Тест напольной акустики KEF Reference 3: вышколенная аристократия

Тест напольной акустики KEF Reference 3: вышколенная аристократия

Не так давно один из британских долгожителей Hi-Fi-рынка — компания KEF отпраздновала свой полувековой юбилей, и вот уже скоро будет 40 лет, как появилась первая акустическая система топового семейства KEF Reference. В ходе эволюции этой серии сменилось практически все — и материалы, и технологии. Неизменным остается только одно — стремление создать совершенный звуковоспроизводящий инструмент, полагаясь не столько на «лирику», сколько на фирменную технологию комплексного автоматизированного проектирования акустических систем, основанную на принципах вычислительной гидродинамики.

Едва получив приглашение прослушать новые колонки KEF Reference 3, относительно недавно появившиеся на российском рынке, я немедленно воспользовался этой возможностью, параллельно испытывая двойственные чувства. С одной стороны, мне было интересно познакомиться с акустикой, о которой так много слышал, с другой, — в моей памяти были еще свежи воспоминания о недавнем тестировании юбилейных акустических систем KEF LS50, оставивших о себе весьма неоднозначное впечатление.

Лаконичный дизайн и ювелирная точность изготовления

KEF Reference 3 собираются исключительно в Великобритании, и лишь фронтальная панель производится на мебельной фабрике в Италии. Колонки представлены на рынке в шести вариантах оформления: черном, рояльном лаке, американском орехе под матовым лаком, розовом дереве под рояльным лаком, а также в двух дизайнерских вариантах (белом с синим и черным с медью, ориентированных, судя по всему, преимущественно, на молодежную аудиторию). Для теста была предоставлена версия в отделке «американский орех под матовым лаком».

Корпуса акустических систем выполнены из мощных плит полимерного композита, ламинированного алюминием

Скажу сразу, если бы перед прослушиванием я не заглянул в интернет, то, глядя на KEF Reference 3, никогда бы не подумал, что перед нами акустика, цена которой сопоставима со стоимостью хорошего автомобиля. На первый взгляд, ничего референсного в их дизайне нет. Колонки выглядят довольно просто и лаконично, но вместе с тем, признаю, привлекательно. Их облик в большей степени консервативен и ориентирован на ту часть аудитории, которая желает видеть в своей гостиной привычную, «прямоугольную» акустику, а не звучащие скульптуры или революционные арт-объекты от аудио.

Визуальный акцент в дизайне акустических систем сделан на батарее динамических головок, безусловной доминантой которой выступает фирменный коаксиальный драйвер Uni-Q одиннадцатого поколения с узнаваемой лепестковой насадкой, ставшей уже стандартной для всех моделей драйвера Uni-Q.

Для смены типа подключения вместо обычных перемычек используются особые поворотные переключатели

Вблизи класс акустики ощущается куда лучше. Покрытые платиной клеммы акустического терминала, напоминающие собой гитарные колки, лишь усиливают ощущение того, что перед нами нечто особенное. Складывается впечатление, что абсолютно все, вплоть до последней детали, ориентировано на владельца-перфекциониста, не привыкшего даже к малейшим компромиссам. Придраться буквально не к чему. Даже самых незначительных шероховатостей не обнаружил — ювелирная точность изготовления. Это то качество, к которому стоит стремиться абсолютному большинству производителей акустических систем. И в этом плане мы, похоже, действительно имеем дело с эталоном.

Массивный корпус и точечный источник

Композиционное решение батареи динамических головок состоит из упомянутого выше коаксиального драйвера Uni-Q и двух однотипных низкочастотных динамиков, расположенных по схеме Д’Аполито. Коаксиальный динамик Uni-Q включает в себя два драйвера: 125-мм среднечастотный излучатель с радиальными насечками диффузора на резиновом подвесе Z-Flex и 25-мм вентилируемый твитер с алюминиевым куполом, венчаемый дисперсионной насадкой Tangerine, по форме напоминающей дольки раскрытого мандарина. Каждый из низкочастотных излучателей диаметром 165 мм оснащен гомогенным алюминиевым диффузором низкого профиля на резиновом подвесе, приводимым в действие мощной магнитной системой. Кроссоверы расположены на отдельных платах, акустически развязанных с корпусом. Они согласовывают работу динамиков на частотах 350 Гц и 2,8 кГц

Акустика выглядит весьма консервативно, что, однако, не скрывает ее высокого происхождения

Колонки имеют акустическое оформление типа «фазоинвертор» и опираются на массивные металлические опоры со встроенными уровнями и регулируемыми по высоте шипами, от которых паркет и ковровые покрытия надежно защищают идущие в комплекте специальные металлические диски с углублениями. Корпуса изготовлены из плит полимерного композита, для большей жесткости стянутых винтами, ламинированных алюминием. Они изобилуют всевозможными перегородками, ребрами жесткости, устланы звукопоглощающим материалом и очень массивны. Неслучайно даже резкое постукивание не вызывает послезвучий, а значит, слушая KEF Reference 3, не стоит опасаться того, что в какой-то момент кабинет начнет аккомпанировать динамикам.

Фирменный коаксиальный драйвер Uni-Q одиннадцатого поколения с узнаваемой дисперсионной насадкой Tangerine

Интересная особенность KEF Reference 3 — возможность корректировать звук системы в низкочастотной области путем замены труб и заглушек обоих портов фазоинвертора. Разумеется, и те, и другие идут в комплекте. К слову сказать, заменить эластичные, для снижения турбулентности, трубы фазоинвертора можно за пару минут, открутив специальные фиксирующие кольца. Так, например, установка более длинных труб изменит характер звучания — будто колонки имеют акустическое оформление «закрытый ящик», даже если сами системы стоят близко к стене. Короткие сменные трубы могут быть использованы в том случае, если владелец захочется получить более выраженный акцент на низких частотах.

Звучание акустических систем в области низких частот корректируется сменными трубами фазоинвертора

Акустические терминалы допускают все основные типы подключения, включая бивайринг и биампинг. Причем для смены используются не перемычки, а специальный поворотный переключатель. Клеммы акустического терминала покрыты платиной и оснащены специальными упорами для более мощной фиксации акустического кабеля.

Система и подготовка к прослушиванию

Колонки обладают не самой высокой чувствительностью 87,5 дБ, потому требуют достаточно мощного усиления. Для их прослушивания в качестве элементов тестового тракта были предложены следующие компоненты: проигрыватель компакт-дисков Primare CD32, предварительный усилитель Primare PRE60 и усилитель мощности Primare A60 мощностью 250 Вт на канал при нагрузке 8 Ом.

Для коммутации предварительного усилителя и усилителя мощности использовались межблочные балансные кабели Living Athmos Reference Line, для подключения проигрывателя CD к предварительному усилителю — сигнальный кабель Living Athmos Reference Line, для подключения колонок — акустические кабели Living Athmos Ultimate Line. А также следующие сетевые кабели: Living Athmos Standart Line для подключения проигрывателя CD и штатные сетевые кабели для предварительного усилителя и усилителя мощности.

Во ходе тестового прослушивания акустические оси обеих колонок были расположены параллельно друг другу

Сами акустические системы были расположены параллельно на расстоянии двух с половиной метров относительно друг друга и трех метров относительно точки прослушивания. По сложившейся традиции я использовал хорошо знакомые мне диски «In the mood of Giya Kancheli», «Колыбельные холмов» и «Слушай Ленинград» ВИА Ковчег. Первый позволяет услышать любые возникающие призвуки, второй — выявить искусственность в подаче, третий — оценить качество воспроизведения голоса в среднечастотном диапазоне.

От колкости-резкости до точности-живости

В маркетинговых материалах производитель декларирует «естественное и точное воспроизведение записанного звука, в полной мере отражающее весь диапазон эмоций и глубину всех нюансов оригинального исполнения». Что же, посмотрим, насколько эти заявления соответствуют моим личным ощущениям от прослушивания, в которых я, конечно же, очень субъективен.

Низкочастотные излучатели оснащены алюминиевыми диффузорами низкого профиля и мощной магнитной системой

Мне предложили прослушать еще непрогретые колонки, только-только вынутые из упаковочных коробок. Первое впечатление — исключительная нейтральность и линейность подачи на фоне беспрецедентно высокого разрешения, формирующие эффект особой прозрачности и воздушности воспроизводимой фонограммы. Главным образом, он проявляет себя в области верхней середины и высоких частот, вследствие чего возникает ощущение их некоторой избыточности. В какой-то момент я почувствовал себя в гостях у Снежной Королевы: все предельно открыто, чисто, точно, искрится и переливается мириадами деталей, но при этом совершенно безжизненно и выхолощено, как принесенная с мороза свежая простыня.

Я даже подумал, что при такой любви к «вычислительной гидродинамике» компании KEF пора бы заканчивать с акустикой и переходить к производству кораблей и подводных лодок, пока мне не предложили внести в тестовый тракт небольшое изменение. Мы поменяли штатные кабели питания предварительного усилителя и усилителя мощности на более качественные от Living Athmos. Удивительно, но звук изменился радикально: из него исчезли колкость, резкость, заметно потеплела середина, и даже появился намек на эмоции, хотя бас стал чуть менее артикулированным. Колонки начали звучать и, надо сказать, — просто замечательно, что лишний раз подтверждает их высокую чувствительность к качеству коммутационных соединений.

Для горизонтирования акустических систем стальные опоры оснащены круглыми, пузырьковыми уровнями

Итак, после небольшого перерыва, обусловленного окончательной настройкой тракта, приступаем к итоговому тестированию. Первое впечатление отчасти оказалось верным — динамика и разрешение акустических систем весьма неординарны, думаю, обязательно понравятся слушателям, требовательным к деталям. Однако не стоит ждать от колонок «теплого, обволакивающего саунда» и «фу-фукающего» саксофона, который так любят люди, ни разу не слышавшие его вживую. Бас точен, быстр и натурален, тембры голоса и музыкальных инструментов предельно реалистичны, а потому потенциальный владелец акустических систем KEF Reference 3 услышит все то, что есть в записи, и ничего больше.

Панели акустических систем стянуты мощными винтами, скрытыми под декоративными заглушками

Этим колонкам свойственна особая строгость и безупречный баланс, вследствие которых звучание можно охарактеризовать как предельно нейтральное и даже в чем-то мониторное, что, впрочем, не лишает его изысканности. Акустика ведет себя подобно вышколенным аристократам, для которых нарушить правила сложившегося этикета, а тем более поддаться «нерегламентированным» эмоциям — совершенно немыслимо.

К безусловным достоинствам героев нашего сегодняшнего обзора можно отнести их способность работать на высокой громкости без перегрузки и ущерба для разрешения, а также широкий угол дисперсии коаксиального излучателя, благодаря которому комфортная зона прослушивания заметно расширяется, не ограничивая слушателя полутора квадратными метрами его любимого кресла. Реконструируемое тестовым трактом пространство гомогенно, однако недостаточно эшелонировано по глубине, но думаю, после суточного прогрева все станет на свои места.

Итоги

Кто-то считает, что хорошая аппаратура способна не только транслировать эмоции, но и усиливать их подобно увеличительному стеклу. Кто-то, наоборот, полагает, что акустика должна быть абсолютно беспристрастна и бесхарактерна. Лично мне, когда я слышу слова «мониторное», «неокрашенное», «линейное» и так далее, попросту становится скучно за исключением тех случаев, когда речь заходит о референсной акустике KEF, способной донести до слушателя звук таким, каков он есть на самом деле и каким, возможно, его представлял сводящий запись звукорежиссер.

Для тех, кто склонен к аналитическому восприятию музыки, эти колонки станут откровением

Пожалуй, KEF Reference 3 обладают одной уникальной особенностью, которую не так часто можно встретить в мире акустических систем даже самого высокого класса, — их интересно слушать, погружаясь в мельчайшие нюансы музыкального произведения. Именно поэтому для тех, кто склонен к аналитическому восприятию музыкального материала, эти колонки станут настоящим откровением. Во всяком случае, им обязательно стоит обратить на них самое пристальное внимание и, конечно же, при случае обязательно прослушать.

Достоинства: высокое качество изготовления, точное и выверенное звучание

Недостатки: излишнее внимание к качеству фонограммы, высокая стоимость

Официальный сайт: KEF Reference 3

Цена: 1 300 000 рублей

Паспортные данные

Тип акустического оформления: фазоинвертор

Динамики: коаксиальный (СЧ — 125 мм, ВЧ – 25мм), 2 х НЧ – 165мм

Сопротивление: 3,2 Ом (минимальное)

Диапазон частот: 43Гц – 35кГц

Частоты разделения кроссовера: 350 Гц, 2,8кГц

Рекомендуемая мощность усилителя: 50 – 300Вт

Чувствительность: 87,5 дБ

Габариты: 440 x 900 x 200 мм

Масса: 51,3 кг (одна колонка)

ТЕГИ:#KEF
75.31 дБ +

Комментарии

#

Когда после предыдущего поколения Kef Reference я увидел это, то было серьезное разочарование. Но удивительное дело - прошел год и этот дизайн стал нравиться мне гораздо больше старого. Аналогичная история в свое время была у меня после выхода BMW X6 (что за уродец? какой красавец!). А уж с Primare эти Reference 3 смотрятся вообще очень гармонично.


- 42.22 дБ +
#

Вырежу точную копию из берёзы за половину стоимости специально для вас.

- 36.58 дБ +
#

выглядят очень достойно, но 1 300 000 за 43 паспортных герца (в реале 47-50)? для чего нужна такая акустика? чую не станут они мастхэвом.

- 46.99 дБ +
#

Что еще раз доказывает, что не паспортные Герцы важны. Цена возможно и завышена, но таковы реалии, Хай энд настоящий не имеет понятия цена/качество.

- 59.03 дБ +
#

В паспорте можно много чего написать, но вам шашечки или ехать? Получить нормальный нижний бас без динамика диаметром 10-12", а лучше 15" - практически нереально, но далеко не каждый готов поставить огромные акустические системы себе домой. Поэтому да, с их 6,5" диффузорами это безусловный компромисс между дизайном и звуком.

- 62.04 дБ +
#

"Получить нормальный нижний бас без динамика диаметром 10-12", а лучше 15" - практически нереально" - золотые слова, полностью согласен. Очень жаль, что, как привило сейчас такие НЧ динамики (более-менее качественные) встречаются только в очень дорогих АС.

- 50 дБ +
#

Далеко не каждое помещение и его обитатели готовы к тому, чтобы отдать по квадратному метру на каждый спикер.

- 50 дБ +
#

На практике четверть метра. Опять таки за это вы получаете две полки для коллекционного фарфора)))

- 57.78 дБ +
#

Ваша правда. Иначе просто будут бухать на частоте настройки ФИ.

- 50 дБ +
#

За такие деньги у PMC от 28 бас идёт, да и сч на мой взгляд интереснее за счёт тканого купола.
а вообще вы меня зачем то бросились убеждать в очевидных, мне известных, вещах.

- 50 дБ +
#

Я не то чтобы бросился, я вообще считаю убеждать кого то в интернете - дело пустое и малорезультативное. Но наличие 15" вуферов у PMC в этой ценовой категории не отрицает наличие менее басистых и более продаваемых акустических систем. Потому что бас от 28 или бас от 40+ Герц - вопрос далеко не принципиальный для большинства покупателей АС в этой ценовой категории. Ибо аудиофилов-фанатов, готовых потратить 10+ тысяч долларов за пару АС гораздо, гораздо меньше, чем тех, кто покупает не только звук, но и внешний вид. БенгОлафсен тому яркий пример.

- 50 дБ +
#

Согласен, PMC посерьёзней будут.

- 50 дБ +
#

Это совершенно разные АС, хотя в чем-то исповедующие общую британскую "идеологию". Это как сотейник со сковородкой сравнивать. Новые Reference 3 не слышал, а вот предыдущая линейка нравилась. ИМХО PMC звучат еще более "студийно", хоть и с "шелковым" ВЧ динамиком. Ну и отношение к "трансмиссионной линии" у каждого свое (и чисто по отдаче в басах они уступают ФИ конструкциям), а что там в "паспорте" написано - то вообще никакого отношения к реальному звучанию АС не имеет.

- 50 дБ +
#

честно говоря не знаю на сколько хороша эта акустика, но внешне тянет на 80.000 руб

- 39.21 дБ +
#

А продайте мне пожалуйста точно такие же за 80 000 рублей? Я даже по 100 000 возьму, и пар 10 сразу. Но чтобы и внутри и снаружи были точно такие же.

- 60 дБ +
#

А чего колонки по уровню не выставили?

- 53.01 дБ +
#

Фотографировались АС не в тех условиях, где прослушивались. Комната для прослушивания более подготовлена, но меньше размерами - сложно было фотографировать.

- 50 дБ +
#

Очень интересная акустика. Когда вышла меня крайне удивили отличия от предыдущих версий Reference. И по звуку другая. Не могу сказать, лучше или хуже, просто другая настолько, что сравнивать некорректно. Вообще у KEF мне больше всего нравилась не предыдущая линейка, с ее странноватым видом, несколько разухабистым звучанием и страстью к мощным усилителям, а та линейка, что была еще раньше. Вот у нее звучание было стройнее и интеллигентнее, чем у линейки предыдущей. Современная же понравилась стройностью во всех смыслах, от дизайна и исполнения, до стройного и точного звука. И звук этот мне показался достаточно универсальным. Жаль что не было возможности послушать на своих записях пару-тройку часов, но подача симфонической музыки у акустики достойная. А по большинству критериев и составляющих, если система способна достойно отыграть хорошие симфонические записи и записи больших хоров с оркестром, то она и все остальное отыграет достойно. Глубина и объем баса это конечно же здорово, но надо во первых соотносить все это с относительно-типовыми комнатами, а во вторых - качество баса (как и любого другого фрагмента диапазона) совершенно точно важнее, чем количество.

- 62.04 дБ +
#

А мне как раз нравилась предыдущая линейка, напомнившая звуком мои первые ящики KEF, приобретенные в какой-то московской "Березке" в начале 80-х (те правда скорее на тумбу походили, а-ля S-90 и кстати до сих пор у двоюродной сестры "живут"!).

- 50 дБ +
#

При высоте 90 см,весят 51кг интересно?? Как??

- 50 дБ +
#

Ничего особенного. У меня полочники есть, которые вместе с не самыми тяжелыми родными подставками (без всяких засыпок) примерно столько же весят.

Здесь же - толстостенные корпуса, и совсем не маленькие, металлическая передняя панель, возможно внутри еще что то для дополнительного демпфирования предусмотрено. Основание тоже что то весит, динамики уж точно не с пластиковыми корзинами и не с крошечными магнитами - вот и набегает.

- 50 дБ +
#

у меня вандерстины 3а сигнатуре больше 40 кг каждая! При том, что корпус у акустики как таковой отсутствует! Ну почти отсутствует... по крайней мере в классическом понимании!)

А здесь деревяшек сколько...

- 50 дБ +
#

На счёт отсутствия корпуса у вандерстинов 3а вы сильно заблуждаетесь.Под тряпочным чехлом,натянутым на трубы находится очень тяжёлый корпус из неопределённого материала,но очень массивный и толстостенный.

- 50 дБ +
#

Хе-хе, мои JBL Everest каждая килограмм по 150! А теперь можете прикинуть, как их в гостиной тягать было весело, а их бериллиевые пищалки и басовые "лопухи" очень капризные к размещению. Зато теперь с парой ламповых моноблоков Audio Research 250SE легко выводят на WARP 9 и выносят вместе с мозгами и потрохами в другую галактику :)

- 50 дБ +
#

Развелся и ДОРВАЛСЯ таки! Кто-то себе Porshe покупает...

- 50 дБ +
#

Да легко .. У нас в городе была фабрика муз. инструментров КАРПЕНТЕР мне там делал один человек короб для саба , так вот он паралельно и себе делал колонки , динамики были на основе автомобильных Focal K2 Power ES 165 K2 , а точнее модель до этой точно не помню , это средина и вч , а нч КИНАП , стенки были двойные а между ними он засыпал песок речной , вот и думайте сколько может колонка весить


- 50 дБ +
#

Излишнее демпфирование - первородное зло! Попробуйте в качестве эксперимента поставить LP проигрыватель на солидную бетонную или гранитную плиту - мигом звук умрет. Иначе все АС давно бы делали из железобетона! Дешево и сердито! Опалубка, перфоратор, бетономешалка... И ваяй АС прямо по месту "прописки" :)

- 50 дБ +
#

гениально, вы изобрели встраиваемую акустику

- 50 дБ +
#

Редкостное уродство, да ещё с пластиково металлическими диффузорами.

- 38.54 дБ +
#

А какими должны быть диффузоры?

- 50 дБ +
#

Зависит от мастерства, прямоты рук и мозгов. Мотоциклы Минск и harley davidson sportster 1200 оба из металла сделаны, полагаете и ездят одинаково?

- 50 дБ +
#

Аднака при такой массе их можно было бы варить из пятерки (корпус из железа 5мм весил бы килограмм 40) Можно конечно забабахать и из дерева. Но тогда придётся их запилить из целикового клееного бруса. И без каких либо полостей внутри

- 50 дБ +
#

Ещё один из примеров не правильно составленного комплекта аппаратуры.Primare никогда душевностью не обладал.Силой-да!И что испытатели хотели добиться?Оживить тугую акустику.Но при чём тут тест?Откуда здесь возьмётся мягкость и комфортность?Прочитав состав комплекта остальное можно и не читать.Результат заранее заложен.

- 50 дБ +
#

Вот это интересная тема. Чем усиливать? Я бы тоже далеко не в первую очередь выбирал бы Primare в классе D. Хотя, у одного знакомого я слушал систему с этими новыми цифровыми усилителями - они скорее мягкими мне там показались, чем просто силовыми-мощными. И это в сочетании с достаточно яркой акустикой Dali.

Но по опыту я бы выбрал в пару что то другое в качестве усиления - Plinius, может быть даже ATI, из того, что относительно недорого, но сердито. Или даже Burmeister попробовал бы. Хотя однажды слушал предыдущие Reference с Musical Fidelity из старшей линейки, и как ни странно, звук совершенно не был проблемным. Жизнеспособность такого сочетания меня откровенно удивила, потому как та линейка усилителей Musical Fidelity по всем прежним наблюдениям оставила больше негативных впечатлений.

- 50 дБ +
#

Похоже в KEF не знают,как бы вытянуть побольше денег с доверчивых покупателей.Передняя панель под алюминий!Труба для звука.Покрытые платиной(снаружи)акустические терминалы!А внутри надетые на клеммы динамиков лужённые наконечники.Но это внутри и не видно.Вообщем-как бы конфетка снаружи,и дешёвка внутри.

- 38.54 дБ +
#
А внутри надетые на клеммы динамиков лужённые наконечники.Но это внутри и не видно.Вообщем-как бы конфетка снаружи,и дешёвка внутри.

Вскрывали?

- 50 дБ +
#

Типчное лечение по фото, или "не читал но осуждаю"...

- 60.79 дБ +
#

Не на ту собаку лаете. KEF относительно честная контора и за "волшебные пузырьки" кучу бабла не рубит. Таких контор в сфере верхнего Hi-Fi осталось вообще немного, в США так вообще наверное только один Audio Research и остался (остальные либо в Китай свалили, либо торгуют как раз теми самыми "волшебными пузырьками" типа наушников Beats).

- 50 дБ +
#

Странно, что никто не обратив внимание на круглые темно коричневые пластиковые заглушки с логотипом кеф на задней стенке. Если правильно понял, под ними находятся стяжки, притягивающие лицевую панель из металла и дающие жесткость всей конструкции. Интересно, наличие большое количество металла как сказалось на звуке?

А вообще, интересно взглянуть на детали фильтра... в этом бюджете.

- 60 дБ +
#

Особо ничего найти по теме не удалось, вот тут какая то картинка приведена, но насколько она имеет отношение к какой то конкретной модели - ничего не сказано.

- 60.79 дБ +
#
Корпуса акустических систем выполнены из мощных плит полимерного композита, ламинированного алюминием

Передняя панель только ламинирована алюминием для создания роскошного вида!Просто разводка!

- 50 дБ +
#

" Пятерки " красавцы, они вообще лимона на 2 наверное тянут...

- 50 дБ +
#

KEF REF 5 ~ 1 500 000, в зависимости от отделки.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.