В поисках радости. Тест CD-SACD-проигрывателя dCS Puccini Player и тактового генератора Puccini U-Clock

В поисках радости. Тест CD-SACD-проигрывателя dCS Puccini Player и тактового генератора Puccini U-Clock

На какие только ухищрения не идут производители High End-техники, чтобы повысить качество звучания! Например, британская компания dCS выпускает как «бескомпромиссный» CDпроигрыватель, так и отдельный тактовый генератор.

Проигрыватель экипирован как аналоговыми выходами обеих разновидностей (балансным и несимметричным), так и двумя коаксиальными выходами цифрового аудио и портом RS-232. Но самое удивительное — наличие двух S/PDIF-входов (плейер может работать как ЦАП) и входа/выхода внешнего тактового генератора. U-Clock оборудован портом USB B, четырьмя выходами синхроимпульсов и двумя выходами S/PDIF.

В мир бытовой аудиотехники класса High End, фирма dCS (Data Conversion System, т.е. «Система обработки данных») пришла с большим опытом производства профессиональной цифрововой аппаратуры (ее изделия используются, в частности, легендарной студией звукозаписи Abbey Road) — в 1997 г. на суд аудиофилам был представлен высококачественный ЦАП Elgar, работавший с 64-кратной (!) передискретизацией — 2,822 МГц для CD-DA, что неслучайно совпадает с параметрами DSD-потока SACD). С тех пор много воды утекло (и унесло в Лету несколько аудиоформатов — ред.), но стремление фирмы получить максимум достоверной информации с оптического носителя осталось прежним и не потеряло актуальности. Похвально и то, что за решением чисто технических задач создатели не забывают о внешнем виде продуктов — бок о бок с опытными инженерами трудятся талантливые дизайнеры. Взгляните еще раз на открывающий статью снимок. Разве не прекрасны эти компоненты: вороненый металл, изогнутый наподобие то ли рояльной крышки, то ли гитарного грифа — эти чувственные очертания, безошибочно настраивают слушателя на романтический лад. А кнопкикапельки на проигрывателе, расположенные «по убывающей», а ЖК-дисплей с небесно-голубой подсветкой! Изумительно.

Но, как говорится, не дизайном единым... В проигрывателе используется очень дорогой, но и чрезвычайно надежный транспорт UMK5 от японского производителя Esoteric (на более ранних моделях dCS устанавливался привод Philips, но у него сравнительно быстро «сбивался прицел»). Подобно Elgar’y, проигрыватель Puccini обрабатывает CD-данные с 64-кратной передискретизацией, как бы приводя их к общему знаменателю с потоком DSD. При этом используется технология PLL (Phase Locked Loop — фазовая автоподстройка частоты, ФАПЧ), значительно снижающая джиттер. Быстродействующие и высокоточные DSP-процессоры вкупе с фильтрами новейшего поколения обеспечивают максимальную детальность звучания. Повышена емкость программируемых логических интегральных схем FPGA, что позволило расширить возможности аппарата. Модернизирован блок питания: снижена рабочая температура и чувствительность к перепадам питающего напряжения. 16-битовый микропроцессор позволил улучшить управление компонентом. Высококачественное алюминиевое шасси со специальными панелями, ламинированными демпфирующим материалом, обеспечивают надежную защиту от электромагнитных наводок и вибрации. По сравнению с флуоресцентным установленный ЖК-дисплей делает индикацию более наглядной, снижает как общее энергопотребление, так и уровень электромагнитных помех. При необходимости ПО можно обновить с CD-ROM. Экипирован проигрыватель тоже по-королевски: предусмотрены балансный и несимметричный аналоговые выходы линейного стереосигнала, два коаксиальных выхода цифрового аудио и пара S/PDIF-входов. Следовательно, можно использовать высококачественный ЦАП проигрывателя для конвертации в аналог внешнего сигнала. Принимаются потоки с частотой дискретизации 32; 44,1; 48; 88,2 или 96 кГц, а длина слова может

доходить до 24 битов. Также имеется гнездо интерфейса RS-232, позволяющего вписать проигрыватель в мультирумую систему... Но сведущего читателя, наверняка, уже терзает вопрос: поскольку Puccini рассчитан на все случаи жизни, зачем здесь внешний тактовый генератор U-Clock? Сейчас объясню. Помимо упомянутых портов на заднюю панель проигрывателя вынесены вход/выход сигнала тактовой частоты. Разработчики твердо уверены: точность импульсов 44,1 кГц есть ключевое условие правильного чтения данных с CD, и обеспечить его выполнение в состоянии только отдельный узел, максимально защищенный от помех и наводок. Кстати, аппараты могут работать и в режиме Master Clock, но для этого их необходимо дополнить внешним ЦАП’ом. Тогда U-Clock станет общим тактовым генератором для пары «транспорт/ЦАП», что по идее должно свести джиттер к минимуму. Впрочем, U-Clock — не просто тактовый генератор, а полноценный цифровой процессор, способный довести параметры данных с асинхронного USBвхода (информация синхронизируется при помощи обратной связи с компьютером) до разрешения 24 бита/192 кГц. Преобразованный таким образом сигнал поступает на один из двух выходов S/PDIF. При необходимости этот выход можно соединить с соответствующим входом проигрывателя и получить на линейном выходе высококачественный аналоговый сигнал. Остроумно, правда? Можно «подмешать» в цифровой сигнал определенную величину случайного (т.н розового) шума. Таким способом перекрывается «мертвая зона», создаваемая ФАПЧ с узкой полосой пропускания.

Столь дорогостоящие решения не замедлили сказаться на звучании. После длительных экспериментов мы остановились на варианте с апсемплингом CD до DSD и фильтре 1, т.е. фактически на заводских установках. Больше всего нас поразило то множество подробностей, которые проигрыватель выявил на тестовых треках, выученных, казалось бы, уже наизусть. Пожалуй, никогда еще эффект присутствия в студии звукозаписи не был таким явственным. Примечательно, что U-Clock работал в системе подобно высококачественному сабвуферу — разница в звучании (аудиосцена теряла в глубине, музыкальные образы, в рельефности) сильнее ощущалась, когда он был отключен, а не наоборот. В поисках радости от прослушивания специалисты dCS пошли на крайние меры. И оказались в явном выигрыше — как и слушатели.


Комментарий

Результирующую АЧХ иначе как идеальной не назовешь. Неравномерность чуть-чуть превышает 0,1 дБ, дисбаланса по каналам нет вовсе. Нелинейные искажения начинают заметно расти на частотах выше 6 кГц — сказывается влияние розового шума, подмешиваемого тактовым генератором в сигнал, но звучание при этом кажется более естественным, чем при отключении вышеупомянутого режима. Фаза входного сигнала остается неизменной.

Паспортные данные

Puccini Player

Конструкция

Тип считывающего механизма CD/SACD с двумя лазерами

Цифровые входы: S/PDIF (2xRCA), Toslink, AES/EBU (XLR)

Цифровые выходы: S/PDIF (2xRCA), Toslink, AES/EBU (XLR)

Аналаговые выходы: несимметричный RCA, балансный XLR

Вход/выход внешнего генератора тактовой частоты BNC/BNC

Порт RS-232 (D-Sub)

Масса 12,1 Кг

Габариты 460х400х110 мм

Потребляемая мощность 40 Вт

Функции

Частота дискретизации входного сигнала 32; 44,1; 48; 88,2; 96 Гц

Передискретизация 64-кратная

Puccini u-Clock

Конструкция

Цифровые разъемы: тактовой частоты (4хBNC), S/PDIF (2xRCA), порт USB B

Потребляемая мощность 6 Вт

Масса 7,6кг

Габариты 460х400х58 мм

Функции

Частота дискретизации входного сигнала 44,1; 48; 88,2; 96; 176,4; 192Гц;

Передискретизация до 24 бита / 192 кГц

Данные Stereo&Video

Измерено в лаборатории Stereo&Video. Октябрь, 2011.

Неравномерность АЧХ 0,15 дБ

Дисбаланс каналов на частоте 1 кГц, (L-R) 0,00 дБ

КНИ на частоте 1 кГц 0,002%

Пиковое величина КНИ 0,1483%

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 12, 2011
ТЕГИ:#Puccini
50 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.