Альбом, проломивший независимым группам дорогу в мир больших гонораров в полной мере отражает противоречивые устремления самого коллектива. С одной стороны, Курт Кобейн осознанно искал выход на более широкую аудиторию, упрощая структуру нового материала. С другой стороны, ажиотаж благодарной публики быстро приелся и даже начал раздражать. Когда Энди Вэлланс делал микс альбома, возражений не было, но позже Кобейн бурчал, что звучание Nevermind получилось слишком коммерческим.

С покойником придется согласиться. Именно успех Nevermind задал моду в 90-х на теплый, тягучий саунд с зализанными высокими частотами. Но откровенно говоря, в реальности гитары-барабан так не звучат. Возможно, после холодноватых компакт-дисков 80-х, подача на Geffen DGCD-24425 была в новинку, однако сейчас такой звук что-то не очень воодушевляет. Одна радость, что в то время еще не было цифровых компрессоров и поэтому динамика сигнала выглядит вполне гуманно.

Трек In Bloom на Geffen DGCD-24425: в начале 90-х динамику еще пытались сберечь

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR11 -0.20 dB -12.83 dB 5:01 01-Smells Like Teen Spirit

DR11 -0.20 dB -12.23 dB 4:15 02-In Bloom

DR12 -0.20 dB -13.62 dB 3:39 03-Come as You Are

DR11 -0.20 dB -12.72 dB 3:04 04-Breed

DR11 -0.20 dB -12.64 dB 4:17 05-Lithium

DR10 -1.40 dB -13.59 dB 2:57 06-Polly

DR12 -0.20 dB -12.93 dB 2:23 07-Territorial Pissings

DR12 -0.20 dB -12.74 dB 3:44 08-Drain You

DR12 -0.72 dB -13.27 dB 2:37 09-Lounge Act

DR12 -0.20 dB -12.61 dB 3:33 10-Stay Away

DR12 -0.20 dB -13.44 dB 3:16 11-On a Plain

DR13 -0.20 dB -17.30 dB 20:35 12-Something in the Way / Endless, Nameless

Спектр компакт-диска Geffen DGCD-24425 трек In Bloom: очевидно что CD-мастеринге никакой фильтрации не применялось, что не вошло, просто обрезано потолком дискретизации

Интересно, что изменилось в прочтении Nevermind в наши времена? Альбом записывался на аналоговую ленту, грех ее не оцифровать в HD. Что и было сделано Geffen к 20-летию сначала в виде файлов, а затем на Blu-ray Pure Audio в 2013 году. На последнем имеются также дорожки DTS HD Master Audio и Dolby TrueHD, но все они как и РСМ 24/96 выполнены в стерео, которую мы и померяем.

Современный кирпич от Geffen. HD-релиз, песня In Bloom

Ну что сказать? Приложились компрессором от души, звук стал грубее. Диапазон более не ограничивается 20 кГц, но на слух ВЧ не добавилось. Хотя… Кто его знает, возможно, Курту Кобейну этот неопрятный вариант и понравился бы.

Видно, что цифровали HD-релиз Nevermind с магнитной ленты. Ультразвук не пустует

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR6 -0.08 dB -7.82 dB 5:01 01-Smells Like Teen Spirit

DR7 -0.08 dB -7.77 dB 4:15 02-In Bloom

DR7 -0.09 dB -8.37 dB 3:39 03-Come As You Are

DR7 -0.08 dB -7.72 dB 3:04 04-Breed

DR7 -0.09 dB -8.98 dB 4:17 05-Lithium

DR8 -0.10 dB -10.25 dB 2:57 06-Polly

DR6 -0.09 dB -7.97 dB 2:23 07-Territorial Pissings

DR7 -0.09 dB -7.73 dB 3:44 08-Drain You

DR7 -0.09 dB -7.80 dB 2:37 09-Lounge Act

DR7 -0.09 dB -7.63 dB 3:33 10-Stay Away

DR6 -0.05 dB -7.49 dB 3:17 11-On A Plain

DR7 -0.07 dB -11.94 dB 20:41 12-Something In The Way

Но не все так печально. Поиски утраченных ВЧ привели к двум вполне удачным изданиям, которые стоит рекомендовать в коллекцию.

MSFL еще раз пришел на помощь, причем еще в 1996 году. 24-каратный золотой диск сам по себе звона не добавит, но фирменная система The GAIN все-таки кое-что сумела. Тарелочки прорезались!

MFSL также решила не фильтровать источник при CD-мастеринге
MFSL так же как и оригинал, бережет динамику

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR11 -0.34 dB -13.03 dB 5:02 01-Smells Like Teen Spirit

DR12 -0.14 dB -13.46 dB 4:15 02-In Bloom

DR13 -0.30 dB -15.08 dB 3:39 03-Come As You Are

DR12 -0.34 dB -13.36 dB 3:04 04-Breed

DR11 -0.30 dB -13.24 dB 4:17 05-Lithium

DR11 -4.27 dB -17.05 dB 2:56 06-Polly

DR11 -0.21 dB -12.75 dB 2:23 07-Territorial Pissings

DR12 -0.18 dB -13.63 dB 3:44 08-Drain You

DR11 -1.06 dB -13.05 dB 2:37 09-Lounge Act

DR11 -0.20 dB -13.02 dB 3:33 10-Stay Away

DR12 -0.55 dB -13.47 dB 3:17 11-On A Plain

DR13 -0.44 dB -17.70 dB 20:36 12-Something In The Way

--------------------------------------------------------------------------------

Из более поздних релизов Nevermind заслуживает внимания издания Original Recordings Group, но они выходили только на виниле. Зато вот пишут, что Дейв Гролл вроде бы как одобрил именно этот вариант. Ну а вообще, к заголовку альбома следует отнестись буквально — не парьтесь!