«За пропастью во ржи»: над пропастью поржи

«За пропастью во ржи»: над пропастью поржи

На этой неделе в прокат вышел «За пропастью во ржи» (Rebel in the Rye) —режиссерский дебют актера, продюсера и сценариста Дэнни Стронга, биография писателя Джерома Сэлинджера и, вполне вероятно, последнее появление на большом экране актера Кевина Спейси. Итак, удалось ли дебютанту Стронгу снять увлекательный байопик, раскрывающий сложную натуру знаменитого писателя — этот вопрос мы постарались разобрать в нашем регулярном кинообзоре.

Для тех, кто все еще уверен, в том, что «За пропастью во ржи» — история об инфантильном юноше сложной душевной организации Холдене Колфилде — нет, нет и еще раз нет! Как известно, Сэлинджер запретил экранизацию своего самого известного произведения и не сдался даже под натиском Стивена Спилберга и Терренса Малика.

Экранизация жизни выдающегося человека — труд тяжелый, требующий взять максимальную ноту, иначе будет лубок. А то ведь что получается? Все писатели, как назло, словно из одного ларца: еще груднички, а уже тонко организованные, к тому же очень непохожие на своих отцов. Как Франц Кафка, Теннесси Уильямс и, собственно, наш герой — Джерри Сэлинджер (Николас Холт).

Выросший в состоятельной семье, Джерри упорно не хочет идти по стопам отца, а на предложение стать «королем бекона», выбирает писательство. Ответ, звучащий как издевка над зажиточным торговцем, открывает начало довольно продолжительной киноистории. Но между желанием стать писателем и непосредственно литературным трудом — действительно громадная пропасть, о которой говорит в самом начале преподаватель Джерри, издатель Уит Бернетт, и которую на протяжении всего фильма придется преодолевать герою Холта.

Сложно сказать, почему режиссер Стронг оставил за кулисами детство и отрочество Сэлинджера — периоды, повлиявшие на его становление как личности, писателя и отразившиеся на страницах самого знаменитого романа. Возможно, такова была изначальная задумка — не копая особенно глубоко, сделать универсальную историю, в которой будет понемногу всего, обо всем и для всех.

Николас Холт, Зои Дойч и Дэнни Стронг

Зритель видит «рождение» писателя, но совсем не обязательно Сэлинждера, правда ведь? На этом месте теоретически мог быть любой писатель, а может, и художник или музыкант. И эта универсальность, всеядность в угоду массовому зрителю, существенно понижает ценность ленты. Глядя на старые черно-белые фотографии Сэлинджера, волей-неволей чувствуешь довольно сложный, депрессивный, но вместе с тем харизматичный характер. И он ну никак не вяжется со сладенькой мордочкой артиста Холта, да еще эти темные линзы...

Писатель Джером Дэвид Сэлинджер и актер Николас Холт. Угадайте, кто где

Даже война, основательно «перекроившая» впечатлительного Джерома и отправившая его на кушетку психлечебницы, показана каким-то минутным миксом-нарезкой из казармы и обледеневшего окопа, снятого при этом, как положено, со всеми красивостями.

Вообще, экранные страдания героя выглядят непростительно формально. На препирательства с издателями и выкрики вроде «я хочу писать только правду!» смотреть скучно, а с началом духовных исканий — и подавно тушите свет. Хотя для зрителя, помнящего одно только название романа, противоречий, скорее всего, не возникнет: сказали же вам, писатель хочет немного пописать, ну вот он и хочет как умеет.

Женщинам в «За пропастью во ржи» приходится время от времени исчезать как на сеансе с фокусами. А ты сидишь и думаешь, глядя в полумрак красивейших декораций: «Куда же делась эта немка?» Как говорил андроид Рой Батти: «Вопросы, вопросы...»

Быть может, вы переосмыслите и свое отношение к феномену Кевина Спейси, сыгравшего Уита Бернетта — преподавателя Сэлинджера и человека, вдохновившего его на написание главного романа. Спейси в свое время вроде как сменил голливудскую парадигму в мрачноватых «Семь» и «Обычных подозреваемых». Он потом не раз удивлял нас своей способностью вживаться практически в любой образ. Казалось, это был особенный актер, который пришел и потеснил Майкла Дугласа, Роберта Де Ниро и других любимчиков публики из «золотого легиона» 80-х. Не очень молодой, не смазливый, не мачо, не супермен. Да, много «не». Но зрители с кинематографической претензией, безусловно, восприняли вкрадчивую интеллигентность образа со скрытой внутри пружиной как что-то свое, родное.

И вот, спустя время, на примере даже этой, не самой удачной, но и не безнадежной картины, убеждаешься, что талант Спейси, в общем-то, изрядно преувеличен. А загадочная интровертность — всего лишь маска, которая когда-то сработала и прилипла к весьма унылому персонажу. Точно так же, как прекрасные декорации и костюмы, подчеркивающие прелесть эпохи, оттеняют невнятную, слишком поверхностную историю о муках писательского ремесла и всего, что с ним связано. Вспомним Хармса. На сцену выходит писатель и говорит: «Я писатель». А читатель ему и отвечает: «А по-моему, ты г…о». Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.

73.01 дБ +

Комментарии

#

от перевода названий и каламбуров передохли ежи и ужи

- 50 дБ +
#

И моржовые... Моржи )) А почему "вполне вероятно, последнее появление на большом экране актера Кевина Спейси"? Из-за недавнего домогейшн-скандала и каминг-аута?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

ну да.

туда ему и дорога.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да по-моему гонево какое-то.... Домогательства... Да весь Голливуд на этом стоит, и на гомосексуализме. Спейси лично мне не особо, но актер-то весьма и весьма сильный. Секреты Лос-Анджелеса, Семь и т. д. в подтверждение. Хотя вот... по его несколько жеманным манерам в Семь как-то возникло подозрение, что мужичок-то... любитель мужичков ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

уже сто раз говорил и повторюсь еще раз

что стрейта вайнштейна, что гея спейси, или еще любого селеба абсолютно не жалко, поскольку речь идет о новой глобальной прививке обществу - "не смей трахать младших по званию"

прижать хвосты любителям распускать руки в отношении зависимых лиц по служебному положению. по-моему, отличное начинание

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Хмммм... Ну вот от Вас уж точно ответ неожиданный... Как и первый (выше) - Вы же уже как-то давно грозились меня забанить за слово (кстати, вполне литературное) на букву "П", ну это ладно, "дела давно минувших дней", а насчет "любителей распускать руки в отношении зависимых лиц по служебному положению" - а разве оно когда-то иначе было? (Нет, я нисколько таких людей не оправдываю, наоборот - сам далеко не одного начальника-идиота-самодура уже послал куда подальше (иногда и прямым текстом), но: это же уже давно возведено в норму? (к сожалению). Дедовщина в самом уродливом виде процветает в любой конторе? Или это просто я такой... "невезучий"? )) (Не, гомосятины в отношении меня не было, просто привык как... "Капитан Смолетт - "часто говорит правду в глаза, за что и страдает, характер мерзкий, не женат" (с) :))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

зачем вы мне рассказываете про "нормы" и как оно "раньше было"?

раньше и рабство было нормой

вам это все нравится? мне - нет, и значит, пришло время эти "нормы" сбросить с парохода современности.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Пусть сбрасывают, только в режиме адекватности, а не озверевшей толпы. Как это делается цивилизованно - суд, доказательства и все прочие составляющие. А то всегда найдется место и сведению счетов и больным фантазиям. Варианты "давить гадину" к хорошему приводят очень редко...

Я не слежу за всеми этими скандалами, разве что мельком иногда по радио слышу, и кто там за кого, или против, понятия не имею, да и знать не хочу, но "тренд" очевиден - от дядечки, трясшего пробирочкой с белым порошком к многим и многим схожим по содержанию сущностям. А про сверхскоростное клеймление общественным позором и расстрелом - у нас в стране своя, весьма печальная история.

- 56.02 дБ +
#

Последнее время не хватает зубочисток выковырять Голливуд.

- 50 дБ +
#

Спасибо, что до Брэдбери не добрались, или до Лема. Сколько всего стоящего еще можно опошлить путем низведения до уровня розовой жвачки...

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Да до Лэма давно добрались. Как он сам сказал пр американскую экранизацию "Соляриса":

А потом, когда ко мне пришли из Голливуда, чтобы Содерберг сделал, ну, была такая картина, что смотреть не хотелось, тогда я понял, что Тарковский сделал совсем неплохой «Солярис»
- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.