Тест 4К-проектора JVC DLA-X5500: доступный High End

Тест 4К-проектора JVC DLA-X5500: доступный High End

Применительно к аудиотехнике это словосочетание у подлинных ценителей музыки и хорошего звука вызывает острое неприятие, что правильно, ибо это оксюморон, созданный недалекими маркетологами. К видео он также не применим. Но есть великое исключение, появившееся совсем недавно. О нем и будет мой рассказ.

Называть этот проектор доступным, конечно, преувеличение, но если посмотреть на другие модели линейки JVC, то преувеличение становится относительным. Действительно, на фоне флагмана Z1 он смотрится отнюдь не дорогим. Однако моделью начального уровня его можно назвать лишь на этом фоне. А «самой простой» и тем более «дешевой» — совсем нельзя, потому что ни то ни другое определение не будет верным. Это проектор высшего класса, просто стоит он относительно других «одноклассников» не так дорого. А чтобы понять, как такое могло получиться, нужно рассказать, как он появился на свет.

Стабильная величина Х

В 2010 году компания JVC с намерением поднять уровень своих моделей выпустила новую серию проекторов с индексом Х в названиях. Они стали больше, мощнее, ярче и вообще по всем параметрам круче, чем модели с индексами HD. Разработчики вернулись к проверенной схеме с объективом по центру, кольцевой схеме охлаждения с решетками на передней панели, добавив возможность работы в стереоскопическом режиме с внешним эмиттером для синхронизации с 3D-очками. Но главная особенность была в другом.

Проектор не имеет сертификации ТНХ. Но так как у остальных моделей в линейке она есть, по факту это означает лишь отсутствие соответствующей настройки в меню

Вместо того чтобы придумывать для моделей разной ценовой категории различный дизайн и делать разнообразные корпусы, JVC для всех проекторов разработала единую платформу, а разницу между моделями стали определять конкретные отличия в начинке, непосредственно влияющие на характеристики. А поскольку ключевая цель была в повышении общего уровня всех моделей, единую платформу сделали фактически бескомпромиссной. Например, в оптическом блоке применили исключительно элементы из минерального стекла и линзы с просветлением, как у объективов дорогих фотокамер, регулировки оптики у всех моделей с моторизованными приводами, а систему охлаждения сделали с явным запасом (чтобы и уровень шума снизить, и оставить возможность для увеличения мощности источников света).

Отличительная черта проекторов новой линейки — разъемы HDMI 2.0b. Порт Ethernet предназначен для обновления прошивки. А для управления предусмотрен RS-232

Эта платформа оказалась настолько удачной, что менять ее с выпуском новых моделей не имело никакого смысла. Зато она позволяла легко модернизировать главное — элементы, определяющие качество изображения, то есть матрицы, фильтры, лампы, процессоры, видеовходы и даже оптические элементы для повышения видимого разрешения и контраста. Скажем больше: эта платформа не утратила своей актуальности и сегодня, поэтому нынешние новые модели выглядят точно так же, как самые первые проекторы JVC c индексом Х в названии. И поэтому все они относятся к высшему классу, включая и эту, самую доступную в линейке.

Магия чисел

Что же представляет собой JVC DLA-X5500? Прежде всего, это полноценный 4К-проектор c поддержкой всех ныне существующих стандартов видео, включая UHD с цветовой четкостью 4:4:4, всеми частотами от 23,96 до 60 кадров в секунду и расширенным диапазоном с кодировкой HDR10 и HLG. Не заявлена лишь поддержка сочетания этих высших составляющих в одном сигнале, но такое видео через HDMI не способен выдать ни один видеоисточник на свете, а фильмов и даже роликов с подобным качеством в природе попросту не существует.

Все элементы оптического тракта, как и раньше, выполнены из минерального стекла, а линзы объектива имеют просветление

Как и все прежние модели с индексом Х, DLA-X5500 для формирования UHD-картинки использует Full HD-матрицы и оптическую систему E-shift, разделяющую картинку на два полукадра, один из которых «сдвигается» относительно другого на полпикселя по диагонали, после чего их совмещают для создания единого 4К-изображения. В нынешней линейке проекторов JVC использовано уже 4-ое поколение этой системы, которое, как мне кажется, по эффективности работы сравняло по детальности картинки модели JVC и проекторы конкурентов на матрицах с реальным разрешением 4К. Более того, у данной модели реальная детальность даже выше, чем у его непосредственных конкурентов благодаря лучшей оптике и процессингу.

Кнопки управления на корпусе — обязательный элемент. Но так как пользуются ими крайне редко, то самое логичное место для них — задняя панель

Впрочем, не только благодаря им, ведь детальность зависит и от возможности устройства показать разницу в полутонах, а это напрямую зависит от контрастности, которая у проекторов JVC всегда была лучшей в классе. У данной модели самый скромный показатель контрастности в линейке, но он составляет внушительные 400 000:1 в динамике и 40 000:1 в одном кадре. На самом деле это очень много — почти в 10 раз больше, чем у ближайшего соперника в этом соревновании, а у остальных конкурентов — в 20 раз меньше. При этом флагманские модели JVC уже много лет удерживают абсолютный рекорд по показателю натуральной контрастности среди всех проекторов в мире.

Суть технологии

Достигается все это с помощью уникальной разработки JVC — сетчатых поляризационных фильтров, которые являются неотъемлемой частью технологии D-ILA. В отличие от классических поляризаторов, сетчатые представляют собой подобие жалюзи и действуют также, надежно перекрывая свет, идущий перпендикулярно им.

JVC была одной из первых компаний, сделавшей воздуховоды системы вентиляции на передней панели обязательным элементом — это позволяет без проблем встраивать проектор в закрытые ниши. Теперь такая конфигурация применяется повсеместно

Но чтобы с успехом конкурировать в высшем классе, одной рекордной контрастности недостаточно, поэтому еще в прошлом году модели Х-серии стали оснащать лампами мощностью 265 Вт вместо 230, за счет чего световой поток увеличился на 30-50% в зависимости от модели. Для нынешнего модельного ряда характеристики лампы и фильтров подкорректировали, в результате чего поток вырос еще на 100 лм, и теперь у JVC DLA-X5500 он составляет 1800 ANSI-люмен, чего с запасом хватает для работы с экраном в 150 дюймов. Если же проектор использовать лишь в 2D-режиме, то и с 180-дюймовым полотном, а это, на минуточку, экран 4 метра в ширину!

Не только кино

В принципе таких показателей уже достаточно для работы с видеоматериалом с расширенным динамическим диапазоном, но чтобы обеспечить совместимость с устройствами, которые могут выдать такой материал, все проекторы новой линейки, включая и этот, получили разъемы HDMI версии 2.0b и новые видеопроцессоры. Ведь обработка видео с разрешением 4К и широким диапазоном с метаданными требует огромных вычислительных ресурсов.

Кроме того, видео с такими параметрами сегодня используется не только для кино и сериалов, но все шире применяется и в видеоиграх, которые давно перестали быть исключительным развлечением подростков. Тут, как говориться, нужно соответствовать. В итоге новые процессоры позволили не только улучшить обработку, но и снизить время задержки вывода до впечатляющих 0,04 сек, чего вполне должно хватать, чтобы не ощущать дискомфорта и в гонках, и в шутерах с минимальными настройками графики.

Единственный заметный признак экономии — отсутствие автоматически закрывающейся шторки объектива

Кстати, периодическое использование видеоисточников с HDR, а постоянным оно не может быть в силу малой распространенности соответствующего контента, не потребует выставления специальных настроек при каждом подключении — проектор сам активирует все нужные режимы по типу поступающего сигнала, включая 3D и даже HDR HLG, когда это требуется.

Единственное, при переходе на другое видео или другой вход, проектор секунд 5-7 «думает», но это связано не с быстродействием процессоров, а фирменным акуратистским подходом к выбору режимов изображения. Дело в том, что JVC очень педантично относится к типам видеосигналов, четко различая, например, частоту 23,98 и 24 или 59,96 и 60 кадров в секунду, а также активирует разные настройки при подаче 8-ми и 12-битного видео. Определение и активация занимают время, но зато в итоге получается идеальное по проработке изображение с оптимальной подачей полутонов, движений в кадре, резкости и прочим параметрам, которые в сумме и определяют высокое качество картинки.

Задние воздуховоды не являются основными. Через них не происходит основной забор холодного или выброс горячего воздуха из системы вентиляции

Хотя, если быть точным, они скорее дополняют главное — шикарную контрастность и цветопередачу, которыми JVC всегда славилась.

Измерения

Как и в случае с JVC DLA-Z1, все измерения параметров производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Была выставлена лишь цветовая температура на уровне рекомендованных 6500К и отключена динамическая подстройка диафрагмы. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Измерения проводились в референсных условиях — полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой. Размер изображения — 135 дюймов по диагонали.

Несмотря на то, что в данном проекторе используется газоразрядная лампа, а не лазеры в сочетании с фосфором, цветовой охват в самом предельном режиме ВТ.2020, не используемый на бытовых носителях, был лишь немного меньше, чем у флагмана линейки. А в режиме DCI, который для фильмов на UHD Blu-ray и фотографий является наиболее предпочтительным, он фактически был таким же. Причем аналогичного показателя насыщенности цветов можно было достигнуть и на стандартном режиме Cinema, просто принудительно выставив соответствующие настройки, и не менять уровни и гамму цветовых компонент, а также общую цветность в основном меню.

Это говорит о том, что у проектора есть приличный запас для калибровки, после которой охват останется большим по площади, нежели стандартный треугольник Rec.709, и таким образом откалиброванный проектор сможет раскрыть возможности новых видеоформатов.

Это я к тому, что небольшая калибровка проектору не помешает. Вот так выглядит баланс цветовых компонент при выборе стандартной температуры 6500К в меню.

Очевидна прекрасная стабильность характеристик. И что самое важное — выравнивание не потребует значительного изменения уровней, смещения и гаммы компонент, а значит — изображение не потеряет изначальной живости красок.

Общую проработку градаций можно назвать вполне удовлетворительной. Гамма без динамической регулировки составляет 2.0 при стандарте 2.2

Контрастность же зависит не только от активации диафрагмы, но и от выбора режима работы лампы. В нормальном, то есть неэкономичном режиме, яркость белого поля составляет 1178 кд/м2, а уровень черного 0,134 кд/м2. То есть контрастность составляет 8791:1. В экономичном яркость белого поля — 519 кд/м2, черного — 0,008 кд/м2, а реальная контрастность — 64 875:1. И в этом нет ошибки! JVC и раньше «скромничала» при указании уровней контрастности своих моделей. Ведь они и так больше, чем у всех остальных.

Вывод

Этот проектор — редчайшее исключение, ставшее доступным High-End-ом не по воле маркетологов, а из-за необычной политики экономии на красивых корпусах и появления в линейке компании модели еще более высокого класса. И самое главное: обладая самыми скромными характеристиками в линейке, он все равно превосходит большинство проекторов для ДК. Уникальный случай, который при этом очень характерен для JVC.

Достоинства: высокая контрастность, отличная цветопередача, малое время задержки вывода, поддержка всех новых форматов видео, солидная конструкция

Недостатки: нет автоматической шторки защиты объектива

Официальный сайт: JVC DLA-X5500

Цена: 399 900 рублей

Паспортные данные

Технология проекции: три 0,7-дюймовых панели D-ILA с разрешением 1920х1080 пикселей

Разрешение: 1920х1080 пикселей, при работе e-shift — 3840 x 2160 пикселей

Объектив: моторизированный, х2.0

Сдвиг линз: по вертикали +/-80%, по горизонтали +/-34%

Источник света: лампа NSH 265 Вт, ресурс до 4000 ч (экономичный режим)

Диагональ изображения: от 60 до 200 дюймов

Световой поток (максимальный): 1800 ANSI люмен в максимальном режиме работы

Динамическая контрастность: 400 000:1

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096 x 2160/60p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 3840х2160/30р

Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек).

Акустический шум: 21 дБ в экономичном режиме работы

Габаритные размеры (Ш. x В. x Г.) (без выступающих частей): 455 x 179 x 472 мм

Масса: 15,4 кг

ТЕГИ:#JVC
71.46 дБ +

Комментарии

#

Интересный обзор. Вот и проекторы почти за полмиллиона стали в категории "доступный"...

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Сергей, достаточно посмотреть сколько на сегодня стоит 100" ТВ, например, Samsung-это около 5000000руб, собственно, дороже чем даже топовый лазерный проектор от JVC Z-1, так что, проектор с размером экрана 130-180" и более с изображением намного лучше, чет у любого супер ТВ- стоимость проектора в 400000руб, на мой взгляд, более, чем адекватная!

- 50 дБ +
#

В паспортных данных, в разрешении, допишите хотя бы e-shift )) а то 1920x1080 диссонирует с заголовком обзора ). А так аппарат царский )

- 50 дБ +
#

Статическая контрастность сильно будет отличаться от более старших моделей? В смысле не в цифрах, а на глазок.

- 50 дБ +

Заметно - при покупке сравнивал этот проектор с более старшим (модель DLA-X750 в Северной Америке) и разница был отличимой. Поэтому выбрал более дорогую и не жалею.

- 50 дБ +
#

Согласен, что JVC производит замечательные проекторы за адекватную цену. Несколько лет назад пришёл в магазин покупать свой первый проектор - первоначально собирался брать Epson - и, в результате, ушёл с JVC. Разница в картинке (особенно контраст) была настолько значительна, что не пожалел дополнительных 20% стоимости.
В этом году был вынужден сменить проектор и выбор был только между моделям JVC DLA-X750 и DLA-X550, на других производителей даже не глядел. Остановился на более дорогом DLA-X750 из-за лучшей контрастности и несколько лучшей цветопередачи (как мне показалось). Разница картинки у старого DLA-X55 и новой модели значительная, технологии не стоят на месте! Картинка в 4K просто подкупает реалистичностью и естественностью, даже когда смотришь фильмы в 1080 проектор автоматически производит upscaling. Да и удовольствие от просмотра фильма на экране не сравнить с телевизором.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.