Формат аналоговой записи на магнитную ленту под названием Elcaset просуществовал около 4-х лет (1976–1979 г.г.), но деки, кассеты с записями и даже чистые запечатанные кассеты вполне можно найти и сейчас на интернет-аукционах. Как оказалось, у этого формата есть и преданные поклонники, имеющие десятки, а то и сотни кассет в коллекции, из которых и сформирована вся домашняя фонотека.

Кассета Elcaset существенно больше по размеру, чем привычная всем компакт кассета, содержит в себе пленку шириной как у катушечного магнитофона (6,35 мм) и имеет скорость движения 9,53 см\с. В 1976 году с такой кассетой еще можно было превзойти практически все существующие обычные кассетные деки в аналогичной или даже в более высокой ценовой категории, но увы, не аппараты из серии Nakamichi 1000, начатой еще в 1974 году, за которой к концу 70-х годов потянулись и остальные производители. Формат Elcaset, судя по всему, просто опоздал с выходом.

Идея была неплохая: используя отточенные годами технологии для катушечных магнитофонов, кое-что доработать и создать новый качественный формат аудио, с достаточно компактным универсальным носителем. Катушечные магнитофоны тех лет уже вплотную приближались к диапазону частот 20 Гц— 20 кГц при использовании скорости 9.53 см\с, поэтому не так уж много пришлось дорабатывать, видимо. Дека Sony Elcaset Wega E4950 (другое ее название El-7) при скорости движения ленты 9.53 см\с имела параметры, сопоставимые с катушечным магнитофоном, работающим на скорости 19.05 см\с:

При этом, в лентопротяжном механизме (ЛПМ) реализован закрытый тракт прохождения ленты, и дека имеет сквозной канал записи-воспроизведения. В отличие от компакт кассеты, лента в которой не выходит за пределы корпуса, в механизме Elcaset предусмотрено вытягивание магнитной ленты вглубь ЛПМ и заправка ее обратно перед извлечением кассеты из магнитофона. Расположение записывающей, воспроизводящей и стирающей головок, а также путь прохождения магнитной ленты можно увидеть на рисунке:

ЛПМ Sony Elcaset E4950 трехмоторный и очень надежный — в нем практически нет мелких и хрупких деталей, которых много в любом ЛПМ для компакт кассеты. Управление режимами происходит с помощью мощных электромагнитов. Благодаря расположению прижимных резиновых роликов снизу, они не контактируют с рабочим слоем магнитной ленты. Существенное расстояние между ведущими валами позволяет легко разместить раздельные полноразмерные головки, которые по стоимости гораздо меньше, чем сложные и миниатюрные конструкции дискретных головок для стандартных кассетных дек, имеющих сквозной канал записи-воспроизведения.

Кассеты этого формата тоже выпускались нескольких типов: Fe (Type I), FeCr (Type II), Cr (Type III). Мне в руки попали только первого и третьего типа, длительностью 30 и 60 минут. Были в продаже и 90 минут, разумеется.

Больше чем уверен, что появись этот формат раньше на несколько лет (в 60-х годах, например), не пришлось бы фирме Nakamichi так мучиться и выжимать все возможное и невозможное из компакт кассеты, строя практически бескомпромиссные кассетные деки. Как вариант, компакт кассета плотнее заняла бы нишу недорогой портативной аппаратуры, а Elcaset — высококачественной бытовой и студийной. Все бы, вероятно, развивалось совсем иначе. Но как именно, теперь остается только гадать.

К концу 70-х мировыми производителями звукозаписывающей техники и магнитных носителей уже слишком много было вложено в повышение качества стандартных кассетных дек и в совершенствование магнитной ленты. Дек со сквозным каналом и закрытым трактом стало больше, а их цены уверенно продвигались к более бюджетному сегменту рынка. Появились новые кассеты с лентой Cr, FeCr, Metal, позволявшие расширить динамический и частотный диапазон записи, снизить уровень шума.

Оценив риски, производители Elcaset свернули производство, не дожидаясь падения спроса и глобального провала на рынке. Решение было принято правильное, с моей точки зрения, но этот замечательный формат искренне жаль. И рад, что мне представился случай познакомиться поближе с декой Sony Elcaset, находящейся в отличном техническом и косметическом состоянии, попробовать записывать с аналоговых и цифровых источников на ленты разных типов, послушать записи из коллекции владельца деки. Аппарат по качеству звука похож на катушечник средней ценовой категории — открытое мягкое звучание, малое количество шумов в паузах.

Естественно, возникло желание сравнить Sony Elcaset Wega E4950 с имеющейся в наличии стандартной кассетной декой Nakamichi ZX-7, обладающей схожими техническими характеристиками и конструктивными особенностями: закрытый тракт, сквозной канал, дискретные головки и т.д. Мнение мое субъективно, конечно, но получилось, что кроме более низкого уровня шума в паузе на ленте Fe (Type I), других преимуществ у Elcaset по сравнению с ZX-7 выявлено не было. В остальном Nakamichi показала себя даже чуть лучше. Правда, и ценовая категория у нее была существенно выше.

Nakamichi ZX-7, 1982 г. выпуска

Все фотографии в статье мои, рисунок прохождения ленты и технические параметры взяты из сервис мануала.

Мой канал на Яндекс Дзен

С уважением, Олег Шаманков (Prophetmaster)