Как точно установить иглу Шибата • Stereo.ru
Вопрос tilzit 27

Как точно установить иглу Шибата

Приобрел иглу с заточкой «Шибата» но пока не устанавливаю, так как хочется установить максимально точно, чтобы боковые грани иглы были перпендикулярны стенкам канавки диска, как это сделать не знаю. Прошу совета, какими инструментальными методами можно это реализовать. Какие тестовые пластинки и конкретно дорожки при этом использовать, какие приборы? Желательно из доступных ,то есть приобретать для этого фозгометр я как то не готов. Я понимаю что для людей занимающихся этим (установкой и настройкой головок и проигрывателей) профессионально это наверное коммерческая тайна, но у нас в провинции такого специалиста не найти при всем желании, приходится делать самому. Обычным методом (выставления головки параллельно сетке на шаблоне) думаю для Шибаты мало, да и для других эллиптических игл тоже, тем более производители головок часто делают все чтобы обводы головки были не параллельны а иглу и вовсе не видно - что и имеется у меня. Надеюсь на неформальные советы, заранее спасибо

Ответы

Gorbatov

По сути точно так же, как любую остальную, только с максимальным вниманием к каждому этапу настройки. И со сложной техникой нужно быть аккуратнее - без опыта она может не помочь, а только запутать - я видел примеры, когда пробовали настраивать по АЦП, например, по тестовым трекам, но зафиксированные перекосы были вызваны не геометрией и настройкой, а другими составляющими тракта, в том числе и самим АЦП, а в результате люди получали дополнительные ошибки в настройке. Про осциллограф тоже можно не вспоминать, не у всех он есть, а если есть вместе с умением его использовать, то вопрос отпал бы сам собой.

Так что лучше запастись хорошим шаблоном (каким именно в вашем случае сказать сложно, потому что я не знаю ни о том, какой у вас тонарм, ни о том, какая головка), увеличительным стеклышком, небольшим фонариком, зеркальцем и настраиваться по общим принципам. Дальше многое от умения и аккуратности будет зависеть - например, установив заход иглы, нужно настраивая положение головки этот заход не сбить и с какого раза у вас это все правильно получится я не могу сказать. Инструменты для установки захода бывают и отдельные и на шаблонах и на стробоскопах - что у вас есть а чего нет тоже вопрос, как и то, насколько вы готовы вкопаться в тему.

Тестовую пластинку тоже сложно посоветовать однозначно и одну-единственную. Многое от методик и умения зависеть будет. Я сам могу в крайнем случае обойтись одним диском Cardas и одной достоверно хорошо записанной музыкальной пластинкой, но чтобы совсем удобно настраиваться в разных ситуациях очень полезными оказываются и Hi-Fi News Analogue Test LP и Ultimate Analog test LP и Ortofon Record Test. Иногда нужны практически все и сразу. Но посоветовать вам накупить инструментов и пластинок на сумму, вполне вероятно превышающую стоимость головки мне не кажется хорошей идеей...

А чтобы дальше подумать о конкретике - расскажите о тонарме и головке. Да, упомянуть проигрыватель и фонокорректор тоже будет не лишним.

tilzit @Gorbatov

Спасибо за относительно развернутый ответ. Для конкретики: головка ADC XLM Mk II improved, проигрыватель DENON DP-60M тонарм соответственно этого проигрывателя прямой, легкий. Фонокорректор Luxman E-200, (купленный не без Вашего участия ,я имею ввиду тест в журнале Stereo… правда я бы поспорил с фразой «внутри корректора никаких микросхем» ,но это уже я что то отвлекся от темы)Шаблона для установки головки штатного, одевающегося на трубку тонарма, нет. Шаблоны черчу сам, используя калиброванные линейки и пр.Для расчета применяю калькулятор на Vinylengen, тем более что предпочитаю шаблоны сделанные по Lofgren-у и RIAA , а не по Stivenson-y и JIS как у DENON. Осциллограф могу взять у приятеля и имея тестовую пластинку очевидно могу как то проверить точность установки головки… В общем одни вопросы…

Gorbatov @tilzit

С проигрывателем и головкой понятно, так проще обсуждать. Корректор тоже уместно упомянуть (кстати, в цепи коррекции там все же ОУ нет, и МС секция трансформаторная, а не "микросхемная") - за то, что этот корректор по параметрам сам не выдаст неприличных искажений можно быть спокойным.

Шаблоны лучше все таки не чертить, а строить программно и распечатывать. Я и сам люблю иногда повозиться с содержимым хорошей старой немецкой готовальни, но автокад и прочее-подобное все таки удобнее и точнее. Выбор, по каким формулам рассчитывать шаблон, скорее дело вкуса и того, из каких пластинок состоит фонотека.

Мануал на ваш проигрыватель в сети должен быть, тонарм у аппарата умеренно-замороченный, и если вся механика работает, то строится тонарм вполне нормально.

Головка ADC XLM Mk II не с шибатой, а с эллипсом, с шибатой шла квадрофоническая версия ADC Super XLM Mk II. И не скажу, что ваша модель сверх-капризна к настройке. Судя по тому, что вы написали, опыт и навыки у вас вполне приличные, я не вижу того, что могло бы вам помешать нормально справиться с настройкой. А максимальная внимательность и точность желательны всегда и при любой настройке.

Про компьютер и осциллограф - попробуйте забить в поисковики фразу "Настройка тонарма проигрывателя с использованием компьютера" и поискать PDF файл, он с таким названием один-единственный находится. Материал незаконченный, авторства Константина Мусатова. Не знаю, откуда файл пошел гулять в сеть, но я это читал еще очень давно. Вполне вероятно, что вы найдете статью полезной. Здесь цитат не привожу, так как разрешения автора у меня нет, но раз уж все есть в свободном доступе...

По пластинкам - и хочется посоветовать в первую очередь Hi-Fi News Analogue Test LP, но я все же воздержусь от однозначных рекомендаций - возможно у вас появятся свои предпочтения. Вариантов методики может быть несколько, и если выбирать пластинку, то проще всего взять ее подробное описание, и прикинуть, какие треки и возможности вы будете использовать, какие нет, и чего вам не хватает от конкретного варианта пластинки. Так методом сравнения и исключения можно выбрать наиболее подходящий вариант.

tilzit @Gorbatov

Спасибо еще раз за полноценный ответ.

Да, головку использую сейчас с эллипсом, Шибата приобретена как апгрейд. Поскольку гиперэллипс раньше не устанавливал (кстати, насколько помню, Вы рекомендуете их прежде всего на тонармы 12 дюймов) отсюда и возник вопрос. Думаю хуже не будет, если правильно установить. Видимо, прежде всего, необходимо выбрать тестовую пластинку, а с методиками применения разберусь.Попробую построить шаблон на компе, но тут нужен хороший принтер для соблюдения масштаба и размеров. Еще один вопрос не совсем по теме, если позволите. По фонокорректору LUXMAN E-200.Где-то я читал ( сам я «читаю» схемы на уровне начального «чайника») что входной каскад там на полевиках , а опер.усилитель JRC2082 в цепи активной коррекции. Или все же как выходной усилитель? Если Вы в курсе…Хотя ответом удовлетворен не против услышать другие ответы и комментарии в т.ч. и по Лаксману.

Gorbatov @tilzit

Не обязательно на 12 дюймов, это скорее моя личная привычка - тонармов меньше 12 дюймов у меня давно нет и не планируется... Хорошие 9-ки у меня были, но возвращаться к ним особого желания нет.

С принтером проблем возникнуть не должно, по крайней мере я на нескольких самых обычных лазерных аппаратах никогда со значимыми погрешностями не сталкивался.

По схеме корректора - на выходной усилитель совсем не похоже. Да и насчет активной коррекции есть сомнения. Возможности сейчас вытащить плату из корпуса и посмотреть с обратной стороны нет по причине отсутствия под рукой аппарата доступного для разборки, поэтому приходится только по памяти.

Teofas

Для точной настройки некоторые используют USB-микроскоп. Сам я, правда не пробовал, советовать не возьмусь. Почитать об этом можно у Майкла Фремера на АналогПланет

https://www.analogplanet.com/c...

alex64

В первую очередь надо иметь эту пластинку - Hi-Fi News Analogue Test LP. Что бы знать резонансную частоту. Подходит ли картридж к тонарму. ну а уже в зависимости от результата двигаться дальше. А эти две пластинки - Hi-Fi News Analogue Test LP и Ultimate Analog test LP иметь обязательно. Можно много узнать о своей системе. Но есть другая сторона. Много знаешь-меньше спишь. Я как увидел детонацию своей вертушки, потерял покой и сон. Меняю третью вертушку, а детонация такая же.

Gorbatov @alex64

Детонация и резонансная частота с геометрией настройки как бы не очень пересекаются... Хотя учитывать все нужно. А что же касаемо трех вертушек - даже не знаю, может вертушки такие, а может в методиках проверки какие то ошибки закрались.

alex64 @Gorbatov

это всё правильно. но опытные пользователи подбирают голову к тонарму. геометрия и прочее второстепенно. при настройке, сначала настраивается предварительно, по шаблонам-уровням, протракторам, а потом обязательно нужно знать свою резонансную частоту.

Gorbatov @alex64

Я вам больше скажу, совсем опытные учитывают и то, что при формально правильном подборе и настройке звук все равно может быть не очень. Потому что сами головки разные, сродство в системе получается тоже разным, да и применительно к разным пластинкам разные головки ведут себя по разному.

Но логично, что если проблемы будут уже на уровне согласования податливости с эффективной массой то на полноценный звук рассчитывать сложно.

alex64 @Gorbatov

совершенно верно. но когда ищешь слабые места в тракте(если звук не устраивает), то начинаешь исключать варианты. такие как рез. частота( если 10гц то уже можно спать спокойно), потом если голова ММ, то совместимость подобранной ёмкости кабелей и фонокорректора к рекомендуемой для картриджа, ну и дальше вплоть до проводков в тонарме. и т.п.

alex64

вот посмотрите. детонация. светлый это на yamaha gt-2000. красный мой. и мне это не нравится

Gorbatov @alex64

А ваша какая?

GT-2000 в базовой комплектации вполне доставаема и привозима из Японии, всех денег мира она не стоит. А проигрыватель неплохой.

alex64 @Gorbatov

были micro bl-91, victor tt-81, yamaha gt-750. был первый техникс 1210 мк2. но к сожалению по детонации не могу сказать. такой тестовой пластинки не было

Gorbatov @alex64

Кстати, micro bl-91, victor tt-81, yamaha gt-750 все неплохие аппараты. Скорее вопрос в техническом состоянии конкретных экемпляров.

alex64

ещё добавлю к настройкам. купишь новую голову. настраиваешь, настраиваешь. доволен своим процессом, ставишь иглу на тест. трек проверки рез. частоты и БАХ! как обухом по голове. рез. частота-7 ну или 8 гц. и зачем все эти настройки?

Gorbatov @alex64

И чем плохи 8 Гц? Нижняя граница нормы. Обычно считается, что 8-11 отлично, 7-12 допустимо. Не вижу проблемы.

Новую головку нужно настраивать, по полному циклу, а после 30-40 часов подстраивать уже более точно, и по тестам и на слух. Потому что приработка. И разные головки могут вести себя в этом промежутке немного по разному.

alex64

И чем плохи 8 Гц? Нижняя граница нормы. Обычно считается, что 8-11 отлично, 7-12 допустимо. Не вижу проблемы.

ну это моё личное мнение. я как максималист-или всё или ничего. поэтому для меня это важно. золотая середина-10 гц. значит так и должно быть

Gorbatov @alex64

Нет тут понятия золотой середины в прямом смысле. Есть масса нюансов и особенностей из которых складывается общая картина.

alex64

http://stereo.ru/qa/rnlsu-vashe-mnenie-o-golovke

в этой теме как раз обсуждалась интересная для меня тема. купил эту голову AT-OC9/III. и тонарм SME 3009 с несъёмным шеллом. и резонанс оказался 7-8 гц


alex64 @Gorbatov

хорошо. попробую объяснить. если рекомендуемый производителем прижим головы 1.5 гр(+- 0.2гр) то естественно каждый будет устанавливать 1.5гр. (я не говорю щас о экспериментах с прижимом). вот и здесь. рекомендуется рез. частота 8гц - 12 гц. т.е. идеальная будет 10гц.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.