Аналог и цифра в записи: где же звук милее, неквадратней и круглее?

Аналог и цифра в записи: где же звук милее, неквадратней и круглее?

Если говорить о самых крутых откровениях звукозаписи, то таковыми окажутся не унылое гугукание аудиофильского джаза на High-End системе, а какие-то исторические фонограммы, например, голос Льва Толстого. Несмотря на треск и искажения, очевидно, что вещает другая планета — вроде и по-русски, но здесь так не говорят уже много лет.

Прыжок во времени удался благодаря тому, что в 1908 году Томас Эдисон прислал писателю фонограф. Самая ранняя дошедшая до нас аудиозапись относится к 1860 году и была исполнена на покрытой сажей бумаге. Звучат французские народные песни, и тоже, скажу я вам – сегодня это производит впечатление жутковатого и величественного арт-объекта, куда там даггеротипной фотографии.

Любопытно, что за 150 с лишним лет основной мотив инженеров остался прежним – долговечность носителя. Нежные валиковые цилиндры Эдисона вытеснили граммофоны с шеллачными пластинками, которые через 60 лет были похоронены винилом, который на тот момент рекламировался как исключительно неубиваемый. Дальнейшую историю знают даже дети.

Сегодня в наши пресыщенные дни разница между цифровой и аналоговой звукозаписями переползла из практик в область мировоззренческих разговоров и претензий. В немалой степени это якобы существующее противостояние между «теплым аналогом» и «бесстрастной цифрой» подогревается искусственно – без интриги потребитель меньше трепещет и реже совершает покупки. Где же звук милее, неквадратней и круглее?

Давайте послушаем одну из первых all-digital фонограмм, которая была исполнена еще до появления коммерческого CD-носителя. Альбом Рая Кудера Bop Till You Drop был записан в 1979 году на 32-дорожечной цифровой системе, которая предлагалась американским промышленным гигантом 3M за 115 тысяч долларов. 4-дорожечная версия стоила дешевле — всего 35 тысяч.

Цифро-аналоговая цепь рекордера работала на частоте дискретизации 50 кГц и для 16-битового разрешения использовала комбинацию из 12-битных и 8-битных конвертеров — чипов с более высоким разрешением тогда еще не существовало. В спецификации цифрового магнитофона 3M можно встретить непрестижные по нынешним временам показатели — например, неравномерность АЧХ (+0.5 и -3дБ) на участке 10 Гц – 20 кГц.

Тем не менее, Рай Кудер звучит вполне опрятно, на уровне «типичной записи с претензией на аудиофилию». Я могу себе представить, какой это был глоток свободы после капризных аналоговых мастер-лент. Неудивительно, что цифровыми рекордерами 3M впоследствии обзавелась многие студии звукозаписи.

32-дорожечная мастеринговая система 3M, на которой были записаны первые цифровые коммерческие записи.

Но слушатели все равно хотят ловить ложные сущности. Вот, например, альбом Random Access Memories несколько переоцененной в свое время группы Daft Punk. Фанаты все не могут решить — какое издание является более аутентичным — виниловое или официальный релиз в 24 бит/88 кГц. Издатель утверждает, что сессии Random Access Memories писались в 24/96 и микшировались на аналоговом носителе с последующей финальной оцифровкой 24/88. Где здесь теплый аналог, а где холодная цифра?

Когда компакт-диски были молодыми, считалось хорошим тоном указывать на них происхождение мастера. DDD — означал full digital на всех этапах. Тогда это сулило высшую степень технокрутизны, полную тишину в паузах, да и продавались такие CD лучше остальных.

ADD указывал на сессии на аналоговых лентах, которые затем микшировались в цифровой носитель. Записи AAD оставались аналоговыми вплоть до непосредственного мастеринга для CD.

Гораздо реже случались DAD, где цифровые исходники микшировались в аналоге — история с Random Access Memories как раз этот случай. Зачем нужны такие манипуляции? Студийные загадки для непосвященных, иногда маэстро любят с многозначительным видом поговорить о том, как обогащается жиром саунд, когда его сгоняешь с одной катушки на другую.

И самый интересный вопрос на засыпку — а как же звучит та самая Bop Till You Drop на виниловой пластинке? Честный ответ — чуть-чуть, но все-таки лучше, острее и живее чем CD. И черт его знает почему.

Возможно, процедура трансфера со студийного носителя с частотой дискретизации 50 кГц на CD-матрицу был далек от совершенства. Например, в отсутствие прямого цифрового интерфейса между форматами сигнал с 3М могли вывести в аналоге и оцифровать заново. Или при мастеринге под винил сделали полезную эквализацию.

А может этот тот самый жир саунда? Все может быть, это дикое поле звуковых экспериментов, в котором всегда проигравший и недовольный — ты и твой кошелек.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 8, 2013
76.81 дБ +

Комментарии

#
И черт его знает почему

И действительно, почему?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

в принципе, докопаться можно, если детально знать техпроцесс издания

например, telarc переиздавал на sacd свои старые 50 кгц записи на рекордере 3m и указывал в списке оборудования ресепмлер dsc, который вообще к dsd никаким боком


кстати 16 бит / 50 кгц был отличным форматом, с которого в конце 70-х намолотили кучу аудиофильского винила с классикой

зря потом частоту дискретизации сделали меньше

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @YG #

У меня есть этот Кудер и именно так звучит, как описано!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

А по мне CD звучит лучше, чище и очень тепло. Особенно если не скупиться на компонентах. Взять за 10 000 долл транспорт и цап за 10 000, тогда получится хороший звук.

замечу, что для меня хороший звук, это без искажений!!!! То что исполнил артист и записал инженер. Без выпуклой середины, бухующим басом и визгом на высоких.

- 53.01 дБ +
#

Ну да ладно, понять разницу в качестве старых композиций на CD и виниле можно, лучше, хуже - ок.

А современная музыка как? Сейчас ведь, думаю, бОльшая часть оборудования на студиях "современное"/цифровое. Есть ли смысл искать Рамштайна на пластинках ))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Рэмштайн на виниле есть 2001 г в "МедиаМаркте", если есть вертушка однозначно стоит.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

сейчас пластинки нужны не из-за "аналоговости" мастер-источника, его понятно и близко нет

но на пластинках не могут так компрессировать громкость звука как сейчас делают на cd и других цифровых изданиях

поэтому они звучат "нормально" в сравнении с

- 50 дБ +
#

Винил это сумма искажений полученных на каждом этапе изготовления пластинки, а дальше каждому решать что ему нужно. То что в студии звучало, или мягкий и теплый. В зависимости от психологической установки будет нравится то один звук, то другой.

- 50 дБ +
#

Я бы не стал говорить какой звук лучше или хуже, потому что о вкусах не спорят, кому-то нравится шипение и треск винила, мягкая лампа, но молодёжь предпочитает стерильный цифровой звук. Когда-то я тоже переживал, что мир переходит на цифру, но сам я всегда мечтал о стерильном звуке, когда в школьные годы слушал пластинки и кассеты, то меня раздражал этот шипящий фон, который нельзя компенсировать ни ламповым усилителем, ни мягким звучанием винила. Зачем мне мягкий звук винила, если он "трещит-пердит-щёлкает-шипит"? Вот и всё, то есть нельзя утверждать объективно, какой звук лучше или хуже, для кого-то транзисторный усилитель лучше, а для другого ламповый. Долгое время я слушал записи 60-70-х, всю эту старпёрскую классику рока, блюза, метала, но звук же параша, как ни крути, бесполезно из говна делать конфетку, ну потому что не было в 70-х такого оборудования, как сейчас. Включите альбом Imagine Dragons - Evolve (2017) в качестве Hi-Res и сравните этот звук со звучанием моего любимого альбома у Deep Purple 69 года, как справедливо говорят современные школьники звук в 69 году был отстой и это правда. Именно звук, а не музыка, прошу заметить, говорю только о звуке. Старшее поколение может не любить современный стерильный звук и слушать как "трещит-пердит-щёлкает-шипит" пластинка, в этом романтика есть, но извините, тут уже дело вкуса, утверждать, что винил звучит лучше цифры, теперь не получится. Допустимо лишь сказать, что это другой звук, он звучит иначе, но это не значит что винил звучит лучше цифры. Это равносильно тому, если кто-то скажет, что томатный сок лучше апельсинового или наоборот. О вкусах не спорят.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @OreSkaBand #
молодёжь предпочитает стерильный цифровой звук

Цифра - вовсе не значит - стерильность. Вы судя по всему не понимаете, что такое стерильный звук. Если включить современной молодёжи именно стерильный звук, то они блевать начнут, ибо привыкли к так называемой "птичке", или положению эквалайзера "рок" с приподнятыми концами АЧХ. Стерильный же звук - это абсолютно нейтральное и чрезвычайно детальное звучание, которое у многих своей аналитичностью и так сказать мёртвостью вызывает только усталость и головную боль. И потом, очень мало аппаратуры способно именно на ту самую, стерильность, по крайней мере в адекватном бюджете.

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.