Джаз и хип-хоп: больше общего, чем различий

Джаз и хип-хоп: больше общего, чем различий

И в Америке, и в России 2015 год можно назвать годом хип-хопа и рэпа. На западе зафиксирован рост продаж пластинок этого жанра, все чаще используются классические, олдскульные композиции с четким битом в трейлерах фильмов и игр. Популярности жанру добавил и выход сериала «Empire» на канале FOX, повествующего об огромной звукозаписывающей компании, специализирующейся как раз на хип-хопе, R&B и рэпе, а Куин Латифа запустила собственное шоу талантов среди молодых MC.

В России успеху способствовало появление Oxxxymiron, изменившего представление местных рэперов о том, каким образом должны проходить рэп-баттлы, и чей альбом в итоге стал самым продаваемым в этом году, обойдя выстрелившего казахстанского Скриптонита.

Традиционно рэп и хип-хоп подвергаются очень серьезным гонениям с наиболее часто использующимся аргументом «это не музыка, а набор слов», с апелляциями к внешнему виду исполнителей и поклонников жанров, а также к их интеллектуальным способностям.

Аудиофильская среда, как я понимаю, достаточно консервативна, и поэтому мое заявление сейчас прозвучит кощунственно, но я вижу в развитии джаза и хип-хопа очень много параллелей.

Вы не подумайте: да, мое детство пришлось на пик популярности Слим Шейди и «NFS Underground», но вместе с тем заботливые родители подкармливали меня со своей стороны Pink Floyd и Queen, так что меня сложно обвинять в бездумной и однобокой любви к рэпу. Мысли о похожести в моей голове зародились всего пару лет назад благодаря общению с музыкантами и последующим раскопкам в истории электрогитаростроения, что привело к ознакомлению с большим пластом музыки середины и начала прошлого века.

В самом деле, если закрыть глаза на методы исполнения музыки, то очевидной становится схожесть причин, по которым эти жанры появились на свет: каждый из них был протестом для своего времени. Каждый из них появился из боли и страданий чернокожего населения Америки, чувствовавшего себя второсортным и в десятые, и в семидесятые годы прошлого века, и каждый из них был своего рода языком, на котором этот народ говорил.

Изначально и джаз, и хип-хоп служили для развлечения: веселые ритмы Original Dixieland Jazz Band позволяли работягам Нового Орлеана расслабиться после трудного дня и даже потанцевать, если оставались силы; циклически воспроизводимые сэмплы на вечеринках в Бронксе семидесятых достигали примерно такого же эффекта. Уже в дальнейшем тексты, сопровождающие музыку, становились все глубже, тематика затрагивала острые проблемы — и личные, и социальные, и политические, и жанры из развлекательных превратились в более серьезные. Оба жанра зарождались как музыка улиц, глас народа. Последующая коммерциализация привела к разделению хип-хопа на тех, кто познал жизнь в гетто, и на богатеньких сутенеров. Популярность джаза же привела, с одной стороны, к росту профессионализма музыкантов, но с другой — к некой усредненности жанра, от которой индивидуальные исполнители избавлялись.

Много слов сказано о джазовой импровизации как о показателе мастерства музыканта: способности сходу, из головы выдавать мелодии с постоянно сменяющимися ритмическими рисунками, которыми можно наслаждаться и восхищаться. Это – одна из важнейших характеристик джаза, появившаяся благодаря его фольклорным корням, когда никто не знал, как именно мелодия должна звучать в оригинале и привносил что-то свое, подходящее по смыслу и стилю.


В хип-хопе импровизация словесная — фристайл. На заданный ритм — хоть диджеем, хоть битбоксером — MC выдает текст на свободную либо выбранную кем-то тему, обычно остросоциальную. На основе фристайла и предварительной фактологической подготовки строятся рэп-баттлы: задача не только унизить оппонента, используя добытые ранее сведения, но и отреагировать на сказанное им, в чем и проявляется импровизация (в баттлах два участника и три раунда — каждый успевает высказаться).

Манера чтения рэпа обязана своим появлением так называемому «говорящему блюзу» — ритмичному начитыванию текста на трехаккордную гитарную музыку, хотя нельзя также отрицать влияние привезенных афроамерикацами детских считалок и прочих рифмованных фольклорных элементов.

Ритм — основное отличие жанров. В хип-хопе применяют в основном четкий, циклично повторяющийся бит, заедающий у слушателя в голове, в современных вариантах прерывающийся припевами. В джазе же на основе синкопирования — рваного, местами даже истеричного ритмического рисунка со смещенными акцентами — строится вся мелодия. Именно эту нестройность музыканты уникальным образом обыгрывают, подходя к ней с разных сторон.

Стоит также отметить разделение что джаза, что хип-хопа на стилистические ответвления как по территориальному, так и по временному признаку. Те, кто интересуется хип-хопом, знают о противостоянии Ист-Сайда и Вест-Сайда, проще говоря, нью-йоркских и лос-анджелесских вариантов исполнения, в девяностых. Те, кто интересуется джазом, знают о почти аналогичном противостоянии нью-йоркских и калифорнийских школ в пятидесятых. Разный климат, несколько отличающиеся социальные условия — все приводит к разному восприятию и преобразованию действительности в искусство.

Да, я применяю слово «искусство» по отношению к рэпу. Я искренне рекомендую посмотреть один из баттлов Oxxxymiron: мне в нем видится Есенин или какой-то другой язвительный поэт начала прошлого века (а русские поэты, как известно, не скупились на непечатные слова во время своих чтений). И не только мне: не просто так же одна ученица сравнила песню из его альбома со стихотворением Мандельштама. В любом случае, авангардизм, постмодернизм и новаторство не чужды ни одному из жанров.

Такое близкое соседство джаза и хип-хопа привело к некоторым интересным коллаборациям: Майлз Дэвис работал над последним альбомом «Doo-Bop» под покровительством продюсера Easy Mo Bee, известного в хип-хоп кругах; Херби Хэнкок выпустил сингл «Rockit» с DJ Grand Master на вертушках, а через десять лет Digable Planets использовали в своих композициях сэмплы с его альбома. И даже сейчас, несмотря на буйство всевозможных музыкальных стилей, смешение хип-хопа и джаза выглядит интересным, это можно видеть на примере группы BADBADNOTGOOD, в первых альбомах перемежавшей четкий и ровный бит с ревущим саксофоном и «эпичным» пианино, периодически добавляя вальсовые ритмы и гулкую бас-бочку.

Популярность джаза в аудиофильской индустрии вызвана не только тем, что музыка сама по себе хорошая. Крупные джазовые оркестры, даже квартеты умудрялись выдать такой сложный и интересный звук, что разбирать его малейшие детали хотелось годами, и все — на аутентичных, старых и редких пластинках. Хип-хоп в силу молодости жанра наличием такого огромного количества эксклюзивов похвастаться не может, но благодаря большей технологичности в теории может представить достаточно нелинейную композицию с электронными нюансами.

В СССР была такая присказка-поговорка: «сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь». И ничего, годы прошли, джаз стал одним из удивительно снобских музыкальных жанров, тем не менее достаточно популярным, пережил волну любви от хиппи, разукрашенные лица глэм-рокеров и перегруженную альтернативу, не теряя своих поклонников. Возможно, порицаемый ныне хип-хоп через пятьдесят лет станет таким же условно элитарным жанром, Пи-Дидди будет настолько же уважаемым человеком, что и Джон Колтрейн, а вместо «Take Five» в кадре высокобюджетного, серьезного фильма о нечисти будет играть «C.R.E.A.M». Конечно же, на виниле.

В конце концов, дабстеп же мы как-то пережили.

Источники: About Jazz and Hip Hop, Jazz to Hip-Hop – A Brief History

73.01 дБ +

Комментарии

#

Различий все же очень много, условия возникновения только внешне можно как то сравнивать... В музыкальном плане эволюционировать некуда - нет там музыкальной составляющей как таковой, только ритм и иногда немножечко "обвеса". Тексты - да, можно встретить примеры с осмысленными текстами. А в остальном - если уж с чем хип-хоп сравнивать, так с российским тюремным блатняком - уровень примерно один и тот же, корни и идеология во многом схожи.

- 60.79 дБ +
#

Вот вы обидели хип-хоперов :))) Российский шансон строится на одной музыкальной фразе, и там действительно, развития не может быть в принципе, только смена стиля.

И наоборот, обвесить речитатив можно в любой музыкальной манере, возьми Паффа Дэдди с Джимми Пейджем. Хип-хопа с джазовым/классическим/роковым и прочими оформлениями предостаточно. По сути, любая музыка и звучание могут стать хип-хопом. Тогда как традиционным стилям приходится вариться исключительно внутри себя

- 60.79 дБ +
#

Традиционные стили давно уже так перемешаны, что многое и не идентифицировать. А тут вопрос не в речитативе как таковом, а в текстах... По большей части ничего хорошего в этих текстах нет... Блекушный тяжеляк с антуражем "убил и съел" и то не таким злобным выглядит. Посмотрел для общего развития несколько "баттлов" - сразу вспомнил наблюдения из 90х годов и персонажей в трениках и семками.

- 53.01 дБ +
#

Вы считаете негров сидящих за воровство или грабеж и политических заключенных схожими по идеологии?Российский тюремным блатняк написан в основном политическими заключенными,репрессироваными.Также и великие русские поэты Пушкин и Лермонтов тоже приложили перо к тюремной песне.

Не дождаться мне видно свободы

,а тюремные дни будто годы

И окно высоко над землей

А у двери стоит часовой

Это стихи Лермонтова.

Можно ещё и Есенина туда же включить.Поэт русской деревни и кабацкий хулиган в одном лице.

Я думаю,что жанр русский шансон имеет если и общие тюремные корни,то уж точно другую идеологию.

В основном все песни написаны интеллигентными людьми.

И это песни не о свободе в прямом понимании даже,а о политической свободе.

- 50 дБ +
#

Вот сейчас было смешно... Очень. Было время, много чего подобного приходилось слушать в такси и маршрутках - ни разу на поэзию и разговоры о свободе и политике не тянет. Так уж сложилось, что поэзию я знаю неплохо (хотя не могу сказать, что люблю) - вот близко ничего есенинского там не слышал. Чаще все про другое, что цитировать никак не хочется.

- 56.02 дБ +
#

так это уже всякие бутырки и прочие воровайки.Это попса просто тексты чуть другие))))это же не имеет отношение к шансону и блатной песне.Всё что водилы-газелисты и прочие таксисты крутят это шоферская попса.Вот есть такой бард Александр Новиков.Ещё в советское время сидел.У него 2 альбома песен на стихи Есенина. Послушайте.

- 50 дБ +
#

кошмар какой-то!где же вы такую гадость нашли?чуть не проблевался.тьфу.

- 50 дБ +
#

Кто такой Александр Новиков примерно представляю, никаких возражений, просто это совсем не моя музыка. Скорее что то ближе к бардовской песне. Шансон это Франция, никак не Россия...

- 50 дБ +
#

Ну,так у нас назвали это направление.Я понимаю,что Азнавур и Новиков это совсем не одно и тоже))))))

- 50 дБ +
#

Как раз в прошлом году вышел фильм Straight Outta Compton, посвященный созданию одноименного альбома группы NWA и дальнейшим событиям в ее жизни. Так вот, там есть такой момент: парни просто стоят на улице перед входом в студию, переживают за отношения одного из них с девушкой, ничего, абсолютно ничего криминально-незаконного не делают, один из них вообще булочку ест, но к ним подъезжает полицейский «форд» и господа блюстители правопорядка укладывают их лицом в асфальт без объяснения причин. Кучка черных парней стоит вместе, о чем-то говорит – ну явно обсуждают что-то противозаконное, иначе никак же.

Суть в том, что в то время в Америке действительно можно было сесть исключительно из-за того, что ты находился не в том районе и имел не тот цвет кожи. А там уже, в тех самых местах не столь отдаленных, тебя и учили нехорошестям, от которых потом было сложно избавиться. Круговорот-с.

- 50 дБ +
#

Витя, как ты прав!

- 50 дБ +
#

хип-хоп и рэп музыка на любителя ,не моя ,это точно

- 50 дБ +
#

в любой музыке есть хиты...

- 50 дБ +
#

Интересная мысль , но соглашусь с Виктором сходство только внешнее условия всё таки были разные . Но вот что касается эволюции то это не совсем так , есть интересные ответвления .

Ну или вот такой дуэт .

- 50 дБ +
#

А где вы, простите, у Faithless хип хоп то нашли?

- 50 дБ +
#

джаз это же вам не медляки в аудиосалоне, а музыка наркоманов из черных кварталов

хип-хоп - это состоявшееся культурное явление - со своим мейнстримовым барахлом и независимыми исполнителями, которые как всегда интереснее миллионеров

- 60.79 дБ +
#

Да, многие джазовые музыканты совсем не были пай-мальчиками и нарко-историй хватало. Только ведь в нарко-историю почти любой попасть может, однако никакая химия в любых количествах не могла сделать из Паркера или Колтейна гениев...

Состоявшееся явление - да, не спорю. Но СПИД или болезнь Альцгеймера тоже явления, которые сложно оспорить, они есть, только кому от этого лучше?

- 50 дБ +
#

я лишь сказал, что:

1. джаз приспособили под формат респектабельного потребления белых людей много позже

2. нравится это кому-то или нет, но хип-хоп, как тот же джаз или панк из маргинального удела сегодня вполне себе узаконен музыкальной индустрией и глобальной культурой

при чем здесь альцгеймер?

- 50 дБ +
#

Это не джаз приспособили, это люди, в том числе и белого цвета, поняли, что кое что тут есть дельное. То, что играется в хороших ресторанах, чтобы комфортно покушать не в счет, хотя, и многое из классической музыки было сделано для того, чтобы под исполнения покушать. Не вижу здесь оскорбления для музыки.

- 50 дБ +
#

врачам конечно лучше.Лечат.зарабатывают бабло. Фармацевтическим компаниям тоже неплохо. Это же дорогие лекарства.

- 50 дБ +
#

Джаз, это когда хорошему черному человеку плохо, а рэп, когда плохому черному человеку хорошо. ))А вообще, согласен, почему-то многие забывают, что джаз вышел из неблагополучной среды, и, что "птичка" Паркет, что Майлз Дэвис, оба плотно сидели на героине и пили как не в себя. Я лично проникся джазом и всеми этими делами, когда прочитал В дороге Керуака. Там очень много внимания джазу уделено. А из хип-хопа согласен, инди исполнители гораздо интереснее. Мне очень понравился британец MF DOOM, классные биты и треки, плюс совместки с Томом Йорком, Бет Гиббонс, Джонни Гринвудом и другими.

- 50 дБ +
#
это когда хорошему черному человеку плохо

А не о блюзе ли это было сказано?) Хоть джаз, по словам Би Би Кинга, и является блюзом с высшим образованием...

- 50 дБ +
#

может быть вы правы, я точно не помню. в общем-то, они довольно близки.))

- 50 дБ +
#

а как же тогда назвать медляки в аудиосалоне?

- 50 дБ +
#

производное от smooth jazz - одно из направлений, не очень интересное в музыкальном плане

- 50 дБ +
#

Или fusion, тоже тупиковая, зациклившаяся и застывшая в развитии ветвь.

- 50 дБ +
#

А что вы скажете насчет инструментального хип-хопа?

- 50 дБ +
#

В архаическом джазе момент социального протеста принадлежит скорее его блюзовой составляющей или,вернее,философско-затаённого отчаяния,протест как таковой в полной неукротимой силе вырвался уже в новой вещи в конце 50-ых - 60-ых. Эстетические же параллели между хип-хопом и джазом,как мне кажется, можно проводить в той же мере,в какой можно и между любыми другими явлениями чёрной музыки. Хип-хоп появился по линии фанк-диско - электро-фанк с выделением бита,как принципиально новой чистой основы,из чего вскоре вышла и вся клубная культура через техно и хаус. Что касаемо репа,то первые его проявления отмечены ещё в одной из тюрем США в 50-ых,а непосредственно в культуру Южного Бронкса он во многом был привнесён ямайским диджеями,наиболее известным из коих по праву считается Кул Херк. Высочайшим образцом репа,как в поэтическом так и в динамическом отношении является группа The Last Poets,родившаяся ещё до возникновения хип-хопа как-такового,особенно известен их второй альбом 71-го года;музыка их в 70-ых основывалась отнюдь не на джазе,а на аутентичной африканской..Вообще джаз в хип-хоп стал привносится уже,наверно в период его первой гламуризации,во второй половине 80-ых,быть может..

Последний год у нас наиболее популярен т.н. треп,бассирующий давным-давно начавшими возвращаться аутентичными синтами..но об этом вряд стоит упоминать. Чтобы получить представление о том,насколько прихотливые и новаторские поиски ведутся в хип-хопе ближе к современному стоит послушать хотя бы таких представителей как Рас Джи, Антипоп Консорциум(в плане джаза - пластичнейший альбом совместно с Мэтью Шипом), Флайан Лотус (внук четы Колтрейнов,кстати - последний его альбом переполнен традиционными фриджазовыми семплами),выведший жанр на новые космо-цифровые горизонты..лейбл Stones Throw и конечно такая ключевая фигура как Джи Дилла

В аудиофильском плане,как мне думается,имеет огромнейший смысл слушать хип-хоп на виниле,чего мне лично жутко не достаёт,особенно в произведениях 80-ых,конечно, - Планету Рока Африка Бамбаата скажем..

- 60 дБ +
#

читал недавно про Джи Диллу. крутой чувак был конечно.

- 50 дБ +
#

Жанр, совсем не попадающий в мою сферу интересов, ничего почти о нем не знаю... Но вспомнил зарисовочку из прошлого - в 90х надо было нам зарубежных коллег культурно выгулять по Москве, сначала гуляли именно культурно, а потом некоторых помоложе еще потянуло, а бросать без присмотра низзя. В каком то уже не вспомню каком модном месте в части программы был как раз рэп. Настоящий американский, но не вживую, а в виде микса с доработками какого то модного DJ. Ничего не скажу про авторство, названий и имен не запомнил, а был поражен вот чем: тексты были откровенно расистские и точно криминальные. Натуральный черный расизм, мочите белых мальчиков, пользуйте белых девочек. Ну вот так, открытым американским языком. НО!!! Под это все радостно тащилась публика совершенно московская, белее некуда. Может быть сейчас читают про экологию и тюленей-бельков, или про несчастную любовь, не знаю. Кто в теме, расскажите что да как с текстовой начинкою сейчас дела обстоят?

- 50 дБ +
#

Это больше похоже на шутку, 90% исполнителей назвынных в статье и комментариях ни имеют отношения к рэп'у и хип-хоп'у). Интересно, кто-нибудь здесь знает в чём разница между рэп'ом и хип-хоп'ом?

- 50 дБ +
#

Сколько не пытался,а рэп с хип-хопом,до меня не доходит.. О вкусах спорить бесполезно. .

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.