В моду входят аналоговые ленточные магнитофоны: "Посмотрите на вращающиеся бобины – эта медитация хороша даже без звука..." ;))) Да уж, спираль развития сделала виток))) Двадцать лет назад цифровые плееры были диковинкой и все о них мечтали, ну и приобретали потихоньку, сейчас же таковые сносные по звуку засели бонусом в каждом мобильном телефоне, грезить-ностальгировать остаётся лишь о тяжеленных вожделенных аналоговых аппаратах. В эпоху повального аналогового звука, эдак лет 30 лет назад и далее, магнитная лента была основным носителем: на неё профессионально записывали в студии, чтобы далее расплодить винил, и на неё же только качеством ниже записывали с винила в быту. А за неимением винила переписывали с ленту на ленту, неизбежно при этом плодя шумы и искажения.

Как вам такой магнитофончик?)

"Бобинники" и даже "кассетники", будучи тщательно отстроенными, способны выдавать замечательный звук, благо среднестатистическое человеческое ухо многого не замечает. Специфический окрас ленты на НЧ и прочие "радости" многие аудиофилы воспринимают на ура. Однако цена такого звука нынче очень высока. И если вы что называется "запали", то в первую очередь резонно прикинуть мозгами, где брать качественные ленты. На Али магнитных лент уже вагон и маленькая тележка, но качество остаётся под вопросом. Сколько подобные ленты послужат, как быстро начнётся ссыпаться струйкой ферромагнитный слой и т.п. и т.д. - знает только Всевышний. Второй важнейший вопрос, кто будет поддерживать ленточный аппарат в рабочем состоянии, тем паче если оный достался "поюзанным". Ну и третий, на засыпку, зачем вообще эта морока нужна, ради какого прироста качества. Фетиш??? Тогда это всё объясняет и ... окупает!!! ;)))

Теперь смотрим не на огонь костра, а на ... )))

Впрочем, любая лента привносит некое подобие динамического демпфирования: чем выше амплитуда музыкального сигнала (состоящего из основного тона, обертонов и гармоник), тем меньше амплитуда его ВЧ составляющих. А поскольку большинство реальных музыкальных сигналов по своей структуре импульсные (ударные, щипковые и т.п.), то лента на слух такие звуки "смягчает" (на малых уровнях сигнала не проявляется, но там уже маячит собственный шум ленты). Собственно, на этом и построены цифровые/программные эмуляторы лент.

Чем выше уровень записи, тем меньше ВЧ - и так на любой ленте [ http://audiochrome.blogspot.com/ ]. Но попробуйте это заметить на слух;)

Про жизнь... Мое поколение попало в то ещё пекло: только-только что-то научились толком делать - грянула перестройка, и понадобились совсем иные навыки: разводить и втулять... Из смутных времён мрачно-угрюмых 90-х особенный рубец оставило грандиозное кидалово с ваучером: сия липовая бумажка как бы от государства российского была обменена (и не только мною) на ценные бумаги якобы некой нефтяной компании, мгновением позже испарившейся. По всей матушке России всплывшие бурной пеной шустрилы всей мастей делали деньги, не гнушаясь ни чем. Продавали что ни попадя, в основном толкая за бугор недавние всенародные богатства… Желание свалить ко всем чертям нарастало с каждым днём, но прорываться нелегально не позволяли семейные обязательства. Брошенная страной на произвол судьбы золотоносная наука стремительно шла ко дну, каждый выживал как мог. Уникальная экспериментальная база вместе с мозгами оказались востребованными лишь на мировом уровне. Будучи откомандированным по контрактам в Великобританию и Францию (тогда для просроченных форм допуска приоткрыли железный занавес), приобщился к многоканальному звуку в киношном варианте Dolby Pro Logic: в «Апокалипсис сегодня» вертолёт садился буквально голову, свист пуль вынуждал пригибаться, как в окопах…

Лучший профессиональный измерительный магнитофон (Брюль энд Къер, Шлюмберже и тп) на скорости 38 см/с в режиме прямой записи был способен регистрировать на соответствующей по классу ленте частоты от 40 Гц до 60 кГц, но при динамическом диапазоне ~42 дБ, зато линейно во всей полосе рабочих частот. В отличие от инструментальных в магнитофонах для записи и воспроизведения звука динамический диапазон зависит от частоты (нелинейные искажения тоже). В ход идут технические компромиссы, особенно распоясовшиеся в бытовых аппаратах. Ухищрениями выжимают 60 дБ с копейками (макс где-то 66 дБ). Но это на 1 кГц, на краях диапазона рабочих частот намного меньше! Всё упирается в ленту.((((((((((((((((( Хромовая обеспечивает расширение частотного диапазона, но усиленно пилит головки. Есть ленты, сохраняющие диапазон 55-60 дБ до 10 кГц, но к 20 кГц схлопывающиеся в полный 0 дБ. Заигрывания с током подмагничивания (BIAS) позволяют выжать якобы до 76 дБ (средне взвешенных по IEC, по CCIR 64 дБ), но как будет воспроизводиться такая запись на другом ленточном магнитофоне - вопрос на засыпку. Впрочем, на ленте можно писать и в ЧМ режиме, забираясь до 0 Гц без сужения динамического диапазона (~44 дБ для всей полосы рабочих частот), однако это уже епархия профи. Повысить частотку звука удаётся только путём увеличения скорости ленты (76 и 152 см/с), но растёт детонация, на отдельную дорожку приходится записывать специальный синхронизирующий сигнал.

Мне такой музейный экспонат живьем не удалось застать, но фирма солидная [фото из интернета]

По причине недостаточного динамического диапазона ленты сигналы со всех микрофонов и живых электроинструментов перед записью на ленту в студии проходят через многочисленные динамические компрессоры;))) Без них - никак, даже если в затяжном прыжке сбацать типа Bakerman ;)))

Следует признать, динамические свойства ленты при прямой записи довольно близки к чувствительности и диапазону обычного слуха человека.

И это еще реклама ! (ленты)
У большинства реальных аппаратов на НЧ характерные горбы

Остаётся горбы АЧХ загнать в нужные места, и толковая запись винила с качественной ленты звучать будет сказочно. Однако это дорогое удовольствие. Не лишне помнить, что для жизнеспособности "магов" главное - регулярная профилактика, для ленты - бережное хранение. Увы, определенные ленты на ВЧ могут терять намагниченность (по некоторым сведениям около 1 дБ в год отдай, за 20 лет набежит до 20 дБ). М-да, всё бренно в этом мире, впору "втащить" VSOP Курвуазье/Рэми Мартин под нетленную "Angels at my gate";)))

Если же записывать на ленту с цифровых носителей без многополосовой компрессии, то легко нарваться на искажения превышения динамического диапазона по краям рабочих частот. Лента сама по себе ничего не улучшает, добавляет только шум, горбы АЧХ и сужение динамического диапазона. Типа: "- И что, у неё ноги прямые? - Нет, дырки в правильных местах!"))) Обнаруженные якобы полезные гармоники после перезаписи на ленту - заблуждение. Желающие вникнуть в суть могут просветиться про частоту подмагничивания. Короче, записывать на ленту целесообразно лишь тогда, когда сигналы всех музыкальных инструментов обрабатывается аналоговыми компрессорами "на лету", т.е. до попадания в магнитофон.

Подкручивать подмагничивание (BIAS) на слух категорически не советую, тут однозначно нужны приборы, иначе как минимум запись на другом магнитофоне будет звучать совсем по другому.

"Мало..., мало ..., ***, много!" (С)

Стрелочные и прочие индикаторы уровня в аналоговых магнитофонах на самом деле измеряют не пиковое строго максимальное значение как в цифре, а некое среднеквадратичное значение (RMS) и обладают инерционностью. Даже если в аналоговом магнитофоне реализовано переключение еще и на измерение пикового уровня (Peak), то тут есть нюансы. Вообще, выставление оптимального уровня - дело тонкое. Зависит от самого аппарата, типа ленты и т.д. Некоторые чётко пишут под 0 дБ, а некоторые и под +3 дБ, а кому требуется не превышать -1 дБ. При наличии опыта можно выставлять на слух. Автоматический уровень записи (АРУЗ) лучше не использовать.

[ https://cache3.youla.io/files/images/720_720_out/5d/1f/5d1f206dd138b39c343c0844.jpg ]
http://s53.radikal.ru/i142/1202/33/2210222af3e7.jpg [hi-fi.ru]

Про жизнь... Коллега по работе успел "побывать" на Кубе, во Вьетнаме (был заброшен в трюме сухогруза без знаков отличия ), ЕгиптеИндонезииЛивии. На Кубе в составе расчета завалил высотный разведчик U1 (на 21 км - далеко за облаками), хорошо что тот упал не в нейтральных водах, иначе бы наверняка полетели большие какашки с обеих сторон. Боевой расчёт был представлен в эйфории к высшим наградам, но по трезвяку в верхах решили не поднимать шума-пыли. Во Вьетнаме наши военные советники с помощью местных "партизан" (сражавшихся отчаянно) срубили тучу самолётов Штатов, в том числе В-52, после чего показательно массовые бомбардировки прекратились (ковровые тоже поубавились). Привез оттуда в своем теле шарики от американской бомбы, звенели при проходе через металлодетектор. По сравнению с Вьетнамом в Египте было "поскучнее", а в Индонезии с Ливией вообще "тоска зелёная", но речь об ином. Когда надо было особо тонко поймать цель, использовался термин "пол-ПВ" (расшифровка буквы "П" из ненормативной лексики), что означало довернуть на чуть-чуть. Вот и мирной жизни зачастую лучше на пол-ПВ, а не махать чем попало во всю ивановскую)))... Кстати, когда лично пощупал настоящую головку самонаведения, то просто был в шоке - насколько точна и компакта механика (швейцарские часы нервно курят в сторонке), насколько мудра и изящна электроника (хвалёная импортная и не только бытовая тихо в постельках отдыхает), насколько всё в целом гениально и надёжно продумано и сделано. Эх, а как эта красота летает!!!!!!!!!! Правда, раздробится в мелкие дребезги в случае применения - се ля ви.

ЗРК С-200 - своими глазами лицезрел результат работы этого супер оружия: от самолёта остаётся труха и это при обычной БЧ. Фото (парк-музей военной истории в Кецеле, Венгрия) примечательно тем, что в специально сделанных окошечках под оргстеклом видны важнейшие элементы ракеты.
Милитари соосник Honeywell-101 - аппарат обалденный: сверхточная механика, отличная электроника. Лента дюймовая, 14 дорожек (фото из Интернета).

В 1996/7-м пялился на новоявленную Орбита-106 , аж шесть коричневатых хрустов стольников "жгли ляжку", когда курил на лавочке перед открытием универсама, но Бог миловал. Испробовал верх советского бобинного магнитофоностроения "Электроника ТА1-003" - понял, что пора переходить на импорт, а в быту на кассетники. Приемлемая по качеству катушечная лента СВЕМА (пр-во в Шостке) в жёлто-красных коробках А4407-6Б все реже попадалась в продаже, подорожавшая до 7 целковых новая модель в серых коробках А4409-6Б, мягко говоря, всем озадачивала, а ТАСМА (г.Казань) изначально не выдерживала никакой критики: на третью ходку магнитный слой ссыпался прямо при прокручивании, забивая головки и страшно затупляя верха. Не частая даже под прилавками ГДР-овская бытовая рыжеватая ORWO "тянула" на 4-ку от силы, а приличная полудюймовая тёмненькая профи видео, конспиративно уводимая за спирт из НИИ-шных "почтовых ящиков", требовала станочного разрезания вдоль чётко пополам. ФРГ-шная BASF дико кусалась по цене (от 25 рябчиков), и прибомбить можно было лишь из под полы.

Печалька. И знак качества не спасал.

Случайно в ГУМе за посильные деньжата прикупил блок настоящих японских кассет SONY, обычных "феррум" (тип I), но качество как ленты, так и дымчато прозрачного пластмассового корпуса с направляющими роликами сильно впечатлило. Заветные кассеты (TDK и тп) валили в советской продаже как из рога изобилия аж в течение пары годков, охотно сметаясь с прилавков - спасибо взлетевшим мировым ценам на чёрное золото. На тот момент в СССР делали лучшие в мире ЗРК (заявляю ответственно), на остальную бытовуху, видать, не хватало газо-нефтяных ресурсов ;))) Вот такое вот вечное кино. А Цой то оказался пророком: "Дом стоит, свет горит. Из окна видать даль, так откуда взялась эта печаль..."

Продаваемые в СССР ошеломительно! На фото чуть более поздняя версия, первоначально бумажные элементы были красного цвета. Скромно "Japan" без "made in", только вот China тогда еще на мировой рынок не проник.
В 90-х конструктора и дизайнеры Panasonic явно вложили душу. Жив еще, "курилка", хотя отпахал и бани и даже (в качестве источника) свадьбы!

Особая линия моей жизни связана с декой "AKAI GX-F35", за которую в 80х мгновенно давали штукарь с гаком (еще советскими деревянными), отрывая с руками. Сейчас уже на сей "стеклянноголовый" спрос сугубо музейно-коллекционный. Тогда эту деку друг урвал в комке (комиссионном магазине) без коробки и документов))) Много чего на том AKAI в своё время перезаписали, весь андеграунд СССР вплоть до конца 80х...

Недавно сей старый "знакомый японец" попался мне на "авито" за символические деньги, сердце дрогнуло, купил за глаза (не было возможности послушать-пощупать). Продавец уверял, шикарный фирменный звук, типа, всё в ажуре, но я умом понимал, что кот в мешке, хотя надеялся на удачу. Увы, AKAI оказался укатанным в хлам: завал на ВЧ, а на "стеклянной" GX голове следы механического воздействия - то ли пытались шлифовать, то ли поганой лентой драли сутки напролёт, как абразивом, а ведь ничто не вечно на земле, со временем даже в GX зазор выкрашивается. Увы, родных не загнанных GX голов в продаже давным давно нет((( Менять на как бы новый сендаст или завалявшуюся советскую стекляшку - всяко звук будет уже не тот, twin field стеклоферрит это произведение искусства. Впрочем, следует признать, секрет ноу-хау оказался прост: AKAI золотой поры в тракте записи приподнимал самые высокие частоты, а в такте воспроизведения пропорционально занижал, благодаря чему обходил ряд подводных камней, при этом на других "магах" сделанные на AKAI перезаписи с ленты (при которых деградируют в первую очередь ВЧ) звучали интригующе "возвышенно утончённо". А вот технология изготовления культовых GX головок так и осталась непревзойдённой.

"Предпенсионному" Акаю за сороковничек уже.
Визуально швах стеклоферрита не рассмотреть, требуется увеличение и освещение.

Недавно повезло - обзавёлся двухкассетной девственной JVC W777 1989 года, пролежавшей привезенной из Японии 30 лет у друга в запечатанной коробке на антресолях. Не пришлось даже пассики менять! Пусть не из топчиков, зато непорочно свежа и 100% аутентична. Кручу не часто, раз в месяцок под настроение для поддержания аппарата в "тонусе", ну и чтобы возрастной не новодельный винил лишний раз не пилить;)))

Пишет на обычный хром (с винила, разумеется) точь-в-точь - на слух мало кто различает. Шумоподавление не применяю.

Среди лент 1-го типа (Fe O) реально очень хороших еще надо поискать, даже среди сделанных в Японии и США. Пролежав в тёмном непыльном месте с 25 лет брендовые кассеты не утратили своих свойств. Длинные (и особенно тяжёлые широкие) ленты на бобинах пришлось бы регулярно перематывать, в том числе храня при постоянной температуре и при оптимальной влажности вдали от магнитных полей. Кстати, у меня на работе есть "ящичек", который позволяет полностью размагнить ленты даже через стену, например, когда надоела музыка соседа)))

Кассеты с лентой тип II ("хром") оптимальны по соотношению цена качество

Студийные оригиналы "мастер" лент не продаются в принципе. Первые копии баснословно дороги. Вторые копии тоже кусаются. Третьи и т.д., подозреваю, уже с потерями качества, каким бы суперскими не были аппараты, задействованные при перезаписи. Остаётся лишь переписывать на ленту винил, пусть оный в основной массе уже "отмастерен" в цифре.

Истинных слухачей очень мало, а желающих похвастаться крутой аудио-видео аппаратурой, очень много, поэтому понты (как и пиксели) гораздо лучше продаются!!!!!!!!!!!!!!!!;)))))))))))))))))))))))))))))

Про жизнь... Соотношение зарплат специалиста и руководителя (например, учителя и генерала) было одинаковым что в царской России, что в СССР, причем позже и в странах развитого капитализма. В современной России данное соотношение прогнули более чем в 10 раз, разведя-надув наемных работников с иллюзорным стимулом всю жизнь выбиваться наверх. При этом средне-высокое руководство впало в искушение цепляться за свои теплые кресла любой ценой, не брезгуя очковтирательством. И пока у нас учителя, врачи и инженеры будут получать гроши, превращаясь в неучей, рвачей и инженегров, ракеты будут часто падать, корабли тонуть, хранилища протекать, а страна продолжать "сидеть" на нефте-газовой игле.

[] https://cyberleninka.ru/article/n/iskazheniya-magnitnoy-zapisi-obuslovlennye-stareniem-izmeritelnoy-magnitnoy-lenty/viewer

[] https://habr.com/ru/company/kaspersky/blog/424551/

[] http://mk90.net/6-luchshix-plaginov-emulyacii-magnitnoi-lenty/