МОНО и стерео

ВОПРОС ОТ: Ответы (79)

В последнее время часто сталкиваюсь с мнением что появление разнообразных вещей: продукции Apple, телевизоров UHD, автомобильных магнитол - есть следствие ̶з̶а̶г̶о̶в̶о̶р̶а̶ ̶р̶е̶п̶т̶и̶л̶о̶и̶д̶о̶в̶

навязывания индустрией потребителям ложных потребностей.

Дорогие толстовцы, борцы с тиранией маммоны, позвольте и мне набросить лопату на этот вентилятор:

Самый вопиющий образчик «навязанных потребителям ложных потребностей» - многоканальность. Да-да, все эти Стерео, CD-4, SQ, 5.1, 7.1, Атмосы-хренатмосы...

Вот, к примеру, дорожки с 9. по 18. на этой записи - оригинальная монофоническая версия альбома. Отключил вчера один моноблок и как в первый раз все эти Десафинады услышал. Стереоверсия в сравнении звучит ужасно тускло и замыленно. Всякие «разделение планов», «воздух» и прочая «глубина сцены» с «телесностью» в моно такие, что мама не горюй.

Не видел ли кто, короче говоря, в продаже переходник стерео-моно?

P. S. А вместо левой колонки бюст Сасумы Сукумы поставлю, чисто конкретно.

P. P. S. А экономия-то какая выйдет!

63.01 дБ +

Ответы

#

по моему не так давно уже обсуждалось похожее тут...


- 50 дБ +
#

я об этом тоже каждый раз думаю, когда живую музыку слушаю.

«Ну звучит ведь скрипка/труба/флейта в МОНО, а не в стерео, но классно же звучит...»

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Но при этом вы слушаете двумя ушами, слышите переотражение звука в зале, да ещё и определяете местоположения музыкантов в пространстве. Такого нельзя добиться в звуке из одной колонки. Но согласен, что многие моно записи плохо звучат при адаптации их на два канала.

- 65.44 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

точно сказано! Хотел изначально что то подобное написать, но поленился формулировать!))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

Ажно с 1962 года со стерео живём, а первая стереозапись вообще в тридцатых появилась. И ведь есть недовольные 😀

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #


вы слушаете двумя ушами, слышите переотражение звука в зале

конечно, я и одну колонку и скрипку (как моно источник) слушаю двумя ушами с отражениями и т.д.

Но , простите за тавтологию, источник-то МОНО (инструмент) , не важно сколькими ушами его слушать, он в стерео и от пяти ушей не превратится.


П.С. Я себя , иной раз , ловил на мысли , что живой оркестр в филармонии мне напоминает больше ОДНУ большую жирную такую точку, а не широкую стерео панораму с глубиной сцены...


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Возможно акустика зала сводит всё в точку... Я был на концертах классической музыки, хотя и не слушаю её. Был и в Большом. Но ни разу оркестр не сливался в одну точку. Всегда можно было услышать многоплановость.

А про моно - инструменты...это немного демагогия, слышим мы их двумя ушами. Попробуйте послушать концерт с одним заткнутым ухом. Вряд ли вы долго так сможете😊

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #
А про моно - инструменты...это немного демагогия, слышим мы их двумя ушами.


ДА, немного демагогия. Напоминает : «а вот вы посмотрите не стерео кино одним глазом» .

Конечно слушаем двумя ушами, конечно- смотрим двумя глазами, дискуссия не про приёмник, а про излучатель.

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #
Попробуйте послушать концерт с одним заткнутым ухом. Вряд ли вы долго так сможете😊

А вот Брайан Уилсон был глух на правое ухо. И соответственно никогда не слышал как играют Beach Boys в стерео.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Ну так это же частный случай :)) Он и сам об этом горевал, потому что до наркоты со слухом у него был порядок. Ходили вроде слухи, что на нём и Филе Коллинсе испытывали какой-то способ восстановить слух. Коллинс вроде слышит, про Уилсона не знаю.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #
Но , простите за тавтологию, источник-то МОНО (инструмент) , не важно сколькими ушами его слушать, он в стерео и от пяти ушей не превратится.

Ну, ну, не лишкуйте тоже!

Давайте только не путать звук, издаваемый инструментом, и динамик! Инструмент не имеет настолько узконаправленного звука, инструмент звучит, как бы глупо это не звучало, во все стороны, а динамик в основном вперёд, на слушателя! Соответственно звук от инструмента рассеивается и приходит к нам отовсюду, а от акустики таких переотрадений ждать не приходится...

МОНО (инструмент) , не важно сколькими ушами его слушать, он в стерео и от пяти ушей не превратится.

Очень не верно! Звук то может быть и моно, стерео как бы у нас слух, отсюда и берётся восприятие любого звука двумя ушами - значит стерео! И в данном случае каждое ухо слышит своё, это как в поговорке про реку, в которую дважды в одну и ту же не войдёшь!

- 64.77 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

Инструмент не имеет настолько узконаправленного звука, инструмент звучит, как бы глупо это не звучало, во все стороны.


Это неправда,- когда солист в филармонии на концерте качается из стороны в сторону, то эффект как будь-то колонку разворачивают . Очень узконаправленные аккустические данные у инструментов (не всех: скрипка, труба и им подобные).

Как если перед поющим вокалистом открывать и закрывать стеклянную дверь.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Чем выше звук, тем узконаправленней, здесь вы правы. Но мне кажется, что вы встали в позу и не хотите признать очевидное. Даже бумбоксы, что условно можно принять за моно источник, объединяют, чтобы получить стереозвук.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Я всё же поддержу Tess, одна АС всё же является больше похожей на "точечный" источник звука.

Если она ещё сделана "всенаправленной", то ещё больше.

Но надо задачи различать, если надо воспроизвести звук инструмента максимально похоже к естественному звучанию, то надо его и записать с контролем на таком способе воспроизведения.

У нас же в общем случае задача — максимально точно воспроизвести стерео, записанное соответствующим образом.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #



Но мне кажется, что вы встали в позу и не хотите признать очевидное.


Признаю, признаю.

Только поделился своим наблюдением о том, что инструменты звучат сами по себе в моно. Можно моно- монитор на табуретку в филармонии поставить и пустить запись соло инструмента. Такое наблюдение.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Стереозвук помогает выстроить панораму, послушайте ранние стереозаписи, тех же Битлз. В одном канале барабаны с басом, в другом Пол с Джоном поют и Джордж им подыгрывает. Я слушал и моноварианты этих песен и стерео и выберу именно стерео, потому что музыканты не сидят в одном "ведре".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Это всё наверно справедливо только для одного инструмента, да и то, что-то типа скрипки, трубы, маленьких и "пищащих" :)) Рояль даст вам такую панорамку - мама не горюй. Да и редко встретишь запись именно одного инструмента. А когда присутствуют хотя бы два - вы должны оценить их местоположение в пространстве, в моно это будет невозможно. А если как в вашем примере добавить табуреток и мониторов на них - что получится? ;))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Только когда Джорджа Мартина спросили, слышал ли он стерео-версии первых 4-х альбомов "Битлз", он ответил: "Нет, и не буду. А что, они были? Ах да, мы кажется давали стажерам попрактиковаться по ночам."

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Если это так классно, то переходите на моно, что лично вам мешает???

- 50 дБ +
⇡ в ответ @osherov138 #

Джордж Мартин был музыкальным продюсером, но никак не звукорежиссёром. Что не умаляет гения этого человека. Кстати многие из музыкантов не имеют хорошей аппаратуры для воспроизведения музыки. Им всё равно. Они её на работе слушают:)) И оценивают не качество звучания, а сам музыкальный материал.

- 50 дБ +
#

Не понимаю, что плохого в прослушивании на стерео аппаратуре монофонической записи. Есть много записей, когда еще просто не было стерео. Но я их с удовольствием слушаю и не нужны никакие переходники. Более того, считаю, что наличие такого переходника только будет портить звук. Если сильно так хочется, просто подсоедините две АС с одному каналу - это, на мой взгляд лучше, чем непонятное суммирование и смешивание переходником.

- 63.98 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #
Не понимаю, что плохого в прослушивании на стерео аппаратуре монофонической записи.

Только то что монофоническая запись звучит на порядок лучше при проигрывании через одну колонку. А переходник мне нужен для прослушивания в моно режиме стерео записей )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Ну например в компьютере есть вывод звука в моно, если вы с компа слушаете, а вообще таких устройств, как в вашем вопросе не встречал. И у меня есть этому объяснение - это никому не нужно, поэтому их нет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Просто одно дело в каком нибудь AES20-1996 (s2008): AES recommended practice for professional audio - Subjective evaluation of loudspeakers прочитать:

Loudspeakers shall be evaluated as single units in their normal room location for timbre-related accuracy as well as in stereo pairs, as surround sound components, or for other use. Timbre-related accuracy is much more easily heard in single-loudspeaker listening.

A другое, - на опыте ощутить что многое вещи действительно охренительно «much more easily heard in single-loudspeaker listening». Реально интересный эффект, а с компа я не слушаю.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Я не владею английским, но перевёл Яндексом. Мне показалось эта фраза либо вырвана из контекста, либо автор в очередной раз" открыл новый фундаментальный закон природы", как один из форумчан.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Зашёл сегодня в ветку и обалдел:)) Минусятник, где ж ты так долго был? Деньги на интернет закончились?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Это не один и тот-же.

И простите, что не все минуса правлю, а то получается, что я Вас жёстко в плюс вывожу незаслужено, ибо моя голосовалка мощнее. Просто забейте, у Вас и так рейтинг высоченный.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #
вообще таких устройств, как в вашем вопросе не встречал. И у меня есть этому объяснение - это никому не нужно, поэтому их нет.

Подозреваю что любой Y-разветвитель подойдёт

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #
Подозреваю что любой Y-разветвитель подойдёт

Не стоит так суммировать.

На некоторых предах есть кнопка моно.

Опять же, если с компа, то в проигрывателе.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
На некоторых предах есть кнопка моно.

В выходе на сабвуфер есть сумматор.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Это не устройство, это средство борьбы с безысходностью, как кабель HDMI to 3RCA с Али.:)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #
Только то что монофоническая запись звучит на порядок лучше при проигрывании через одну колонку.

Я подумал — АС тоже должна быть не частью стерео-пары, а быть более ненаправленной.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Очень плохо, когда звук как бы "прилипает" к АС, в идеале АС должны звучать так, чтобы слушатель, закрыв глаза, не смог определить их местоположение. Так что я с вами согласен. А у автора вопроса может случиться такая проблемка:((

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #
в идеале АС должны звучать так, чтобы слушатель, закрыв глаза, не смог определить их местоположение.

если при прослушивании стерео закрыв глаза вы можете определить местоположение колонок - значит место этих колонок на помойке. Может такое говнищще где и существует, но его обсуждение явно выходит за рамки данного форума.

А причиной данного поста послужил тот факт, что никакого «прилипания» не происходит даже тогда, когда колонка одна. Ну то есть общее направление ясно, примерно как в концертном зале вы слышите что оркестр находится перед вами, но источник звука не в коем случае не является точечным, у него есть явственный объём.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

"Прилипание" зависит от акустических характеристик помещения, расстановки в нем АС, диаграммы направленности их громкоговорителя. Все, больше ни от чего. Можно как заставить играть компьютерную акустику, так и поставить в неловкое положение тот Voxativ за десятки тысяч евро, на который вы любите ссылаться - класс АС не имеет никакого значения. Ваш монопост явно не принимает этого к сведению )

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Сейчас на работе поставил эксперимент. Louis Armstrong"Mahogany Hall Stomp" послушал на Hitachi HT-324 в стерео режиме и отключив одну колонку. Потом тоже самое на ION Audio PureLP (прошу не бросаться тапками) с моно-иглой (для шеллака на 78). Ион выиграл битву. Я к сожалению посеял штатную иглу от него, наверно так было бы достоверней, но звук с иглой расчитанный именно на моно диски был полным и...правильным что ли :))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Вы это серьёзно: восприятие звучание зависит от акустики комнаты и свойств громкоговорителя? Никогда бы не подумал. А какие тогда факторы не имеют значения - фазы луны?

Я что-то не припоминаю чтобы я что-то писал о классе акустической системы. Попробую сейчас.

Если я правильно помню школьный курс биологии, у пространственного слуха два механизма: амплитудный и фазовый. Соответственно существуют всякие системы time based stereo:

QRTF, A-B, SASS И если в записи содержится такая информация то даже если вы избавитесь от акустики помещения поместив колонки в безэховую камеру, сориентируете их прямо на слушателя , нивелируете влияние дифракционных эффектов на корпусах АС и четырежды перекувырнётесь через голову, даже в этих сферически-вакуумных условиях Свен и Воксатив будут создавать разную пространственную картину из-за различий в ФЧХ, импульсном отклике и т д


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #
Я что-то не припоминаю чтобы я что-то писал о классе акустической системы.

Вот здесь была проведена очень спорная линия по разделению АС на хорошие и плохие:

если при прослушивании стерео закрыв глаза вы можете определить местоположение колонок - значит место этих колонок на помойке.

И вот этот момент меня очень заинтересовал:

у пространственного слуха два механизма: амплитудный и фазовый
Свен и Воксатив будут создавать разнуюпространственную картину из-за различий в ФЧХ

Как это вы так связали восприятие фазового сдвига между правым и левым ухом с ФЧХ громкоговорителя? Воксатив будет увеличивать расстояние между ушами слушателя?

- 63.98 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Я не думаю что этот критерий может быть использован для разделения колонок на хорошие и плохие. Потому что вообще не припомню ни одной стерео системы в которой колонки можно было локализовать на слух.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
Как это вы так связали восприятие фазового сдвига между правым и левым ухом с ФЧХ громкоговорителя

ну к примеру так: вы записываете как некий объект производит звук Бряк+Бум. При неравномерной ФЧХ кажущиеся источники звуков Бряк и Бум окажутся в разных местах. Это как если бы расстояние между вашими ушами менялось в зависимости от частоты. Это я утрирую если чо.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Я помню. И не одну. Перечислять если - страница А4 точно будет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

вы правы)

- 50 дБ +
#

- 67.78 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Браво Игорь Анатольевич!!!))))) беруша🤪

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Ой, поржал! Молодца! Просто рассуждения на эту тему на редкость бредовые:))) даже коментировать нечего. И можно только одно сказать, что на хорошей стерео системе моно звук воспроизводится прекрасно! Не прилипая к АС, он как бы парит между ними! Если же это не так, то вопрос к сетапу. На моно записи иной раз и тестируют даже. Так что...

- 50 дБ +
#

Случалось мне несколько месяцев слушать одну АС: сначала пищалку поломал на старых АС, потом из-за рубежа новые АС пришли в разное время. Какие выводы я сделал за этот период:

1. Би-вайринг и би-ампинг дают ощутимый прирост качества звука

2. Чем меньше АС играет, тем меньше проблем создает помещение

Но на этом все )))

P.S. Если звукореж не ленился, его труд останется неоцененным в моно, сцена будет существовать только за счет акустики помещения. Кроме того, разделение на каналы позволяет объективно выиграть в качестве, не загружая одну головку всем материалом.

- 66.53 дБ +
#
"Всякие «разделение планов», «воздух» и прочая «глубина сцены» с «телесностью» в моно такие, что мама не горюй"

Адекватные люди в этом и не сомневаются. Просто стерео дает перемещение звука вправо-влево, а не все выше обозначенное.

- 56.99 дБ +
#

А как быть, если хочется послушать старых роллингов с моно-пластинки, а картридж стерео?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @osherov138 #

Приобрети моно головку.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NS #

Что бы я делал без Вас! )) Устанавливать каждый раз моно-головку с юстировкой и т.п. - это конечно выход из разряда user friendly.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @osherov138 #

нажать на фонокорректоре или предусилителе/усилителе кнопку «моно».

И опять же моно - это один сигнал с обоих каналов и с моно пластинки он будет таковым даже со стерео картриджем!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

В моей "коллекции" есть пластинка Песняров. Она выходила и в моно и в стерео, но у меня редкий вариант Моно/Стерео. Очень интересно было сравнивать звук именно на разных ГЗМ. И там и там звук практически одинаковый. А вот у человека, у которого сравнивал, только моно вариант. Так вот на стерео-головке звук собирался в кулак между акустикой. Очень неприятно было слушать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

Посоветуйте пож. фонокорректор с "моно"-кнопкой. Пока не могу найти.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @osherov138 #

ps audio

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

СПАСИБО!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Извините за лоховской вопрос. Если слушать МОНО-пластики на СТЕРЕО-картридже, но с нажатой МОНО-кнопкой на фонокорректоре - поможет ли это сгладить шумы и искажения, возникающие на стерео-картридже от моно-пластинки? Или все-таки покупка второго тонарма (как вариант - второго проигрывателя) с моно-картриджем - это неизбежность?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @osherov138 #

Да треска в монорежиме фонокоректора будет гораздо меньше. Множество современных картриджей моно представляют из себя стереоверсию в основе которой просто замкнуты каналы между собой, так что без разницы где это делать — на предусилителе или головке.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Спасибо Вам ОГРОМНОЕ! А то ведь мне ни разу никто не посоветовал купить фонокорректор с моно-режимом, все только и говорили, что нужен второй тонарм с моно-головой. А стоят такие проигрыватели от 300 тыс, что далеко за пределами моих возможностей.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @osherov138 #
Посоветуйте пож. фонокорректор с "моно"-кнопкой. Пока не могу найти.

У меня есть!

На предах и усилках почти всегда есть по моему...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

благодарю!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

У меня интегральник Naim 5si, на нем нету.

Извините за лоховской вопрос. Если слушать МОНО-пластики на СТЕРЕО-картридже, но с нажатой МОНО-кнопкой на фонокорректоре - поможет ли это сгладить шумы и искажения, возникающие на стерео-картридже от моно-пластинки? Или все-таки покупка второго тонарма (как вариант - второго проигрывателя) с моно-картриджем - это неизбежность?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @osherov138 #

честно скажу у меня не так много монопластинок (даже точно не знаю сколько), но вопиющей разницы не замечал даже при прослушивании в режиме «стерео». О каких искажениях собственно идёт речь?

Все эти примочки для моно удел перфекционистов, ну или если реально много такого материала! Сейчас многие моно картриджи фактически те же самые, что и стерео, но с замкнутой внутри проводкой.

P.s. Конечно разница в звучании есть, но не настолько, что без моно головки и моно режима корректора или усилителя невозможно слушать.

Просто попробуйте на обычном имеющемся картридже и задумайтесь, а действительно ли чего то не хватает?!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

СПАСИБО! Но я как раз сейчас собираю виниловый тракт, и ошибаться мне нельзя. Потому что моно-материала у меня довольно много: например, все Битлы до 68 г. включительно, ранние роллинги и т.п. А поскольку живу в провинции, послушать/сравнить особо негде. Вот и ступаю осторожно, как на минном поле)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @osherov138 #

С моно картриджем результат был бы лучше ( меньше поверхностный шум и т. д. ) но работать всё будет и так ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @osherov138 #

вот тут всё совсем непросто: https://www.ortofon.com/2m-mon...

- 56.99 дБ +
#

Божечки, да я оказывается не единственный городской сумасшедший

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Прикольно читать в Переводчике:)) Но всё повторяет наше сегодняшнее обсуждение. Я соглашусь с вами, что старые моно записи лучше слушать в моно, они и были записаны именно так. И звукоинженеры бывают не слишком рукастыми и ушастыми, и могут испортить исходную фонограмму. Но всё-таки стерео звук более натурален.

- 50 дБ +
#

В старом журнале "Стерео" некий Владимир Елбаев (так кажись) пришел с схожему выводу в рубрике "аудиобред" и даже пророчил, что скоро стерео уйдет в прошлое:)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Владимир и до сих пор вещает очень странные, с точки зрения нормального человека, вещи.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Я и говорю прям как в этом топике.

- 50 дБ +
#

Про "многоканал" согласен, а про стерео вы немного "загнули".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

про многоканал тоже перебор! Да, это не есть вершина всего и вся, но свою нишу он занял и пусть не каждый день, но под настроение заходит на ура!

А концерты (видео) и кино без многоканально лично для меня уже почти не существуют! Sacd тоже отлично играют.

Всему своё место...

А то так скоро призовут всех пересесть с машин на лошадей!)))

- 63.98 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

Да вы что, Вячеслав! Какие лошади? Бежать бегом! :)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Здравствуй старый друг Минусятник! Что, появились деньги на оплату интернета?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Да, точно появились:)) Не надорвись только кнопочки нажимать...

- 50 дБ +
#

Если так тянет на моно и слушать только одну колонку-есть смысл попробовать контрапертуру,есть конечно и другие варианты типа биполь/диполь,омни,но это на мой вкус не то..

- 50 дБ +
#

самое простое, поставить две акустики рядом

- 50 дБ +
#

saxophone colossus в моно звучит волшебно. Но с удовольствием послушал бы в стерео

- 50 дБ +