Первая половина лета выдалась не жаркой, но джаз не замерз на месте! Следить за новинками жанра по-прежнему увлекательно. Итак, этим летом нас поразили неформатные перепевки битлов и Монка, пост-боп «от ума», Игги Поп в роли джазового вокалиста и прочие безумия.

Django Bates & Frankfurt Radio Big Band «Saluting Sgt. Pepper»

Бесконечные трибьюты группе The Beatles уже, мягко говоря, утомили. В год празднования полувекового юбилея альбома Sgt уже любая попытка примазаться к битловской истории вызывает раздражение. И конечно, когда видишь очередной трибьют, особенно джазовый…

Но мимо этого конкретного творения английского композитора Джанго Бейтса проходить не стоит. Он, битломан со стажем, переаранжировал и вместе с Frankfurt Radio Big Band и вокальным трио с удивительным названием Eggs Laid By Tigers сделал не сугубый джаз и битловские каверы, а нечто свое. Полистиличный альбом — но ведь и оригинальный «Сержант» сам смесь чего угодно, от эстрады и рок-н-ролла, от психоделии до ретро-джаза и шумовых/симфонических экспериментов.

В таких проектах, конечно, отдельное удовольствие — разбирать что и как переделали. Ну да, не все близко к тексту. Лишние партии дописаны. Регармонизация. Даже форма: «Getting Better», например, вдруг разражается эдаким лихим саксофонным соло в духе какого-нибудь Дэвида Сэнборна. В игривую «Fixing a Hole» добавили не очень понятную фьюжн-гитару. А перепевка «Lucy in the Sky with Diamonds» не обошлась явно без влияния старинного кавера Элтона Джона. «She’s Leaving Home» начинается с фортепиано а ля салонный джаз; «A Day in the Life» игривая «оджазованность» пошла во вред. На пользу ну совсем не пошла — это пронзительная (собранная, как известно, из двух разных набросков Леннона и Маккартни Джорджем Мартином), но цельная песня, с простыми аккордами и бьющим в солнечное сплетение текстом.

В общем, любопытный проект получился. Хотя не очень понятно, на кого рассчитанный: для джаз-фэнов маловато собственно свинга, импровизаций и «движухи», верные битломаны все эти кавера на дух не переносят, а рок-фэнам тут тоже насладиться нечем. Ну, разве что для любителей пресловутого взрыва мозга. Сработает. На себе проверено.

Steve Coleman’s Natal Eclipse «Morphogenesis»

Саксофонист Стив Коулмен прославился еще в 80-х как член экспериментального коллектива M-Base, в который входили, между прочим, Грег Осби, Кассандра Уилсон и другие будущие звезды современного интеллектуального джаза. Ныне он — практически живой классик. Я бы сказал «Третий Коулмен» после Орнетта и Джорджа; к счастью, мы не на «Евровидении», чтоб места раздавать. К тому же в чем-то Стив — первый. Строго говоря, сравнить-то его особо не с кем.

Виртуоз с собственным почерком, оригинальный композитор, чье кредо — сочинять от спонтанного импульса, «рассказывать историю», искать сквозные идеи. Всю карьеру он как будто борется с представлением о том, что музыка от ума — это плохо. У него всегда все смело придумано, в деталях. И — звучит!

Этот альбом не исключение: наслаждение для эстета, вся эта многослойность, пикантное сочетание тембров, воздух и пространство. Минимум ударных — установки вообще нет, перкуссия в нескольких треках. Вокал Джен Шю — тоже инструмент, и на редкость пронзительный. Это не традиционный джаз, не пост-боп, из которого Колмен вышел, но и не авангард. Это вот просто современная, оригинально написанная музыка. Да, от ума. С умом, если быть точнее. А ум и остроумие — понятия близкородственные.

Jamie Saft, Steve Swallow, Bobby Previte feat. Iggy Pop «Loneliness Road»

Вот уж действительно, дожили: Игги Поп запел джаз! Ну а что, собственно, Девиду Боуи можно было последний альбом записать с квартетом саксофониста Донни Маккаслина, а его американскому другу почему нельзя?

Это, конечно, не новаторский психоделичный пост-боп Маккаслина/Джулианы, это — нормальное традиционное акустическое трио, зато — с прям исторической фигурой! Я имею в виду басиста Стива Суоллоу.

Пианист Джеми Сафт и барабанщик Бобби Превит тоже себя зарекомендовали в более авангардных кругах, близких к Джону Зорну. И вот вся эта пестрая компания играет музыку на удивление мягкую, плавную, всю такую в красивых тембрах и тонких деталях, на которую чуть трескучий баритон Игги Попа, использованный, правда, всего в нескольких песнях, ложится идеально.

Chihiro Yamanaka «Monk Studies»

Японские пианистки поколения 30+ — это уже какой-то отдельный феномен мировой импровизационной музыки, честное слово.

Так, Тихиро Яманака на альбоме 2013 года «Molto Cantabile» лихо смешала классику с джазом, но не в манере всяких попсовых кроссоверщиков, а в таком иронично-издевательском постмодернистском духе. В «Rondo Alla Turca», например, у нее смешиваются — взбалтываются даже — и Брубек, и Моцарт.

Вообще Яманака — хороший пример столкновения двух школ: классической (училась на родине в Японии) и американской джазовой. Плюс еще японская смелость в отношении всего западного. Свой взгляд и полный «отрыв» в импровизации. Собственно, это все продолжается на трибьюте Телониусу Монку. Но, правда, какой это трибьют — тут больше Тихиро, чем Телониуса. Например, присутствует электропианино, инструмент, к которому Монк, наверное, и не прикасался.

Christian Scott «Diaspora»

В 2009 году Маркус Миллер приезжал в Москву в туре Tutu Revisited – The Music of Miles Davis, посвященного легенде джаза — трубачу Майлзу Дэвису. Программа выступления была составлена по следам одноименного альбома Дэвиса — «Tutu», несколько композиций с которого, включая заглавную, принадлежат перу Миллера. В свои 34 Кристиан Скотт — сложившийся мастер, бендлидер и вообще один из самых ярких и драйвовых трубачей-виртуозов. Играл с Маркусом Миллером в проекте Tutu Revisited – The Music of Miles Davis. С ними же (проектом и Маркусом) приезжал в Москву в 2009, где по-наглому сыграл в сто раз виртуознее и чище, чем Майлс, но мы ему это простили, подобрав челюсти с пола. Наглец, да — рубашки эти расхристанные, волосы спутанные… Но это так все, имидж. На самом деле — филигранный мастер, продолжатель славных традиций боповых/модальных трубачей.

Очередной альбом — как бы smooth jazz наоборот. То есть модальный по преимуществу материал, приятные мелодии с налетом этники, всякие шумные электронные звучки. Скотт играет в основном холодным звуком с сурдиной. Чудесная флейта Хелен Пиндерхьюз добавляет романтики, сахарно-мягкий альт-саксофон Брекстона Кука — попсовости.