Если спросить звукорежиссера какое оборудование используется в студии, то наверняка будут названы конкретные модели катушечников, конкретные модели студийных мониторов и усилителей. А если запись готовится для тиражирования и на цифре и на виниле - то на какой модели проигрывателя отслушиваются пробные экземпляры пластинок теми, кто будет решать "а верно ли все звучит"? Меня интересуют как конкретные модели проигрывателей/столов так и модели тонармов. А больше всего меня интересуют конкретные модели картриджей. Можно ли комплект из такого проигрывателя и картриджа считать эталонным, в том числе и как пример звучания домашнего проигрывателя? (Акустическую подготовку и усиление во всех случаях примем как идеальные). Можно ли утверждать, что картриджи MC подходят для таких целей лучше?
Ответы
С добрым утромю. Прочитал я ваш вопрос, и про ваш сетап. Вот что хочу сказать. К вам явно просится виниловый проигрыватель высокого уровня и МС картридж. Совета дать не могу. т.к. у меня в сетапе стоят вертушка и картридж среднего уровня. Хочу только добавить, что и ММ картриджи такие как Ortofon 2M Black, Audio Technica AT VM 760 SLC, тоже очень хороши. Особенно Audio Technica AT VM 760 SLC, да и стоят они хороших денег.
По поводу картриджа. Тут такая же тема, как с акустикой. Звукорежиссерам нужна максимальная достоверность воспроизведения записи. Поэтому они и используют мониторы. У них близкая к линейности АЧХ, низкие искажения и т.п. Какие мы знаем картриджи, которые на это способны? Линейных на самом деле довольно мало. Один из них - это ММ Shure V15 V-MR. Ниже пример замеров на обычном "бытовом" проигрывателе.
Дальше лучше скопирую отрывок из интервью Берни Грундмана (37 Грэмми).
Мы хотим, чтобы на пути сигнала было оборудование, которое приводит к очень небольшому ухудшению. Когда мы делаем лак здесь, с нашей системой, у нас есть калибровочный картридж и все на том же проигрывателе, на котором он нарезается, и мы можем слушать на пол-оборота от того, что именно было нарезано. Просто чтобы услышать, как они совпадают. Мы обнаружили, что почти невозможно услышать разницу на нашей системе.
Итак, что вы используете в качестве калибровочного картриджа? Это что-то, сделанное на заказ?
Нет. Для калибровки мы используем картридж Shure V15 с подвижным магнитом. Я думаю, это самая последняя версия V15, которую они выпустили. Мы калибруем его с помощью тестовой записи RCA, которую они впервые начали выпускать в 1949 году.
Серьёзно? Shure V15.
BG: Да, возможно, лучший картридж из когда-либо созданных. Он невероятно плоский, и ему не требуется много веса, поэтому он прекрасно скользит, не разрывая винил. У нас есть куча новых оригинальных сменных игл на случай, если нам понадобится их заменить. Излишне говорить, что мы очень осторожны с ними. Жаль, что Shure прекратила их выпускать.
Огромное спасибо за конкретику, детали, аргументы и пруфы
Еще были бы эти Шурики в продаже в нормальном состоянии )
Не так все печально, как кажется. Встречал я эти Шурики в отличном состоянии. И не один раз. Просто надо искать. Может быть не один месяц
Верю. Я прям сильно не мониторил.
Послушать не удалось?
Слушал несколько раз. Неплохо. Их демонстрирует и Valeron на ютубе. Но меня более впечатляют Empire 4000DIII и Technics EPC 205Cmk3
Понял, спасибо.
Тушку найти не сложно, вставки, и очень приличные, делает Jico. Среди ММ головка действительно интересная, но все-таки за пределы возможности ММ (та же детальность) она прыгнуть не может. И еще страдает типичной для многих ММ болезнью - в зависимости от тушки может быть очень приличный люфт вставки по азимуту. Что совсем не хорошо...
Виктор, спасибо, мысль понял )
При этом не надо забывать и про фонокорректор. Он имеет очень большое значение. Фонокорректор должен быть "под стать" картриджу (чтобы выжать все, на что способен картридж).
Да, конечно. Но тут условному звукорежиссеру будет проще. Сейчас полно корректоров с линейной АЧХ и низкими искажениями/шумами.
В отличие от картриджей, прогресс большой с 80-х.
И все-таки, некоторые из них до сих пор очень высоко котируются. Например, Luxman E-06
Встречал информацию про модели Ortofon причем от уровня 2m bronze до юбилейных серий
На такой вопрос однозначно сложно ответить. Во-первых. Что такое эталонный картридж ? Лучший из лучших ? А как его определить ? Наверняка одному режиссеру понравится один картридж, а другому - другой. Скорее всего можно назвать группу лучших картриджей. А выбирать из них надо самому. Во-вторых. Цена на топовые МС картриджи начинается, примерно, с 2500$ и много более. Отсюда вытекает соответствующий фонокорректор. Это "тянет за собой" тонарм экстра класса, вертушку, усилитель, акустику, кабели и т.п. Такой сетап будет стоить с приличную иномарку. При этом, качество звука будет возрастать не пропорционально цене: чем выше цена, тем меньше прибавка. На каком-то этапе, вполне возможно, Вы разницу перестанете замечать. Когда остановиться ? Это тоже каждый должен решить сам.
Вы правы, точно так же трудно определить "лучший из лучших" студийных магнитофонов, скорее лучше назвать группу таких устройств и перечислить модели. И эти модели у энтузиастов на слуху. То же самое и ожидалось от картриджей. Хотелось бы определить некую группу, не обязательно "top of the top". Основной параметр - достоверность. Максимальная близость звука к записанному звуку на масетрленте.
Обычно используют что-то достаточно простое. Потому что никто там ничего не выслушивает в подробностях. Право справа, лево слева, что нужно по центру, не хрипит, не зацикливается, не вылетает - все, больше там никто ничего особо слышать и не пытается. Достаточно будет просто какой нибудь вертушки и несложного ММ картриджа с эллипсом и небольшим прижимом. Ни к каким эталонам это отношения не имеет.
Отслушивание, например, на серьезной акустике в формате дальнего поля происходит на других этапах работы с фонограммой.
Спасибо Виктор. После ваших слов у меня создалось (возможно обманчивое) впечатление, что достоверность звучания винила творцов не волнует
Если звуковой инженер в процессе работы над фонограммой использует в основном мониторы с не самым высоким разрешением (потому что банально утомлять может, если много часов в день) то это не значит, что его не интересует детальность, воздух и все прочее. Просто это проверяется на определенных контрольных точках, а дальше специалист понимает, что если все в порядке на этих контрольных точках и процесс идет правильно, то все и так в порядке и все сто процентов времени не нужно работать на максимальном разрешении.
Нет эталона. Ни в жизни, ни в воображении. Для каждого индивидуума эталон свой.
Полностью согласен
🤝
Про Audio Technica AT картриджи. Серия 95 начального уровня, хотя МЛ красного цвета вполне норм звучит. Далее идет 5 серия 530 и особенно 540 вполне неплохо звучит. Далее 7 серия. Это уже достойный звук. 740, 750 , 760 отличные картриджи. Разбег цен на новые головки от 17000 до 70000.
Думайте сами-иметь или не иметь. И это только бюджетный вариант.
У автора был запрос на достоверность. ММ от AT - это недостоверное воспроизведение записи. Они слишком завышают ВЧ. Мне тоже нравятся, как они звучат, но запись они искажают, увы.
Для примера у меня есть VM540ML, замерял ее. Горбик почти +3 дБ на 10 кГц даже с низкой емкостью. Ну, и это слышно и без замеров.
Всем спасибо за ответы. Если не нравится слово "эталонный" применительно к картриджу - тогда уточню. Это такой, который создаст звуковую картину максимально близкую к звуковой картине воссозданной с мастерленты. Пожалуйста, давайте без буквоедства "а вот идеала нет", "а вот зависит от вкуса режиссера", можно пожалуйста конкретику? Конкретные модели магнитофонов в студиях всем известны и их НЕ СОТНИ. Это конечный ряд из десятка моделей. Я полагал, что существует такой же ряд из десятка картриджей, общепризнанных с точки зрения ДОСТОВЕРНОСТИ создаваемого звука. Большое спасибо @Kolllak за детальную и аргументированную конкретику.
Дополню. Некоторые ответы на вопросы я получил на иностранном форуме.
Сначала ответ "зачем" такая вертушка:
* archival transfers of vinyl records to digital - перенос архивных записей с винила на цифру
* playback of test cuts (for studios with lathes) - прослушивание тестовых нарезок студиями
* playback of test pressings or acetate references for clients - прослушивание тестовых тиражей клиентами
* referencing sounds of records - сверка звучания
* listening for pleasure - прослушивание для удовольствия
Список упомянутого профессионалами оборудования:
EMT 948 / vdH cartridge
Gyrodec / Audio Technica OC9ML
Micro Seiki BL-51 / Ortofon 2M Black
Technics SL-1200mk2 / Ortofon 2M Bronze cartridge
Rega P3 table / Dynavector 10x4 MC cartridge
Gyrodec / ??? (картридж не указал)
Denon / ??? (картридж не указал)
Micro Seiki BL-51 / Ortofon super OM 10 cartridge
Pro-Ject Debut III / Ortofon Night Club E
Systemdek II / Linn K-18 Cartridge
Technics SP-15 / Decca London Gold Cartridge
Nottingham Analogue Hyperdeck / Transfiguration Spirit III Cartridge
Pro-ject Debut III / ZYX RS20-02H cartridge
Кстати, очень хотел найти информацию какой проигрыватель для этих целей использует Mobile Fidelity. Ответ типа такой: "Mobile Fidelity uses the Studiodeck and UltraDeck turntables for quality control", но мне кажется это недостоверная информация.
Давно заметил, что в России да и в странах бывшего СССР предпочтения в технике несколько другие, что естественно. В том числе и в профессиональной сфере. Просто хотел очертить этот круг и получить комментарии от экспертов журнала.
Для тех же оцифровок, если серьезно, ни одна из перечисленных связок/вертушек не годится. Как "контролька" сгодится практически каждая.
Поддерживаю. Для оцифровок перечисленные связки далеки от эталонных.
Если говорить о винтажных картриджах самого высокого уровня, то кое-что можно найти. Действительно, упоминавшийся выше картридж Shure V15, в свое время (где-то в середине 70-х-начале 80-х) был признан эталоном звука. Потом его сменил другой картридж и так далее. Была даже «Галлерея Славы», куда вошли Shure V15, ADC XLM, Audio Technica ATML 180 OCC, Victor X-1. Кажется еще Technics EPC 205C MK3. Остальные не помню. Могу также посоветовать прочитать статью Рауля Санчеса Кому нужны ММ когда есть МС? Часть 1 | iamhear | Дзен (dzen.ru) (вторую часть тоже ). Там собрано огромное количество материала на этот счет и буквально проведены практические исследования. Что касается современных картриджей, то я бы просто посоветовал Вам выйти на уровень топовых картриджей и среди них уже искать то, что Вы хотели
на студии ABBEY ROAD применяют в работе Technics 1200GAE.а к нему я думаю можно применить много головок- Ортофон серии 2М, Нагаоку, Голдринги 1042 и 2500, АТ-150,Shure M44,M97,V15 и все они звучат по разному.думаю что на студии есть набор головок- для разной музыки своя головка.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.