При чем тут дятел? Тест проигрывателя винила Dr. Feickert Analogue Woodpecker

При чем тут дятел? Тест проигрывателя винила Dr. Feickert Analogue Woodpecker

Проигрыватель виниловых дисков Dr. Feickert Analogue Woodpecker с тонармом Jelco SA-750LB и головками звукоснимателя Denon DL-A100 и Denon DL-103R.

История

История немецкой компании Dr. Feickert Analogue началась в 1996 году. Хотя название «компания» здесь не совсем верно, вся история сводится к одному человеку — основателю и автору разработок Кристиану Фейкерту. Который в 1996 году, будучи не только специалистом в области физической химии, но и увлеченным музыкой человеком, выбрал для себя новое направление и начал теоретические и практические исследования в области звукоизвлечения. До собственных разработок, воплощенных в железе, дело дошло позже, в начале это были проигрыватели Scheu Analog, в разработке которых участвовал Фейкерт. После смерти Томаса Шоя, основателя Scheu Analog, Кристиан Фейкерт продолжил работу над проигрывателями, и, возможно, благодаря этому компания Scheu Analog сохранилась как таковая. Сейчас собственная компания Кристиана Фейкерта выпускает четыре модели проигрывателей виниловых пластинок, несколько тонармов, изготавливаемых на основе тонармов Jelco, а также очень интересный программно-аппаратный комплекс для точной настройки проигрывателей. Техника выпускается небольшими партиями и пока распространена далеко не во всех странах. Объект нашего внимания — младший проигрыватель в линейке производителя. Название модели — Woodpecker совершенно недвусмысленно переводится как «дятел», и название — не единственный неоднозначный момент в нашем тесте.

Проигрыватель в деталях

Внешне проигрыватель одновременно и красив, и несколько необычен. Классическая форма и компоновка узлов сочетаются с необычными техническими решениями. Массивный корпус изготовлен из черного матового пластика, похожего на акрил, но по ощущению более плотного, и двух толстых алюминиевых листов, крепящихся сверху и снизу. Конструкция тяжелая и жесткая, даже при значительном уровне громкости ни работающего мотора, ни простукивания корпуса в динамиках не слышно. Если же абстрагироваться от конструкции и сосредоточиться на дизайне, то впечатления остаются сугубо положительные: выверенные пропорции, красивая форма со скругленными углами, высокое качество изготовления и сборки. Корпус устанавливается на стойку посредством трех металлических ножек, но с ними возникло одно недоразумение — в инструкции точно сказано, что, устанавливая проигрыватель, его нужно настроить по уровню — это логично и правильно, но на практике ножки оказались неподвижными — повернуть их рукой оказалось совершенно невозможно. Может быть, чтобы их повернуть, нужен газовый ключ или что-то подобное, но я не стал проверять это на практике. Внутри корпуса скрыты мотор, блок управления скоростью и крепление вала инвертированного подшипника. В конструкции использован мотор постоянного тока, по некоторым сведениям, производства Papst. Но что достоверно можно пронаблюдать, так это мощность мотора: диск, изготовленный из акрилоподобного пластика и весящий 3 килограмма, раскручивается всего за несколько секунд (быстрее раскручивают диски только роликовые или прямоприводные проигрыватели). Мотор управляется очень просто: двумя кнопками, включающими или выключающими вращение на соответствующей скорости. Третья же кнопка не несет никакой функции и является резервной — возможен заказ проигрывателя с дополнительной скоростью вращения 78 оборотов в минуту. Каждая из скоростей имеет подстройку, и на этом моменте нужно остановиться более подробно — шаг подстройки составляет 0,001 % — для смещения скорости с этим шагом нужно нажать одну из двух скрытых в корпусе кнопок, повышающих или понижающих скорость. Такая высокая точность настройки встречается исключительно редко, и в данном конкретном случае это создало некоторые затруднения. По утверждению производителя, аппараты поставляются уже точно настроенными, но в нашем случае подстройка все же потребовалась.

База для установки тонарма сделана очень удобно — у производителя можно заказать установочную площадку под практически любой тонарм, а подвижная система позволяет устанавливать с высокой точностью тонармы различной длины.

Примерно по 1000–1500 нажатий для каждой скорости — именно столько оказалось нужно для достижения желаемого результата. Хоть настройка достаточно нудная и небыстрая, результат хороший — скорость выдерживается очень точно, и к счастью, при отключении от сети ничего не сбрасывается. Возвращаясь же к конструкции — удивляет не только мощность мотора, но и толщина пассика, его роль выполняет широкая и толстая резиновая лента со значительной силой натяжения. Не менее внушителен подшипник диска — вал такой толщины в современных аппаратах мне практически не встречался. К тому же подшипник лишен привычного шарика. Отполированной полукруглой поверхности вала соответствует только керамическая вставка в стакане подшипника, сверху переходящий в шкив. Конструкцией предусмотрено использование легкого винтового акрилового клэмпа. Следующая особенность конструкции — база для тонарма. Реализован этот узел грамотно: на проигрыватель можно устанавливать практически любые тонармы от 9 до 12 дюймов. Площадка для тонарма может быть выполнена под нужный тонарм, а стол имеет подвижную систему и шкалу, с помощью которых можно установить требуемое расстояние с высокой точностью. Тонарм, установленный на нашем аппарате, — Jelco SA-750LB. Для своих проигрывателей Feickert Analogue обычно использует модифицированные тонармы Jelco или тонармы Kuzma, но в чем именно заключаются модификации, сказать сложно — производитель не предоставляет эту информацию. Единственное, что удалось достоверно определить, так это то, что выходной кабель не стандартный для Jelco, а, судя по всему, сделан на заказ. Сам тонарм статически сбалансированный, 12-дюймовый S-образный, со съемным шеллом и магнитной регулировкой антискейтинга, в целом, обычная и привычная конструкция, но одна особенность есть — возможно применение жидкостного демпфирования поворотного узла, но это не всегда хорошо сказывается на звуке, поэтому при прослушивании демпферную жидкость заливать я не стал. Головки в тесте — юбилейная Denon DL-A100 и давно ставшая классической Denon DL-103R.

Звучание

Основное прослушивание проходило с использованием головки Denon DL-103R — юбилейная головка DL-A100 совсем недавно была у нас на тесте, поэтому повторяться не хотелось, а 103R — вариант проверенный и хорошо знакомый. Предварительное прослушивание и точные подстройки с промежуточными прослушиваниями показали одну интересную особенность: на примере этого проигрывателя видно и слышно, насколько материалы и конструкция стола, подшипника и диска, а также реализация привода влияют на звук. И это влияние, как основной мотив звукового почерка, сложно изменить: выбор тонарма или головки и их сочетание также немаловажны, но тут степеней свободы имеется множество, а стол остается некоторой данностью, постоянно и неизменно влияющей на звук. Этот почерк можно корректировать как выбором компонентов тракта, так и виброразвязкой, матами, клэмпами, но кардинально его изменить не получится. Если рассмотреть все это на примере звучания конкретного проигрывателя, то получается следующее: относительно недорогой, но качественный и продуманный тонарм и примерно такая же по классу головка дают очень хорошее звучание. Почему так? Напрашивается вполне логичный вывод о влиянии стола и привода, а как показывает практика, все это отвечает за проработку частотного диапазона, динамику или за естественность тембров немногим меньше, чем тонарм или головка.

Прослушивание я начал с пластинки John Coltrane «A Love Supreme». С первых минут прослушивания удивила сцена — она заметно шире и глубже того, что можно услышать среднестатистически, с отличной деталировкой и соразмерными пропорциями образов. Звучание масштабное, с хорошо проработанным как по количеству, так и по качеству басом. Детальность нельзя назвать запредельной, но и каких-то явных недостатков не слышно: все ровно в тех пропорциях, которые можно ожидать от используемой головки при практически полном раскрытии ее потенциала. По частотному диапазону нет каких-то явных провалов или, наоборот, акцентов. Так же практически не слышно приукрашивания. Звук саксофона яркий, полновесный и без неестественной резкости.

Следующая пластинка — «Scandinavian Suite» — интересная и к тому же очень качественная запись несколько необычного произведения, по написанию действительно походящего на классическую музыку, но исполненную большим джазовым составом да еще и с вплетением различных приемов авангардного джаза. Запись далеко не самая простая для любого тракта, но в нашем случае звучит очень хорошо. Широкая сцена, масштаб, глубина — все хорошо слышно и почти видно, если можно так сказать. Отлично прорабатывается частотный диапазон, инструменты прекрасно разделены и ничто ни с чем не сливается. Динамика звучания высокая, даже на быстрых фрагментах искажений не слышно.

Далее поставил пластинку Thelonius Monk «Thelonius Himself» — старая монозапись местами не очень удачная, и пластинка не в идеальном состоянии, но к воспроизведению претензий нет. Монозвук строится правильно, все тембрально честно, а дефекты практически не слышны и не мешают прослушиванию.

Переходя от джаза к прочим жанрам, я выбрал пластинку Dead Can Dance «Spiritchaser», переизданную совсем недавно и очень качественно на Mobile Fidelity Sound Lab. Запись лишена быстрых или сложных фрагментов, но насыщена различными звуками ударных и перкуссии. И все это воспроизводится точно и естественно — слышны не просто абстрактные ударные, тише или громче, слышен объем и пропорции самих инструментов, реалистичность воспроизведения впечатляет. Не менее хорошо воспроизводятся специфические вокальные партии записи, в целом, получается слитное, одновременно детальное и естественное звучание.

Следующий альбом — Pink Floyd «Meddle» — почерк подачи тот же, что и на предыдущих записях: динамично, напористо, с широкой и глубокой сценой и полновесным многоплановым звучанием. Детальности и воздушности звучания, вероятно, хотелось бы побольше, но для этого уже точно нужна другая головка. Ныне выпускающиеся головки Denon в качестве сильных сторон имеют ровную по всему диапазону естественную подачу и способность хорошо отрабатывать пластинки в разном, в том числе и заметно изношенном состоянии. А вот голографичного и сверхдетального звучания от этих головок ожидать не стоит. После прослушивания нескольких пластинок напрашивается один интересный вывод относительно почерка проигрывателя: по всему диапазону звук более плотный, чем обычно, с богатой фактурой, рельефный. И основные звуки, и послезвучия слышны равномерно хорошо, ничего не пропадает, но звуковая картинка рисуется более яркими и насыщенными красками, чем обычно. Это не огрубление, да и назвать этот эффект окраской тоже нельзя. Скорее, этот почерк частью своей напоминает звучание проигрывателей с роликовым приводом, притом почерк далеко не бюджетных роликовых аппаратов, а достойных представителей этого, к сожалению, уже почти вымершего семейства.

Следующая запись, которую я выбрал, — пластинка Brian Eno «Apollo» — для нее, впрочем, как и для многих записей электронно-экспериментальных жанров, важны такие моменты воспроизведения, как детальность, точность и способность тракта воспроизводить массу тонких нюансов, многоплановых, как тихих, так и громких звуков. Запись прослушал от начала до конца без явных претензий: та же ширина и глубина звука — всетаки понятие сцены для этой записи не совсем корректно. Скорость, насыщенность — все присутствует в должном количестве и качестве. Тихие и тонкие моменты воспроизводятся полностью, послезвучия долгие и чистые. Проигрыватель не отдает каких-то предпочтений фрагментам с разной эмоциональной окраской и практически не привносит ничего от себя. Хотя именно для этой записи, вероятно, и хотелось бы голографичной детальности и некоторой прохладной отстраненности.

Для завершения прослушивания выбрал неплохую запись Бранденбургских концертов Баха и запись кантаты «Кармина Бурана» Карла Орфа. С первой записью все предсказуемо, но временами хочется поставить головку с более острой заточкой иглы — на быстрых фрагментах тембры скрипок звучат чуть упрощенно. С записью кантаты Орфа примерно те же впечатления: недостатки минимальны и так же слышны на быстрых фрагментах. Но в остальном непростые хоровые партии воспроизводятся с хорошей точностью и детальностью. С эмоциональной же составляющей музыки все в полном порядке.

Резюме

Проигрыватель, несомненно, интересен как технически, так и по звуковому почерку. При некоторых странностях конструкции возможности точной настройки, намного более точной, чем среднестатистическая, — несомненное достоинство. Звук заслуживает не меньшего внимания как своим объективным уровнем, так и несколько самобытным, по современным меркам, почерком. С подобранной головкой достойного уровня можно без особых сложностей получить жанрово-универсальный тракт с отличным качеством звука.

Музыкальный материал

01 Bingo Miki — Scandinavian Suite — T. Takahashi & The Tokyo Union — Three Blind Mice TBM 1005 / Stereo

02 Brian Eno — Apollo (Atmospheres and soundtracks) — Polydor 28MM0298 / Stereo

03 Carl Orff — Carmina Burana — Gundula Fanowitz, Gerhard Stolze, Dietrich Fischer-Dieskay, Chorus und Orchester der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum — Deutshe Grammophon SLPM 139362 / Stereo

04 Dead Can Dance — Spiritchaser — Mobile Fidelity Sound Lab MOFI 2-002

05 John Coltrane — A Love Supreme — Impulse Japan YP-8527-AI / Stereo

06 J.S. Bach — Brandenburgische Konzert — Academy of St.Martin-in-the-Fields, Neville Marriner — Philips 6700 045 / Stereo

07 Pink Floyd — Meddle — Odeon-EMI OP80375 / Stereo

08 Thelonius Monk — Thelonius Himself — Solo Piano by Thelonius Monk — Riverside Recordings RLP 12-235 — Victor Japan (Promo Press, 1974) SMJ-5053M / Mono

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 9, 2011
70 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.