Американская компания Martin Logan является, пожалуй, самым известным производителем электростатических колонок в мире. В какой-то степени эта акустика — альтернатива всему остальному миру колонок.

Более двадцати пяти лет мир любителей музыки знает это имя — Martin Logan. Электростатический принцип звуковоспроизведения был, конечно, известен еще раньше, вспомним хотя бы легендарные модели Quad 57 и 63. Но по-настоящему широкое распространение в мире эта идея получила все-таки с приходом на этот рынок Martin Logan. Тем более что американцы привнесли в эту тему идею гибридизации, то есть дополнили СЧ/ ВЧ-электростат активным НЧ-звеном.

Решив таким образом вечную проблему легковесности звучания пленки в басу. Идея сама по себе весьма заманчивая, но, как известно, реализовать простые вещи и сделать их реальностью не всегда бывает легко. Так и здесь, различная природа звуковоспроизведения электростата и динамической головки, различная физика происходящего с ними, является для подобных гибридов порой неразрешимой проблемой. Сегодня мы будем знакомиться с гибридной акустикой Martin Logan Spire, находящейся где-то в середине иерархии ML.

Панель коммутации несложна. Присутствует единственная, но необычная регулировка низкочастотной отдачи около 35 Гц. Степень вмешательства может достигать±10 дБ.

Итак, в основании мы имеем небольшую низкочастотную секцию с десятидюймовым басовиком и встроенным усилителем мощностью 200 Вт. Диффузор этого длинноходового динамика выполнен из алюминия и имеет мягкий резиновый подвес и значительный ход. Усилитель оснащен электронной коррекцией АЧХ вокруг точки 35 Гц глубиной ± 10 дБ. Это бывает довольно полезной функцией в реальной комнате. Основной электростатический излучатель имеет высоту около полутора метров и ширину порядка тридцати сантиметров. То есть колонки достаточно стройные и поджарые. Цвет колонки черный, причем бас-секция покрыта рояльным лаком. Прослушивание подтвердило высокие регалии Martin Logan в плане ясной и незамутненной подачи любой музыки. Здесь, конечно, электростат обладает несомненными преимуществами перед традиционными излучателями.

А также их способность формировать точную трехмерную сцену, правда, при соответствующей расстановке в комнате прослушивания. Особенно трепетно необходимо отнестись к расстоянию до тыловой стены. Звучание категорически улучшается при выдвижении акустики вперед, подальше от этой самой стены. Разворот акустики также не совсем обычен. Я остановился на практически параллельной расстановке АС, безо всякого «прицеливания» в сторону слушателя. Хочется отметить практически безупречную тональность СЧ/ВЧ-диапазона, его высокие скоростные качества (кто бы сомневался), а также очень приличную стыковку электростата с сабом. Наверное, если пытаться найти узкое место в этой великолепной акустике, так это будет именно эта граница между основным диапазоном и нижним фундаментом. И претензии-то, собственно, могут быть лишь на уровне «нравится — не нравится», то есть вкусовщина. Гибрид — он и есть гибрид. А для пуристов есть топ-модель, полностью электростатическая — CLX 25th. Другие деньги и другое звуковое измерение.

АЧХ модели явно указывает на область стыковки низкочастотного звена и электростатической панели. И эта зона достаточно проблемна. Там, где статик вступает в свои права, AЧХ становится намного более красивой. Особенно в самом критичном среднечастотном диапазоне. ВЧ демонстрирует склонность к достаточно прицельной работе, т.е. дисперсия у колонки невелика. Позиционировать панели придется довольно точно. Искажения находятся на замечательно низком уровне. Исключением в этом смысле можно отметить лишь область самых низких частот. Кривая импеданса демонстрирует характерную для пленочных излучателей склонность к довольно значительному снижению сопротивления с ростом частоты. Чего, кстати, никогда не бывает у динамических твитеров. Горб на НЧ также не предвещает ничего хорошего. Отсюда вывод следующий: подбор усилителя для этой акустики — дело совсем непростое.