ВИНИЛ: ГЛАВНЫЙ ВОПРОС. Какой картридж используется в эталонных проигрывателях? • Stereo.ru
Вопрос Vintagist 30 106

ВИНИЛ: ГЛАВНЫЙ ВОПРОС. Какой картридж используется в эталонных проигрывателях?

Если спросить звукорежиссера какое оборудование используется в студии, то наверняка будут названы конкретные модели катушечников, конкретные модели студийных мониторов и усилителей. А если запись готовится для тиражирования и на цифре и на виниле - то на какой модели проигрывателя отслушиваются пробные экземпляры пластинок теми, кто будет решать "а верно ли все звучит"? Меня интересуют как конкретные модели проигрывателей/столов так и модели тонармов. А больше всего меня интересуют конкретные модели картриджей. Можно ли комплект из такого проигрывателя и картриджа считать эталонным, в том числе и как пример звучания домашнего проигрывателя? (Акустическую подготовку и усиление во всех случаях примем как идеальные). Можно ли утверждать, что картриджи MC подходят для таких целей лучше?

Ответы

fima1856

С добрым утромю. Прочитал я ваш вопрос, и про ваш сетап. Вот что хочу сказать. К вам явно просится виниловый проигрыватель высокого уровня и МС картридж. Совета дать не могу. т.к. у меня в сетапе стоят вертушка и картридж среднего уровня. Хочу только добавить, что и ММ картриджи такие как Ortofon 2M Black, Audio Technica AT VM 760 SLC, тоже очень хороши. Особенно Audio Technica AT VM 760 SLC, да и стоят они хороших денег.

Kolllak

По поводу картриджа. Тут такая же тема, как с акустикой. Звукорежиссерам нужна максимальная достоверность воспроизведения записи. Поэтому они и используют мониторы. У них близкая к линейности АЧХ, низкие искажения и т.п. Какие мы знаем картриджи, которые на это способны? Линейных на самом деле довольно мало. Один из них - это ММ Shure V15 V-MR. Ниже пример замеров на обычном "бытовом" проигрывателе.

Дальше лучше скопирую отрывок из интервью Берни Грундмана (37 Грэмми).

Мы хотим, чтобы на пути сигнала было оборудование, которое приводит к очень небольшому ухудшению. Когда мы делаем лак здесь, с нашей системой, у нас есть калибровочный картридж и все на том же проигрывателе, на котором он нарезается, и мы можем слушать на пол-оборота от того, что именно было нарезано. Просто чтобы услышать, как они совпадают. Мы обнаружили, что почти невозможно услышать разницу на нашей системе.

Итак, что вы используете в качестве калибровочного картриджа? Это что-то, сделанное на заказ?

Нет. Для калибровки мы используем картридж Shure V15 с подвижным магнитом. Я думаю, это самая последняя версия V15, которую они выпустили. Мы калибруем его с помощью тестовой записи RCA, которую они впервые начали выпускать в 1949 году.

Серьёзно? Shure V15.

BG: Да, возможно, лучший картридж из когда-либо созданных. Он невероятно плоский, и ему не требуется много веса, поэтому он прекрасно скользит, не разрывая винил. У нас есть куча новых оригинальных сменных игл на случай, если нам понадобится их заменить. Излишне говорить, что мы очень осторожны с ними. Жаль, что Shure прекратила их выпускать.

https://hometheaterhifi.com/features/factory-tours-interviews/a-talk-with-bernie-grundman-the-secrets-interview/

Urii @Kolllak

Не так все печально, как кажется. Встречал я эти Шурики в отличном состоянии. И не один раз. Просто надо искать. Может быть не один месяц

Urii @Kolllak

Слушал несколько раз. Неплохо. Их демонстрирует и Valeron на ютубе. Но меня более впечатляют Empire 4000DIII и Technics EPC 205Cmk3

Gorbatov @Kolllak

Тушку найти не сложно, вставки, и очень приличные, делает Jico. Среди ММ головка действительно интересная, но все-таки за пределы возможности ММ (та же детальность) она прыгнуть не может. И еще страдает типичной для многих ММ болезнью - в зависимости от тушки может быть очень приличный люфт вставки по азимуту. Что совсем не хорошо...

Urii @Kolllak

При этом не надо забывать и про фонокорректор. Он имеет очень большое значение. Фонокорректор должен быть "под стать" картриджу (чтобы выжать все, на что способен картридж).

 

Kolllak @Urii

Да, конечно. Но тут условному звукорежиссеру будет проще. Сейчас полно корректоров с линейной АЧХ и низкими искажениями/шумами.

В отличие от картриджей, прогресс большой с 80-х.

Urii

На такой вопрос однозначно сложно ответить. Во-первых. Что такое эталонный картридж ? Лучший из лучших ? А как его определить ? Наверняка одному режиссеру понравится один картридж, а другому - другой. Скорее всего можно назвать группу лучших картриджей. А выбирать из них надо самому. Во-вторых. Цена на топовые МС картриджи начинается, примерно, с 2500$ и много более. Отсюда вытекает соответствующий фонокорректор. Это "тянет за собой" тонарм экстра класса, вертушку, усилитель, акустику, кабели и т.п. Такой сетап будет стоить с приличную иномарку. При этом, качество звука будет возрастать не пропорционально цене: чем выше цена, тем меньше прибавка. На каком-то этапе, вполне возможно, Вы разницу перестанете замечать. Когда остановиться ? Это тоже каждый должен решить сам.

Vintagist @Urii

Вы правы, точно так же трудно определить "лучший из лучших" студийных магнитофонов, скорее лучше назвать группу таких устройств и перечислить модели. И эти модели у энтузиастов на слуху. То же самое и ожидалось от картриджей. Хотелось бы определить некую группу, не обязательно "top of the top". Основной параметр - достоверность. Максимальная близость звука к записанному звуку на масетрленте.

Gorbatov

Обычно используют что-то достаточно простое. Потому что никто там ничего не выслушивает в подробностях. Право справа, лево слева, что нужно по центру, не хрипит, не зацикливается, не вылетает - все, больше там никто ничего особо слышать и не пытается. Достаточно будет просто какой нибудь вертушки и несложного ММ картриджа с эллипсом и небольшим прижимом. Ни к каким эталонам это отношения не имеет.

Отслушивание, например, на серьезной акустике в формате дальнего поля происходит на других этапах работы с фонограммой.

Vintagist @Gorbatov

Спасибо Виктор. После ваших слов у меня создалось (возможно обманчивое) впечатление, что достоверность звучания винила творцов не волнует

Gorbatov @Vintagist

Если звуковой инженер в процессе работы над фонограммой использует в основном мониторы с не самым высоким разрешением (потому что банально утомлять может, если много часов в день) то это не значит, что его не интересует детальность, воздух и все прочее. Просто это проверяется на определенных контрольных точках, а дальше специалист понимает, что если все в порядке на этих контрольных точках и процесс идет правильно, то все и так в порядке и все сто процентов времени не нужно работать на максимальном разрешении.

vh70

Про Audio Technica AT картриджи. Серия 95 начального уровня, хотя МЛ красного цвета вполне норм звучит. Далее идет 5 серия 530 и особенно 540 вполне неплохо звучит. Далее 7 серия. Это уже достойный звук. 740, 750 , 760 отличные картриджи. Разбег цен на новые головки от 17000 до 70000.

Думайте сами-иметь или не иметь. И это только бюджетный вариант.

Kolllak @vh70

У автора был запрос на достоверность. ММ от AT - это недостоверное воспроизведение записи. Они слишком завышают ВЧ. Мне тоже нравятся, как они звучат, но запись они искажают, увы.

Для примера у меня есть VM540ML, замерял ее. Горбик почти +3 дБ на 10 кГц даже с низкой емкостью. Ну, и это слышно и без замеров.

Vintagist

Всем спасибо за ответы. Если не нравится слово "эталонный" применительно к картриджу - тогда уточню. Это такой, который создаст звуковую картину максимально близкую к звуковой картине воссозданной с мастерленты. Пожалуйста, давайте без буквоедства "а вот идеала нет", "а вот зависит от вкуса режиссера", можно пожалуйста конкретику? Конкретные модели магнитофонов в студиях всем известны и их НЕ СОТНИ. Это конечный ряд из десятка моделей. Я полагал, что существует такой же ряд из десятка картриджей, общепризнанных с точки зрения ДОСТОВЕРНОСТИ создаваемого звука. Большое спасибо @Kolllak за детальную и аргументированную конкретику.

Vintagist

Дополню. Некоторые ответы на вопросы я получил на иностранном форуме.

Сначала ответ "зачем" такая вертушка:


* archival transfers of vinyl records to digital - перенос архивных записей с винила на цифру
* playback of test cuts (for studios with lathes) - прослушивание тестовых нарезок студиями
* playback of test pressings or acetate references for clients - прослушивание тестовых тиражей клиентами
* referencing sounds of records - сверка звучания
* listening for pleasure - прослушивание для удовольствия

Список упомянутого профессионалами оборудования:

EMT 948 / vdH cartridge

Gyrodec / Audio Technica OC9ML

Micro Seiki BL-51 / Ortofon 2M Black

Technics SL-1200mk2 / Ortofon 2M Bronze cartridge

Rega P3 table / Dynavector 10x4 MC cartridge

Gyrodec / ??? (картридж не указал)

Denon / ??? (картридж не указал)

Micro Seiki BL-51 / Ortofon super OM 10 cartridge

Pro-Ject Debut III / Ortofon Night Club E

Systemdek II / Linn K-18 Cartridge

Technics SP-15 / Decca London Gold Cartridge

Nottingham Analogue Hyperdeck / Transfiguration Spirit III Cartridge

Pro-ject Debut III / ZYX RS20-02H cartridge

Кстати, очень хотел найти информацию какой проигрыватель для этих целей использует Mobile Fidelity. Ответ типа такой: "Mobile Fidelity uses the Studiodeck and UltraDeck turntables for quality control", но мне кажется это недостоверная информация.


Давно заметил, что в России да и в странах бывшего СССР предпочтения в технике несколько другие, что естественно. В том числе и в профессиональной сфере. Просто хотел очертить этот круг и получить комментарии от экспертов журнала.

Gorbatov @Vintagist

Для тех же оцифровок, если серьезно, ни одна из перечисленных связок/вертушек не годится. Как "контролька" сгодится практически каждая.

Urii

Если говорить о винтажных картриджах самого высокого уровня, то кое-что можно найти. Действительно, упоминавшийся выше картридж Shure V15, в свое время (где-то в середине 70-х-начале 80-х)  был признан эталоном звука. Потом его сменил другой картридж и так далее. Была даже «Галлерея Славы», куда вошли Shure V15, ADC XLM, Audio Technica ATML 180 OCC, Victor X-1. Кажется еще Technics EPC 205C MK3. Остальные не помню. Могу также посоветовать прочитать статью Рауля Санчеса Кому нужны ММ когда есть МС? Часть 1 | iamhear | Дзен (dzen.ru) (вторую часть тоже ). Там собрано огромное количество материала на этот счет и буквально проведены практические исследования.  Что касается современных картриджей, то я бы просто посоветовал Вам выйти на уровень топовых картриджей и среди них уже искать то, что Вы хотели

grikodina

на студии ABBEY ROAD применяют в работе Technics 1200GAE.а к нему я думаю можно применить много головок- Ортофон серии 2М, Нагаоку, Голдринги 1042 и 2500, АТ-150,Shure M44,M97,V15 и все они звучат по разному.думаю что на студии есть набор головок- для разной музыки своя головка.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.