Тест ЦАП/усилителя для наушников Marantz HD-DAC1: эффект присутствия

Тест ЦАП/усилителя для наушников Marantz HD-DAC1: эффект присутствия

Как берет для художника, шлем для байкера и растаманка для поклонников Боба Марли, наушники сегодня играют не только утилитарную роль. Это символ образа жизни, сопричастности с миром или, как нынче модно говорить, подключенности. Не потому ли современный потребитель надевает их даже дома, усаживаясь перед компьютером, телевизором или аудиосистемой?

Достоинства:

- Высококлассный аудиотракт

- Возможность работать с наушниками импедансом до 600 Ом

- Оригинальный дизайн

Недостатки:

- Отсутствует линейный вход на RCA-гнездах

Столь сильное течение в современной AV-моде захватило и специалистов Marantz. В этом нет ничего удивительного: фирму всегда отличало стремление идти в ногу со временем.

Ее кредо — радовать потребителей устройствами с изящным дизайном, тщательно продуманными возможностями и, что немаловажно, разумной ценой. Усилитель для наушников — принципиально новое для фирмы изделие, выпустить его на рынок без некоей конструктивной изюминки означало бы изменить самой себе. В результате было решено снабдить его USB-ЦАПом, т.е. создать аппарат, способный работать не только с аналоговым, но и с цифровым сигналом (памятуя и о том, что большинство компьютеров имеют звуковую карту, о качестве которой в обществе аудиофилов просто не принято говорить). Именно такого всеобъемлющего решения от сослуживцев Кена Ишиваты и ожидал упомянутый выше современный потребитель. Не окажется ли он разочарован?

Металлические фасад и верхняя крышка прекрасно гармонируют с боковыми панелями «под лакированный орех». Ни дать ни взять шкатулка для (акустических?) драгоценностей. Впечатление усиливает круглый дисплей. Кажется, стоит нажать на него, и ларчик распахнется

Поручиться за всех, конечно, нельзя, но у наших экспертов дизайн новинки вызвал ностальгический восторг. Корпус выполнен в цветах двух благородных металлов — серебра (фасад) и золота (верхняя крышка). В сочетании с боковыми панелями под лакированный орех это создает впечатление дорогого уюта (вспоминаются фойе пятизвездочных отелей из сериала об Эркюле Пуаро).

Иными словами, потенциального покупателя настраивают на то, что прослушивание музыки — неотъемлемая составляющая спокойной, обеспеченной жизни, и HD-DAC1 позволяет приобщиться к ней, хотя бы виртуально. Этому способствуют и декоративные особенности фасада — крупные рукоятки переключателя входов и регулятора громкости, а также фирменный дисплей-иллюминатор, позаимствованный у аппаратов топовой 11-й линейки Marantz. Рядом с 6,3-мм выходом для наушников расположен порт USB A, совместимый и с iOS-гаджетами, в т.ч. iPad (шина питания выдает ток силой 1 А).

Однако наиболее красноречиво способна рассказать о возможностях усилителя его задняя панель. На ней отыщется аудиовход практически любого типа — от мини-джека для аналогового плеера до коаксиального и двух оптических портов цифрового сигнала плюс гнездо USB типа «B». Все цифровые входы имеют гальваническую развязку, которая защищает их от проникновения высокочастотных помех и наводок. Что касается выходов, то их тоже два — регулируемый и фиксированный, организованные на позолоченных RCA-клеммах. Не забыта возможность установить прибор в закрытую стойку: имеется вход/выход внешнего ИК-датчика и соответствующий переключатель.

Сняв верхнюю крышку, мы увидели, что от флагманских устройств Marantz усилителю достался не только дисплей. Под капотом ни пяди свободного места. В частности, установлены моторизованный регулятор громкости в герметичной капсуле, необычно мощный блок питания с конденсаторами большой емкости, аудиофильский ЦАП Crystal Semiconductors CS4398 (работает с сильноточным сигналом, обеспечивая низкий уровень шумов), узел минимизации джиттера (т.н. Jitter Remover) и два тактовых генератора — для безошибочного чтения цифровых сигналов с частотой дискретизации, кратной 44,1 кГц или 48 кГц. Такие решения и впрямь достойны аппарата референсного класса.

На задней панели предусмотрены порты для подключения компьютера, источников электрического или оптического цифрового аудиосигнала, а также портативного аналогового плеера

Еще одна мера, направленная на искоренение временных ошибок, состоит в применении режима Bit-transparent для считывания информации с компьютера. Здесь необходимо краткое пояснение. Тщательный анализ того, как аудиоданные попадают из памяти компьютера на выход USB, дает неутешительные результаты: сигнал проходит через пять программных модулей, что пагубно влияет на его качество. Применение режима Bit-transparent вкупе с асинхронным USB-интерфейсом дает возможность обойти как минимум три модуля из пяти, в т.ч. и Sound Mixer, самый опасный с точки зрения помех. В итоге данные поступают на ЦАП усилителя без всякой компьютерной отсебятины.

Впрочем, для полного раскрытия потенциала файлов высокого разрешения недостаточно и этого. Необходимо значительно расширить полосу частот, воспроизводимых усилительным трактом аналогового сигнала. Именно поэтому он в данном устройстве основан на быстродействующих модулях HDAM SA2 с дифференциальным входом. В основе их схемы лежат операционные усилители, а они — по крайней мере, в теории — имеют практически бесконечный диапазон рабочих частот. Чтобы приблизить теорию к практике, модули HDAM SA2 собраны на дискретных компонентах аудиофильского качества и способны, по утверждению разработчиков, передать все богатство нюансов HD-аудио. А потрудиться есть над чем — благодаря уже упомянутому асинхронному USB-интерфейсу и наличию специальной аудиокарты усилитель принимает поток PCM до 24 бит/192 кГц и DSD 2,8/5,6 МГц.

Другой момент, усложняющий жизнь HD-DAC1, связан с тем, что импеданс наушников может колебаться в очень широких пределах — от десятков до сотен Ом. В связи с этим выходная мощность усилительного тракта довольно велика — 800 мВ (при нагрузке 32 Ом); кроме того, предусмотрено три ступени предусиления (Gain). В итоге аппарат способен уверенно раскачать головные телефоны с входным сопротивлением до 600 Ом.

Пульт с минимумом кнопок и предельно интуитивной раскладкой. Он позволяет не только выбрать вход, отрегулировать громкость и найти нужный файл, но и воспроизвести содержимое папки в случайном порядке

Тщательно продуман и вариант работы на внешний усилитель. Для подключения к мощнику предусмотрен регулируемый аналоговый выход, а для функционирования в паре с полным усилителем — нерегулируемый. Короче говоря, HD-DAC1 рассчитан, как говорится, на все случаи жизни... кроме одного. Какого? Сейчас объясним.

Вообразите себя фанатом «винила», желающим прослушать любимую пластинку через HD-DAC1. Куда подключить фонокорректор? Лишь к входу Aux, а он представляет собой 3,5-мм мини-джек. Конечно, найти переходник «3,5 мм — RCA» труда не составляет, но согласитесь — это не аудиофильское решение. В общем, HD-DAC1 адресован в первую очередь приверженцам «цифры», и разработчики этого не скрывают. Но хватит брюзжать по мелочам — расскажем лучше о впечатлениях, полученных при прослушивании. Ведь они поистине божественные.

Под крышкой Marantz HD-DAC1

Вкупе с высококлассными наушниками усилитель оставляет слушателя наедине с музыкой, создавая просто потрясающий эффект присутствия. Проиллюстрировать это утверждение хотелось бы нетипичным примером. В композиции «Megalomania» из альбома «Sabotage» группы Black Sabbath есть внезапный переход от piano к forte, и HD-DAC1 передал его столь эффектно, что не вздрогнуть было нельзя. А как звучал Pink Floyd! От уже наизусть выученной DSD-версии «The Dark Side of the Moon» опять невозможно было оторваться: подкупали удивительно пластичный бас и обилие воздуха на верхах.

Результаты измерений и технические характеристики ЦАПа Marantz HD-DAC1

АЧХ/КНИ усилителя(слева), отклик усилителя на одиночный импульс (справа), спектр выходного сигнала встроенного ЦАПа (снизу)

Выходная АЧХ — в полном порядке. Неравномерность составляет лишь 0,3 дБ (на верхах есть небольшой завал, смягчающий цифровую окраску звучания). Нелинейные искажения до частоты 12 кГц близки к нулю, дальше начинается их плавный рост. В связи с этим пиковая величина КНИ превышает опорную на 1 кГц более чем в 10 раз, однако в абсолютных цифрах остается ничтожной. Дисбаланс по каналам тоже пренебрежимо мал. Спектр выходного сигнала чист, как первый снег, ни малейших следов паразитных гармоник. «Коврик» висит очень низко, на уровне –100 дБ, что свидетельствует: заявленное отношение сигнал/шум (106 дБ) соответствует действительности. Единственное нарекание — инвертируется фаза входного сигнала.

Данные лаборатории Stereo&Video (ноябрь 2014)

Неравномерность АЧХ: 0,3 дБ

Дисбаланс каналов на 1 кГц (L-R): 0,01 дБ

КНИ на 1 кГц: 0,0008%

Пиковая величина КНИ: 0,0101%

Паспортные данные

Выходная мощность (32 Ом): 0,8 Вт

Микросхема ЦАП: CS4398

Усилительные модули: HDAM+HDAM SA2

Цифровые входы: коаксиальный+, оптический2, AES/EBU–, USBA+B

Аналоговый вход: 3,5 мм

Аналоговые выходы: регулируемый2хRCA, нерегулируемый2хRCA

Выход на наушники: 6,3 мм

Служебные входы/выходы: ИК-датчика+/+, триггера 12 В–/–

Масса: 5 кг

Габариты: 250х90х270 мм

Потребление/Standby: 1,0/0,3 Вт

Регулировка усиления (Gain): 3 ст.

Автовыключение: +

Чтение файлов: PCM до 24/192, DSD2,8/5,6 МГц

Управление: пульт ДУ

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 12, 2014
ТЕГИ:#Marantz
71.46 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.