Тест внешнего ЦАП TEAC UD-301 и полного усилителя TEAC AI-301DA: гиганты в миниатюре

Тест внешнего ЦАП TEAC UD-301 и полного усилителя TEAC AI-301DA: гиганты в миниатюре

Звуколюб — в отличие от аудиофила — не считает, что высококачественная электроника обязана иметь размеры и массу несгораемого шкафа. При современном развитии элементной базы и схемотехнических решений упрятать, скажем, усилитель в коробку из-под торта «Птичье молоко» — задача элементарная. Специалисты ТЕАС пошли дальше: в упаковке из-под такого лакомства легко уместятся оба представленных аппарата.

Компоненты с индексом «301» у фирмы ТЕАС составили отдельное семейство в линейке Reference. Согласитесь, причислить к референсному классу миниатюрную технику — поступок, требующий большой творческой смелости. Впрочем, притязания фирмы вполне оправданны: опыта в производстве устройств, разработанных по принципу «мал золотник, да дорог» (в смысле качества работы, а не цены) ТЕАС’у не занимать. Напомним, что первые представители линейки Reference — устройства серии 501 — были разработаны полтора года назад, к 60-летию бренда, и получили высокую оценку наших экспертов (см. No 5, 2013). Способны ли удержать марку «трехсот первые» — они же как минимум на 15% дешевле старших собратьев.

Главная особенность дизайна фасадов TEAC UD-301 и TEAC AI-301DA — обилие светодиодных индикаторов. Корпуса могут быть как черными, так и серебристыми. Они металлические, шасси каждого компонента утяжелено металлической плитой в основании

Задача снизить затраты на дизайн устройств без ухудшения их внешнего вида решена блистательно. Цельнометаллические корпуса, которые обеспечивают надежную защиту от микрофонного эффекта и наводок, остались, но с фасадов исчезли ручки «а-ля рэк» — они придавали 501-м компонентам несомненный шарм, но никакой утилитарной функции не выполняли. Зато у «трехсот первых» появилось множество светодиодов, что сроднило устройства с аппаратами недорогой линейки Н01. С передней панели усилителя исчезли стрелочные индикаторы и поворотный переключатель выбора входов (его заменила кнопка Source). Роль тумблера включения тоже играет кнопка — снабженная голубой светодиодной подсветкой.

Внимательно присмотревшись к индикаторам активного входа, замечаешь над одним из них логотип Bluetooth. Взгляд на заднюю панель подтверждает: устройство совместимо с этим беспроводным интерфейсом (в зоне цифровых портов расположен соответствующий модуль). Здесь же находятся гнезда USB — типа А (используется для обновления ПО) и В, а также коаксиальный и оптический входы цифрового аудио. Левее размещены аналоговые коннекторы: два несимметричных линейных входа и выход на сабвуфер плюс высококачественные винтовые клеммы для подключения акустики. Короче говоря, перед нами усилитель, способный работать и с цифровым сигналом.

Опасения по поводу помех и наводок от встроенного ЦAПа в данном случае беспочвенны: тракт функционирует в классе D. Под капотом находится усилительный модуль, разработанный датской компанией ICEpower, партнером всемирно известной фирмы Bang & Olufsen. Он питается от тороидального трансформатора с малыми утечками. ЦАП организован на высококлассном чипе BurrBrown PCM1795, поддерживающем 32-битный поток. Усилитель для наушников собран на операционниках по схеме CCLC (Coupling Capacitor Less Circuit), т.е. без применения связующих конденсаторов — они внесли бы фазовые искажения и заузили диапазон рабочих частот. Bluetooth-модуль поддерживает кодек aptX, регулятор громкости — моторизованный.

Задние панели TEAC UD-301 и TEAC AI-301DA во многом схожи. У обоих аппаратов есть зона цифровой коммутации, где находятся коаксиальный и оптический входы плюс порты USB A и В. Кстати, возьмите на заметку: преобразователь UD-301 имеет балансные XLR-выходы
Усилитель TEAC AI-301DA

Из нестандартных функций отметим два режима-антипода: APS, переводящий усилитель в Standby при длительном (более получаса) отсутствии сигнала на входе, и Auto Power On (при появлении сигнала на цифровом входе усилитель включается). Но это все игрушки, а если всерьез, то — не забудьте загрузить на ваш PC/Mac драйвер с сайта ТЕАС, иначе компьютер откажется работать с усилителем по USB-шине даже при попытках воспроизвести файлы размерностью ниже 24/192. Приложение же TEAC HR Audio Player позволит прослушать через усилитель PCMзаписи до 32/192 и DSD-поток 2,8/5,6 МГц. По коаксиальному входу принимается сигнал до 24/192, по оптическому — до 24/96.

Итак, мы имеем вполне самостоятельное устройство, способное воспроизводить как аналоговый, так и цифровой сигнал. Стоит ли дополнять его компонентом UD-301, который фирма именует цифроаналоговым преобразователем?

На первый взгляд это вполне исчерпывающая характеристика. Сзади располагаются те же цифровые порты, какими оборудовал и усилитель,— USB A+B, коаксиальный и оптический. Однако букет аналоговых выходов несколько иной: имеются как несимметричные, так и балансные (клеммы XLR).

Пультом ДУ комплектуется только усилитель TEAC AI-301DA. ПДУ представляет собой небольшую пластиковую коробочку, предоставляющую доступ ко всем основным функциям и режимам

В блоке питания тоже используется высокоэффективный тороидальный трансформатор с малыми токами утечки. Выходные каскады формирования аналогового сигнала собраны, как и у AI-301DA, на операционниках, но более качественных (используется чип MUSES8920 от New Japan Radio, разработанный специально для HiFi-аппаратуры). Их два — по одному на канал (это касается и усилителя для наушников). Аналогичная ситуация с ЦАПом — в каждом канале установлена «своя» микросхема BurrBrown PCM1795. Короче говоря, компонент имеет схему «двойное моно», что значительно повышает качество звучания.

Приняты и другие меры, приближающие UD-301 к уровню референсной аппаратуры. В частности, выходные цепи можно отключить, и устройство превратится в высококачественный усилитель для наушников (на задней панели есть специальный тумблер). Кроме того, выход аналогового стереосигнала можно сделать регулируемым (для работы с мощником или активной акустикой) или нерегулируемым (чтобы подать сигнал на полный усилитель).

В отличие от AI-301DA преобразователь UD301 способен повышать частоту дискретизации входного потока в два или четыре раза (для CD-сигнала — до 88,2 или 176,4 кГц, для сигналов с нативной частотой 48 кГц — до 96/192 кГц). Остальные возможности — такие же, как у AI301DA: чтение PCM-записей размерностью до 32/192 и DSD 2,8/5,6 МГц.

Как видим, компоненты кое в чем друг друга дублируют. В идеале к UD-301 нужно подключать усилитель мощности, однако в линейке Reference он отсутствует. Можно использовать UD-301 как высококлассный усилитель для наушников или пред для активной акустики (оба варианта идеальны при совместной работе с компьютером).

В связи с этим хочется предложить неожиданное решение: использовать аппараты для озвучивания двух зон — рабочей (UD-301 стоит около компьютера, раскачивая наушники и/или активные колонки) и основной — в гостиной установлен AI-301DA, он работает с источниками аналогового или цифрового сигнала, в т.ч. с сервером (по USB-интерфейсу) или портативным гаджетом (по Bluetooth). Разумеется, компоненты можно поменять местами — в основной зоне разместить UD-301 совместно с высококлассным усилителем мощности. Дело в том, что схема «двойное моно» слишком хороша, чтобы использовать ее совместно с компьютерной акустикой. Если же связать UD-301 с мощником по балансной шине (увы, громкость придется регулировать с передней панели преобразователя, поскольку на работу с ПДУ этот аппарат не рассчитан), получится воистину незаурядная Hi-Fi-система.

Прослушивание оказалось на редкость интригующим. Вкупе с колонками от недорогой микросистемы стороннего бренда AI-301DA помикросистемному и звучал: неуверенный бас, удавленная середина, слишком звонкие верха. Тогда мы рискнули подключить его к высокочувствительным напольникам, предназначенным для работы с ламповыми усилителями, звучание ожило! И управляемость низких частот повысилась, и средние обрели необходимый реализм, и на верхах, как говорят звуколюбы, появился воздух. Иными словами, владельца ждет непростое, зато увлекательное дело — найти для усилителя колонки, способные раскрыть его потенциал, но не обладающие ценой автомобиля и размерами серванта. Что касается UD-301, то слушать музыку любого жанра через подключенные к нему высококлассные наушники было одно удовольствие (по этому критерию он ощутимо превзошел своего партнера AI-301DA). В общем, инженеры компании ТЕАС вновь достигли заветной цели — стереть границу между «народной» и эксклюзивной техникой. Они убедительно доказали, что и в миниатюрном аппарате может скрываться гигантский потенциал.

Результаты измерений и паспортные данные USB-ЦАПа TEAC UD-301 и усилителя с USB-входом TEAC AI-301DA

АЧХ усилителя (слева), АЧХ USB-ЦАПа (справа).

ЦАП имеет превосходную АЧХ (рис. 2). Хотя неравномерность превышает 2 дБ, эта величина получается из-за спада на верхах, делающего звучание более комфортным. Нелинейные искажения пренебрежимо малы практически во всем диапазоне рабочих частот (рост начинается лишь на верхах — там, где выходной сигнал значительно ослаблен). Короче говоря, этот компонент вполне достоин называться референсным.

Не подкачал и усилитель. Измеренная мощность оказалась больше заявленной почти на 70% (26 Вт с гаком против 15 Вт по паспорту). Коэффициент демпфирования невысок — всего 14 единиц, но для схемы класса D это несущественно. Тем более что AI-301DA изначально рассчитан на работу с небольшими полочными АС или системой «сателлиты/сабвуфер». Последний вариант наиболее приемлем, поскольку на 50 Гц КНИ превышает 0,2% (см. рис. 1).

Данные лаборатории Stereo&Video, ноябрь, 2014

ЦАП UD-301

Неравномерность АЧХ: 2,1 дБ

Дисбаланс каналов на частоте 1 кГц (L-R): –0,1 дБ

КНИ на 1 кГц/пик: 0,0005/0,0117%

Усилитель AI-301DA

Рвых, Вт (КНИ 0,7%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 26,5/26,8/25,9 Вт

Коэффициент демпфирования: 14,4

КНИ (0,5 Pвых) на 80/1000/10 000 Гц: 0,095/0,077/0,096%

Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 20/>80/>95 кГц

Неравномерность в полосе частот 20 Гц -20 кГц: 0,46 дБ

Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц, дБ: -0,13/-4,38

Взаимопроникновение каналов (L-R/R-L): 50,3/49,9 дБ

Дисбаланс каналов: 0,3 дБ

Паспортные данные

USB-ЦАП UD-301

Микросхема ЦАП: 2хBurrBrown PCM1795

Операционные усилители: 2хMUSES8920

Цифровые входы: коакс.+, опт.+, AES/EBU–, Порт USBA+B

Аналоговые выходы: несимметричный2хRCA: балансный2хXLR

Масса: 2,0 кг

Габариты: 215х61х238 мм

Чтение файлов:

РСМдо 32/192

DSD2,8/5,6 МГц

FLAC/MP3–/–

Возможность апсемплинга: 2х/4х

Отключение выходов: +

Пульт ДУ: –

Усилитель AI-301DA

Выходная мощность, 8 Ом: 2х15 Вт

Микросхема ЦАПBurrBrown: PCM1795

Цифровые входы: коакс.+, опт.+, AES/EBU–, Порт USBA+B

Аналоговые входы: несимметричный2хRCA, балансный–, на сабвуфер+

Крепление акустики: винт.

Поддержка Bluetooth: +

Масса: 2,1 кг

Габариты: 215х61х254 мм

Чтение файлов:

РСМдо 32/192

DSD2,8/5,6 МГц

Пульт ДУ: усилитель/плеер

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 12, 2014
ТЕГИ:#TEAC
50 дБ +

Комментарии

#
Звуколюб — в отличие от аудиофила — не считает, что высококачественная электроника обязана иметь размеры и массу несгораемого шкафа.

Позвольте, разве слово "аудиофил" - не то же самое? "Аудио" - слышу, "фил" - любить.

- 50 дБ +
#

Да, предлагаю называть предельные (нездоровые) случаи аудиофилии звукорастией )))

- 50 дБ +
#

почему ни слова о странном броске искажений в усилителе на 6-7 кгц?

и сначала говорится что с полочниками миницентра не сыграл, в отличие от напольников, а потом говорится что рассчитан на полочники, не бойтесь

- 50 дБ +
#

Есть версия, но писать не буду. Троллем назовут, или ещё как-то в этом духе)

- 50 дБ +
#

Еще когда я в первый раз увидел эти компоненты, как и 501е, меня удивило несоответствие между уровнем источника, в данном случае UD301, и усилителя - AI301DA. ЦАП зачем то имеет XLR - разъемы, из которых никак попасть на усилитель, и лучшие параметры самого ЦАП, лучший усилитель для наушников. То есть отдельный ЦАП повторяет возможности усилителя, но с лучшими параметрами, и, такое ощущение, что рассчитан на усилительный тракт выше уровнем, чем AI301. Поэтому получается несколько несуразная компания, когда усилитель "подрезает крылья" источнику, хотя чаще всего бывает наоборот. Весьма странная концепция фирмы TEAC (как и сама фирма, которая отличается выпуском нестандартных изделий). Видимо, они считали, что человек сначала купить усилитель с встроенным ЦАП, затем захочет улучшить звучание, докупив отдельный внешний ЦАП, а не наоборот, как обычно бывает. Читал другие тесты подобных компонентов TEAC (включая 501ю серию), там писалось, что усилитель плохо раскачивает напольные колонки и очень к ним привередлив.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.