"Цифра" намного точнее "аналога" (в том числе как носитель звука), это доказано измерениями, подтверждено наукой, перепроверено практикой и точка (.). Только не надо спешить в комментсах рисовать детские лесенки и копипастить притянутые за уши закономерные доводы зашоренных, аль материально заинтересованных с обеих сторон - без сравнительного прослушивания в слепую или корректных измерений контраргументы не принимаются!... Однако всегда ли хороша сухая математическая точность??? Ведь благозвучность понятие растяжимое!

Многие из нас устали от мелькания, мерцания и скорости вездесущей "цифры". Мониторы, планшеты, экраны ТВ и тд мерцают, реклама, новости и хайпы мелькают, скорость выливания-вливания информации увеличивается лавиной. Звук в цифре становится всё чётче, всё доступнее и, как ни парадоксально, всё безрадостнее.

Про АЦП и ЦАПы кратенько. CS, в том числе топовые, требуют недешёвой развязки, в саунд картах за 1000 бакинских звучат превосходно. АКМ на мой слух благозвучнее, а так как проще в плане схемотехники, то и по цене выгоднее. ВВ неудачных что-то многовато. Сейчас появились новые фирмы, новые веяния, новые цены - брожение идёт, вроде бы количество рано или поздно должно перейти в качество. Соотношение сигнал шум бьёт рекорды, 120 дБ уже ни кого не удивишь, звук становится всё чище, всё детальнее и стирильнее. Уже отчетливо слышно в цифровой записи, как скрипит стул под музыкантом, как клокочет слюна у солиста. Причем преобразователи со 115 дБ уже не катят, массам подавай 120 дБ! Ой, той ли мы дорогой идём, товарищи? Для раскраски звучания еще в студии (в том числе домашней) индустрией предлагается туча программных примочек-плагинов, очень красивых-эффектных, моделирующих что угодно, хоть "лампу", хоть "джина". Напомню, лучшие микрофоны (конечно, аналоговые) дают SNR лишь ~83 дБ. Конечно, можно в цифре и это подтянуть. Аль голос и живые инструменты тоже в цифре скоро синтезировать бум?)))

Грузите бобины бочками !))) [1]

Меж тем всё больше меломанов сдувают пыль с неподъёмных аналоговых аппаратов, достают с антресолей винил, кассеты и катушки, роются в закромах винтажа. По винилу и ленте как носителям звука я уже прошёлся. Оба дороги, сложны в эксплуатации и недолговечны (винил обычно сдает после 50 проигрываний, с дорогущей лентой повеселее), но дают заветный кайф. Причина кроется в нашей психологии!!! Оказывается, мы рады обманываться. И тонны гигов музыки нам избыточны. И пролистывать-скроллить длиннющие музыкальные списки нам уже влом. И качество, которое без малейшего изъяна, как-то утомительно, ведь самые вкусные яблочки с червячком. Совсем другое дело достал любимую пластиночку, поставил, включил и ... полностью расслабился под ненавязчивое потрескивание винила и тёплые волны аналогового усиления. Бесконечно рыскать по трекам тут уже не канает, проматывать песни на ленте автопоиском под характерные веселяще булькающие звуки - головки сажать, поэтому волен-с не волен-с, а сбрасывай цифровые медиа оковы и погружайся в исконно "натуральную" музыку. Если хотите, это уже особая форма медитации и самовнушения. И лично я только "ЗА" обеими руками за чисто аналоговый способ релакса, однако стремление к истине тому не помеха.

Любой аналоговый носитель раскрашивает звук. Но благозвучно! И в этом весь секрет. Причем при нормальном функционировании аппаратуры раскрашивание не тембральное, а динамическое. Так, вследствие частотнозависимой компрессии в ~40 дБ на этапе изготовления любой матрицы у винила "выпуклые", проработанные СЧ, а НЧ и ВЧ по динамическому диапазону приподняты так, что от АС не требуется выдающейся макро и микродинамики. Благодаря "перегрузочным" свойствам любой магнитной ленты смягчаются гармоники ударно-импульсных звуков. Да, иглы, тонармы, столы и т.п. привнося особую раскраску своими резонансами, дают якобы особенные слышимые послезвучия. Последние когда благозвучные, а когда и не очень, но неповторимые. Да, магнитные головки, способы подмагничивания и расширения динамического диапазона ленты реализованы сильно по разному. Каждый аппарат обладает уникальным характером. Даже в рамках одной модельной серии/партии технологический разброс дарит массу сюрпризов. А помноженный на сакрально мануальную реставрацию и того более.

... было предложено угадать на слух, какой из источников звучит, и похоже, для многих это стало сверхсложной задачей. [2]

Лучше звучит "аналог" или хуже, как и то, улучшает ли аналог звучание вообще - вечную кассовую тему оставим для борзописцев-клаводавов. По факту же, что-то в "цифре" вышло лучше, что-то хуже, всё зависит от того, насколько качественно была сделана исходная (студийная) запись, и в каком состоянии оная дошла до конкретного носителя. А улучшение и раскрашивание звука далеко не синонимы. Кому-то раскраска "аналогом" желанна, как манна небесная, а кому-то нет. Зависит от особенностей слуха индивида, эстетических предпочтений, ну и возможностей имеющейся аудио аппаратуры.

Перемывать кости, какой звук лучше японский, американский, аль еще какой, даже если разница реально кому-то значима - занятие бессмысленное. О вкусах не спорят. Кто-то предпочтёт как правило более звонкий японский, кому-то больше по душе чаще более напористый американский, пусть таковые лишь клише в умах аудиофилов.

По-японски звонкий. Но в меру ;)))

Про жизнь...

Довелось пообщаться в рабочей обстановке и неформально с англичанами, шотландцами, французами, американцами, японцами, корейцами. Менталитет - штука серьёзная!!! Обладатель западного будет избегать иметь дело с человеком, который норовит обойти закон (даже в мелочах, например, парковке), особенно если почувствует, что ты способен кинуть. Тогда как азиатский наоборот: "да, я вижу, что ты можешь меня кинуть, но я окажусь хитрее, и быстрее кину тебя". Российский - это что-то с чем-то, и не Восток и не Запад. Может, нам пора кое-что модернизировать, чтоб вперед смотрело? Шотландцы гораздо ближе к русским, чем к своим соседям, но не в плане менталитета, а по духу: " - Ха, траулер сел на рифы! - А-а-а, это шотландцы начали отмечать богатый улов, еще не дойдя до порта!" Англичане не ленятся выговаривать ing-вые окончания, подстраиваясь под темп речи собеседника, пунктуальны (такси по предварительному заказу из другого города приедет минута в минуту) и учтивы. Заденешь кого-то случайно в толпе локтем - а в ответ улыбка: pardon [pɑːdn] , как забавно было столкнуться с Вами. Но в пабе, тем паче в глубинке с первым встречным беседу не заведешь - не принято, не поймут (с ужасом: "мы же не представлены!"). И знание идиомов вроде What about pubkrall здесь не выручит. Французы - весёлые ребята, в Экс-Провансе грустили, что местные женщины слишком избалованы богатыми туристами и что на инженеров не обращают внимания. Как-то в России с моложавым французом, послужившим на флоте, обошли злачные заведения, и в каждом, ошарашенно глядючи на представительниц прекрасного пола, он задавал один и тот же вопрос, сведя беседу к следующему: " - Это проститутки? - Нет! - А эти?? - И эти нет!! - Ну а эти??? - Да нет же!!! - А что ж они все накрашены и разодеты как ...????"))) Американцы особая нация, считающая себя пупом Земли, им пофиг, успеваешь ли ты понимать их уже полу-английский язык (врубишься только по контексту то ли речь про корову cow , то ли про машину car), будут продолжать говорить-буровить своё, причем лениво цедя сквозь губы. Если личного профита не светит, пальцем не пошевелят. С корейцами держи ухо востро, на Востоке их недолюбливают неспроста, и знание своего древа до 16 колена и далее не выручает. Японцы на вопрос, какой фирмы аудио-видео продукцию они предпочитают, при упоминании Panasonic, SONY и т.д. лишь вежливо в полу-поклоне прятали руки за спиной, но оживлённо и энергично высказывались о Toshiba (ударение на последний слог как и в произносимых очень быстро Aiwa, Mazda), лестно о Hitachi (сказывается авиационный прицел на эмблеме?) и прочих на "chi".

Тогда как качество звучания записи имеет свои каноны. Если хотите, золотые сечения. Незыблемые! И оные по гамбургскому счёту не зависят ни от специфики носителя, ни от особенностей жанра музыки. Прописаны в студиях кровью утраченных денег, упрятаны на веки на семь замков горькими пролётами, изжёваны в ВУЗах, готовящих "звукачей". В принципе, кита всего три: натуральность, тембральный баланс и динамический диапазон (для комфортного прослушивания в плане миро и макро динамики). Не в моно добавляется еще достоверность локализации источников звука. Остальное - мелочи 2го порядка. Сбалансированность инструментов и голосов подразумевается, это азы.

Первопричина кроется не в носителе звука, а в качестве исходной (студийной) записи! Изгадить же неумелым "правиловом" (как бы мастерингом) можно звук на любом носителе. Кстати, цифровой CD стал заложником войны громкости, т.к. лучше других носителей терпит перекомпрессию и клиппинг. Музыкальный материал с отличным качеством-звучанием можно найти на любом носителе, но это отдельная эпопея.

Безусловно, чтобы убедиться, что не носитель звука виноват, необходима соответствующая (грамотно подобранная) по качеству аудио аппаратура. И вовсе не обязательно отваливать по пол-ляма за компонент, пол-штукой евро вполне можно довольствоваться. Главное, опыт прослушивания на разной аппаратуре и аналитический подход.

Вот многим категорически не нравится, как звучат самопальные оцифровки винила. Таковые действительно зачастую плохи/ посредственны по ряду причин. Не лучшая (не оптимальная, не отстроенная и т.п.) задействованная аппаратура, не лучшая подвернувшаяся пластинка, не лучшая последующая обработка в цифре. Например, многие цифруют с запасом по уровню, дабы не было "зашкала" (клиппинга), а потом подтягивают громкость обычным максимайзером, в следствие чего не только вылазит весь мусор, но и множатся искажения.

Музыкальная бомба конца 70х. Записан очень неплохо. Французское издание на 4-чку.

Чтобы не в цифровом мире задать вектор поиска жемчужных зёрен, перечислю удачные (продвинутые) на мой взгляд по качеству аналоговые записи:

1) Pink Floyd "The Wall" (1979) - в представлении не нуждается, как и в дополнительных комментариях

2) FleetwoodMac "Rumours" (1973) - аналогично первому

3) Karajan im Moscow vol.2 (1969) - детище И.П.Вепринцева (см. S&V №4-5 2010 "Тропой музыки"), перевыпущен на CD в 2008 году

4) Cerrone "Supernature" (1977) - знаменитый стерео кульбит звука 8-кой (плохо передаваемый на многих ремастеринговых CD) + вдогон "Cerrone IV: The Golden Touch" (1978) [Original Malligator 1st Press 773807] - ... Вообще, диско на рубеже 70-80х записывался замечательно. Джорджио Мородер, и ведомая им Донна Саммер выдали немало шедевров стиля. И "Take The Heart Of Me" BoneyM тоже записан изумительно.

5) Wiener Philharmoniker & Carlos Kleiber "Beethoven: Symphonies Nos.5 & 7" (1975/76) Deutsche Grammaphone - тут надо бы вносить поправочку на давность записи

6) Песняры "Ты мне вясною прыснiлася" (1971) 33СМ-02652 Мелодия - бродили слухи, что альбом то ли записан, то ли сведён в Голландии, уж столь волшебным было качество. В реальности якобы альбом был записан за ДВЕ смены, т.е. за 8 часов (смена - 4 часа), первая смена - весь инструментал, вторая - весь вокал.

7) Milt Jackson and Wes Montgomery "Bags Meets Wes!" (1961) - фрагмент говорит сам за себя

8) Машина времени " Time Machine" (2006/07) - очень теперяча непривычная по звучанию для многих меломанов полностью аналоговая запись, сделанная в Abbey Road (были задействованы компрессоры Fairchild 1947 года), и выпущенная в массы тиражом 1000 экземпляров винила, произведенного в Германии. Существуют ли нелегальные клоны таковой - пока точно не известно, но судя по разнице мнений о качестве звучания вполне вполне. Если верить описанию, версия для CD была сведена на Sintez Records. А для винила - отдельная история.

9) Dire Straits "Dire Straits" (1978) Vertigo, London.  + Успешно конкурирующие во всех смыслах альбомы TenCC "Ten Out of Ten" и Livin' Blues "Blue Breeze" того же поля ягоды.

10) Зодиак "Disco Alliance" (1980) C60-13771-2 Мелодия - отсутствие вокальных партий при наложении-сведении позволило передать дух аналогового синтезатора ARP Omni, озвучиваемое пространство должно упруго пульсировать, а не подгуживать, звон полифонического треугольника должен быть чистым, с хрустальным послезвучием. Вот фрагменты с сидюка , а вот еще с одного сидюка - сравните сами, какой из них ближе к оригиналу

С желтым пятаком всяко не первопресс. Куплю не запиленный с синим!;)

Разумеется, это только начало списка и место в нём не означает (пока?) ни уровень качества, ни значимость, ни популярность. Желающие внести-добавить анналы могут продолжить в комментариях! Наверняка знатокам-ценителям рока, классики и джаза есть что предъявить;))))))))))))))))))))

На левом CD (клоне 822 557-2 GEMA 1979 AAD) тоже звучит не плохо

PS

По волнам памяти...

Первый экзамен в 1м семеcтре знаменитого "технарского" московского ВУЗа был 3 января, и не хухры мухры какой, а линейная алгебра, но в 6 часов утра 1 января я затаив дыхание вслушивался стерео эффекты Pink Floyd "Animals", нацепив на голову ТДС-1, которые для пущего баса надо было прижимать руками. Последовавшие позже  ТДС-3 с резиновыми амбушюрами тоже мало порадовали. После просветляющей сознание дегустации японских умопомрачительных Hosiden DH-16-S на советские бытовые наушники "забил" надолго. Изодинамические ТДС-5 урвал не прослушав (не было такого сервиса) в Вильнюсе аж в 1986 году - оказались "спечфическими", металлические мембранные излучатели от них до сих пор валяются. До современных 585-595х Сенхов им как до Луны, чтоб раскачать на НЧ нужен особый усилитель. Кстати, тогда в Вильнюсе довелось притащиться от "Эммануэль-2" на видеодвойке SONY на конспиративной квартире КГБ, хотя на "контору" никогда не работал - приключений было много всяких, ночи с киношниками в гостинице Гинтарас чего только стоят.

Пройдя рубеж отсева (~50% группы) к 3-му курсу дружно прибалдели общажной комнатой от эпохального стерео магнитофона Маяк-205 с усилителем VEF 101 , комплектуемым миниатюрными 6АС-416, проданными со скидкой уезжающим дипломником соседом. На глубину стерео и прочие заморочки нам было начхать, а чтобы прибавить баса (ЗЯ как ни как), колоночки подвесили под потолок, привязав проволокой к кронштейнам шторного карниза и направив в низ в центр. Четыре стоящие впритык четыре кровати четыре тумбочки, четыре стула, один стол, а напротив огромный полу-заполненный шмотьём шкаф с антресолями и вечно не закрывающимися дверцами - комнатушка ни чем не резонировала. Так что звук был и еще какой!!!

В соответствии с растущим профсоюзным статусом переехал в двушку. На выкроенные студентческие деньги была суетно приобретена самодостаточная стерео Астра-110 со встроенным усилителем (неплохим по тем временам ) и парой динамиков в боках. Как выяснилось при эксплуатации сделана дубово, со спорной кинематикой (косо подпиливающей лентой головку). Вынудил пойти на компромисс (не только меня, но и ...) разбушевавшийся даже в столице советский дефицит. Ну и на "Ростов-102" , а тем паче на красавчика "Маяк-001" и других крутяков (трехмоторный Ростов-104 вместе с двумя колонками 35АС стоил астрономические 2280 руб - почти как горбатый Запорожец! и это при стипухе 55 целковых) банально не хватало средств: фирменные шмотки и хмельные Сочи-Крым с Прибалтикой подкашивали урывками пополняемый бюджет.

Сочи - 1977/78 ... "Случайно на ноже карманном Найди пылинку дальних стран — И мир опять предстанет странным, закутанным в цветной туман" (С) А.Блок

Казённые "Ростовы" и в хвост и в гриву задействовались на нашей дискотеке, как и разные 35-ки, еще тогда ставшие культово легендарными и позже окрещёнными S90. Первая ласточка 35АС-1 имела компромиссный СЧ динамик 15 ГД-11-120 , ейной АЧХ с нейтральным положением СЧ переключателя нынче стращают на всех форумах, наводнённых продавцами современных акустических систем. Модификаций у 35-й линейки колонок было немерено, шараханий с конструкцией тоже. Так, поздняя 35АС-216 "Орбита"(в скругленных корпусах серого цвета и регулировками СЧ/ВЧ на спине) звучала, мягко говоря, весьма странно, хотя головки были как бы те же ( 75ГДН-1-420ГДС-1-86ГДВ-6-16), что и у более удачной 35АС-012. А у 35АС-208 "Корвет" лично мне не понравились напрочь ВЧ: 10-13 кГц очень важная для слуховых ощущений полоса, в которой проваливать АЧХ категорически нельзя.

Затем для личного пользования быстро докуплены рижские S30 (живые до сих пор!), приятно звучащие при коррекции тембром/тонкомпенсацией, и вскладчину с другом по алма-матер вертушка Радиотехника ЭП-101. С последней вышла засада: аккурат на точной частоте вращения диска (по стробоскопу) возникали вибрации э-двигателя, передаваемые через корпус на ЗС в виде гадкого рокота 50 Гц. Пресловутый знак качества СССР не выручил. С оптимизмом под массандровский "портвишок" стаскали в гарантийный ремонт, что был под боком улицы Горькова (Тверской) - без толку. Пришлось чинить самому методом научного тыка в несколько итераций. Реанимированная вертушка послужила изрядно и в последствие ушла к другому владельцу... Недавно у 35-летних S30 перепаял косички диффузорных токоподводов - измололись со временем и привносили в звучание характерный скрежет. На полную не врубаю, бумага высохла и подвес изменил свойства - НЧ/СЧ динамик стал больно чуток (бакелитовый ВЧ - как новёхонький).

Эх, в московской общаге на 15 этаже, помнится, давали жару: Dio10CCFrank Zappa, первый Аквариум и т.д. По неподтверждённым данным, после совместного профсоюзного вечера с МОПИ самых озорных девчат оперотряд вылавливал с неделю.;))) Друг с юности по спорту не вылезал из загранок, подгоняя пачками свежеиспечённый забугорный винил. За бабки на поток не писали, т.к. перспектива вылететь из института и мухой загреметь в Афган - прочно вставляла мозги на место. Бывало еще не успевали снять фото с доски Почёта, а (после отчисления за выкинутую в окно пустую бутылку) уже приходил груз 200. "Скопом умирать легко: бежишь в атаку, кто-то падает, наткнувшись на пулю или осколок, и больше не встает" (слова вернувшегося от туда без ноги)... Тем временем из страны восходящего Солнца привозились не только востребованные мажорами "шарпы" (SHARP-777, 888 и тп), но и серьёзные аппараты (некоторые на 110В, т.к. с международным питанием дороже) и навороченные свежими технологиями колонки (рулили honeycomb продвинутой в те времена Technics) - ежу ясно, в расчёте не на тощий студентческий карман.

В моей жизни проследовали особо прославленные S90 (35АС-212,) приобретённые спонтанно в ту же складчину на двоих с корешманом в радиомагазе за перекрёстком круглого стеклянного Бауманского рынка за сокровенные 150 "рябчиков" (поштучно) и позже перекочевавшие из общаги за 101й км с приятным, но не бОрзым наваром. Данные S90 не могли похвастать гигантским звуковым давлением, в небольших помещениях подгуживали, тут и СЧ надо было прибирать (опять не совсем удачная модель СЧ динамика15 ГД-11А, причем разнящаяся у разных заводов), а в стерео пары подбирать по АЧХ, зато при любом усилении звук выдавали магически-проникновенный, особенно не в стеснённых условиях. Главное достоинство S90 - "пробивание" практически любого помещения, т.е. малая зависимость от акустических свойств последнего (редкое ныне качество). В зале нашей дискотеки стояло 8 шт парами по углам под невысоким потолком. Под стробоскопы вставляло не по-детски, чудесное перевоплощение плоти в Бобби Фаррела (солист-танцор Boney M) происходило мгновенно. Под вращающийся шар, щедро отсвечивающий бегущими по стенам и потолку цветными зайчиками, или под ультрафиолетовую лампу, превращающую неизбалованную московским солнышком кожу в южно-коньячно загорелую, а светлые хлопковые футболки в ослепительно белоснежные, предавались соприкосновениям и сокровенному шёпоту в ушко, расслабляемые ELO "Ticket to the Moon" (с альбома Time, записанным плохенько еще в студии). Сейчас на дискотеках звук кардинально иной, басы не просто бьют кувалдой грудь, но еще и колышат штанины, СЧ с ВЧ пилой выносят мозг, а в ухо надо орать что есть мочи, чтобы партнёр тебя услышал. "О времена, о нравы"...

Улица Мюнди. Самого бара уже нет, другой ресторан.

Кстати, в Таллине в воспетом Довлатовым "Мюнди бар" (что от недалеко ратуши в сторону морского музея) громкость S90 местные звукачи выставляли такой, чтобы за соседними столиками неслышно было вашей интимной/интеллектуальной беседы, при этом ты мог говорить не напрягая связки - евро культура, однако! А в Крыму, где звёзды ярче, ночь темней, а девчонки веселее-горячей, S90 прекрасно звучали в открытом летнем кафе.

Как говаривал незабвенный Сева Новгородцев, вещая ещё из Лондона: «Счастливо, ребята!!!»

Прикид по моде тех времен ))) Тема супер природы тогда была актуальная, см фильм "О, счастливчик" (O Lucky Man!) 1973 года с музыкой Алана Прайса
Конец 70х. Клеши были именно такими, а не как сейчас показывают в новых киношках.

[1] https://www.hi-fi.ru/magazine/music/10-labels-reel-to-reel/

[2] https://stereo.ru/p/qlzic-bitva-za-format-bobina-vs-kasseta-vs-vinil-vs-cd-vs-hires

[*] https://upsound.org/studios/ - ссылки на видео из разных студий мира

[] https://blog.pedalzoo.ru/other/hi-end-rock-music/ - доп чтиво на русском

[] https://www.stereophile.com/content/records-die-2021 - доп чтиво на английском