Японский взгляд. Монофоническиеусилители мощности Concert Fidelity/ Silicon Arts Design ZL-120 V2

Японский взгляд. Монофоническиеусилители мощности Concert Fidelity/ Silicon Arts Design ZL-120 V2

Concert Fidelity ZL-120 V2 — аппарат маленькой компании, каких в Японии немало, но большинство ограничивается рынком внутренним, а Silicon Arts вышли на международный.

Начать нужно с истории и сразу рассказать, почему усилитель имеет двойное название. Изначально японская компания Silicon Arts Design занималась электронными разработками, не имеющими отношения к аудио. Компания была создана в 1987 году в Нагано, в Японии. Позже ее основатель Масатака Тсуда решил на основе имеющихся наработок, опыта и многолетнего увлечения звуком и техникой начать производство в области аудио. Первая продукция компании появилась под маркой Silicon Arts Design, потом было решено создать дочернюю компанию для выпуска аудиоаппаратуры. Так появилась компания Concert Fidelity. Произошло это совсем недавно, и доставшиеся нам на тест усилители имели еще старые корпуса. Это может выглядеть странно, но нужно учитывать, что Concert Fidelity — очень маленькая компания, вся продукция которой собирается в Японии вручную совсем небольшими партиями, можно даже сказать, почти штучно, и доступной по цене продукции компания не выпускает. На данный момент в линейке два моноусилителя мощности, предварительный усилитель, ЦАП и фонокорректор. Скромно, но продуманно — технологии, использованные при производстве, выверялись и уточнялись не один год, пока формировалось собственное понимание разработчика о том, как и что лучше сконструировать и как это должно звучать. Даже при беглом внешнем осмотре можно заметить необычные черты этой техники, например отсутствие балансной коммутации и не совсем обычное сочетание ламповых и транзисторных схем, когда лампы используются минимально, а все остальные компоненты — транзисторные.

Вид изнутри снизу — при открытии корпуса становится понятна конструкция, смонтированная на алюминиевой переборке внутри. Также видны пары транзисторов, конденсаторы и прочие составляющие схемы.

Наш тестовый экземпляр — «младшие» моноусилители мощности ZL-120 V2. Внешне — два средних по размерам моноблока. Сейчас удивить кого-то весом 20 кг на моноблок сложно — нередко встречаются аппараты намного тяжелее. Снаружи нет никаких радиаторов, все расположено внутри. На первый взгляд ничего необычного не видно, но стоит изучить руководство к усилителю и заднюю панель, как необычное находится. Вход — только RCA, а вот выход на акустику балансный в полном смысле, такая реализация встречается редко. Две пары акустических разъемов позволяют подключение по Bi-wiring. Учитывая балансный выход и отсутствие дополнительной защиты в схеме, подключать усилитель нужно особенно аккуратно (обязательно отключив от сети!), да и акустические кабели должны быть с максимально надежными разъемами.

Если заглянуть внутрь — все собрано качественно, использованы добротные компоненты, правда, деталей сверхдорогих в конструкции нет. Монтаж более чем аккуратный. Также становится понятно, что подразумевалось разработчиками под максимально коротким трактом, реализация действительно лаконичная, но далеко не простая. Сложно сказать, в каком классе работает этот аппарат. Если ориентироваться на мощность 120 Вт на 8 Ом, то можно предположить, что до какой-то определенной мощности — в классе А с дальнейшим переходом в АВ. Но это только догадки — на слух изменения звука при увеличении громкости не заметно, а греются моноблоки не очень сильно.

Остается перейти к прослушиванию. В пару усилителю досталась очень непростая акустика — Dynaudio Confidence 5, с ней способен справиться далеко не каждый усилитель. Но можно сказать, что эти усилители с колонками справляются легко и непринужденно. Никаких формальных недостатков не слышно. Более того, давно я на этой акустике не слышал такой проработки баса — он совершенно живой, точный, легкий, объемный и к тому же невероятно музыкальный. Впрочем, нет никаких претензий и ко всему прочему диапазону — середина и верхние частоты также звучат без слышимых изъянов.

Сверху расположены радиаторы транзисторов и трансформатор питания. При такой конструкции, вероятно, лучше не ставить моноблоки друг на друга.

Общий почерк звучания напоминает нечто среднее между хорошим транзисторным усилителем и опять же хорошим ламповым. С одной стороны, в звуке есть скорость, высокая детальность, напор, широкая, глубокая и точная сцена, с другой — звук нельзя назвать резким или сухим. При всей высокой слитности и музыкальности звук не мягкий и не теплый. Получается некое сложение сильных сторон от звука транзистора и звука лампы, при том что усилитель не имеет ламп в своей схеме. Эффект интересный, и именно из этого складывается запоминающийся почерк аппарата. Если попробовать послушать различные жанры, то как таковой зависимости или предпочтений услышать не удастся. Любая музыка звучит одинаково хорошо. На малых джазовых составах и вокале звучание получается точное, деликатное и нежное, с отличной проработкой артикуляции голоса, объема и пропорций. Вообще объем усилители прорисовывают изумительно — помимо формальной ширины и глубины, есть воздух, много воздуха, есть точность всех образов и инструментов и выверенная трехмерная подача. Поставив рок-музыку или музыку электронную, можно отметить, что при сохранении слитности и аккуратности звук получится мощным и масштабным. Эмоциональности аппарату точно не занимать, но эта эмоциональность совершенно точно не создается окраской или смазанностью звука — этого нет совершенно. Просто звук очень естественный, реалистичный, без транзисторной жесткости, но и без «ламповых» недостатков. Если перейти к музыке классической, то даже с большими составами все получается хорошо — оркестр воспроизводится полновесно, с достойной детальностью и динамикой, тембрально достоверно и основательно. Опять же сцена — именно то, что нужно для оркестровых произведений, запаса по масштабу хватает и для оркестра, и для хора, при этом солирующие инструменты и сольные вокальные партии отчетливо слышны и не теряются в общей массе звуков. Для воспроизведения сложных оркестровых и хоровых произведений вполне хватает и скорости, и детальности. Да и тембрально инструменты слышны очень приближенно к тому, как они звучат на самом деле. Может быть, иногда на хоровых записях хотелось бы чуть большей строгости, но тут уже ничего не поделаешь — почерк есть почерк. И последняя черта, свойственная понастоящему качественной технике, — все записи звучат очень по-разному. Можно проанализировать как музыкальное произведение, так и качество записи и все ее составляющие. Не менее сильно заметна разница между разными носителями и источниками. Правда, сам почерк и подача усилителей не располагают к излишнему математическому анализу, основная черта — это все-таки музыкальность. Слушать подобный звук можно часами без малейшей усталости.

Установленные акустические разъемы — ETI — вполне качественные, но не очень подходящие для толстых кабелей, да и кабели им лучше подходят с «бананами», чем с лопатками. Так же можно увидеть все особенности коммутации — небалансный вход, пары акустических клемм, разъем заземления и разъем питания.

Что сказать — достойные усилители. С хорошими формальными показателями и одновременно способные выполнять свою непосредственную задачу — воспроизводить музыку, а не набор звуков, в том числе работая в паре со сложной акустикой и играя самые разные музыкальные жанры. Для аппаратов подобного класса и по нынешним меркам сложно представить отсутствие балансной коммутации, но раз уж такова концепция производителя, ее стоит принимать как должное. На самом деле мой опыт подсказывает, что балансный тракт в домашних условиях — далеко не обязательное и точно не единственно верное решение. Вопрос цены, конечно, актуален, но, как показывают наблюдения, японские компании, выпускающие аппараты класса Hi-End, уже давно перебрались в плане стоимости продукции в верхний ценовой сегмент, и подобным ценам удивляться не приходится.

По результатам измерений усилитель не показывает каких-то запредельно-линейных характеристик, но и нареканий не вызывает, особенно в пределах слышимого диапазона, даже с учетом самой современной акустики.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 2, 2012
50 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.