Живые Deep Purple: пять «потерянных» live-альбомов

Живые Deep Purple: пять «потерянных» live-альбомов

Сейчас Deep Purple стало как будто модным ненавидеть. За что? А за все. За вызывающую немодность и неформат. За навязшую в зубах «Smoke on the Water» и бесконечные смены составов — текучка кадров на разорившемся заводе. За севший голос Яна Гиллана. За то, что Гиллан пил. За то, что Гиллан бросил. За то, что среди полконников группы — экс-президент России Дмитрий Медведев. За беспредельную штамповку концертных альбомов (об этом позже). За то, что Гленн Хьюз за пригорошню долларов готов играть с кем угодно, включая губернаторов. За то, что их золотой период продолжался ровно три года, с 1970 по 1973, а легенда живет уже больше сорока лет.

Но: в апреле Deep Purple выпустили новый альбом «Infinite», отправляются в турне и снова будут собирать стадионы. Почему? Потому что у группы почти за полвека сложилась репутация отличного концертного состава: кто бы там ни играл и как бы ни пел Ян Гиллан — на концерте будет бодро и весело. И нельзя забывать, что именно эта группа записала образцовый концертник всех времен и народов — хрестоматийный «Made in Japan» (1972).

К счастью, живой драйв DP увековечен концертной дискографией. Каждый год-два выходит какой-нибудь live — новый или архивный. И теперь, когда Ричи Блекмор давно играет не пойми что и возрождает беспомощную Rainbow, а Джон Лорд умер — эти «джемы», базирующиеся на старых хитах с вкраплением новых песен, приобретают особенную ценность. Итак, пятерка живых альбомов Deep Purple, которые не считаются классическими, но которые можно и нужно слушать.

Phoenix Rising

Одно из недавних архивных изысканий — комплект CD+DVD, вышедший в 2011 году. На DVD — видеоверсия альбома 1977 года «Last Concert in Japan» (одинарный винил выходил на японском Warner и был плоховато сведен), пересведенный со звуком 5.1 и в HD-качестве. Этот концерт, сыгранный 15 декабря в знаменитом спортивном зале «Будокан», действительно последний концерт в Японии состава Mark IV, то есть с Девидом Кавердейлом, Гленом Хьюзом и — что самое интересное — Томми Болином.

Интересно, что выступление зачем-то снималось на кинопленку, чего тогда не делал никто — дорого и не окупалось: рынка домашнего видео почти не существовало, в кино музыку показывали редко. DP снимали концерт, видимо, для какой-то промоушн-схемы, вроде бы включавшей и грядущий сольник Роджера Гловера «The Butterfly Ball and the Grasshopper's Feast», но группа распалась, и материал десятки лет пролежал в архиве.

На CD записи нескольких концертов, 27 февраля 1976 года в Лонг-Бич (Калифорния) и в «Будокане». Музыка — прекрасна. Болин со своей джаз-роковой школой (до того он записывался аж с самим Билли Кобэмом) и Хьюз со своими порочными соул-аренби-наклонностями — они нашли друг друга. При активном содействии Лорда и попустительстве ритм-секции качают местами просто джаз-рок. Как в «Getting Tighter», например. Есть, что особенно интересно, сольная композиция Болина «Homeward Strut».

Live at the Olympia'96

Итак, 1996 год, тур в поддержку нового на тот момент альбома «Purpendicular». Как тогда было принято, в мире до Napster’а: студийный альбом — тур в поддержку. Здесь отыграли ровно половину нового альбома — шесть песен, перемежаемых хитами, а также редко появляющаяся на концертных альбомах «Maybe I'm a Leo». Но иногда даже блоком: «Cascades: I'm Not Your Love», затем — «Sometimes I Feel Like Screaming», на альбоме ровно наоборот. Щемящая пауэр-баллада «Sometimes I Feel Like Screaming» прижилась в сет-листе — до сих пор играют!

Понятно, Стив Морз — новый человек, лучше с ним играть то, что с ним же и записали. В классических хитах он не старается копировать Блэкмора, хотя знаменит как раз тем, что умеет копировать всех великих гитаристов рока.

Кстати, примерно эту же программу Deep Purple играли тогда, в свой первый визит, на стадионе «Динамо». Плюс «Подмосковные вечера» в соло Джона Лорда. Вообще DP здесь изображает из себя группу молодую, бодрую, полную сил и так далее. Нам на «Динамо» тогда понравилось, французам в «Олимпии» — не знаю. Но в любом случае документ интересный, ностальгический!

Total Abandon: Australia’99

Три года спустя группа уже ничего не изображает: Стив Морз давно прижился, а очередной альбом «Abandon» ни у кого восторгов не вызвал. Так что в сет-листе снова классика. Из совсем уже не актуального «Perpendicular» ровно две песни, открывашка «Ted the Mechanic» и та самая «Sometimes I Feel Like Screaming». Из «Abandon» всего ничего: «Almost Human» и довольно своеобразная «Watching the Sky». Группа потом много лет играет ее на концертах, причем традиционно узнает ее малая часть публики, а большая не понимает, что происходит.

А вообще это — один из лучших концертников DP! Энергичный джем, отличная подборка песен, «Smoke on the Water», включающая фрагменты чужих композиций («Wholle Lotta Love» и тому подобное). А взять хотя бы жгучий заход клавиш Лорда в «Lazy»! Гиллан искрометно шутит, вспоминая, что предыдущий раз группа выступала в Австралии в 1984 году «или 48-м»? Как раз когда вышел «Perfect Strangers» — заглавная песня тоже начинается резким заходом «Хаммонда». «Speed King», которая сама есть трибьют рок-н-ролльной классики, превращена в рок-н-ролльный джем, а Гиллан голосит как будто под Элвиса Пресли.

Perfect Strangers. Australia’ 84

Ну раз уж сам Гиллан вспомнил про Австралию, то и нам стоит, тем более, концерт тот на Зеленом континенте получился совсем убойным. Deep Purple здесь прям born again, как птица Феникс.

«Space Truckin’» — джем минут на 15 с неожиданными цитатами вроде «Болеро» Равеля. «Black Night» зарядили в таком темпе, как будто на самолет опаздывают. Так и не сыграли чудесную пауэр-балладу «Wasted Sunsets», но DP живьем ее в те годы и не играли. Впервые лайв она появилась только в сольном туре Яна Гиллана и, кстати, обнаруживается на CD/DVD «Live in Anaheim» (2006). Позже, например, в Москве лет 5 назад — ее «выращивали» из сольной пьесы Стива Морса «Contact Lost».

Deep Purple with Orchestra. Live at Montreux-2011

Deep Purple увековечили городок в швейцарском кантоне Во в песне «Smoke on the Water». Ну а для директора джазового фестиваля в Монтре Клода Нобса (‘Funky Claude’, как поется про него в песне) они всегда желанные гости. В 2011 для «Дипапла» там организовали особое выступление — с симфоническим оркестром, чего с группой, считающейся одним из пионеров симфо-рока, не случалось очень давно.

Скажу честно, когда мне этот альбом выдал на прослушку местный российский издатель, я долго не решался его слушать: а ну как севший голос Гиллана и навязшие в зубах риффы утопят в невнятной оркестровой сахарной вате? Получилось между тем не так уж и плохо. Я бы даже сказал — хорошо! Во-первых оркестр практически везде идет эдаким приятным фоном, кроме, разумеется, чисто оркестровой открывашки «Deep Purple Overture». А например, «Knocking at your Back Door» с настоящим большим оркестром зазвучала совсем мощно — чуть ли не лучше, чем на альбоме «Perfect Strangers»! Ну и музыканты группы явно счастливы зарядиться соревновательным духом. «Concerto для группы с оркестром» (1969), а «concerto» — это состязание в переводе с итальянского, кстати.

ТЕГИ:#Deep Purple
74.47 дБ +

Комментарии

#

Спасибо!!!

- 60 дБ +
#

интересный материал!

У меня все концерты с более-менее хор.звучанием есть..

Концертные выступления DP вообще отдельная вселенная в мире музыки,живой музыки,я считаю.. В однои интервью у Блэкмора,вроде,брали :

-Почему исполнение композиций на ваших концертах сильно отличается от студийных записей?

- слушатель студийную запись может послушать дома на виниле,на концерт люди приходят новыми ощущениями,услышать что то новое и т.д.


привел не цитаты,а как помню общий смысл..что то вроде того..

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Marcelle #

"Почему исполнение композиций на ваших концертах сильно отличается от студийных записей?" - Это называется импровизация)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

де вы Капитан Очевидность!)

Такого термина в интервью не звучало..То,что Ричи гений импровизатор,последователь Хендрикса,думаю почти все в курсе..


Кстати,любимое для меня сингл соло Влэкмора на видео концерте California 74,мощно... Жалко качество звука только моно,и вышла аудиоверсия также в моно и урезанная..

- 50 дБ +
#

Спасибо! Спасибо!!! Побежал смотреть))))

- 60 дБ +
#

"... Ян Гиллан ..." - По вашему мнению он "поляк"? Его зовут Иан, а не Ян).

Без Риччи Блэкмора и/или Джона Лорда не может быть Deep Purple, т.е. от той группы уже давно осталось лишь название. Единственный участник группы (кстати тоже оригинальный), всё ещё заслуживающий уважения сегодня - Иан Пэйс.

К моему сожалению, с 1993 (после окончательного ухода Блэкмора) Deep Purple окончательно превратились в "мертвичатину", а основной проблемой группы c 1993 и по сегодняшний день является Морс, т.к. по сравнению с Блэкмором, Морс вообще не умеет играть на гитаре.

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

Абсолютно!

- 53.01 дБ +
#

Не со всем согласен. При чём тут немодность и неформат? Воссоединившись в 1984 году они и не погнались за модным саундом середины 80х. И Дом Голубого Света тоже так же записан ,правда несколько "металлизирован" похоже стараниями Блэкмора . Всё-таки тогда был расцвет хэви-метала! А вообще они и вся великая всё-таки именно четвёрка групп 70х сами являются законодателями моды и формата? Пример Юрайя Хипп что хорошего они сделали в 80х? А то что Гиллан пил и бросил , он что должен был повторить пример своего коллеги Дэвида Байрона из тех же Хиппов ? Хотя был бы Байрон жив сейчас смог ли вытянуть Июльское Утро? По голосу ещё согласен Гиллан уже и в конце 90 не тянул Дитя во Времени. Что касается концертников ,я их не очень-то люблю . Независимо от качества записи и воспроизведения. Только действительно там присутствовать.

- 53.01 дБ +
#
И теперь, когда Ричи Блекмор давно играет не пойми что и возрождает беспомощную Rainbow

Позвольте не согласиться.

Найти вокалиста, который может практически "в один" перепеть репертуар шести(!!!) ВЕЛИКИХ рок-гуру, вряд ли это можно охарактеризовать как беспомощность. Как по мне, так это попытка возродить дух той эпохи.

Я уже не говорю о самом Мастере, его выдающейся игре и личной (ох, как не люблю это слово) харизме.

Просто, ТАКИХ уже не будет.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @dvorbor #

То что этот Рони Ромеро может перепеть ещё пол дела. Не он так ещё б нашлись голосистые ребята. Дело в своебразии и индивидуальности . Ударник вообще не впечатляет. Например "смазанное" вступление Stargazer ...ну как то неправильно. От клавишника из Stratovarius я ожидал большего. Ну басист как басист... Сам Маэстро с учётом всего конечно безупречен. А в целом без нового материала этот Rainbow ... Поживём , увидим что дальше.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.