Юбилейное переиздание 2012 года на виниле еще вовсю продается, причем в России. Издание DVD-audio 2001 года на вторичке, или в сети разыскать не сложно. Почему бы не сравнить, заодно приоткрыв тайны аналоговой записи!)

Оригинал данного шедевра в СССР проник как водится с небольшой заминкой. Мне посчастливилось в начале 80х прибалдеть от звучания первопресса. Правда, прослушивание осуществилось при перезаписи на ленту посредством красавицы стерео приставки Орбита-204  (со стерео усилителем 2х5..8Вт, но без встроенных динамиков - 350 руб, кусалось по тем временам) и вертушки Вега-106 (с польской головкой и тонармом, одной из самых популярных на рубеже70-80х, 160 руб - не хухры мухры), а так же умопомрачительных (по меркам не только страны Советов) японских мониторных наушников Hosiden DH-16-S.   

Звучал "пласт" великолепно! Причем на любой аппаратуре!!! В чём же секрет?

 FleetwoodMac "Rumours" изумительно записан (по мнению не только музыкальных критиков) в 1976 году на 24 дорожечном эксклюзивном "магнитофоне" Ampex 1100 (скорость ленты 38 см/с, то бишь, 15 ips) якобы с шумодавом Dolby|dbx (галочки на коробках с лентой). Однако смикширован этот альбом был в студии Sound City и тогда погоду сделал уникальный, сделанный вручную в Англии 40 канальный микшерный пульт Neve 8078, а именно его начинка, в частности, пре-ампы, о чём история скромно умалчивает. Частично свет проливается в достаточно известном документальном фильме Sound City.

Заказной пульт Neve 8078 в студии Way Recording Studio London

Вообще, "ленточные" системы понижения шума Dolby NR /A, B, C, HX ProS/SR и т.п. лишь примочки для умирающего. Разве что широкополосная компандерная dbx (David Blacmer Excellence), проникшая и в некоторые бытовые аппараты, заслуживает внимания. Вообще, идея компандера проста: сжимать сигнал по амплитуде перед записью на ленту и разжимать при воспроизведении, только вот с технической реализацией много тонкостей.

принцип работы шумодава-компандера dbx : в середине рисунка то, что сохраняется на ленте (на 1 кГц динамический диапазон ~55 дБ, на НЧ и ВЧ гораздо уже) https://www.wikiwand.com/en/Dbx_(noise_reduction)

Лучшие студийные конденсаторные микрофоны имеют соотношение сигнал шум 83 дБА (почти симфонического оркестра в хорошем зале) и некоторые выдерживают пиковое акустическое давление аж за 140 дБ (чем выше чуйка, тем данный параметр ниже), поэтому даже с хорошим компандером (=>70 дБ эффективных) без компрессора-лимитера не обойтись, хоть тресни. 

Следует признать, динамические свойства ленты при так называемой прямой записи довольно близки к чувствительности и диапазону слуха обычного человека. При больших и малых уровнях сигнала на НЧ и особенно на ВЧ динамический диапазон схлопывается.

Кривые отражают динамический диапазон ленты. Насыщение позволяет поиграться в пределах +дБ уровнем при записи (за счет роста искажений). Не удивляйтесь малым дБ шума аппаратуры - эквализация NAB [ https://www.aes.org/e-lib/browse.cfm?elib=728 ]
Аудиометрия реального пациента. Чувствительность слуха такова, что с учётом болевого порога динамический диапазон составит ~55 дБ.

Реальный шум даже супер-пупер ленты на уровне лишь -60..70 дБ, и шумодавы Dolby B-C выжимают крохи. И пусть вас не смущает, что на примере деки, с бобиной ситуация схожа:

https://www.wikiwand.com/en/Dolby_noise-reduction_system

Львиную долю фирменного звука Fleetwood Mac делает ударная установка, точнее, то, как компрессируются сигналы с микрофонов "кухни" Мика Флитвуда. И это главная фишка группы.

После смены продюсера, игнорировавшего вклад ударника и основателя группы, в феврале 1976 Fleetwood Mac приступила к работе над альбомом "Rumours" в студии Record Plant в Саусалито (Калифорния, адрес 2200 Bridgeway), где звукоинженерами выступили Кен Кэйллат из Нью-Йорка, решивший подкалымить в отпуске, и Ричард Дашат. Студия располагала консолью API с эквалайзерами 550А. Кэйллата устраивала аппаратура, но он был недоволен акустикой комнаты, считая что она имела излишнюю звукоизоляцию и "совершенно мёртвые динамики". Девять дней ушло только на то, чтобы правильно расставить микрофоны и усилители, дабы получить хороший звук [3].

Ampex 1100 24 tracks [https://www.worthpoint.com/worthopedia/ampex-mm1100-24-track-tape-machine-1891887703]

Почти все песни в "Rumours" отражают наболевшие личные отношения между участниками группы. Главные текстовики Fleetwood Mac — Бакингэм, Кристин Макви и Никс — обычно работали каждый над своим текстом самостоятельно, но иногда делились идеями. "The Chain" (Цепь) — единственная вещь, над которой трудились все вместе, включая Флитвуда и Джона Макви [3].

Предыдущий альбом с одноименным названием группы сделал их миллионерами, и испытание славой-деньгами вступило в критическую фазу. Не смотря на непростые моральные условия создания "Rumours", группа дотерпела, не распавшись из-за дрязг, в том числе половых, выпустив реально крепко сделанный, оригинальный продукт. Почти 2 месяца гудежа в Record Plant и адовый финиш после короткого гастрольного перерыва - запись продолжилась в разных студиях Лос-Анджелеса, включая и Wally Heider Studios, в штате которой трудился Кен Кэйллат . Тут группа столкнулась с необходимостью восстановления магнитных лент, записанными в Саусалито, которые сильно повредились от интенсивного и бурного пользования в процессе записи. Рабочий барабан и бочка звучали "безжизненно". Был нанят специалист, который воспользовался разноскоростным осциллятором: в левом ухе наушников звучала повреждённая запись, а в правом — прошедшая через обработку. Таким образом были согласованы скорости всех ударных инструментов, и звучание стало таким чётким, как мы слышим в альбоме. [2]

Успех был ошеломительным. "Rumours" разошёлся в 40 млн экземпляров. И до сей поры входит в список 1001-го альбома, который надо услышать прежде чем умереть.

"Rumours" в 1988 году занимал 3 место в списке самых продаваемых альбомов в мировой музыкальной индустрии — после альбома Thriller Майкла Джексона и звуковой дорожки к фильму Saturday Night Fever. Даже The Dark Side of the Moon к тому времени занимал лишь четвёртое место.

На фото шарик виден один, на самом деле их два)))

Из приколов... Пара шариков, которые можно видеть свисающими с пояса Мика на обложке “Rumours”, изначально были выломаны и украдены из бачков унитаза в клубе, где Fleetwood Mac давали свои первые концерты и где группу хорошо принимали. Флитвуд стал надевать их на каждое выступление как талисман [1].

Переиздание-ремастер на виниле (0093624979357) 2012 года в честь 35-летия выхода легендарного альбома притягивает своей изысканной полиграфией. Что касается печати и звучания, то тут не всё гладко. Судя по нескольким экземплярам, попавшимся в российской рознице, на 1м треке 2й стороны нередко встречаются ямки и бугорки. Хорошая игла настроенного тонарма на таковых не слетает, но скачет заметно, укорачивая свой ресурс. А на 1м треке 1й стороны в одном моменте заметно явное искажение звука - возможно, просто не повезло. Сам винил обычный по массе, отпечатан в E.U. (очевидно, в Германии). Уровень записи и стерео панорама схожи с первопрессом, тембральный баланс тоже, так что почему бы и не проникнуться духом винила.

Вряд ли нонешние и грядущие младые поколения сочтут сие музыкальное творение сногсшибательным, на века незыблемо актуальным. Альбом больше ностальгический, или для ценителей тонкой духовности. Про стиль музыки и прочие исторические подробности можно прочитать здесь. Море подробностей о создании альбома см тут. Меломаны страны Советов восприняли "Rumours" как луч света в тёмном царстве. На дискотеках его не крутили: медляки слишком грустные, быстряки не танцевальные. Но домашние вечеринки и посиделки без слухов, то бишь, без Rumours, не обходились (как и без TenCC "Ten Out of Ten" c Livin' Blues "Blue Breeze", о которых позже в отдельном повествовании). Что-то есть эдакое в "слухах", что очень трудно описать словами. Искренность - да, пожалуй...

Про жизнь в CCCР... Студентчество в 80-х отрывалось по-разному. Детки столичной
номенклатуры регулярно окучивали заведения, начиная от «Метлы» (кафе «Метелица»
на Калининском проспекте, вечером превращающееся в музыкальный астрал, где и
гранды музыкального советского андеграунда отметились). Отпрыски простой интеллигенции изредка заглядывали в бары подоступнее, вроде «Малой Земли» у кинотеатра «Новороссийск». Любопытная деталь: в пропитом пропахшим пивбаре прямо у метро можно было встретить все слои, услышав тут как философские рассуждения докторов наук, так и сермяжную прозу ботающих по фене. В общагах бухали редко но крепко, разговор начинался с пузыря на рыло. Те, кто по ходу семестра уходили в "астрал" аж с понедельника, до диплома не доживали. Молодая кровь требовала любви в любом состоянии. Супер съем происходил где угодно, достаточно было пойманного взгляда «…в кафе или бистро, но я предпочитаю знакомиться в метро». Далеко не все знакомства заканчивались постелью, обещаниями не заманивали. А если уж пробивала искра, то не на одну ночь. Но и тут мозги не пудрили, честно наяривая на гитаре: "Ты прилетела самолётом Эйр-Франс, в твоих глазах сияли синие огни, я влюбился в тебя француженка, но без любви". Безусловно, сказывался социальный срез, у нас в общаге при более 1000 жильцов за 6 лет не было ни одной драки... Какими же на самом деле были 80е годы вплоть до начала перестройки? Безбашенными! Главное, с искренней верой в завтрашний день!)))

На десерт сравним-ка звучание новодельного пласта винила с лазерным диском DVD-audio 2001-го года. HD дорожку 24 бита 96 кГц как в стерео так и 5.1 можно раскопать в сети. Кстати, не так давно появилась и оцифрованная лента. Протестированный винил звучит ближе к данной ленте. Для DVD-audio звук ремастерили во всю ивановскую, подтянув уровень громкости и заодно добавив трек «Silver Springs» (4:48), который был сочинен Стиви Никс и записан во время оригинальных сессий - музыканты собирались включить его в альбом, но отдали на откуп би-сайду.

9362-48083-9 - сделан в Европе, приобретен в личное пользование в США

Вдохновляюще реально окружающего многоканала в мире бытового звука [3] еще меньше, чем образцово правильного винила. То ли вездесущие киношнки наложили лапу, то ли кое-кто элементарно экономит, то ли вездесущая и еще всемогущая СТЕРЕО индустрия звука пролоббировала, но в абсолютном большинстве случаев аудио многоканал 5.1 откровенно ущербен (звуковые дорожки к фильмам намного качественнее!!!), поэтому народ-электорат и не повёлся, оставшись законсервированным в рамках демократичного стерео. Неподъемное (во всех смыслах) квадро в конце 70-х тоже неспроста не прокатило - видать, история мало кого учит. Кстати, звучок квадро пластинок (тогда еще новехоньких) лично мне не понравился, и ограничение полосы воспроизводимых частот до 15 кГц только часть неприятностей.

Многоканал на DVD-audio "Rumours" в целом удался, хотя исходный материал заточен под стерео. Чего не скажешь о стерео дорожке, не смотря на пресловутые 24 бита и 96 кГц дискретизации. И вроде бы НЧ , СЧ и ВЧ - всё на своих местах (громкость превышает "винильную"), но при при прослушивании не покидает ощущение диссонанса, как будто либо стерео дорожку слепили наспех, перегнав микшированием из многоканального мастера 5.1, либо просто крепко подтянули уровень динамическим компрессором. Детали создания данного DVD-audio диска пока еще не всплыли, а в буклете ни слова, с каких лент и как цифровали.

Нынче бытует мнение, что новодельный винил проигрывает первопрессу эдак на 20%. Однако память человеческая очень избирательна, поэтому без сравнения в лоб лучше не зарекаться. Звучание новоиспеченного винила "Rumours" лично меня не привело в восторг, но причины явно лежат глубже, ведь всё познаётся в сравнении. Тестируемый новодел не пилит мозг испоганенной цифрой, звучание мягкое, но чёткое, с хорошей локализацией, а что касается нюансов 2-го порядка малости, то тут на вкус и цвет... Не исключено, это не последний ремастер и следующий окажется лучше. Изготовление мастера для винила требует особого искусства и определённых навыков инженера-звукача. И когда спрос стабильно растёт, толковые инженеры должны появиться.

Кстати, рекомендую послушать концерт Fleetwood Mac 1997 года The Dance в 5.1 (даже в DD). Там нет многоканальных заманух типа летающих мух, но звук отменный, живой, не выхолощенный цифровыми улучшайзерами. А главное, сам концерт великолепный. Экстаз по нарастающей, 5я композиция "I'm So Afraid" это просто нирвана (дальше музыканты сбавили обороты, типа, продолжать с таким накалом - можно и коньки отбросить)... Если же пока доступен в личном пользовании лишь стерео сетап, то будет прекрасный повод в гости к друзьям заглянуть. Впрочем, дособирать тылы с центром и прочим - дело техники, а домтеатрик всегда пригодится и при грамотном подходе карман не оттянет.

PS

Трезво отдавая себе отчёт, что после некоторой критической точки перегиба у загогулины цена-качество звучание аппаратуры лучшеет всё меньше, а цена растёт всё больше, являюсь сторонником оптимального соотношения. Чего и вам желаю. Но своего мнения не навязываю, "каждый правый имеет право..." (С) Что-ж, самое время забахать нам Баха! Ну а кому "Toccata & Fugue in D-minor" набила оскомину, предлагаю проникнуться органным эксклюзивом.

PPS

Для особ, привыкших листать-читать с конца. Как можно прославится в ТикТоке, подложив под обычное видео хорошую старую добрую песню ;)))

[1] https://www.soyuz.ru/articles/792

[2] https://oldies-goldies.ru/product_info.php?products_id=1507

[3] https://www.ferra.ru/review/multimedia/s26284.htm