Домашние проекты: 13.16.10-канальная аудиосистема Хана

Домашние проекты: 13.16.10-канальная аудиосистема Хана

Мне уже приходилось писать статьи о больших инсталляциях в кинозалах вроде этой: «Домашние проекты: кинотеатр в отдельном здании с хорошей звукоизоляцией». Однако на этот раз я расскажу о домашнем кинотеатре таких масштабов, что даже некоторые коммерческие залы могут позавидовать (и поучиться). Говоря о масштабности, я имею виду не только размеры помещения и количество посадочных мест (15 кресел), но и AV-оборудование, а также, что не менее важно, сам подход к инсталляции: здесь продумано все, клиент однозначно понимал, что он хочет.

Заказчик этого проекта Роб Хан (Rob Hahn) — бывший профессиональный кинооператор, который работал над фильмами «Медвежатник» с Робертом Де Ниро, «Стэпфордские жены» с Николь Кидман, «Срочно требуется звезда» с Майклом Дж. Фоксом, а также над другими картинами. В съемках блокбастеров Роб Хан тоже принимал участие, но уже неофициально и не в роли главного оператора.

Короче говоря, владелец этого ДК — человек с большим опытом и понимаем тонкостей индустрии. «Я устал смотреть фильмы не в фокусе c тусклыми проекционным лампами и до боли в ушах громким звуком. — рассказывает Роб о своих походах по кинотеатрам. — Это стало мотивацией построить свой кинотеатр, в котором точно можно посмотреть фильм таким, каким он задумывался».

Вставлю свои пять копеек: Роб Хан абсолютно прав, ведь очень часто впечатления от просмотра фильма в кино портят некачественная блеклая картинка и совершенно безумный гулкий звук. Просто громко — это не рецепт хорошего кинотеатрального звука. К сожалению, во многих кинотеатрах этого, похоже, не знают.

Помещение кинозала сконструировали над гаражом, но качественная звукоизоляция полностью исключает возможность услышать какой-либо шум в кинотеатре

Интересно, что Роб начал готовиться к созданию собственного ДК задолго до непосредственного начала работ: он, будучи увлеченным профессионалом, ездил по разным городам США и смотрел, как устроены кинозалы в домах его знакомых и коллег. Таким образом, Хан использовал не только свои знания, но и опыт других владельцев домашних кинотеатров.

Инсталляторы сделали конструкцию по принципу «комната в комнате»

Над проектом Роба Хана работало несколько компаний. Все работы по установке колонок и акустическому оформлению выполняла фирма Keith Yates Design (KYD), а The Projection Room занималась видео и автоматизацией (экран, проектор, проводка, настройка, интеграция системы управления Crestron). Как и полагается, с заказчиком согласовывали каждый шаг, а конечным этапом подготовки (занявшей целый год!), стала подробная 3D-модель кинозала. Однако кое-какие изменения в дизайн вносились уже во время строительно-монтажных работ.

К интерьеру и оформлению кинозала Роба Хана я еще вернусь, а пока расскажу об использованном оборудовании. Список устройств, задействованных в инсталляции также внушителен, как и сам кинозал. Обо всем по порядку. Начну с акустических систем. За экраном установили три LCR-колонки JBL M2 и шесть инфразвуковых заказных сабвуферов UberSub от KYD с двумя 24-дюймовыми излучателями в каждом (всего 12 драйверов). Тесты показали, что система способна создавать басы ниже 5 Гц с давлением 120-130 дБ.

В передней части зала на левой и правой стенах висят по 2 колонки JBL AC28/26, которые дополняют фронтальную акустику. За ними следуют четыре JBL 8340A (по две АС слева и справа), которые выполняют роль боковых окружающих каналов. В качестве тыловых колонок задействованы тоже две JBL 8340A.

На потолке расположили целых 10 колонок JBL SCS 8. Помимо этого, в задней и боковых стенах установили низкочастотную акустику KYD/JL Audio SHOC-24 (всего 8 колонок).

Сделанные на заказ компанией KYD инфразвуковые излучатели UberSub

Но и это еще не все: под центральными креслами второго и третьего ряда стоят еще по одному инфразвуковому сабвуферу. Итак, в итоге кинозал оснащен 13.16.10-канальной аудиосистемой, рассчитанной на звук формата Dolby Amtos. Впечатляет даже на словах!

Специально изготовленные усиленные корпусы для сабвуферных динамиков диаметром 24 дюйма

За декодирование аудио в системе отвечает AV-процессор Trinnov Altitude32, которому по силам справится с такой конфигурацией акустики. Помимо него задействованы процессоры Lumagen Radiance Pro, Lab.Gruppen/Lake LM 26 и Lab.Gruppen/Lake LM 44.

Что касается усиления, то на колонки работают несколько усилителей: Mark Levinson 533H (для ВЧ-динамиков JBL M2), три моноблока Mark Levinson 531H (для НЧ-динамиков JBL M2s), три 8-канальных усилителя JBL Synthesis SDA-8300 (боковая, тыловая и потолочная акустика), 4-канальный JBL Synthesis SDA-4600 (четыре колонки JBL AC28/26), четыре усилителя KYD UA-12K (для инфразвуковых сабвуферов). Системы сложнее, безусловно, бывают, но если говорить о домашнем кинотеатре, то подобное встретишь не часто!

За экраном установили три LCR-колонки JBL M2 и шесть инфразвуковых сабвуферов UberSub

Картинку на акустически прозрачном экране с микроперфорацией Stewart SnoMatte 100 создает 4K-проектор премиального класса Sony VPL-VW5000ES. Отмечу, что экран оснащен системой маскирования по всем четырем сторонам, что, по мнению Роба, очень важно для хорошего ДК.

Если говорить об источниках, то их здесь тоже несколько: медиацентр Kaleidescape Strato, два сервера Kaleidescape 3U для хранения фильмов, UHD-Blu-ray-плеер Samsung UBD-K8500, ресивер TiVo Bolt и целых девять хранилищ Blu-ray/DVD-дисков Kaleidescape DV700 (в одно такое устройство вмещается 320 дисков, в девять влезет 2880 дисков).

Управляется этот кинозал-монстр через систему Crestron. Инсталляторы предусмотрели все: пользователь может контролировать все системы через интерфейс, нажимая нужную кнопку. Особенно хорошо специалисты потрудились над освещением, но все самые интересные идеи по освещению пришли в голову самому заказчику.

Роб Хан попросил инсталляторов установить подсветку в стенах и потолке за акустически прозрачной тканью, которой обтянуто все помещение. Получилось так, что при выключении основного освещения включаются лампы внутри стен и за экраном. Эти лампы подсвечивают акустические системы, спрятанные за тканью. Если судить по фотографиям, то выглядит это все очень классно! Думаю, вживую все смотрится еще лучше.

В зале установлено 15 мягких кресел с откидывающимися спинками Palliser Vox
За счет подсветки сквозь тканевые панели видны акустические системы

Как и обещал, возвращаюсь к интерьеру и акустическому оформлению зала. Не сложно догадаться, что в этом ДК с акустическим оформлением все в полном порядке. Инсталляторы сделали конструкцию по принципу «комната в комнате». Внутренняя сторона каркаса закрыта панелями с натянутой на них тканью. Все панели легко снимаются, что дает простой доступ к спрятанному оборудованию, включая акустику и проводку. Это, по мнению Хана, большой плюс. Уровень шума зала ниже, чем в профессиональной студии звукозаписи (NCB -1). Добиться таких результатов удалось не только за счет звукоизоляции, но и за счет специально разработанной системы кондиционирования и вентиляции, которая практически не издает ни звука при функционировании.

Общая площадь помещения составляет 290 квадратных метров

Наконец, немного об интерьере. Сразу скажу, мне нравится здесь абсолютно все, даже и покритиковать нечего. Роб Хан посчитал, что полностью темное помещение будет некомфортным, «гнетущим», поэтому зал разделили на две части. Ту, что ближе к экрану сделали максимально темной, а дальнюю (по отношению к экрану) часть кинотеатра сделали светлее. Особенно мне понравилась идея использовать в интерьере дерево и классические бра на стенах. Все это придало залу камерности и той самой «магической» атмосферы кинотеатра, которой, кстати, большинство современных кинозалов лишены.

Общая стоимость этого кинозала, разумеется, очень высока. Точными подсчетами я не стал заниматься, так как расценки на услуги инсталляторов и других специалистов в данном случае угадать невозможно. Однако по приблизительным прикидкам стоимость оборудования составляет около 1 000 000 долларов, возможно и больше. Можно ли повторить такой проект у нас? Было бы интересно это увидеть.

Информация о проекте взята на AVforum: Home Theater of the Month: The Hahn Theater

75.56 дБ +

Комментарии

#

Почему в качестве одного из источников выбрали самсунг плеер,а не oppo? Перед инсталляцией надо было обратиться на форум Стерео.ру или в Аудиоманию.

- 50 дБ +
#

Точно только oppa и усилители например atoll акустику сами знаете какую)))

- 40 дБ +
⇡ в ответ @Nicolas638 #

А вообще молодцы аудиоманцы! Несмотря на выходные и праздники,бдят! С форума не уходят,минусуют!!!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Продавцы проснулись ))

- 40.97 дБ +
#

эти лохи вообще берега попутали))) взяли акустику JBL,хотя всем уже давно известно,что акустика должна быть только одного бренда.....сами знаете какого))))) Вот чувствуется этот западный снобизм,нежелание выслушивать мнение сурьезных экспертов!

Однополярный мир в действии!!!

- 36.99 дБ +
#

Аж глаз задёргался О-о

- 50 дБ +
#

Интересно, нужны ли бас-ловушки в таких инсталяциях? Или из-за звукопоглащающих свойств стен не ставят их? Последние несколько статей стал обращать внимание на фото, бас-ловушек по углам не замечал.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Размер и геометрия таких помещений исключают данную необходимость.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Подскажите, каков минимум по размерам/геометрии, после чего можно не заморачиваться?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

По геометрии главный параметр, которого следует избегать - параллельность. Если у вас не будет параллельных поверхностей, то никогда не возникнет между ними порхающего эха, например. Поэтому наклонная поверхность посадочных мест помимо удобства не смотреть в затылок впередисидящему одновременно решает задачу акустического оформления помещения. Второй момент по геометрии - соотношение сторон помещения. Суть заключается в оптимальном распределении комнатных мод, очень многие акустики составляли рекомендуемое соотношения сторон, например популярным является 1:1,4:1,9. Однако оба этих параметра можно заложить только на стадии строительства, поэтому если вы принадлежите подавляющему большинству слушателей и имеете то, что имеете - вам придется заморачиваться.

Относительно просторное помещение можно доработать по геометрии, сделав скосы на углах и построив фальш-стену не параллельно противоположной. Если разделять подготовительные меры по эффективности, то это будет средний вариант (лучший - строительство, хужший - ловушки).

По размерам я считаю, что оптимальным будет помещение площадью 40-50 м2. В нем можно будет правильно расположить слушателя и акустику при расстоянии между ними около 3-4 м. Без этих условий сложно будет достигнуть достоверного звука без серьезных вмешательств акустического корректора (злоупотребление которым идет во вред). Размеры приведены из расчета напольной акустики, честно отыгрывающей весь диапазон частот музыкальной фонограммы.

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

А зачем приводить соотношение сторон если оно неисполнимо для частной недвижимости (какой высоты нужен потолок для помещения с вашим размером в 40-50 квм? Если 5х8 то не меньше 3.5-4 метров? Ну ну.)

Зачем хаять систему румкоррекции, даже и завуалированно, если ЛЮБОЙ серьезный концерт без нее не обходится, и практически все кинозалы коммерческие ее используют? Что, дома нельзя?

Напольной акустики не должно быть в кинозале - в кинозале вообще акустики по хорошему быть не должно видно, ну максимум кроме тылов и то, в хорошем кинозале это моветон. Да и нет напольной акустики, отыгрывающей 20-20кГц, это либо очень дорого и не нужно для кино, либо имеет размеры такие, что не встанет в кинозал.

Музыкальный диапазон и кинозал это вообще извините полная хрень, если я правильно понимаю цель употребления термина - музыка в кинозале особо не слушается, кинозал это помещение предназначенное для просмотра кино в первую очередь, с максимальным качеством просмотра и прослушивания этого самого кино для всех мест в кинозале.

Если в комнате надо смотреть футбол, петь караоке и слушать музыку, а потом уже изредка смотреть кино - это не кинозал, это медиакомната. А если у вас там еще и серванты и окна - то это гостиная с кинотеатром в гостиной.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Я написал свой ответ применительно к бас-ловушкам без акцента конкретно на кинотеатральную систему и написанное относится в равной степени к любому озвучиванию помещения. Строительством кинотеатров занимаются куда меньший процент населения, чем созданием комнаты для прослушивания, поэтому ответ имел легкий уклон в сторону музыки (и тем не менее, без противоречий относительно кино). По порядку:

А зачем приводить соотношение сторон если оно неисполнимо для частной недвижимости

Я привел одно из популярных "правильных" соотношений, их на самом деле достаточно (при желании информация успешно находится в интернете или книгах). В рамках приведенного соотношения при высоте потолка 2,7-3 м получится площадь в 20-25 м2 (более чем исполнимо для обычного многоквартирного жилья). В частном доме вообще никаких ограничений относительно габаритов помещения быть не может. Для 40-50 м2 можно воспользоваться другим "правильным" соотношением и уложиться в приемлемую высоту потолка (если именно это представляет проблему).

Зачем хаять систему румкоррекции, даже и завуалированно, если ЛЮБОЙ серьезный концерт без нее не обходится, и практически все кинозалы коммерческие ее используют? Что, дома нельзя?

Я не написал ничего плохого про активную акустическую коррекцию помещения (я ей сам пользуюсь у себя дома в своей стереосистеме). Я только отметил, что проблемы должны решаться соответствующим образом. Если с расстояния одного метра невозможно услышать глубокий бас, то крутить на нем в акустическом корректоре +20 дБ нецелесообразно, куда правильнее отсесть еще на один метр.

Что касается остального, то я писал про общие вещи, а вы начали цепляться к частностям. При этом разговор о необходимости бас-ловушек перевели в русло инсталляций техники для кинотеатров. Зачем?

И еще один момент. То вы приводите в пример слишком большую высоту потолка в обыденном жилье и апеллируете к дому в разговоре об использовании корректора, то музыка у вас в кинотеатре не слушается и использовать обычные напольные АС недопустимо. Определитесь с позицией. Если говорите о домашнем кинотеатре, то замечания к типу АС неуместны - если о профессиональной инсталляции, то неуместны замечания к соотношениям сторон.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Если уж начинать сначала, то оригинальный вопрос звучал так:

"Интересно, нужны ли бас-ловушки в таких инсталяциях? Или из-за звукопоглащающих свойств стен не ставят их?"

То есть речь была про ТАКИЕ, то есть чисто кинозальные инсталляции, построенные с нуля и под кинозал именно. То есть не я перевел разговор в русло инсталляций, простите, это русло задано статьей. И вопрос был в русле кинозалов. Ну а уж кто куда увел - это смотрите сами :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Надеюсь, что ответ на него был получен :-)

- 50 дБ +
#

Таперича хотя бы понятно, для каких инсталляций предназначен прибор, огорошивший меня в What Hi-Fi? за ноябрь 08 - M. Levinson #502 )))). 54 000 $, огромная коробка, я было подумал это очень хороший ресивер, а потом пригляделся - ещё и усилителей нет, это просто процессор, который китайцы среди прочих сорока функций реализуют в одной микросхеме )))). По-моему, даже если Рокфеллер-младший приволокет это домой, получит затрещину от Старшего за нерациональное вложение средств )

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Perry #

Не все так однозначно с процессорами, почитайте

- 50 дБ +
#

Тихонько зеленею от зависти у рабочего компа)))

- 50 дБ +
#

Интересно, а фильмы он с торрентов качает?

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.