Широкий формат кино в СССР: SOVSCOPE 70 мм

Широкий формат кино в СССР: SOVSCOPE 70 мм

Сходив сегодня в кино, можно долго пребывать под впечатлением от современных технологий: большие серебряные экраны, мягкие и просторные кресла, 3D эффект. Но сегодняшний инновационный прорыв в кинематографе — всего лишь переосмысление технологических достижений полувековой давности.

Так, еще задолго до появления IMAX, в 1957 году сотрудниками Всесоюзного НИКИИ (научно-исследовательский кино и фото институт) СССР началась разработка систем широкоформатного кинематографа, получивших название «SOVSCOPE».

В результате творческому коллективу под командованием Голдовского Е.М. при участии киностудии «Мосфильм», конструкторских бюро киноаппаратуры и заводов киномеханической промышленности в сжатые сроки удалось создать советскую систему широкоформатного кинематографа.

Рвение советских кинематографистов было обосновано стремлением обеспечить свободный обмен копиями фильмов между различными странами. Тем более советская система широкоформатного кино соответствовала системе Todd AO, за тем лишь исключением, что в СССР использовалась пленка 70 мм (как для съемки, так и для печати фильмов), а также с применением 9-ти канальной магнитной фонограммы, записываемой на отдельную 35-мм магнитную ленту. Был разработан весь необходимый парк съемочной аппаратуры для натурных и павильонных съемок: полная линейка оптики, состоящая из объективов с фокусным расстоянием от 15 до 300 мм, трансфокаторы для съемки в широком формате, а также копировальная и проекционная аппаратура для новейшего формата.

Первым советским широкоформатным фильмом была картина «Повесть пламенных лет», снятая на 70-мм негативную пленку объединения «Свема», премьера которого состоялась 23 февраля 1961 года в обычном кинотеатре «Мир» с использованием двух 70-мм кинопроекторов.

Московский кинотеатр «Мир», в котором состоялась премьера первого советского широкоформатного фильма «Повесть пламенных лет»

«Повесть пламенных лет» была растиражирована на 444 фильмокопии и, как результат, — фильм посмотрело 12,6 миллиона советских кинозрителей. Это дало толчок проектированию и строительству в СССР широкоформатных кинотеатров с большой вместимостью залов, оборудованием для показа как обычных, так широкоэкранных и широкоформатных фильмов, а также многоканальной звуковой системой.

Так, в феврале 1961 года в Москве был открыт первый широкоформатный кинотеатр «Россия». Большой зал кинотеатра вмещал 2,5 тысячи зрителей, где был установлен самый крупный в мире экран, ширина которого составила 29, а высота — 11 метров.

Наибольшее количество широкоформатных кинотеатров в 60-х было внедрено в городах Украины: Черновцы, Львов, Киев, Донецк, Запорожье, Ивано-Франковск, Харьков, Хмельницкий и Макеевка. В портовом курортном городе Одессе широкоформатных кинотеатров было несколько.

С 1962 по 1990 год украинскими кинематографистами было снято более 30 широкоформатных полнометражных фильмов, среди которых «Белая птица с черной отметиной», «Вечер накануне Ивана Купала», «Захар Беркут», «Легенда о княгине Ольге», «Туманность Андромеды», «Ярослав Мудрый».

Первым широкоформатным игровым фильмом киностудии «Ленфильм» стала картина «Крепостная актриса», вышедшая на экраны в 1963 году. Всего киностудией на Неве было снято около 40 широкоформатных фильмов, самый кассовый из которых — «Свадьба в Малиновке» (его посмотрело почти 75 миллионов зрителей). А самым дорогим широкоформатным советским фильмом стала экранизация романа Льва Толстого «Война и мир». Ходят слухи, что фильм обошелся в 180 миллионов долларов США. И как оказалось — не зря. Картина «Война и мир» в 1968 году была удостоена «Оскара» в категории «Лучший иностранный фильм». Еще одна широкоформатная картина, получившая «Оскар» 1975 года в той же номинации — «Дерсу Узала» Акиры Курасавы.

Кадр из кинофильма «Война и мир»

Широкоформатные фильмы в СССР снимались вплоть до его развала. Всего было снято около 160 полнометражных картин. И сегодня огромный культурный пласт советского широкоформатного кинематографа периодически появляется в виде реставрированных оцифровок, выпущенных впоследствии как на DVD, так и Blu-Ray: «Через тернии к звездам», «Дерсу Узала», «Свадьба в Малиновке» и другие.

Факты, конечно, потрясающие, но в итоге все вышло не так радужно, как хотелось. Индустрия, как у нас, так и на Западе, в начале 70-х наигралась с широким форматом и вернулась назад на 35-мм стандарт (теперь это удел фриков типа Тарантино или эстетов типа Фрике). А широкоформатные фильмы остались не у дел, в том плане, что в результате они стали обузой для киностудий, кинопроката и кинохранилищ.

Кадр из кинофильма «Свадьба в Малиновке»

В итоге все было переведено на 35 мм, и те цифровые сканы, которые вы сейчас можете скачать на трекере этих фильмов — они не с широкоформатной пленки, а с «лаванд» (дубль-позитивов/мастер-копий) обычноформатных пленок. И «Свадьба в Малиновке», и «Дерсу Узала», и «Через тернии к звездам» (2К DCP-копия, сделанная с лаванды из ГФФ сыном Викторова) — это все сканы с обычных пленок. А 70мм-оригиналы гниют в ГФФ — с ними никто не хочет возится, т.к. дорого и трудозатратно. Выражение «гниют» — образное: уже происходят необратимые химические процессы на эмульсионном слое, и он сам по себе отваливается со скручивающегося целлулоида.

Кстати, с широким форматом были и обратные процессы в советском кино. Кинотеатры пооснащали достаточно, а кассовые фильмы были обычными. Именно поэтому некоторые широкоэкранные фильмы, наоборот, переводили в 70-мм для проката. Даже «Рублева» Тарковского были сделаны ш/ф мастер-копии для последующего тиражирования, но фильму присвоили низкую категорию. В итоге эту затею посчитали накладной для ограниченного проката. А так, по свидетельству очевидцев, зрелище было потрясающее! Равно как и московские кинотеатры «Мир» и «Россия» с обалденными экранами и хорошими фильмокопиями. Чего уж точно не скажешь о советских заштатных кинотеатрах, с заезженными мутными коричнево-бурмалиновыми копиями и с вечно несфокусированной проекцией.

70.79 дБ +

Комментарии

#

Спасибо!

Познавательно...

- 50 дБ +
#

Качество отечественного оборудования и пленки было так себе и любой, даже 35 мм западный фильм демонстрировал эту разницу.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Вы совершенно не разбираетесь в теме. С 1983 года советские 70мм фильмокопии печатали на немецкой пленке ORWO, потому они до сих пор выглядят как в день печати. В США даже самые хитовые фильмы вроде "Звездных войн" выпускали ан 70мм на дешевой пленке, которая полностью выцвела к нашим дням и стала красной. Были цветостойкие виды советской пленки. Фильмокопии, отпечатанные на ней, не уступают сейчас копиям LPP тех тел по сохранности цвета.

- 50 дБ +
#

Я хорошо помню, как после первого курса института меня должны были призвать в армию. И в качестве патриотического подъема по этому поводу мне рекомендовали посмотреть "Одиночное плаванье". Фильм поражал сразу тем, что раздвигали экране не только в ширину, но и в высоту, что было в новинку. Я и не знал, что такое возможно. Но сам фильм... Наши бравые моряки выносят американских недоморпехов на раз. Особого подъема не вызвал. Тем более что опять в качестве американских торпедных катеров для сокращения бюджета видимо выступали никак не задекорированные хорошо знакомые силуэтами наши советские. Сейчас про него уже и трудно инфу найти... А фантастический блокбастер "Через тернии к звездам" помню глубоко разочаровал. Снято красиво, как нашенский звездолет находит в глубинах космоса почти брошенный экипажем инопланетный корабль. Это и показывали в рекламе фильма по телевизору. Неплохо для нашего кино того периода. Кажется, идею можно развить очень и очень. Но тут вам не здесь. Оказалось, это самое начало, минут 3-5 первые. Дальше все пошло заупокой и уперлось в маразм советского фантастического кино. 2 серии трудно было вытерпеть. Единственное, что можно было от зрителей услышать на выходе: "Ммм... да уж..." Запомнился инопланетный форм жизни в виде спрута. Он жил на планете "Океан" и никогда в жизни не видел советской апельсиновой жевачки фабрики "Рот Фронт". Поэтому он всем говорил: "Берите жевачку, ее мало и на всех не хватит". Ну там все в этом ключе дальше.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

еще были 3д фильмы. Помню какуюто нудную комедию про кавказ, где вся радость заключалась в шашлыке, который вылезал в зрительный зал гг

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Еще про революцию был фильмец в "стерео", со стерео очками, где поп тайно прислуживал белым, за что поплатился. Запомнился тем, что никакого стерео эффекта я не ощутил, не смотря на эти очки.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да ладно. Я в детстве смотрел в 3D другую отечественную "нудную комедию про кавказ" - "Али-Баба и 40 разбойников". Очень даже было вполне. И монеты в зал летели и ножички - в 10-летнем возрасте самое то. А сейчас вот 3D не воспринимаю от слова совсем. Это противоестественно со всех точек зрения.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Svetopisez #

Только тогда это называлось не 3D, а "стерео кино" (Стерео 70). В Ленинграде был один кинотеатр, где можно было посмотреть такие фильмы - "Стереокино" на Невском, фильм который я назвал - "Таинственный монах" (1968 года). Только я на него пошел, потому что остальной репертуар этого "стерео" не радовал даже по советским меркам.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

вот оно, шашлык на 57-минуте. вообще странный фильм.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Его даже специально так держат )))

- 50 дБ +
#

Спасибо за статью! "Войну и мир" вчера только пересматривал (на DVD конечно, на блюрее может быть скоро появится). В статье есть упоминание о многоканальных звуковых системах советских фильмов. Вот о них бы хотелось узнать подробнее: что из себя представляли, на каком носителе имели место быть, конфигурация акустических систем в кинозалах тех лет и т.п.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Komarik #

На 70мм пленке было четыре коричневых магнитных полосы, на двух было по два канала, на двух по одному, того шесть. Была такая же пленка 35мм, но я ее никогда сам не видел, только в справочнике.

- 50 дБ +
#

Автор, к сожалению, совершенно не разбирается в теме. Во-первых, в "заштатные кинотеатры" шикарные 70мм копии попадали чаще, чем в московский "Октябрь". Это парадоксально, но это факт. Во-вторых, фильмы в Госфильмофонде не гниют и с их эмульсией не происходят никакие необратимые процессы. Пленка, которую содержат в идеальных условия, а там они именно такие, может просуществовать тысячу лет. Я видел в каком состоянии эти фильмокопии, пролежавшие в неотапливаемом помещении с начала 90-х. Если на них не попала вода с протекающего потолка, то они такие же, как в день печати, с цветами, которых я никогда нигде больше не видел. В отличие от лежащих рядом 35мм копий, с которыми произошел тот самый необратимый процесс под названием "уксусный синдром" и они разваливались при попытке размотать бобину. И уж тем более никто не пускал в прокат какие-то покрасневшие 35мм копии фильмов. Чтобы цвета бились, должен был распасться СССР. Нужно было именно столько времени, фильм давно снимали с проката.


- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.