На широкие экраны вышел долгожданный блокбастер «Великая стена» (The Great Wall) совместного голливудско-китайского производства. На сегодня картина — самая дорогая постановка, целиком произведенная в Китае. Режиссер картины Чжан Имоу, «главный международный бренд китайского кинематографа» известный нашему зрителю по фильмам «Герой» и «Дом летающих кинжалов», в интервью говорил о том, что все его фильмы слишком серьезны, а потому его дети их не любят.

Проект «Великая стена», подготовка к которому заняла у американской студии ни много ни мало, семь лет, стала для Имоу отличной возможностью снять то, что наконец-то понравится его детям. Согласитесь, мотив трогательный и благородный. И не удивляйтесь, если фильм покажется вам по-детски наивным. Итак, заполучив Мэтта Деймона и бюджет в 150 млн долларов, режиссер приступил к съемкам.

Сюжет

В основе сюжета две истории. Первая — вроде бы вполне реальная, о западных пришельцах, путешествующих в поисках богатств по Шелковому пути. Вторая — основанная на древних мифах Китая. Итак, XI век. В центре повествования — искатели наживы и пороха, Уильям и Перо, в исполнении Мэтта Деймона и Педро Паскаля. Последний хорошо известен зрителю по недолгой, но яркой роли в «Играх Престолов».

Сначала приятели подвергаются нападению местных головорезов, а затем — и вовсе неизведанной, мистической силы. Расправившись со всеми и прихватив с собой в качестве трофея лапу монстра, они оказываются у подножия Великой стены. Позже, избежав казни, приятели своими глазами увидят то, что атакует Поднебесную столетиями, являясь потенциальной мировой угрозой. По воле случая Уильяму (Деймон) впервые в жизни предстоит сражаться не ради денег, но, не побоимся этого слова, во имя человечества.

Актеры

Мэтт Деймон, зарекомендовавший себя в Голливуде и за его пределами как разноплановый актер («Умница Уилл Хантинг», «Талантливый мистер Рипли», «Одиннадцать друзей Оушена» «Идентификация Борна»), был выбран и лично приглашен в проект Чжаном Имоу. Режиссер не раз говорил о том, что считает Дэймона идеальным претендентом на главную роль. Но дело здесь не только в личных симпатиях. Деймон хорошо известен и любим китайским зрителем: мужественен, честен и имеет минимальное количество гей-слухов.

Педро Паскаль и Мэтт Деймон

Может быть, китайского зрителя это не смущает, но наш глаз режет несоответствие типажа актера временному периоду истории (Средневековье), особенно после бритья. Органичнее в контекст вписывается Педро Паскаль, хотя образ его героя совершенно не прорисован: ворчит себе что-то и шутит. Уиллем Дефо призван в фильм украсить звездный список, но роль его получилась, увы, почти эпизодической.

Уиллем Дефо

Бесспорным украшением фильма стала китаянка Тиань Цинь, совершенно вытеснив своими «истинными» ценностями и искусством боя персонажа Деймона. В Древнем Китае, оказывается, были женщины-генералы! В фильме отметился и Энди Лау, на сегодня самый коммерчески успешный китайский актер.

Тиань Цинь

Зрелище

«Великая стена» — не просто яркий, зрелищный фильм в жанре фэнтези для широких масс. Картина — своего рода пропаганда, за которую китайский капитал платит не скупясь, выписывая яркими красками костюмов, спецэффектов и декораций историю своей страны. Такой, какой, вероятно, желают ее презентовать миру правительство и его пиарщики.

В «Великой Стене» вы не увидите ни одного отрицательного героя-китайца. Разве что трус-император, но откровенных негодяев и подлецов не будет — это факт. Давно известно, что цензоры Поднебесной строго отслеживают этот момент: все китайские персонажи, как и в целом образ страны, должны быть исключительно положительными и преданными общей сверхидее.

В самом начале фильма заблудшие варвары-наемники (Деймон и Паскаль) смотрятся откровенными раздолбаями на фоне многочисленной, прекрасно организованной, в начищенных до блеска доспехах китайской армии. И только встав с ними в один строй, главный герой осознает, что здесь все честно — и бесстрашные воины, и общее чувство долга. Китайцы средних веков используют грандиозную машинерию и все на подбор — стройные, рослые, с выразительными глазами и престижными орлиными носами… Ну, такова история с бюджетом в 150 млн долларов.

Визуальный ряд и спецэффекты

«Вам понравятся и сюжет, и боевые сцены, и визуальное оформление», — пообещал режиссер и оказался прав. По крайней мере, относительно второго и третьего пунктов. Это сильная сторона фильма. Планируя проект такого масштаба, изначально было ясно, что львиная доля средств уйдет на спецэффекты с декорациями. Даже невзирая на то, что все съемки проводились в Китае.

И если в плане драматургии новинка Имоу значительно уступает его предыдущим фильмам: в нескончаемой чреде спецэффектов просто места не нашлось ни психологическому нюансу, ни даже, представьте себе, захудалой романтической истории (так, несколько выразительных взглядов — видимо создатели решили уберечь генеральшу от чужеземных лап). Визуальная сторона как могла компенсировала этот недочет. Здесь те, кто знаком с творчеством режиссера, легко узнают его фирменный стиль — игру цветов и ритмов, круговые облеты камерой, вычурно поставленные боевые сцены и трюки.

Когда дойдете до сцены с луком и чашей, непременно вспомнится «Дом летающих кинжалов». 3D-эффекты работают: иногда казалось, боевое орудие вот-вот хватит вас прямо по лбу. Самые вредные и въедливые зрители скажут, что монстры смотрятся весьма дружелюбно, как динозаврики из детских наборов. В какой-то момент это начинает даже веселить, и атаки монстров ждешь с нетерпением. Чего только стоят их гребни-радиопередатчики и кожистые капюшоны, отражающие удары цветных солдатиков!

Словом, господам, которые всерьез относятся к исторической достоверности, «Великая стена» вряд ли доставит много радости. Всем остальным, кто просто желает получить свой блокбастер выходного после похода в магазин — наши рекомендации!