подтыкать референсы. Так вот, звук тоже весьма неплох, по крайней мере сцена на месте и звук чистый и не окрашенный.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Старшие очень даже могут и рок и металл. Только с усилением и системой надо разобраться тщательно. Дальше только вопрос подачи - по мне так детальности много не бывает, и если на каких то записях слышны разные косяки - к этому легко привыкнуть. А вот к каше привыкнуть нельзя. Тот же металл - как его слушать без хорошей детальности я не очень представляю. Тем более, что в этом обширном жанре встречаются вещи, заслуживающие не меньшей точности воспроизведения, чем симфоническая музыка.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Согласен. Но так как рок-металл не слушаю, мне пофиг, могут ли их референсы или нет)

Зато с мощным усилением не надо разбираться)) Джаз и классику играют идеально и это для меня главное)

- 50 дБ +

Как знаток KEF. Скажите ваше мнение об KEF C7. Зарание благодарен.

- 50 дБ +

У кеф, нет плохой акустики на мой взгляд. C серия хорошо звучит за свои деньги. Очень сбалансировано и чисто, без сильной окраски, как у многих конкурентов.

Но все же, фишка кеф в технологии UniQ. Поэтому я рекомендовал бы послушать также Q серию. За эти же деньги можно найти KEF Q700 на распродаже или б/у. Еще зависит от жанровых предпочтений. Под рок-металл лучше посмотреть другие варианты.

Но любую акустику надо слушать, у все уши разные и не всем нравится звучание кеф, особенно младших линеек.

- 53.01 дБ +

Я планирую к ним покупать Yamaha A-S701, норм будет связка? Что вы посоветуете?

- 50 дБ +

По поводу Ямах ничего сказать не могу, с ними не слушал.

Но кефы хорошо играют с широким кругом усилителей. Я уже где то писал, что хорошо звучали с nad, rega, musical fidelity, exposure, parasaund, arcam, primare, denon... У меня reference 201/2 играют с усилителем anthem.

Желательно, чтобы по усилению был запас мощности, т.е. меньше 100 вт. не рекомендую.

И опять же слушать, слушать и еще раз слушать, на знакомом материале. Чтобы потом не было мучительно больно) Таскать с собой в салон колонки, усилитель или домой брать под залог, т.е. крутиться как можно, но только слушать. Тут важен опыт прослушивания, чтобы выработать критерии оценки звука. Имхо, должно звучать так, чтобы не хотелось переключать трек.


- 53.01 дБ +

Спасибо, за ценный совет.

- 50 дБ +
#

Электроника в тесте уступает уровню АС

- 50 дБ +
⇡ в ответ @igor06 #

В какой то мере да, в том смысле, что акустику это имеет смысл пробовать подружить и с компонентами классом повыше. Но для теста важнее другое - более-менее линейные компоненты, предсказуемые, без явной окраски, и к тому же компоненты знакомые. Когда тест делается в своей тестовой системе все немного проще, чем было здесь - здесь же пришлось подбирать то сочетание, которое окажется максимально предсказуемым. Предусилитель Primare в категорию предсказуемых попадает. А вот брать в пару к нему родной мощник я не стал - к мощнику у меня есть вопросы. А ATI - очень приличные усилители, зачастую недооцененные - да, они могут быть многоканальными, но это не повод списывать их в "киношные" - мощники весьма честные по характеру. Да, может быть не настолько изящные и сверхдетальные, но все равно очень приличные, и опять же - вполне честные и предсказуемые. И повторюсь, честность и предсказуемость в рамках теста нужнее. По источнику могут быть вопросы, но я этот проигрыватель неплохо знаю, и его собственный характер не привнес никаких дополнительных проблем, сделать поправку на звук не сложно.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @igor06 #

Уступает пожалуй только CD. Пред из старшей линейки Primare вполне себе, а уж ATI с их теплым транзисторным АВ классом и 300 ваттами на канал вполне себе даже для старших напольников Reference 5. И цена у него вполне сопоставима с ценой этих полочников.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @igor06 #

А комутация,приближается к цене акустики!!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @razamanaz #

В данном конкретном случае это большого значения не имеет. Главное что обвязка "не отсвечивает" сильно, не работает своего рода эквалайзером, к чему так склонны многие неприлично дорогие кабели...

Что же до самих кабелей - на мой взгляд рынок в этом сегменте уже давно и неприлично перегрет. Не могу сказать, что изучал и слушал все, но многое, и по результатам и впечатлениям среди всего множества именно дорогой кабельной продукции я доверяю буквально нескольким производителям.

- 53.01 дБ +
#

"Ляпотааа"... С этого уровня начинается настоящий "Хай Энд" ! Практически любой серьезной аудио корпорации на рынке.

- 50 дБ +
#

Красавцы, конечно! Жаль не слышал, но пока не на мой бюджет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

По сравнению с прошлым поколением Reference, они просто уродцы(

- 50 дБ +
#

Интересно, как на слух проявилась возможность смены фазоинвертора? И с каким слушали?


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Слушали с короткой трубкой - по всем ощущениям в помещении это был оптимальный вариант. Ну а другая трубка - как она может не работать, никакой эзотерики в этом решении нет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Спасибо за ответ. По длине они довольно сильно отличаются...

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.