Возвращение к истокам. Тест лампового усилителя Audio Research VSi75

Возвращение к истокам. Тест лампового усилителя Audio Research VSi75

Историю и философию фирмы Audio Research Corporation (ARC) мы подробно обрисовали, тестируя полупроводниковый усилитель DSi200 (см. No5, 2014), однако нелишне будет напомнить, что Уильям Зейн Джонсон, отец-основатель ARC, всегда отдавал предпочтение ламповой аппаратуре и едва ли не единолично добился у себя на родине, в США, возрождения ее производства.

Между тем ни для кого не секрет, что ресурс электронной лампы составляет порядка 2000 ч (менее 3 месяцев непрерывной работы). В связи с этим вопросами послегарантийного обслуживания фирма занялась, как говорится, всерьез и надолго. В результате хозяин лампового изделия ARC может не опасаться за будущее своей аудиосистемы — специалисты сервисного центра фирмы способны восстановить голос практически любому аппарату, выпущенному ARC за ее почти 45-летнюю историю.

Хотя известно, что VSi75 моложе своего собрата VSi60 буквально на год, кажется, будто их разделяют лет 20, если не 30. Нарочито ностальгический дизайн отставлен, что отразилось на облике новинки самым благоприятным образом. Передняя панель обрела благородный серебристый оттенок, а многочисленные светодиоды заменил LCD-дисплей. На нем отображаются все необходимые параметры вплоть до тока смещения ламп. Доступ к входам, режимам Mute и Mono, а так-
же к регулятору громкости осуществляется, как и у VSi60, посредством кнопок, но более изящных. Они как бы врезаны в узкую декоративную канавку, придающую законченность всему фасаду. Раскладку верхней панели следует считать классической для лампового усилителя: шестерка электронных ламп, а за ними, под кожухом, установлены выходные трансформаторы плюс элементы блока питания — транс и конденсаторы. Дополнительный кожух для ламп можно приобрести за отдельную плату.

Дизайнеры подчеркивают замысел разработчиков — сочетать, образно выражаясь, классицизм с модернизмом, т.е. ламповую схему с LCD- дисплеем и кнопочным управлением. Изящно, не правда ли?

На задней панели остались пять несимметричных входов и винтовые клеммы для АС импедансом 8 или 4 Ом. Рядом появился нерегулируемый выход на запись, однако исчез порт для подключения активного сабвуфера. Возможность оцифровать сигнал с CD или LP, пропущенный через ламповый тракт, многим сегодня кажется заманчивой, поэтому данное решение представляется вполне закономерным. Другой вопрос, стоило ли ради него жертвовать сабвуферным выходом? Впрочем, высококлассный басовик можно подключить и к акустическим клеммам (многие производители сабов рекомендуют именно такой вариант).

По схемотехнике VSi75 на первый взгляд не отличается от VSi60. Усилительный тракт попрежнему двухкаскадный. На выходе установлены пентоды KT120, по два на канал, работающие в пушпульном режиме (от английского pushpull; буквальный перевод этого термина раскрывает тайну происхождения имени Тянитолкай из «Доктора Айболита»). Иными словами, одна лампа усиливает положительную полуволну сигнала, другая — отрицательную (да-да, вы правы, полупроводниковым аналогом такой схемы является комплементарная пара транзисторов). Драйвером для KT120 служит двойной триод 6H30 производства российско-американской компании Sovtek (лампы изготовляются в Саратове). Все как у «60-го», скажете вы? Не совсем. Шасси «75-го» в значительной степени модернизировано, а специально для выходных ламп разработан новый питающий трансформатор. Выходные трансформаторы тоже изменились — это узлы с расширенным диапазоном рабочих частот, позаимствованные у знаменитого усилителя мощности Reference 75. С этой же модели на VSi75 перекочевали некоторые ключевые комплектующие, в том числе разделительные конденсаторы. Кроме того, в два раза увеличена суммарная емкость накопительных конденсаторов блока питания. В результате выходная мощность возросла до 75 Вт/кан., что для ламповой схемы — весьма внушительный показатель. Усилитель по-прежнему собирается вручную и перед отправкой дилеру проходит процедуру тщательного контроля качества.

На коммутационной панели только несимметричные порты: пять линейных входов и нерегулируемый выход на запись. Все клеммы, в т.ч. и акустические для колонок с импедансом 4 Ом/8 Ом, позолоченные.

Как известно, для правильной работы выходных ламп на их сетки необходимо подавать т.н. ток смещения, причем строго определенной величины. Некоторые усилители даже имеют соответствующие автоматические схемы слежения.

Инженеры Audio Research придерживаются иной стратегии. По их мнению, усилительный тракт VSi75 имеет настолько стабильные параметры, что владельцу достаточно задать ток смещения лишь однажды — при первоначальной установке ламп. Алгоритм предельно прост. Нажимаем на фасаде или ПДУ клавишу Bias (на дисплее высветится номер регулируемой лампы и фактическая величина тока смещения), затем при помощи специальной пластиковой отвертки (есть в комплекте) поворачиваем регулятор в отверстии Bias на верхней панели перед соответствующей лампой и доводим ток смещения до 65 мА. Повторяем процедуру для остальных ламп.

Первые 40 с после включения усилитель пребывает в режиме Mute (приглушение звука —на дисплее индицируется соответствующая надпись). Это время необходимо для выхода схемы на рабочий режим, т.е. завершения переходных процессов. Впрочем, разработчики оговариваются, что оптимальные характеристики достигаются лишь через 5—10 мин. Тем не менее держать усилитель постоянно включенным нам не советуют. Причина очевидна — через 3 месяца такой эксплуатации лампы просто выгорят. Если же необходимо перейти на другой вход, усилитель можно не выключать (дело в том, что до повторного включения должно пройти не меньше 5 мин). Целесообразно лишь сначала приглушить звук посредством кнопки Mute, дабы избежать случайной перегрузки как усилителя, так и акустических систем.

Большое значение придается также правильному заземлению, причем не только усилителя, но и других компонентов. В частности, разработчики считают, что наименьший уровень наводок по сети получается тогда, когда заземленным оказывается лишь предусилитель.

Сняв верхнюю панель, вы увидите, что разработчики решили не прибегать к дорогостоящему навесному мон- тажу: схема собрана на печатной плате.

Следуя всем этим рекомендациям, мы приступили к прослушиванию — разумеется, только после прогрева, длившегося значительно дольше пресловутых 5—10 мин. Поскольку коэффициент демпфирования VSi75 едва превышает 12 единиц (для лампового усилителя это вполне естественно), тестовой акустикой служили напольники довольно высокой чувствительности (порядка 89 дБ).

Для описания работы получившегося тандема позаимствуем несколько терминов у наших коллег из журнала Foto&Video. Во-первых, отметим высокую разрешающую способность: звуковая сцена полнилась множеством деталей, а их масштаб передавался с поразительной точностью. Во-вторых, упомянем отсутствие аберраций, как хроматических (тональный баланс исходного сигнала соблюдался на любом уровне громкости), так и дифракционных (локализация образов не оставляла желать лучшего). Если в манере воспроизведения VSi60 наш эксперт находил «намек на упрощение деталей в сложных фрагментах», то при прослушивании VSi75 мы ничего подобного не заметили. Иными словами, фирма Audio Research идет нетореными тропами: после успешной пробы сил в создании полупроводниковой техники специалисты поставили (и решили!) не менее сложную задачу — выявить неиспользованные резервы в устоявшейся как будто конструкции лампового усилителя. Такое возвращение к истокам можно только приветствовать.

Небольшой пульт ДУ обеспечивает доступ ко всем функциям усилителя. С него можно не только выбрать вход или отрегулировать громкость, но и узнать, сколько часов отработали лампы, или отрегулировать яркость свечения дисплея.
Амплитудно-частотная характеристика усилителя.

Результаты измерений и технические характеристики лампового усилителя Audio Research VSi75

Измеренная выходная мощность почти точно соответствует заявленной, но КНИ при этом в три раза выше указанного в паспорте. Впрочем, на «половинной» мощности уровень нелинейных искажений вполне приемлемый для лампового усилителя. Диапазон рабочих частот даже превосходит указанный в инструкции, так что потенциал записей высокого разрешения этот аппарат раскроет.

Данные Stereo&Video

Измерено в лаборатории Stereo&Video. Июнь, 2014.

Рвых (КНИ 3%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 73,6/74,2/71,3 Вт

Коэффициент демпфирования: 12

КНИ на 0,5 Pвых на 80/1000/10 000 Гц: 0,35/0,19/0,49%

Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 25/>80/>95 кГц

Неравномерность в полосе 20 Гц — 20 кГц: 0,5 дБ

Уровень АЧХ на 10/95 кГц: –0,2/–5,4 дБ

Дисбаланс каналов: 0,16 дБ

Взаимопроникновение (L-R/R-L): 41,2/41,8 дБ

Паспортные данные

Выходная мощность (20—20 000 Гц, 1% КНИ): 75 Вт

Диапазон рабочих частот (–3 дБ): 12—70 000 Гц

Входной импеданс: 52,5 кОм

Входная чувствительность: 0,55 В

Линейные входы/выходы: 5хRCA/1xRCA

Крепление акустики: винт.

Лампы: 2х6Н30+4хКТ120

Масса: 16,5 кг

Габариты: 368х235х413 мм

Потребляемая мощность: 600 Вт

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 7, 2014
70.79 дБ +

Комментарии

#

Много вопросов возникает...

Не смог понять, почему:

Если же необходимо перейти на другой вход, усилитель можно не выключать

А также

Целесообразно лишь сначала приглушить звук посредством кнопки Mute, дабы избежать случайной перегрузки как усилителя, так и акустических систем.

Все это наводит на нехорошие мысли о регуляторе громкости и селекторы входа. А полное отсутствие информации в статье об этих очень важных узлах только усложняет понимание.

Еще интересно, в каком классе работаю выходные лампы и какой тип смещения применен? Это ведь очень важная информация для понимания замысла разработчика. Почему все это остается за кадром? Дросселя в блоке питания тоже, похоже нет...

- 60.79 дБ +
#

Audio Research и раньше спецификацификации в деталях не расписывали. Общо, так AB выходит.

Описание подробностей работы кнопки Mute и всего что с ней связано занимает в мануале цельную страницу. Зачем так? Да кто его знает.

Дросселя на фотографиях начинки (в этой статье как обычно отсутствующих) найти не получилось. Может прячется где?)

- 50 дБ +
#

Так все ж написано в статье: класс АБ, смещение отверткой подстраивается.

И без дросселя в БП - это вряд ли.

А вот насчет селектора входов. Не знаю интегральных усилителей, которые надо выключать при смене входа. Это либо авторы фантазируют, либо просто составители интсрукции перестарховались и требуют жать mute при любой возможности.

- 50 дБ +
#

Так потребляемая мощность указана аж в 600 Вт. Как по Вашему, немного для AB при 2*74 Вт? Может потребляемая мощность преувеличена?

- 50 дБ +
#

Скорее всего преувеличена или плохое железо на трансах.

- 50 дБ +
#
Из начинки нашел только такие фото .
- 60 дБ +
#

Лампа на современный лад. Хорошо это, плохо - однозначного ответа не знаю. Не в моем вкусе. Лампу вообще не очень жалую, правда если это Sun Audio - тогда можно.

- 50 дБ +
#

Да и мне не приходилось послушать что то стоящее в основном либо авторские (хотя звук относительно интересный бывал) либо полностью китайские (полное барахло). Меня всегда манило свечение ламп и надеюсь добраться и до итальянцев Unison Research и американцев Manley и Conrad Johnson и англичан Quad впрочем хорошей ламповой техники много но пока послушать её не получается.

- 50 дБ +
#

Отношения с лампой чаще эмоциональные, нежели логические. Правда и обратные примеры известны. У меня с лампой не сложилось скорее из за акустики. Почти все что было в доме лампой не раскрыть, или это должна быть очень хорошая и дорогая лампа из разряда однотакты-моноблоки на 211 лампе или те же мощники Wavac выше среднего. Дорого, хлопотно. Преды или фонокорректоры да, а УМ - ближе и роднее транзистор.

- 50 дБ +
#

Да Wavac это круто и согласен с ламповой техникой хлопотно (но красиво :-) ) . А у меня не сложилось иза глупости и не достатка опыта . Очень хотелось лампу за не дорого и купил себе китайца Proshain, когда пришел то коробка и вес обнадёжили более 30кг но как начал вскрывать то понял что это китай, лампы хоть и лежали в отдельной коробке но были завёрнуты в китайскую газету , но думаю ни чего видом и звуком порадует а не тут то было, вытащил я его из коробки и сразу бросилось в глаза просто ужасная сборка верхняя нержавеющая крышка отставала от боковых деревянных панелей в некоторых местах на 2 мм шурупы были скорей забиты молотком чем закручены ну началал разбираться с установкой ламп и тут меня тоже ждал сюрприз в инструкции не слова о том куда какая лампа а в место этого на лампах наклейки с цифрами и листок а4 на котором от руки написано куда какае лампы , далее подключал ас (тогда у меня были Dali lector) так вот когда зажимал кабель то провернулся один из терминалов (пришлось зажимать и его) . Включил дал прогреться (в течении недели) ну думаю хватит ставлю диск в CD проигрыватель и что я слышу звук на уровне не дорогого муз центра сцены нет вообще детализация ниже не куда бас и динамика нулевая . Вобщем поработала это чудо китайской инженерии у меня ещо пару месяцев а потом продал. Теперь очень аккуратно к этой теме отношусь. А вот с транзистором как то лучше слаживалось .

- 50 дБ +
#

Со всеми что то такое случалось. Не в аудио, так еще в чем. Потеряли деньги, приобрели опыт. Как это говорят: "спасибо, что деньгами". Обидней деньги потерять а ничего не получить кроме опыта, что на почтах да приворовывают. Или продавцы врунишки бывают. Я так попадал - по мелочи раз десять - пластинки там, проводок какой то поддельный был. Но разок и грустно было - на 3000 с лишним американских денег обобрали коробочку в пути.

Интересно, что китайцы сейчас делают как... Рынок внутри страны огромный, должен же прогресс какой случиться? Одни свое придумывают (или приторговывают, чего уж), другие готовые бренды с технарями покупают и в это инвестируют, третьи в разные стартапы вкладываются - должно ж количество когда то в качество вылиться. Японцы когда то с позиций много хуже начинали. Правда японцы не китайцы, последним с историей и менталитетом не так повезло.

- 50 дБ +
#

Почитал пост выше , долго смеялся. Да все нормально у серьезных китайских брендов .

Не нужно просто брать на E-bay всякую подзаборную хрен,,,,.

Можно подумать в Европе а Америке мало полукустарных контор выпускающих экзотерическое hi-fi барахло.

интересно а в чем не повезло китайцам с историей и менталитетом в чем так повезло японцам . Очень хорошо знаю историю ЮВА , вот просто интересно?

Катайцы между прочим очень большие трудоголики , педанты и очень надежные партнеры в бизнесе , чего не скажешь про представителей западной Европы .

- 50 дБ +
#

Если у него управление громкостью с пульта, то сигнал проходит как минимум через один операционный транзисторный каскад. Это так? (Ну вариант ацп-цап как в старых авресиверах отмечается как дорогой и недостойный)

- 50 дБ +
#

Вполне возможно, что на РГ стоит матрица.

- 50 дБ +
#

ключи транзисторные со всеми вытекающими

- 50 дБ +
#

На чем основаны такие утверждения? Такую схемотехнику давно уже никто не использует... Если уж так категорично утверждаете, то хоть чем обоснуйте свою позицию, чтобы Вас можно было бы серьезно воспринимать.

- 53.01 дБ +
#

А что применяют? Я вот лучше старого шагового резисторного потенциометра ничего и не знаю то.

- 50 дБ +
#

Хороший дискретник сейчас не так уж часто встречается... Чаще или в очень дорогих аппаратах, или в аппаратах малосерийных.

- 50 дБ +
#

Согласен на все 100%.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.