Проект Tidal за три года прошел путь от норвежского стартапа до интернационального инвест-проекта, где совершаются сделки на сотни миллионов долларов. Разумеется, миллионами исчисляется и количество доступных треков на серверах Tidal. Эти и другие цифры, а также перечень уважаемых совладельцев, которые присоединились к призыву Jay-Z, можно посмотреть в Википедии, а мы сразу приступаем к практической стороне вопроса.

Финансы поют романсы в lossless

Tidal предлагает два варианта стрима – Premium и Hi-Fi. Нас интересует исключительно второй, поскольку только в пакете Hi-Fi доступна lossless трансляция и поддержка хайрезов в лице того самого MQA.

Цену за круглосуточный хай-фай поток нельзя назвать гуманной. Абонплата за Tidal Hi-Fi в месяц составит 20 долларов/евро, если регистрироваться через Apple Store будет еще дороже. Ладно, будем считать, что это «Ок» по меркам правоверного меломана, покупающего компакт-диск или пластинку раз в месяц. Ведь примерно такую сумму они и платят за единицу музыкального носителя.

Помимо финансового вопроса в наших широтах сдерживающим фактором для Tidal является его юридическое отсутствие. Приложение не представлено в локальном AppStore, вы даже не сможете просто зарегистрироваться на официальном сайте. Для этого нужно совершить ряд обходных маневров.

Время сейчас такое, что даже грудничок знает про VPN и с чем его едят. Поэтому этот образовательный раздел мы пропускаем и переходим непосредственно к регистрации аккаунта Tidal через VPN-подключение.

Если хотите сэкономить, переключайте VPN на страны Восточной Европы или Турцию, тогда абонплата за Tidal Hi-Fi обойдется дешевле в 3-4 раза. Вот это уже гуманно! А еще гуманнее будет купить ваучер на ebay.com. Там за 3$ продавец вышлет вам логин и пароль к Tidal Hi-Fi с правом доступа на 45 дней. Это уж совсем шара, но персональные настройки, плейлисты при таком способе сохраняться не будут, и каждый раз надо будет все начинать заново.

Софт и хард

Теперь, когда вы зарегистрированы в гостях у Jay-Z, приступаем к интеграции Tidal в личную аудиосистему. Самое простое — это войти на сайт Tidal в браузере Google Chrome и вуаля, уже можно слушать музыку! Возможно, большинство так и поступает, но для нас, контрол-фриков, важно обеспечить максимально «чистое» прохождение сигнала.

В этом случае музыку следует запускать через фирменное приложение Tidal, которое можно скачать на официальном сайте и установить на Mac или Windows, начиная с «семерки». Кроме того, только через официальное приложение возможно декодирование HD-контента, который у Tidal, как известно, упакован в виде MQA. Интерфейс приложения интуитивно понятен и хорошо структурирован. А что насчет присутствия Tidal на мобильных устройствах?

Как уже говорилось, Tidal iOS доступен не для всех Apple Store. В общем, кто наловчился мухлевать с американским аккаунтом, для того установка не проблема. А всем остальным мой сердечный совет – не морочить себе голову, а использовать любое приложение, в котором предусмотрена совместимость с Tidal. Это может быть и аудиоплеер, и управлялка для какого-нибудь стримера. В моем случае я использую бесплатное приложение Seek от хорошо известного в аудиокругах бренда Bel Canto. Мне нравится, что при воспроизведении в Seek всегда указывается не только битрейт, но и битность воспроизводимого потока. А мы пока вернемся за настольный компьютер.

Первые эксперименты

Чтобы вытащить и посмотреть аудиопоток Tidal, нельзя просто скопировать url в какой-нибудь Foobar и сохранить стрим на жесткий диск, как я это проделывал с другими lossless-радио. Этот flac-поток передается зашифрованным. Так что и здесь придется искать обходные пути. Для того, чтобы Tidal все-таки не утек в воздух и оказался на операционном столе, я использовал связку USB-конвертора SOtM dX-USB HD и славного рекордера Sony PCM-D100.

SOtM работает с Tidal как внешняя звуковая карта. USB-конвертор отправляет PCM-поток на оптический вход PCM-D100, включенного на запись. Регулировка уровня при цифровом трансфере не активна; передатчик и приемник просто синхронизируются по одной частоте дискретизации и все. Таким образом, аудиопоток Tidal не подвергается вмешательству, мы сохраняем его в неизменном виде. Что показали первые эксперименты?

Первым делом исследовался основной контент Tidal Hi-Fi в классическом CD-формате 16 бит/44 кГц. Трек, захваченный на лету из Tidal, сравнивался с оригинальным файлом, приобретенным через официальную страницу артиста на bandcamp.com.

Итак, уровень аудиосигнала совпадал с оригиналом только при воспроизведении через настольное приложение Tidal. Как показали дальнейшие замеры, через браузер Google Chrome и док-станциию с телефоном в стрим имеет чуть сниженную громкость на минус 0,8 дБ и 0,5 дБ соответственно. Разумеется, это сущие пустяки по сравнению с той помойкой, которая обычно льется из многочисленных интернет-радиостанций на низком битрейте. Но для чистоты эксперимента все дальнейшие образцы мы будем брать только из настольного приложения Tidal.

Тайны MQA

Все Hi-Res издания в Tidal отмечены буквой M — master и транслируются в зашифрованном MQA-контейнере. Вопросы, почему при современной ширине каналов нельзя было просто передавать оригинальные аудиофайлы, оставим за скобками. Разработчики MQA утверждают, что имеет место некий процесс, пользительный для слуха. Поэтому начнем с позиций, эксклюзивно представленных только на Tidal в MQA.

Альбом Beyonce «Lemonade» невозможно найти в HD Tracks, нету его и на других сервисах, торгующих хайрезами. Максимум, что можно встретить — это компакт-диск и не более. В целом, несмотря на современную компрессию динамики, «Lemonade» звучит весьма прилично, да и вообще по всем статьям выгодно отличается от предыдущих работ певицы. Попробуем разобраться, вносит ли MQA свою лепту в эти успехи?

Если отключить MQA-преобразование в настройках настольного приложения Tidal, система будет воспроизводить «Lemonade» с разрядностью 24 бит / 44 кГц. На спектрограмме можно заметить любопытный ультразвуковой шумок в узкой полосе 20-22 кГц, который тянется через весь альбом. Этот артефакт отсутствует на обычной, не master-версии «Lemonade», и ее 16-битное разрешение в этом не виновато. Все указывает, что перед нами именно данные для MQA-декодера, тихонько помещенные в высокочастотную область. И слово «тихонько» здесь не литературный эпитет. Эту область и так мало кто слышит, а кроме того, и сам подмешанный MQA-сигнал расположен по уровню ниже порога слышимости минус 100 дБ. Что-то подобное применялось у HDCD в 90-х, только там с помощью шума увеличивалась битность (т.е. динамический диапазон) сигнала до 20 бит. Включим же MQA-декодирование!

Та-ак, с включенным MQA-декодером приложение Tidal удвоило частоту дискретизации аудиопотока до 88 кГц. Посмотрим, что в нем имеется… Господи, а это что еще за «пропил» в АЧХ? На участке начиная с частоты Найквиста-Котельникова 22 кГц (т.е. там, где кончается полоса сигнала с дискретизацией 44,1 кГц) и до 24 кГц (т.е. там, где кончается полоса сигнала с дискретизацией 48 кГц) образовалась «мертвая зона». После нее сигнал вроде бы благополучно затухает, но какова его природа?

В принципе, USB-конвертер SOtM не является MQA-совместимым устройством. Может быть, ему попросту не все дано понять? Ок, подключим MQA-сертифицированный ЦАП Audioquest Dragonfly Black, который в последней прошивке меняет цвет подсветки на малиновый при подаче на вход MQA-сигнатуры. Заметим, что он это делает только при включенном декодировании в среде настольного приложения Tidal. Видимо, распаковывать и декодировать поток напрямую уже не хватит вычислительной мощности его встроенного процессора. Посмотрим спектр аналогового сигнала, снятого с аудиовыхода Dragonfly, и что же?

Этот дурацкий «пропил» никуда не делся! Оптимисты увидят в этом знак неких восстановленных с помощью MQA гармоник, ну а реалисты проверят остальные файлы.

Образцы альбома группы America «Homecoming» 1972 года при отключенном декодере MQA несут те же артефакты — ультразвуковой шумок, который отсутствует на обычной версии. Отличие разве что в дискретности сигнала, который при 24 битах имеет 48 кГц, а не 44 как у «Lemonade». Соответственно, при включении MQA-декодера в настройках настольного приложения Tidal, мы принимаем поток 24 бит/96 кГц. Вы не поверите, но здесь уже нет никаких «мертвых зон»! Сигнал спадает чинно и гладко, как и у аналогичных релизов America на HDtracks. Даже пичок какой-то вылез на 28 кГц. Что частенько случается при оцифровке аналоговых носителей.

Что же тогда было у Beyonce? Ответ дают альбомы групп Kraftwerk и The Magnetic Fields. В отличие от эксклюзивного «Lemonade», издания «3-D (Der Katalog)» и «50 Song Memoir» можно сыскать и на других ресурсах. Так вот, везде они доступны в размерности 24 бит/44 кГц, и не более. И точно так же, как и «Lemonade», после MQA-декодирования, апсемплируются до 88 кГц, с аналогичным «пропилом» на частотной характеристике. Какие из этого можно сделать выводы?

Пример трека из последнего альбома The Magnetic Fields в 24 бит / 44 кГц. Все, что возникает выше стрелки — это самодеятельность MQA-декодера, которая отсутствовала на оригинальном аудиофайле


Суду все ясно

1. Версию, что MQA-алгоритм используется на этапе звукозаписи, можно признать несостоятельной. Возможно, что-то применяется для каких-то экспериментальных треков, но определенно пока не в актуальной музыкальной продукции.

2. Технология MQA путем добавления незначительного количества кодированного шума в области 20 кГц позволяет из потока 24 бит/48 кГц достаточно достоверно восстанавливать спектр оригинального HD-образца 24 бит/96 кГц.

3. Музыкальные исходники с размерностью 24 бит / 44 кГц в результате MQA-обработки подвергаются апсемплированию со специфической фильтрацией, одним из результатов которой является неполное подавление зеркальных помех.

Постлюдия

Ну вот и выяснилось, что далеко не все хайрезы в Tidal соответствуют оригиналу. Скажем более, далеко не каждый альбом на Tidal доступен в оригинальном качестве. И ладно, когда значок Hi-Fi в приложении просто не загорается, указывая на lossy-поток. При таком огромном массиве музыки, периферийные издания никто специально не проверяет. Так что, например, альбом Антохи МС в Tidal Hi-Fi оказался голимым апконвертом. Но все это отдельные случаи, мелочи, которые не портят самого главного.

А главное заключается в том, что трансляцию Tidal приятно слушать где угодно — на кухне, за работой или в любых местах, где есть Wi-Fi. Даже бюджетная аудиосистема в фоновом режиме зазвучит гораздо адекватнее и разборчивее, когда на нее подается lossless вместо мерзких артефактов мр3 кодирования. И что бы там не говорили в слепых тестах, фонограмма в оригинальном формате не утомляет при длительном прослушивании. А Tidal нужно слушать долго. Ведь вы уже бросили несколько долларов на ближайший месяц, пусть себе играет. Да, и не забудьте включить в плейлист упомянутые альбомы!