Когда-то первая часть франшизы «День независимости» стала для большинства зрителей чем-то особенным и до сих пор вызывает детский трепет при просмотре. Понятно почему: ровно 20 лет назад эта картина совершила в мире Sci-Fi кино настоящую революцию, порвала кассы кинотеатров (более 816 млн мировых сборов при бюджете 75 млн!) и вообще поразила своими техническими возможностями. Однако «День независимости: Возрождение» — зрелище весьма унылое, пожирающее мозги, зрение и зарплату.

Перед просмотром картины «День независимости: Возрождение» были определенные ожидания. И они полностью оправдываются. Взрывы, грохот, крушения и прочие ужасы межгалактической войны — все это здесь есть. Правда, в формате 3D все это нужно смотреть с особой осторожностью: каждые несколько минут что-то или кто-то стремительно летит в лицо, а так недолго и эпилептический припадок словить. Чисто визуально впечатлил момент приземления корабля пришельцев. Это было драматично: с адским пламенем, свистом и ревом взлетающих в небо людей и автомобилей. И да, было эффектно: динамично сметается буквально все, начиная с пекинских небоскребов и заканчивая Тауэрским мостом, а половина Америки превращается в одну большую свалку.

Озвучка в кинотеатре была в формате Dolby Atmos. Саундтрек фильма сделан очень качественно — четко слышен каждый шорох, по перепонкам не бьют даже самые эпичные моменты, где сцены сражений звучат действительно масштабно.

Сюжет фильма «День независимости: Возрождение» немногим отличается от первой части: инопланетяне, будь они неладны, решили взять реванш и снова напасть на Землю (спустя 20 лет). Но уже не за абстрактными природными ресурсами, а с вполне конкретной целью — пробурить ядро планеты и воспользоваться содержимым для заправки кораблей. И, конечно, отряд летчиков-героев, ученых, спецназовцев и женщина-президент (что несколько злободневно) попытаются им помешать. Вот и весь сюжет. И это не спойлер, а отработанная сценарная модель почти всех научно-фантастических блокбастеров: нападение — безнадежность — победа. К тому же, сразу после выхода второй части франшизы, в СМИ появилась информация о съемках третьей. Вопрос один — зачем, если даже на вторую у сценариста не хватило свежих идей?

В далеком 1996 году у сценариста Дина Девлина все же был приступ благоразумия, когда он, написав сценарий второй части, не стал презентовать его кинокомпании и даже вернул свой аванс, мотивируя это тем, что он сильно уступает первому фильму. Но, спустя время, его, видимо, покусали бесы алчности. Сам сценарий крайне слаб — в нем решительно нет ничего нового: ни сюжета, как мы уже выяснили, ни диалогов. Однако здесь интересно то, что сценарий первого фильма получился куда более цельным, по-американски наивным, и, в то же время — душевным. Возможно, это произошло потому, что там у актеров было больше свободы. В первой части были живые характеры: история взаимоотношения ворчливого отца (Джадд Херш) и его талантливого сына-ученого (Джефф Голдблюм), раскрывается харизма персонажа Уилла Смита (эта роль фактически и сделала из него звезду) и так далее. Во второй части сюжет отходит на второй план — у руля спецэффекты.

Я, конечно, понимаю, что в экшене и прочих фильмах подобных жанров не должно быть детально проработанных персонажей. Но дайте нам хоть что-нибудь, чтобы начать им сопереживать. Современный зритель не дурак, его сложно привязать к персонажам, которые со стеклянными глазами твердят: «Мы окружены», «Возвращайся живым», «Я отомщу», «За независимость!» и пр.

Среди привычного актерского состава были такие новоиспеченные звезды как Джесси Ашер (роль сына персонажа Уилла Смита) и Лиама Хемсвортав (роль зятя бывшего президента). Впрочем, поразить своей игрой у них не было возможности. Непонятно зачем согласилась принять участие в фильме Шарлотта Генсбур — дочь уважаемых людей, которая обычно занимается интересными проектами и в деньгах не нуждается (Уилл Смит же отказался).

Еще невозможно не упомянуть про невероятную эклектику образов и всего того «лучшего», что удалось приметить и переосмыслить режиссеру Роланду Эммериху за все 15 лет простоя. В картине «День независимости: Возрождение» есть явные отсылки к таким блокбастерам как «Чужой против Хищника», «Валли», «Звездные войны», «Район №9», «Назад в будущее» и др. В некоторых же сценах (например, сцена переговоров с пришельцем) Эммерих вообще цитирует сам себя, с той разницей, что в первой части франшизы от пришельца пострадал ученый, а во второй — президент.

Очевидно, что создатели фильма пытались переплюнуть самих себя — был запал снять что-то очень яркое и будоражащее воображение, однако на выходе получилась откровенная халтура. Собрана она, фактически, из всех классических штампов, и не без американского пафоса. Вероятно, современным режиссером нужно чаще задумываться о том, что помимо роста производственных мощностей, растет и уровень зрительских запросов, и когда-нибудь просто красивого взрыва в 3D очках окажется недостаточно.