Тест портативного ЦАПа/усилителя CEntrance BlueDAC: большой ток из маленькой коробочки

Тест портативного ЦАПа/усилителя CEntrance BlueDAC: большой ток из маленькой коробочки

Когда-то, изучая форумы энтузиастов портативного аудио, я неоднократно натыкался на похвальбу разнокалиберным продуктам CEntrance. При довольно кустарной внешности коробочек, цены за них нельзя было назвать бросовыми. Вкупе со странным названием сначала возникали мысли об управляемом хайпе вокруг очередного китайского самопала. Но в действительности все оказалось не совсем так.

Как-то раз бегло отслушанный усилитель для наушников CEntrance Mini-M8 дал понять, что передо мной весьма толковый и честный исполнитель музыки. Выяснилось, что всем этим делом занимается американский радиоинженер, бывший москвич Михаил, а теперь Майкл Гудман. Поработав на Shure, в студиях звукозаписи и других стартапах, связанных с трансляцией звука, в 2000 году Гудман решил сосредоточиться на проекте CEntrance, где он смог бы полностью контролировать весь процесс — от наброска до готового изделия. Сначала это были решения для музыкантов и студий наподобие MicPort Pro. Компактный предусилитель с помощью единственного USB-подключения обеспечивал фантомное питание микрофона, оцифровку сигнала в 24 бит/96 кГц и выход на наушники. А потом пришло время сбора коробочек для хардкорных аудиофанатов. Вот вам и отгадка угловатого внешнего вида — pro-техника она всегда такая.

К сожалению, тогда более детальное изучение устройства Mini-М8 не состоялось, а потом и сама модель была снята с производства. Зато недавно у CEntrance появился другой аппарат, BlueDAC, который все-таки удалось заполучить на тест и замеры. Но вообще имейте в виду, в отсутствие официального представительства BlueDAC можно обнаружить лишь точечно — в специализированных салонах вроде Doctorhead или Player его не найти, хотя разговоры о CEntrance на тамошних форумах ведутся давно.

Спецификации и измерения

Итак, передо мной крошечное устройство величиной с пачку женских сигарет, но с обещанием дать полватта (или в портативных величинах 500 мВт) мощности на выходе. Оговорюсь сразу, этот обзор в отсутствие наушников с балансным разъемом будет неполным, зато я постараюсь компенсировать его обилием информации по BlueDAC в качестве источника звука для стереосистемы.

Дизайн у нового CEntrence, как и прежде с болтиками, так и сейчас — биополимерный корпус, сделанный на 3D-принтере, выглядит полным антиподом гламурного Chord Mojo. Но, пожалуй, в этой эстетике походной «рабочей лошадки» тоже можно найти свой шарм. С Mojo сравнения продолжатся, поскольку оба этих устройства, хоть и с разницей в сотню долларов, но выступают в одной лиге.

Оба усилителя умеют работать автономно, но для подзарядки Mojo использовал дополнительный разъем mini-USB, в отличие от единой линии в BlueDAC. Правда, это только в режиме Bluetooth, а при работе в качестве USB-ЦАПа подзарядка будет невозможна. В качестве цифро-аналогового конвертера работает наш старый знакомый Asahi Kasei AK4490, заявлена поддержка PCM 32 бит / 384 кГц и DSD128. Радует, что такое устройство оснащено двумя клоками на дискретизации, кратные 44,1 и 48 кГц — т.е. не будет никаких внутренних пересчетов в пользу какой-то одной частоты.

Контроль уровня в BlueDAC выполнен по олдскулу, с помощью колесика. И это единственный вариант управления громкостью. Например, в связке с телефоном вы уже не сможете изменять на нем громкость клавишей, вращайте колесо на BlueDAC — и будет вам музыка. Никаких дополнительных регулировок на чипе, что, пожалуй, правильно.

Степень усиления BlueDAC можно выбирать между Lo или Hi. Поскольку джампер утоплен в корпус, то случайное переключение в кармане исключено. Его сложно поддеть даже ногтем — для этого понадобится ручка или, например, щуп вольтметра, которым я и воспользовался.

В первом случае измеренное напряжение составило чуть менее 0,3 В, т.е. (Lo) предназначен для низкоомной нагрузки. Это даже меньше, чем выдает смартфон, так что для 32-омных арматур пришлось выкручивать громкость на максимум. Положение (Hi) дает прирост сигнала в 10 раз — измеренное напряжение на максимуме получилось 2,88 В, что даже чуть выше стандартного уровня стационарных Hi-Fi-источников.

Производитель заявляет выходной импеданс — 0,4 Ом. Попытки самостоятельного замера BlueDAC дали несколько значений, судите сами, какое из них ближе к действительности.

Обычно цифру выходного импеданса мы получаем по формуле падения напряжения под нагрузкой:

R (вых) = [U(xx)/U(r) – 1] х R

В положении джампера (Lo) на 16 Ом оно составило 0,264/ 0,261 В, что выводит прекрасный импеданс 0,21 Ом. При этом в режиме (Hi) падение напряжения на этой же нагрузке оказалось куда серьезней — с 2,88 на 1,843 В, где импеданс получается почти 9 Ом. Хм… Повторные замеры с увеличением нагрузки до 32 и 64 Ом показали более стабильную картину выходного импеданса в размере 1,5 Ом. Что покажут замеры в RMAA?

АЧХ имеет крутой спад на краю диапазона

Если смотреть показатели без эмуляции нагрузки наушников, т.е. BlueDAC в роли стереоисточника, то результаты выглядят вполне прилично. Такие же цифры можно получить и от CD-плеера или более-менее приличной звуковой карты. АЧХ в диапазоне 20 Гц – 20 кГц мягко привалена на 0,5 дБ, а затем резко отсечена. Дальнейшая проверка «квадратной волной» 100 Гц указывает на применение минимально фазового фильтра с несимметричными фронтами колебаний. Судя по всему, речь идет о применении Short Delay Sharp — самого распространенного из пяти вариантов фильтрации, предусмотренной в спецификации AK4490.

Максимальный динамический диапазон 105,6 дБ соответствует разрешению BlueDAC между 17 и 18 бит, так что заявления о 32 битах — это всего лишь указания размера приемной шины, а не реальное разрешение, которое даже в высокоточных источниках, дай бог, чтобы соответствовало хотя бы 20 бит.

Характер гармонических искажений без нагрузки наушниками

Приборы отмечают определенное количество искажений, но на слух такой характер будет звучать приемлемо. На выходе доминируют вторая и третья гармоники, что будет маскировать искажения более высоких порядков, которые как раз слышать неприятно. Но их и не наблюдается, пока мы не включим низкоомную нагрузку наушниками.

Тестирование под эмуляцией наушниками дает ожидаемый подъем искажений с доминированием гармоник нечетного порядка — т.е. почерк звучания будет без ложной теплоты и скорее холодноватым, «транзисторным». Больше всего искажений, понятное дело, наблюдается при 16 Ом — 0,066%. Но не забывайте, что эти цифры в наушниках с аналогичным импедансом получатся при колоссальной громкости, никто так не слушает. Будет меньше громкость, соответственно, и уменьшатся искажения. При эмуляции наушников 64 Ом искажения уже всего в два раза больше, чем штатное значение выхода BlueDAC, измеренное напрямую.

Обратите внимание, как изменился характер гармоник под нагрузкой 64 Ом

Любопытно было сравнить эти данные с выхлопом BlueDAC в режиме Bluetooth. Замечу, что я использовал базовую версию, не aptX, которую, к сожалению, Apple до сих пор не поддерживает. Что показывают графики?

Сравнение характера АЧХ сигнала 16 бит по кабелю и через Bluetooth
Сравнение характера искажений сигнала 16 бит по кабелю и через Bluetooth, в котором уже доминируют искажения высоких порядков

АЧХ на Bluetooth подрубилась где-то в районе 18 кГц, поднялся шум и выросли искажения, но теперь они сместились в сторону более высокого порядка. Когда на слух разница с USB-подключением оказалась примерно как lossless и МР3 высокого битрейта — т.е. с Bluetooth чуть теплее и тупее саунд. Некритично, но лучше без него, тем более, что область применения этой функции осталась неясной. Подключить BlueDac к какой-то старинной системе и стримить на нее с дивана музыку из телефона? Ну, разве что так. Но пора поговорить о звуке BlueDAC более лирично.

Качество звука на наушниках

Начнем с прямого предназначения — наушников. Я по-прежнему сомневаюсь в уместности специальных усилителей для работы с арматурными драйверами, но разве что с замороченными системами на семь драйверов и низкой чувствительностью. Мои Ultimate Ears Triple Fi10 как в кастоме (так и вторая резервная пара в штатном исполнении) отнеслись к CEntrance BlueDac невозмутимо. В смысле, после планшета и телефона на iOS звучание кардинально не изменилось. Другое дело — Audio-Technica ATH-ESW10.

O-o, какие же это капризные наушники, когда им мало тока… Баса нет, все остальное скребет, как шурупы в консервной банке. А вот с BlueDac они вмиг заиграли по-человечески — звук получился классный, с нормальным транзисторным окрасом, слаженной НЧ-основой и широкой сценой. Обычно на этом месте я сравниваю работу Audio-Technica ATH-ESW10 на Sony PCM-D100, посрамившем немало хваленого портатива. С CEntrance на этот раз получился паритет. Мой рекордер звучал более «гладко», но предпочесть ли подобную нежную вуаль на записи — это уже дело вкуса. Слушать четкую нарезку фонограммы на BlueDac было тоже очень интересно, поскольку подача все-таки оставалась меломанской, захватывающей и не переходила в клинический пересчет деталей.

Кроме того, стоит отметить, что на DSD-материале CEntrance удалось даже прозвучать чуть интересней, чем PCM-D100. Возможно, заслугой тому более короткий протокол декодирования DSD на AK4490 по сравнению с чипом AK4480, установленным в моем Sony. Если сравнить схемы этих ЦАПов, то можно увидеть, что у AK4490 цепь обработки DSD идет напрямую, в обход блока дельта-сигма-модулятора. Этот прогресс в устройствах CEntrance можно только приветствовать, поскольку во время беглого прослушивания прошлой модели Mini-M8, при всех ее достоинствах, мною была отмечена досадная особенность. DSD-записи на Mini-М8 звучали неотличимо от обычных хайрезов, что указывало на внутреннюю переконвертацию DSD-потока в PCM.

Качество звука в стереосистеме

С наушниками разобрались, переходим к стационарному использованию. Поскольку CEntrance не предполагает внешнего отдельного питания, то и единственный источник звука (и помех) для него — это USB шина. CEntrance использует USB-приемник XMOS с кастомизированными драйверами, и хотя везде трубят о Native DSD, в ASIO режиме DSD передается исключительно по DoP-протоколу — проверено в JRiver 23.

Звук на колонках поначалу не вызывает нареканий. Нормальный такой современный саунд, и хотя измерения показывают гладкую АЧХ, иногда он напоминает v-галочку на эквалайзере — мощный мидбас и ВЧ, которые могут поразить воображение. Правда, это похоже на почерк многих современных конвертеров с высокой детальностью, которая не компенсирована надлежащим образом — ламповыми гармонизаторами или другими специальными каскадами. В общем, на колонках звучание напомнило Chord Mojo, у которого некоторая вымученность высоких частот оказалась не совсем по душе. Точнее, не кажется универсальным подходом.

На цифровых вылизанных записях классической музыки такое холодноватое отношение будет даже в плюс — все очень четко очерчено и вытюкано. Но подобный подход приветствуется далеко не везде. Например, на изданиях старой музыки, с их акцентом на вокальном диапазоне, может пропасть аура и оказаться преувеличенным значение сибилянтов. Особенно если речь идет о виниловом рипе, будьте уверены, все недостатки вылезут на передний план, а теплота отдалится на задний.

Впрочем, существует способ отлепить вокал от шипучих инструментов — это любой аудиосигнал загонять принудительно в DSD, как это делает JRiver. Можно даже в минимальный DSD64, чтобы не грузить процессор, разница сразу станет слышной. Меняется и характер фильтрации на высоких частотах. Тогда излишняя навязчивость звука уйдет, вернется гармония, правда, уйдет и огромная размашистая сцена, с которой так любят носиться современные ЦАПы. Зато звук станет более похожим на винил.

Вывод

Как и его дорогой конкурент, Chord Mojo, CEntrance BluDAC не стал универсально безукоризненным источником для всех на свете: арматурных драйверов, тяжелых наушников и стереосистемы. Ну и что? Ничего страшного. Его способности по прямому назначению — при минимальных габаритах четко снабжать током и контролировать даже капризные модели наподобие Audio-Technica ATH-ESW10 — заслуживают безусловной похвалы. Кроме того, следует отметить дружелюбие коммутации BluDAC — его без проблем можно подключить по кабелю и без кабеля к любому портативному или стационарному устройству, чтобы обрабатывать форматы самого высокого разрешения.

Достоинства: грамотная начинка, хорошая отдача тока при малых габаритах, уверенная работа со сложными наушниками, поддержка DSD

Недостатки: дизайн дешевле своей цены, невозможность зарядки в режиме USB-ЦАПа

Официальный сайт: CEntrance BlueDAC

Цена: 400$

Паспортные данные

Входы: асинхронный USB 2.0, Bluetooth

Разрешение (USB): 32 бит (также поддерживается 16 и 24 бит)

Частота дискретизации: 44,1; 48; 88,2; 96; 176,2; 192; 352,4; 384 кГц

Поддержка DSD: DSD64 и DSD128

Особенности: два клок-генератора, с точностью 10 ppm и джиттером 1 пс

Совместимость: iPhone, iPad, Android, Mac, Linux, PC (доступен драйвер для Windows).

Поддержка кодеков Bluetooth: SBC, APTX, MP3, AAC, Faststream

Неравномерность АЧХ (20 Гц – 20 кГц): ±0,5 дБ

Отношение сигнал/шум: -113 дБ

THD+N (полная шкала): 0,002%

THD+N (1 кГц): 0,014%

Взаимопроникновение каналов: -111 дБ

Выходной импеданс: 0,4 Ом

Выходная мощность (32 Ом): 500 мВт (общая)

Поддержка наушников: 16-600 Ом

Максимальный выходной уровень (1 кГц): 2,9 В RMS / 11,3 dBu

Переключение усиления: 20 дБ

Аналоговые выходы: позолоченные 2,5 мм (балансный) и 3,5 (небалансный) мини-джеки

Усилитель: AmpExtreme, работа в классе А, биполярный источник питания

Питание: поддержка стандартного питания 5 В через micro-USB тип B

Зарядка: +5В (2,1 А) от внешнего адаптера

Внутренняя батарея: Li-Polymer на ±9В постоянного тока, 20 часов работы (Bluetooth)

Размеры (ДхШхВ): 110 х 57 х 18 мм

Вес: 120 г

ТЕГИ:#CEntrance
72.55 дБ +

Комментарии

#

Спасибо за обзор, было интересно. Если не возражаете, оставлю свои 5 коп.

- невозможность зарядки во время работы юсб компенсируется отличной батареей. Не смотрел на ёмкость и не сравнивал ее с Моджо, имею ввиду цифры, но Центренс работает существенно дольше, если не сказать под 2 раза. В блютус режиме, с прослушиванием 2-3 часа в день, аппарат прожил неделю. По "юсб" не замерял.

- с удовольствием прочитал обзор автора "сравнение форматов для сжатия" и вот там действительно услышал некоторую глуховатость МП3 в сравнении.., но слушая данный ЦАП/Усь в разных режимах, в том числе и слепых тестах в компании, не нашли отличий между блютус режимом и юсб. Возможно, действительно, все дело в aptX. В общем, данная опция в этом аппарате мне очень понравилась и покупай его использовал бы именно так.

- внешний вид. Допускаю что мне очень повезло, хотя специально в салоне распаковали три аппарата чтобы сравнить сборку, но качество оказалось очень хорошим - щелей нет, все подогнано, без люфтов, нет опаски что упадет и разлетится, пластик цепкий... Дизайн, да, не для девочек, но выглядит в живую лучше чем на фото. А вот у "гламурного" Моджо дико раздражают стыки и свет от кнопок со всех щелей и отверстий в темноте (но на работу не влияет).

- "Как и его дорогой конкурент, Chord Mojo" я не знаю цен на аппараты в РФ, возможно речь о официальных, но Мождо из ЮК стоит $450, разница всего $50-70. Самые что не есть прямые конкуренты. И вот несмотря на все позитивное впечатление что оставил Центренс, Мождо на слух лег все же лучше. К тому же у Chord есть плюс в виде апгреда + Poly (две коробочки размером с смартфон дают и звук и всю музыку в кармане, которую можно взять и на работу к колонкам и на отдых/командировку с ушами, в общем под впечатлением, хотя и жду от них норм приложения к Поли и куплю только тогда).


- 60 дБ +
⇡ в ответ @Pilgrim #

я не только не возражаю, но даже приветствую

отличное дополнение, спасибо!

в aptx я действительно не тестировал (нечем)

но охотно верю, что качество там будет норм


- 53.01 дБ +
#

хотел было что нибудь пренебрежительное написать про девайс, покритиковать его, но у вас такой обстоятельный обзор, что как то неловко стало...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mlnfcn #

Критикуйте конечно!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

ну это были бы в основном придирки, что называется "до столба ...". я ж его не слушал, чтобы критиковать объективно.

а если по существу, в вашем обзоре исчерпывающее количество информации, на основании которой этот цап я даже не стану рассматривать для себя (не потому, что цап плох сам по себе, просто мне его функционал недостаточен) . так что спасибо за очень качественное раскрытие темы.

ну если оставить в стороне звук, т.к. я его не слышал то:

1. передняя панель ну прям скажем страшновата.

чего стоит только регулятор громкости - не видно в каком положении находится громкость - вероятность повредить уши и наушники, если он выкручен слишком сильно.

надпись про high fidelity и проч уже заранее пытается запрограммировать пользователя на то что цап претендует на какой то уровень.

непонятно где кнопка включения - тем же колесом что и громкость?

2. по форматам - мегахайрезы там неочевидно что с "нативностью"

3. нормального линейного выхода (2rca) нет, (ну не нравится мне с гнезда для наушников к усилителю подключать)

4. выход на наушники 3.5 мм - ну это совсем несерьезно

5. цена реально задрана, я уверен что ifi nano black label (у меня и он и микро bl) уделает его даже не вспотев, при том, что стоит существенно дешевле

6. блютуз для меня лично скорее минус, чем плюс.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @mlnfcn #
7. сабра надоела

Ею тут и не пахнет...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

эт я ступил, из другого обзора в памяти всплыло

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mlnfcn #

кнопка включения вроде очевидна на самом первом фото — там где значок соответствующий

Форматы все тянет, что по спекам 4490

Гнезда rca для портатива не очень удобны

Сравнивать надо с микро, нано хуже конечно

И даже если бы там был сейбр, я бы сказал что сейбр это не приговор — я знаю не одну модель с мягким звуком

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

кнопку узрел, на третьем фото, сзади. задняя панель в стиле передней, такая же тоска.

ну так то тянет, но как именно - пока не послушать, не узнать. но есть сомнения, что аутентично. все эти конвертации между форматами, что он делает, это как то неправильно (на уровне убеждений).

микро black label сейчас у нас 750 почти стоит в эквиваленте, сравнивать их неуместно вообще никак - это принципиально иной уровень как по цифро-аналоговому преобразованию, так и по усилению. я его слушаю уже несколько месяцев с akg k712pro и fostex th610, и в жизни не поверю что сабж может составить конкуренцию микро bl.

ну я ж не говорю что сабра это совсем плохо, просто надоела - у меня на ней cambridge dacmagic xs v2 и pioneer n70. в кембридже достаточно сносно звучит.

p.s. вот чего не отнять у цапа из обзора - формфактор у него портативнее некуда.

и следующее что то я б купил на asahi kasei несомненно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mlnfcn #

Аппарат просто "не для Вас" и не под Ваши нужды, отсюда притянутая за уши критика. Если коротко:

Дизайн на вкус и цвет. Колесо громкости случайно провернуть не выйдет. Кнопка включения на другой стороне относительно колеса. Не знаю на что претендует бренд, но цена/качество очень даже, конкурентов не так и много, если не брать чистых китайцев. Устройство рассчитано на ношение с собой, о чем свидетельствует размер/вес/батарея, отсюда и остутствие рса (как и 90% остальных подобных аппаратов), и гнездо 3.5. Блютус в данном аппарате реализован отлично, уверен для большинства это явно "+" и в паре с ёмкой батареей отличное решение. По чипу ответили. Ну и по:

5. цена реально задрана, я уверен что ifi nano black label уделает его даже не вспотев

Тут только пойти и послушать лично. Сам слушал, правда не нано, а старшую версию микро. Где-то месяц назад у нас салон сливал ifi по -50%, нано был за $140 итд (чтобы не быть голословным https://portativ.ua/category_2... некоторые позиции спустя месяц еще висят) отсюда была мысль взять что-то от них. На мой слух и с учётом моих предпочтений, от покупки ifi отказался, хотя и от центранс тоже.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Pilgrim #

ну да, я ж сразу сказал, что необъективен.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.