Tidal не для кидал. Исследуем самый известный сервис потокового аудио в Hi-Res

Tidal не для кидал. Исследуем самый известный сервис потокового аудио в Hi-Res

Проект Tidal за три года прошел путь от норвежского стартапа до интернационального инвест-проекта, где совершаются сделки на сотни миллионов долларов. Разумеется, миллионами исчисляется и количество доступных треков на серверах Tidal. Эти и другие цифры, а также перечень уважаемых совладельцев, которые присоединились к призыву Jay-Z, можно посмотреть в Википедии, а мы сразу приступаем к практической стороне вопроса.

Финансы поют романсы в lossless

Tidal предлагает два варианта стрима – Premium и Hi-Fi. Нас интересует исключительно второй, поскольку только в пакете Hi-Fi доступна lossless трансляция и поддержка хайрезов в лице того самого MQA.

Цену за круглосуточный хай-фай поток нельзя назвать гуманной. Абонплата за Tidal Hi-Fi в месяц составит 20 долларов/евро, если регистрироваться через Apple Store будет еще дороже. Ладно, будем считать, что это «Ок» по меркам правоверного меломана, покупающего компакт-диск или пластинку раз в месяц. Ведь примерно такую сумму они и платят за единицу музыкального носителя.

Помимо финансового вопроса в наших широтах сдерживающим фактором для Tidal является его юридическое отсутствие. Приложение не представлено в локальном AppStore, вы даже не сможете просто зарегистрироваться на официальном сайте. Для этого нужно совершить ряд обходных маневров.

Время сейчас такое, что даже грудничок знает про VPN и с чем его едят. Поэтому этот образовательный раздел мы пропускаем и переходим непосредственно к регистрации аккаунта Tidal через VPN-подключение.

Если хотите сэкономить, переключайте VPN на страны Восточной Европы или Турцию, тогда абонплата за Tidal Hi-Fi обойдется дешевле в 3-4 раза. Вот это уже гуманно! А еще гуманнее будет просто купить ваучер на ebay.com. Там за 3$ продавец просто вышлет вам логин и пароль к Tidal Hi-Fi с правом доступа на 45 дней. Это уж совсем шара, но персональные настройки, плейлисты при таком способе сохраняться не будут, и каждый раз надо будет все начинать заново.

Софт и хард

Теперь, когда вы зарегистрированы в гостях у Jay-Z, приступаем к интеграции Tidal в личную аудиосистему. Самое простое — это войти на сайт Tidal в браузере Google Chrome и вуаля, уже можно слушать музыку! Возможно, большинство так и поступает, но для нас, контрол-фриков, важно обеспечить максимально «чистое» прохождение сигнала.

В этом случае музыку следует запускать через фирменное приложение Tidal, которое можно скачать на официальном сайте и установить на Mac или Windows, начиная с «семерки». Кроме того, только через официальное приложение возможно декодирование HD-контента, который у Tidal, как известно, упакован в виде MQA. Интерфейс приложения интуитивно понятен и хорошо структурирован. А что насчет присутствия Tidal на мобильных устройствах?

Как уже говорилось, Tidal iOS доступен не для всех Apple Store. В общем, кто наловчился мухлевать с американским аккаунтом, для того установка не проблема. А всем остальным мой сердечный совет – не морочить себе голову, а использовать любое приложение, в котором предусмотрена совместимость с Tidal. Это может быть и аудиоплеер, и управлялка для какого-нибудь стримера. В моем случае я использую бесплатное приложение Seek от хорошо известного в аудиокругах бренда Bel Canto. Мне нравится, что при воспроизведении в Seek всегда указывается не только битрейт, но и битность воспроизводимого потока. А мы пока вернемся за настольный компьютер.

Первые эксперименты

Чтобы вытащить и посмотреть аудиопоток Tidal, нельзя просто скопировать url в какой-нибудь Foobar и сохранить стрим на жесткий диск, как я это проделывал с другими lossless-радио. Этот flac-поток передается зашифрованным. Так что и здесь придется искать обходные пути. Для того, чтобы Tidal все-таки не утек в воздух и оказался на операционном столе, я использовал связку USB-конвертора SOtM dX-USB HD и славного рекордера Sony PCM-D100.

SOtM работает с Tidal как внешняя звуковая карта. USB-конвертор отправляет PCM-поток на оптический вход PCM-D100, включенного на запись. Регулировка уровня при цифровом трансфере не активна; передатчик и приемник просто синхронизируются по одной частоте дискретизации и все. Таким образом, аудиопоток Tidal не подвергается вмешательству, мы сохраняем его в неизменном виде. Что показали первые эксперименты?

Первым делом исследовался основной контент Tidal Hi-Fi в классическом CD-формате 16 бит/44 кГц. Трек, захваченный на лету из Tidal, сравнивался с оригинальным файлом, приобретенным через официальную страницу артиста на bandcamp.com.

Итак, уровень аудиосигнала совпадал с оригиналом только при воспроизведении через настольное приложение Tidal. Как показали дальнейшие замеры, через браузер Google Chrome и док-станциию с телефоном в стрим имеет чуть сниженную громкость на минус 0,8 дБ и 0,5 дБ соответственно. Разумеется, это сущие пустяки по сравнению с той помойкой, которая обычно льется из многочисленных интернет-радиостанций на низком битрейте. Но для чистоты эксперимента все дальнейшие образцы мы будем брать только из настольного приложения Tidal.

Тайны MQA

Все Hi-Res издания в Tidal отмечены буквой M — master и транслируются в зашифрованном MQA-контейнере. Вопросы, почему при современной ширине каналов нельзя было просто передавать оригинальные аудиофайлы, оставим за скобками. Разработчики MQA утверждают, что имеет место некий процесс, пользительный для слуха. Поэтому начнем с позиций, эксклюзивно представленных только на Tidal в MQA.

Альбом Beyonce «Lemonade» невозможно найти в HD Tracks, нету его и на других сервисах, торгующих хайрезами. Максимум, что можно встретить — это компакт-диск и не более. В целом, несмотря на современную компрессию динамики, «Lemonade» звучит весьма прилично, да и вообще по всем статьям выгодно отличается от предыдущих работ певицы. Попробуем разобраться, вносит ли MQA свою лепту в эти успехи?

Если отключить MQA-преобразование в настройках настольного приложения Tidal, система будет воспроизводить «Lemonade» с разрядностью 24 бит / 44 кГц. На спектрограмме можно заметить любопытный ультразвуковой шумок в узкой полосе 20-22 кГц, который тянется через весь альбом. Этот артефакт отсутствует на обычной, не master-версии «Lemonade», и ее 16-битное разрешение в этом не виновато. Все указывает, что перед нами именно данные для MQA-декодера, тихонько помещенные в высокочастотную область. И слово «тихонько» здесь не литературный эпитет. Эту область и так мало кто слышит, а кроме того, и сам подмешанный MQA-сигнал расположен по уровню ниже порога слышимости минус 100 дБ. Что-то подобное применялось у HDCD в 90-х, только там с помощью шума увеличивалась битность (т.е. динамический диапазон) сигнала до 20 бит. Включим же MQA-декодирование!

Та-ак, с включенным MQA-декодером приложение Tidal удвоило частоту дискретизации аудиопотока до 88 кГц. Посмотрим, что в нем имеется… Господи, а это что еще за «пропил» в АЧХ? На участке начиная с частоты Найквиста-Котельникова 22 кГц (т.е. там, где кончается полоса сигнала с дискретизацией 44,1 кГц) и до 24 кГц (т.е. там, где кончается полоса сигнала с дискретизацией 48 кГц) образовалась «мертвая зона». После нее сигнал вроде бы благополучно затухает, но какова его природа?

В принципе, USB-конвертер SOtM не является MQA-совместимым устройством. Может быть, ему попросту не все дано понять? Ок, подключим MQA-сертифицированный ЦАП Audioquest Dragonfly Black, который в последней прошивке меняет цвет подсветки на малиновый при подаче на вход MQA-сигнатуры. Заметим, что он это делает только при включенном декодировании в среде настольного приложения Tidal. Видимо, распаковывать и декодировать поток напрямую уже не хватит вычислительной мощности его встроенного процессора. Посмотрим спектр аналогового сигнала, снятого с аудиовыхода Dragonfly, и что же?

Этот дурацкий «пропил» никуда не делся! Оптимисты увидят в этом знак неких восстановленных с помощью MQA гармоник, ну а реалисты проверят остальные файлы.

Образцы альбома группы America «Homecoming» 1972 года при отключенном декодере MQA несут те же артефакты — ультразвуковой шумок, который отсутствует на обычной версии. Отличие разве что в дискретности сигнала, который при 24 битах имеет 48 кГц, а не 44 как у «Lemonade». Соответственно, при включении MQA-декодера в настройках настольного приложения Tidal, мы принимаем поток 24 бит/96 кГц. Вы не поверите, но здесь уже нет никаких «мертвых зон»! Сигнал спадает чинно и гладко, как и у аналогичных релизов America на HDtracks. Даже пичок какой-то вылез на 28 кГц. Что частенько случается при оцифровке аналоговых носителей.

Что же тогда было у Beyonce? Ответ дают альбомы групп Kraftwerk и The Magnetic Fields. В отличие от эксклюзивного «Lemonade», издания «3-D (Der Katalog)» и «50 Song Memoir» можно сыскать и на других ресурсах. Так вот, везде они доступны в размерности 24 бит/44 кГц, и не более. И точно так же, как и «Lemonade», после MQA-декодирования, апсемплируются до 88 кГц, с аналогичным «пропилом» на частотной характеристике. Какие из этого можно сделать выводы?

Пример трека из последнего альбома The Magnetic Fields в 24 бит / 44 кГц. Все, что возникает выше стрелки — это самодеятельность MQA-декодера, которая отсутствовала на оригинальном аудиофайле


Суду все ясно

1. Версию, что MQA-алгоритм используется на этапе звукозаписи, можно признать несостоятельной. Возможно, что-то применяется для каких-то экспериментальных треков, но определенно пока не в актуальной музыкальной продукции.

2. Технология MQA путем добавления незначительного количества кодированного шума в области 20 кГц позволяет из потока 24 бит/48 кГц достаточно достоверно восстанавливать спектр оригинального HD-образца 24 бит/96 кГц.

3. Музыкальные исходники с размерностью 24 бит / 44 кГц в результате MQA-обработки подвергаются апсемплированию со специфической фильтрацией, одним из результатов которой является неполное подавление зеркальных помех.

Постлюдия

Ну вот и выяснилось, что далеко не все хайрезы в Tidal соответствуют оригиналу. Скажем более, далеко не каждый альбом на Tidal доступен в оригинальном качестве. И ладно, когда значок Hi-Fi в приложении просто не загорается, указывая на lossy-поток. При таком огромном массиве музыки, периферийные издания никто специально не проверяет. Так что, например, альбом Антохи МС в Tidal Hi-Fi оказался голимым апконвертом. Но все это отдельные случаи, мелочи, которые не портят самого главного.

А главное заключается в том, что трансляцию Tidal приятно слушать где угодно — на кухне, за работой или в любых местах, где есть Wi-Fi. Даже бюджетная аудиосистема в фоновом режиме зазвучит гораздо адекватнее и разборчивее, когда на нее подается lossless вместо мерзких артефактов мр3 кодирования. И что бы там не говорили в слепых тестах, фонограмма в оригинальном формате не утомляет при длительном прослушивании. А Tidal нужно слушать долго. Ведь вы уже бросили несколько долларов на ближайший месяц, пусть себе играет. Да, и не забудьте включить в плейлист упомянутые альбомы!

ТЕГИ:#Tidal
74.77 дБ +

Комментарии

#

Традиционно любопытно...

Спасибо!

- 50 дБ +
#

Спасибо за обзор.

Хочу уточнить один нюанс по управлению. 6-7лет пользуюсь Спотифай и привык управлять выбором музыки через приложение на смартфоне - система подключена к ноутбуку на котором работает спотифай, а я, если не нахожусь за столом, с любой точки через приложение могу "листать" музыку (слушать одновременно два устройства на одном профиле нельзя, но на всех устройствах "одинаковая информация"). В Тидал же все устройства живут сами по себе - не могу листать треки, альбомы, да даже паузу поставить... Вопрос: это их особенность или где-то что-то нужно нажать? И переустанавливал, и разные платформы пробовал, и настройки листал...

4 месяца пользуюсь сервисом и эта проблема изрядно портит общее впечатление.

- 50 дБ +
#

десктоп приложение не предоставляет внешнее управление, насколько я понял

можно работать с tidal если стример позволяет прописать его в своей управлялке

если самого стримера нет (как в моем случае), то seek просто воспроизводит поток как софтовый плеер и аудиопоток можно отправить куда-то еще например по airplay

- 50 дБ +
#

Если вы пользователь оборудования Apple, то на компьютер можно установить плеер Audirvana Plus (с 3.х версии он поддерживает с MQA) который умеет работать с Tidal, а на iPhone, iPad, iPod программу для управления плеером https://audirvana.com/?page_id.... Живу с таким сэтапом

- 53.01 дБ +
#

совершенно верно! кроме аудирваны пока с mqa никто не работает

- 50 дБ +
#

На Amarra

Integrated TIDAL support (MQA Masters coming soon)
- 50 дБ +
#

MQA поддерживается на уровне софтового декодинга уже месяца два как

- 50 дБ +
#
Ладно, будем считать, что это «Ок» по меркам правоверного меломана, покупающего компакт-диск или пластинку раз в месяц.

Я до сих пор покупаю иногда лицензионные CD. У моего дилера они по 500-600 руб сейчас, наши или старого выпуска иногда по 300-400. Двойники 800. Это 8-12$, а не 20. 20$ - это эксклюзив, привезенный лично каким-нибудь сторонним продавцом, иногда этому дилеру, чтобы мне такой продать, приходится сначала связываться с этим типом и ездить к нему забирать. Но по 1200 я ни разу не брал, самые дорогой помню был 900. Ну ежели винил, то да...

Технология MQA путем добавления незначительного количества кодированного шума в области 20 кГц позволяет из потока 24 бит/48 кГц достаточно достоверно восстанавливать спектр оригинального HD-образца 24 бит/96 кГц.

Понятно, это совсем немного данных, если их зажать. Только на слух это что-то добавляет, кроме света этой лампочки MQA?

Музыкальные исходники с размерностью 24 бит / 44 кГц в результате MQA-обработки подвергаются апсемплированию со специфической фильтрацией, одним из результатов которой является неполное подавление зеркальных помех.

Ну можно предположить, что опорная частота MQA-кодирования - 48 кГц, и это следствие ошибок конвертирования из 44.1. Meridian, гранд "настоящего английского звука", что и сказать...

А в остальном статью одобрям.

- 50 дБ +
#

правоверные меломаны живут только в Японии, Ярослав -)

Только на слух это что-то добавляет, кроме света этой лампочки MQA?

it depends

если считаете, что от 24/96 пользы никакой по сравнению с компакт-диском, тогда "ничего не добавляет"

- 50 дБ +
#
тогда "ничего не добавляет"

К 24/48 добавлено что-то, что еще зажали компрессором. Ну Вы сами пишете про Ваше мнение о звуке mp3. В итоге - 24/96 исходное, или 24/48 + "еще там что-то, что удалось сохранить при сжатии, остальное вы все равно не услышите". Вам то лично как показалось, дает этот MQA на слух реальное ощущение хайреза, или если бы лампочка не загорелась, "я ничего не чувствую".

it depends

Часто человеку кажется, что стало лучше, потому что он считает, что должно стать лучше. Кашпировский подтверждает лично.

- 53.01 дБ +
#

драгонфлай - не то устройство, которое позволяет категорично судить о разнице

а что касается распаковки на tidal до хайреза 24/96 через sotm и sony, меня все устроило и даже не отказал себе в удовольствии сделать несколько рипов альбомов

- 50 дБ +
#

Ну то есть MQA тут показал себя стоящим. А реально, на Ваш взгляд, как они хлестались в саморекламе, впихнуть например 24/96 в 16/44.1? Да еще так, чтобы получившийся материал с MQA можно было воспроизвести на устройстве без декодера, и звук будет приемлемый?

- 50 дБ +
#

почему нет? впихивали же 20 бит в HDCD. удельный вес вч-гармоник маленький, их можно прятать во всяком мусоре, из которого потом выцепит свое приемник, настроенный на mqa-сигнатуру

на обычном оборудовании такой поток будет воспроизводиться с упомянутым на картинках шумком, который все равно будет перекрыт другими помехами тракта (например тепловыми)


- 50 дБ +
#

Да, но чем больше данных надо будет восстанавливать, тем ощутимее будет этот "шумок" выше 20 кГц. Сейчас просто очень мало записей, где реально будут чувствоваться биты выше 16 и килогерцы выше 48. Этих данных просто реально немного на обычных записях. Но не исключено, что с каждым годом их будет все больше. То есть аппаратура студий и любителей освоит хайрез-диапазон. Тогда этот MQA начнет реально шипеть, это будет ощутимо. Мне кажется, произойдет как с mp3: когда носимая аппаратура и плееры на компах научились воспроизводить звук с нормальным качеством, то lossy уже устраивать перестал. А все записи этих Tidal как раз к тому моменту переедут на MQA, они обещали.

- 50 дБ +
#

в студиях звукозаписи никто специально хайрезы не "осваивает" и спектр как я не смотрит

в Протулзе и тому подобных программах, как правило, используют мультитреки 24/44 или 24/48 и полностью довольны. большинство студийных плагинов работают именно в этих параметрах не выше

многие музыканты вообще не ведают, в какой дискретности они работают - проект создается Протулзом автоматом и потом при необходимости сохраняется с понижением для CD

Среда 24 бит здесь нужна как более точная в математическом отношении при микшировании, ошибок квантования меньше и они лежат вне пределов слуха. А так по-чесноку современной музыке с низким динамическим диапазоном и 10-12 бит хватает за глаза )))


хайрезы свыше 24/48 нужны по большому счету для архивной оцифровки аналоговых носителей





- 50 дБ +
#

Это правильно с нашей точки зрения. Но маркетинг - штука неумолимая. Чем больше будет аппаратов, способных воспроизводить хайрезы, тем чаще будут требовать от музыкантов выдать эти "реальные" 24 бит 96 кГц. Потом надо будет стимулировать переход на аппараты способные распознавать MQA. Вот начнется тут поток лапши на уши.

- 50 дБ +
#

эти страхи напрасны

хайрез идея очень нишевая и вообще не выглядит золотой жилой

- 50 дБ +
#

Все верно. 24/48 как правило. И даже симфоническая музыка пишется с этими параметрами. Ставить 96 смысла просто нет, хотя некоторые товарищи при записи это все же делают, но тому есть некоторые причины, напрямую со звучанием не связанные.. Разницу между 48 и 96 хрен услышишь, при условии что не знаешь. Хотя знаю я одного перца, который говорит что слышит разницу между 96 и 192. Случаются ж чудеса однако.

- 50 дБ +
#

Я использую Apple Music, так как компьютера у меня нет, и качать что-то отдельно тоже смысла не вижу.
думал попробовать Дизер, там вроде как во флаке все, но так как я слушаю музыку с семерки, у которой нет лослесс кодека и наушники у меня беспроводные Бивни Р7, ну и у дизера оказался вырвиглазный и неудобный интерфейс да и разницы по проводу я слишком заметной не услышал, так что я решил не заморачиваться и использовать Эппл Мьюзик и дальше. Благо все что я слушаю у них есть( ну почти все, последнего альбома MBV к моему сожалению, нету(( ) и качество вполне устраивает.
такие дела.

- 50 дБ +
#

почему у семерки нет лослесс кодека, кто вам это сказал?

дизер элит привязан к приложениям сонос, абонплата те же 20 долларов без вариантов купить дешевый ваучер, не вижу у дизера преимуществ перед тидалом

- 50 дБ +
#

ну, по воздуху я ведь не могу слушать с семерки хайрезы? Я юзал дизер премиум вроде.
так или иначе, я не настолько в теме правильного звука, меня все устраивает.
конечно дома на пластинках веселее звучит, но в метро, офисе или самолете мне и аас вполне даже ок.

- 50 дБ +
#

24 бит можно слушать через родной 3,5 мм адаптер за 15 баксов, отличный кстати, играет лучше шестерки

- 50 дБ +
#

ну вот я в офисе сижу, слушаю через переходник.
кстати, такой вопрос- в докторхеде видел какой-то новый цап от фио, как раз для семерок, только чуть больше по размерам. есть ли смысл его покупать? что-то станет лучше кардинально? или на ААС не замечу разницы?

- 50 дБ +
#

ну если какието лопухи разве что раскачать

а если арматуры, то у фирменного адаптера очень низкое сопротивление,на выходе, что хорошо для них


- 50 дБ +
#

у меня B&W P7 других нет. затычки не использую

- 50 дБ +
#

Любопытная статья, Tidal уже год как заменил мне мою коллекцию рипов cd. Удобнейшая инновация с очень приличным качеством 16/44.1. Для современных записей то что доктор прописал. Пока особого хайпа по поводу MQA не испытал - кажется что очередной маркетинг. Chord Mojo + Audirvana играет отлично декодируя софтово любую запись в MQA c макс 24/96

На NAS остались только DSD и редкий HiRez классической музыки + джаза

- 50 дБ +
#

Я в свое время решил сравнить Tidal и Qobuz и остановился на Qobuz именно из за честных 24Bit/192KHz, и то что flac можно реально сохранять на жесткий диск если покопаться во вкладке Network DevTools.

- 53.01 дБ +
#

У вас подписка Qobuz Sublime +?


Если да, расскажите поподробнее как оформить подписку имея на руках только российскую дебетовую карточку

- 50 дБ +
#

Регистрировался через VPN, который позволял "переместить меня" в GB. Для этого вполне достаточно Browsec VPN, причем переместит он вас в GB без платной подписки. Курьез в том, если страна не из списка стран сервиса, то переключает язык автоматом на францусский. Оплата через PayPal, а к PayPal привязанна дебетовая карта Альфа Банка.

- 50 дБ +
#

Дело не в спектрах и не в частотах и не в графиках, а в том, что MQA не размывает временные промежутки, как все остальные кодеки. Конечно, приличное железо поможет услышать разницу -- она существенная в пользу MQA. Кстати, сам кодек устроен по принципу блокчэйна ))

- 53.01 дБ +
#

я читал об этом в пресс релизе, а вы откуда читали?

независимые от mqa пользователи делали и на этот счет исследования

Не хотелось уже об этом упоминать, но и с фазовыми фильтрами там никаких уникальных вещей. Могу дать ссылку, причем не одну.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.