Вообще-то, я не тестирую проигрыватели виниловых пластинок. Все, что я знал о пластинках, осталось в моем детстве — дешевая радиола быстро запилила мой первый в жизни виниловый диск с альбомом Стинга «The Soul Cages». После этого я перешел преимущественно на кассеты, так и не наполнившись виниловой памятью в достаточной мере, чтобы с ностальгией вздыхать о больших бумажных конвертах. Тем не менее, передо мной сейчас стоит Teac TN-100, и я пишу этот текст.

А вышло так по причине того, что в разговоре с нашим крутейшим виниловым автором Виктором @Gorbatov-ым мы решили: попробовать вертушку начального уровня стоит именно мне. Ему такие модели тестировать сложно (Витя повидал проигрыватели со многими нулями в ценнике самых разных экзотических конструкций), а тут простейшая модель, о которой и рассказать-то, на его мнение, нечего. И предназначена она как раз для виниловых нубов вроде меня, когда желание «пощупать» винил уже появилось, а желания потратить много денег и «войти в тему» еще нет. Но не беспокойтесь, Виктор даст профессиональное заключение в конце этого теста, а я постараюсь описать свой опыт общения с этой вертушкой. Надеюсь, он окажется полезен тем, кто задумывается о покупке проигрывателя грампластинок и не может понять, нужно ли ему это или нет.

Проигрыватель Teac TN-100 комплектуется пластиковой крышкой, на которой есть резиновые отбойники, чтобы не царапать стол

И сразу же спойлер: если вы думаете, что в конце я буду говорить, как же прекрасен аналоговый мир и я уже бегу в магазин за этой вертушкой — неа. Я остался в том же скептичном настроении, что и был до теста, но кое-что прояснилось — мне стало чуть понятней, зачем люди вообще винил покупают и что в нем находят.

Unboxing

Модель Teac TN-100 открывает модельный ряд вертушек японской компании — в России за нее просят в пределах 15 000 рублей. На официальном сайте написано, что это «доступный проигрыватель для любителей винила» с пассиковым (ременным) приводом, и компания делает упор на последнем факте — вроде как это лучше, чем если бы у проигрывателя был прямой привод, как у диджейских вертушек.

И правда, есть мнение, что прямой привод (когда мотор крутит сам диск) не так равномерно держит скорость и может оказывать наводки на тонарм из-за физической близости к нему. Однако есть и другое мнение, которое говорит, что нормальный прямой привод сделать дороже, чем приличный пассиковый (когда вращение передается через ремень), поэтому в недорогой модели лучше использовать его. Из чего я делаю вывод, что пассиковый привод для Teac TN-100 — решение логичное и правильное.

На этом фото в овальном отверстии диска виден пассик, передающий крутящий момент от двигателя диску

Помимо пассикового привода в маркетинговых материалах еще упирают на наличие встроенного АЦП, но о его работе я расскажу чуть позже, а сейчас пора раскрыть коробку.

Проигрыватель довольно легкий — чуть меньше 5 кг, я лично ожидал большего, когда доставал его. Отдельно упакованы игла, мат и блок питания. Последний мне показался слишком неубедительным на аудиофильский манер — он похож на те, что используются для подзарядки мобильного телефона. Понятно, что проигрывателю нужно всего-то 1,5 ватта для работы (БП на 12 вольт), но в аудиоаппаратуре Hi-Fi-класса принято делать вещи более весомыми. Ладно, смотреть на него придется нечасто, поэтому, однажды воткнув в розетку, забудем и простим.

Комплектные блок питания и небалансный кабель

Сам же проигрыватель выглядит более чем прилично, и я бы сказал выше своей цены. Корпус выполнен из МДФ, отделка — «вишня», и она придает образу вертушки тот самый винтажный дух, который часто ищут новообращенные поклонники винила. Корпус покоится на четырех прорезиненных ножках, призванных служить виброизолятором. И про сам корпус фирма пишет, что он тяжелый и хорошо демпфирует проигрыватель.

Так выглядит проигрыватель Teac TN-100 без крышки и мата

Подключив питание, я достал из упаковки мат. Сделан он из неопрена и тоже, по словам компании, играет роль демпфера. На нем никак не указано, какой стороной его класть на диск, поэтому я прочел инструкцию, но не нашел там об этом ни слова. Написал @Gorbatov, но так как он появился только на следующий день, первые несколько часов я все слушал неправильно. Короче — ребрами наверх.

Положил пластинку на диск и… чуть не сломал защелку тонарма, потому что не знал, что там такая есть, и не мог понять, почему тонарм не хочет поворачиваться. После этого я поставил тонарм над пластинкой, опустил, услышал скрип — что-то шло не так. На звукоснимателе стояла белая заглушка. Сняв ее и поставив иглу на диск — наконец-то услышал тихие скрипы.

Я специально описывал действия в подробностях, чтобы дать понять людям — тем, кто впервые решил связаться с винилом, что эта техника, в отличие от привычной всем цифры, требует внимания и некоторых базовых знаний. Это вам не «интуитивно понятное приложение в телефоне». Так что будьте готовы.

Connect & Listen

Следующая моя цель — услышать музыку, а не скрип иглы о пластинку. В модели Teac TN-100 есть сразу три варианта подключения: Phono MM, аналоговый и цифровой USB. Аналоговый выход выбирается переключателем на задней панели, а цифровой работает всегда. Так как фонокорректора у меня нет, я использовал по очереди аналоговый линейный выход и цифровой.

Во время тестирования (а вертушка стояла у меня пару недель) я в конечном счете выбрал прямое аналоговое подключение, хотя цифру в мою систему было интегрировать проще. Послушать разницу между ними можете сами — предлагаю запись фрагмента песни «Time» с пластики Pink Floyd «Delicate Sound of Thunder» (Мелодия, 1988 год):

цифровой выход 48 кГц/16 бит,

аналоговый выход, оцифровка 48 кГц/16 бит*,

аналоговый выход, оцифровка 96 кГц/24 бит*.

* использовался АЦП Apogee Duet

Замечу, что вначале мне больше нравилось слушать цифровое подключение, когда сигнал на выходе проходил через ЦАП. Так вышло, потому что это был уже привычный для меня характер звука. Однако, заставив себя подольше послушать чистый аналог, я решил, что такое подключение все же интереснее.

В моей личной фонотеке пластинок нет, так что коллега привез мне несколько дисков для теста. Начал я со знакомого Pink Floyd на пластинке, выпущенной фирмой «Мелодия» в 1988 году. С одной стороны, некая ностальгия, а с другой — я слушал Pink Floyd по большей части уже во времена CD. И поэтому тут же скачал этот альбом в цифре и начал сравнивать. Сравнение было сильно не в пользу пластинки.

Обложки пластинок TACET's Four Seasons и Pink Floyd «Delicate Sound Of Thunder»

Однажды знакомый басист объяснил мне, как должен звучать бас. По его словам, это когда создается впечатление, будто на тебя катятся огромные поролоновые шары, сталкиваются с тобой и затем мягко отскакивают. Так вот, как раз такой «поролоновый», быстрый и глубокий, но масштабный и существенный бас свойственен большинству записей Pink Floyd. И его отлично слышно на концертных записях в цифровых форматах. Однако пластинка его делает другим: бас становится высоким, очерченным, и я бы даже сказал контрастным. Лично мне такой звук не понравился: видимо, чтобы слушать Pink Floyd на виниле нужен или проигрыватель классом повыше, или же Pink Floyd вообще не стоит слушать на виниле.

На задней панели расположены аналоговый выход, переключатель Phono/линейный, выход USB type A, разъем для подключения питания и кнопка включения

Другое дело — классические записи. 180-граммовая пластинка Антонио Вивальди в исполнении Польского камерного филармонического оркестра «Tacet’s Four Season» 2008-го года играла интересней своей цифровой версии. Следует упомянуть, что немецкая студия Tacet специализируется исключительно на аналоговых записях и на обложке диска написано «Tube Only» — оркестр записывался на микрофоны с ламповыми предусилителями, сводился на ламповом микшере и сохранялся на магнитной ленте, после чего был перенесен на пластинки. То есть это пример полностью аналогового диска (AAA), который к тому же, следуя рекомендациям студии, стоит слушать на системе с ламповым усилителем. Однако и в транзисторном варианте это одна из лучших оркестровых (пусть и камерного оркестра) записей, и на виниле она играет шикарно — скрипки звенят, жужжат, запиливают — очень динамично и ярко. Честно скажу, это тот самый момент, когда я подумал, что в моем доме нашлось бы место для вертушки, если понабрать таких записей.

Следующим диском стал концертник Puhdys 13 «Live in Sachsen» (1984 год). Я не любитель музыки этой немецкой группы, но, в отличие от Pink Floyd, тут я не смог точно определить, что лучше — цифра или винил. И то и другое звучало неплохо и одинаково для меня скучно.

Обложка и яблоко пластинки «All Stars Festival»

Наконец, пластинка со сборником джазовых песен «All Star Festival» 1963 года, выпущенная под эгидой ООН по сбору денег в помощь беженцам во всем мире. Это тяжелый шеллаковый диск в пожелтевшей от времени обложке и он — моно. Никакого вам стерео, а настоящие аутентичные монозаписи середины прошлого века. Во время прослушивания этой пластинки реально ощущаешь тот самый дух времени, не хватает разве что тяжелого запаха сигар и виски. Прекрасный документ эпохи. И когда я поставил очищенную (восстановленную) запись тех же самых песен в цифре, разница мне показалось огромной. Например, песня Эдит Пиаф «Je m’imagine» звучала в цифре отвратительно, откуда-то возник тяжелый бас, голос стал скрипучим, пропала динамика. Небо и земля, будто две разные песни. +100 в пользу винила — он самобытнее, «историчнее», да и просто лучше.

Не думайте, что этот монодиск «All Stars Festival» такой уж раритет. Вот вам заметка в газете Billboard от 13 июля 1963 года, где пишут о миллионных тиражах этой пластинки

К сожалению, у меня не было ни одной современной пластинки, поэтому впечатлений от изначально цифровой музыки не приведу. Но думаю, это не последний раз, когда у меня на тесте бюджетная вертушка.

И еще один момент о звуке виниловых пластинок. Я не раз слышал, что он меньше утомляет из-за лучшей динамики, и готов согласиться с этим утверждением. К щелчкам и поскрипыванию привыкаешь очень быстро, они становятся приятным сопровождением, а потом, когда включаешь цифру, начинает казаться, что чего-то сильно не хватает. Так что винил вызывает привыкание.

Turn On & Sleep Mode

Но есть и моменты, когда винил бесит. Я полностью согласен с теми, кто утверждает, что грампластинка — это физическое воплощение музыки. Сам по себе конверт диска можно долго рассматривать, читать тексты на нем. Да и просто держать в руках вещь, на которой записано-то всего десяток песен, кажется в современном мире чем-то древним, но от того лишь более натуральным. Проблема, однако, в том, что 10 песен — это на двух сторонах пластинки. Вы даже альбом без одного подхода к проигрывателю полностью не послушаете, в век бесконечной музыки это ужасает.

Рядом с базой тонарма находятся рычажок для его подъема и переключатель скоростей

Зато по достижению конца стороны Teac TN-100 сам поднимет тонарм, уберет его на площадку держателя и остановит диск. Выглядит это как механическая магия, а называется автовозвратом. Для «цифровых людей» это будет похоже на функцию «Sleep Mode» в смартфонах и плеерах: можете спокойно засыпать — музыка выключится сама. Кстати, раскручивается диск тоже самостоятельно, никакой кнопки включения нет, нужно лишь повернуть тонарм и занести его над пластинкой.

Прорезиненная ножка проигрывателя

Мне кажется, виброизоляция у Teac TN-100 достаточная, благодаря прорезиненным ножкам. И все же, если я случайно задевал стол, на котором стоял проигрыватель, происходил скачок иглы или «плыла» скорость кручения диска. И еще одно интересное наблюдение: когда я сел с ноутбуком за стол с проигрывателем и начал печатать, то при высокой громкости музыки я отлично слышал стук клавиш, дополнительно «сыгранный» вертушкой. Другими словами, я бы рекомендовал под проигрыватель отдельный столик, хотя… в этой озвучке был определенный шарм.

Вывод

С практической точки зрения Teac TN-100 мне показался удобным. Он комплектуется крышкой, под которой играет пластинки, сам останавливается, есть несколько вариантов выходов — его легко интегрировать даже в цифровую систему. Красиво выглядит, играет вполне себе «винилово». Мой опыт прослушивания более дорогих вертушек говорит, что TN-100 не так точно держит скорость (иногда она плывет), и чувствительность иглы невысока — в том смысле, что мелкие детали проигрыватель сглаживает, о микродинамике говорить не приходится. Тем не менее, это определенно шаг в мир аналогового Hi-Fi, потому что музыка на нем играет уже по-другому.

После этого теста я задумался о том, что некоторые альбомы и отдельные песни в своей фонотеке я бы перевел в виниловый формат, чтобы услышать их «в новом ракурсе». Как я писал выше, особенно мне понравилось звучание старых джазовых композиций — разница с цифрой была весомой. Также новая эмоциональная сторона появилась у записи классической музыки. А вот ради классического рока, который у многих ассоциируется с грампластинками, я бы этот проигрыватель не купил. Впрочем, он играл неплохо, и даже меньше утомлял в сравнении с цифрой. Может, ради Pink Floyd я уже попросту не готов лишний раз подходить к проигрывателю и переворачивать пластинку?

Комментарий @Gorbatov

Проигрыватель, как и предполагалось, легкий и достаточно компактный. Но для своего класса сделан аккуратно и не так дешево, как можно было ожидать. Стол выпилен из цельной панели МДФ и отделан пленкой под шпон. Отделка может быть или черной или «под вишню». У аппарата есть четыре ножки с виброразвязкой (осуществляется за счет эластичного материала ножек и их чашеобразной формы). И в целом аппарату этой виброразвяки хватит даже с учетом того, что шансов оказаться на хорошей дорогой аппаратной стойке у этого проигрывателя практически нет.

Вид снизу на проигрыватель Teac TN-100

К вертушке прилагается вполне приличная пылезащитная крышка на петлях. Она даже снабжена маленькими резиновыми отбойниками, чтобы не царапать стол.

Снизу стол проигрывателя закрыт пластиковым кожухом, и если присмотреться к нему внимательнее, то найдете три отверстия, за которыми прячутся подстроечники для каждой из трех скоростей проигрывателя. Неожиданно для столь бюджетного аппарата. Расположение, правда, крайне неудобное, да и в инструкции к аппарату (учтем, что проигрыватель этот вряд ли попадет к продвинутому пользователю) ничего не сказано.

Подстроечники для каждой из трех скоростей проигрывателя

Привод у аппарата пассиковый, и в его конструкции есть несколько моментов, характерных только для бюджетных проигрывателей. Например, размер диска чуть меньше пластинки. Но не настолько, как это часто бывает, — 11,5 дюймов. Сам диск пластиковый, и, пожалуй, это лучше, чем тонкие и звонкие металлические «тарелки» бюджетных аппаратов. Диск формально-несъемный, так что даже для того, чтобы сменить пассик (а есть ли они сменные?) нужно будет разобрать проигрыватель. То же самое можно сказать и о потенциальной смазке подшипника, если кому-то придет в голову озадачиться такой процедурой — скорее аппарат отслужит свое, чем подшипник успеет засохнуть.

В комплекте к диску прилагается тонкий резиновый мат. Мотор у проигрывателя постоянного тока, достаточно тихий. Блок питания выносной, но запитывает он не только мотор, но и встроенный фонокорректор и встроенный АЦП. Для легкого диска мощности мотора более чем хватает. Что необычно — шкив мотора пластиковый (обычно все-таки используется металл), но в данном случае сложно сказать, что лучше — плохенький металлический шкив или как есть пластиковый.

Тонарм довольно короткий, с эффективной длинной всего в 200 мм. Изготовлен он по большей части из твердого пластика, металлические детали можно найти только внутри поворотного узла. Никаких настроек конструкция не предусматривает, рассчитана на работу с комплектной головкой (по утверждению производителя, в конструкции в том числе заложен и нерегулируемый антискейтинг), да и установленную ММ-головку стоит считать условно-несъемной. Управление тонармом полуавтоматическое, сдвиг его на рабочую позицию запускает вращение диска, а опускать тонарм при помощи микролифта нужно будет вручную. Но когда пластинка доиграет — подъем тонарма и возврат на держатель осуществляются автоматически. Или же можно поднять его вручную при помощи лифта и вернуть в исходное положение рукой.

Штатная головка — ММ-типа (и хорошо, что не пьезо) со сменной иглой. Про срок службы иглы ничего не сказано, но прижим в базе настроен небольшой, и износ будет определяться не столько самой головкой, а скорее состоянием прослушиваемых пластинок. Тем более что у проигрывателя есть 78-я скорость, и при желании аппарат позволяет покрутить шеллак, но при таком раскладе о сроках службы вообще не стоит рассуждать. В России цену на сменную иглу найти не удалось, аппарат выпущен недавно и только-только начались поставки. Но если поискать информацию, зная серийный номер иглы, получается, что во-первых, аналогичная игла используется у многих бюджетных аппаратов схожего класса, а во-вторых, цена «там» в пересчете на рубли начинается от совсем скромной цифры в 500 рублей (примерно), плюс трехдолларовая (зависит, конечно, от места продажи) доставка по почте.

Цена, приятный внешний вид, удобная крышка, автоматический возврат тонарма по окончанию проигрывания пластинки

Нестабильная скорость вращения

Teac TN-100

14 400 рублей

Корпус: MDF, отделка черный или лакированная вишня

Диск: пластмассовый, диаметр 29 см

Привод: пассиковый

Скорости: 33/45/78 оборотов

Тонарм: статически сбалансированный, эффективная длина: 223 мм

Вариации скорости вращения: +/–2

Рокот и детонация: 0,2

Отношение сигнал/шум: 64 дБ или выше (А-взвеш., НЧ-фильтр 20 кГц)

Функции: ручной микролифт,

Выходы: Phono MM, линейный стерео, USB (PCM 48кГц/16-бит)

Питание: сетевой адаптер 100-240В/12В, потребление менее 1.5 Вт

В комплекте: пылезащитная крышка, сетевой адаптер, RCA-кабель

Габариты: 420х117x356 мм

Масса: 4,9 кг