Домашний зверек по имени Найм. Звук дома и в салоне. Сходства и отличия. • Stereo.ru
Вопрос beland 68

Домашний зверек по имени Найм. Звук дома и в салоне. Сходства и отличия.

Всем привет. Спасибо за поздравления. Я тронут местным гостеприимством и умением разделить радость.

Меня просили описать, как прижился зверек. Итак, связка Naim 5si + Sonus Faber Venere 2.0.

Вообще, чем больше я погружаюсь в мир аудио, тем больше и больше появляется вещей, которые мне, инженеру-физику, закончившему МИФИ, становятся непонятыми и необъяснимыми с обычной точки зрения. )))) Метафизика, детка. )))

Начну несколько издалека.

Когда я писал пост, что я в шоке от звука Найма, я имел в виду то, что он выдавал что-то звенящее, долбисурраундное. И основной проблемой был даже не звук, а какое-то его странное поведение в формировании панорамы. Тогда я сказал консультанту: "Я, кажется, понимаю в чем дело. На всех усилках Барри Уайт поет точно в центре панорамы, а у Найма он поет из двух колонок". Когда я его слушал, мне казалось, что один из каналов как-то немного сдвинут по фазе, из-за чего панорама не строится и появляется такой хорус-эффект. И как будто это сделано специально для получения того эффекта, который я слышал. С другой стороны, с положительной, его динамика и детальность не могли не очаровать. Полный контроль колонок, отличные послезвучия, красивый эффектный вокал, много высоких, как я люблю.

При втором прослушивании, когда я привез свой источник, все стало сразу понятно. Это сидюк Musical Fidelity выдавал такой звук. Все эти эффекты сразу ушли. Но проблема построения панорамы осталась. Саунд стал мягче, ничего не звенело, все детально, красиво, мягкие такие высокие, которых много (ну прям не так, чтобы перебор, они просто мягкие, но яркие, отчетливо слышны и прекрасно отрисованны со всеми нюансами, особенно хорошо это было слышно на вещах со сложной перкуссией), но инструменты и вокал не локализовывались. После прогрева в течение минут 30 стало лучше, но все трое слушателей отмечали, что все же проблема оставалась - звук шел из двух колонок, он не хотел распределяться в виртуальном пространстве. Когда мы ради интереса включили Exposure 2010, все сразу заметили, что локализация была идеальной. Все, что посередине - посередине. Все, что сдвинуто вправо/влево - сдвинуто. Богатая тембральность, музыкальность, чистота звука, детальность и динамика (просто поразительная) взяли свое и было принято решение о покупке именно этого экземпляра. Я, как уже писал, не слушаю, сидя в кресле, стоящем по центру, а все больше валяюсь на кровати, поэтому я легко забил на проблему панорамы. При остальных положительных моментах это не столь существенно.

Вчера все установил. Соединил между собой. Пошел покурил, пришел, собрался с духом и включил. И, как Вы думаете, что я услышал в своей 18-метровой комнате (примерно 5,5 на 3,3), в которой колонки стоят вдоль длинной стены? Правильно, друзья, первое, что я услышал - это совершенно идеально сформированную панораму, где голос Патриции Барбер был точно, абсолютно идеально, расположен посередине. Даже никаких намеков на неточность в локализациия вокала, инструментов, перкуссионных эффектов. Я не поверил, включил Дайану Кролл. То же самое. Прекрасная виртуальная сцена перед глазами. Куда делись проблемы? Я не знаю и объяснить это не могу.

Теперь звук. Все стало детальнее. Причем намного. Это объясняется легко. Изначально мы слушали в салоне примерно метрах в 25-27. Здесь же 18, расстояние до колонок метра 2,5-3. Все звучит очень "компактно", при этом динамично и собранно. При подобной динамической жесткости звук остается мягким и приятным. Я поигрался вчера часа 3, включая одну за другой композиции из совершенно разных жанров. От мягкого акустического джазового вокала до ню-металла а-ля Слипнот. Все отыгрывается идеально. К звуку никаких претензий.

Но.

Так как легких путей мы не ищем, и лучшее - враг хорошего (это я про Сонусы), комната все же маловата. Для этой связки нужно метров 25-30, чтобы она себя полностью раскрыла. Хотя, может надо привыкнуть.

Есть две проблемы - одна сугубо субъективная, которая находится в голове, вторая объективная - размер комнаты.

Записи, на которых не делается акцента на басы, и где бас не является ведущим, все хорошо. На записи, где баса достаточно, например партии контрабаса в джазовых трио (ф-но, контрабас, перкуссия) проблема уже есть, но она некритична. А вот там, где на басе построены целые композиции, и бас - это собственно и есть музыкальная идея (джангл, даб) - проблема большая. Все гудит. Это проблемы помещения. Но это был мой выбор, когда я брал усилитель без темброблока. Видимо, придется затыкать дырки ФИ аудиофильскими носками )))).

Вторая проблема - все то же самое, но про высокие. Это в голове. Я люблю, чтобы цикало. Но тут я обещаю над собой работать.

В общем, если провести над собой серьезную работу и купить аудиофильские носки, то, наверное все будет идеально. В остальном оно и так идеально.

Всем огромное спасибо, кто советом или поддержкой помог мне собрать этот комплект. Больше я вас докучать расспросами по тракту не буду. Впереди много других, не менее интересных вопросов.

P.S. Свою следующую собаку назову "Найм" )))).

Ответы

Chepchanin

Думаю, затыкать фазик не стоит. Ведь колонки проектировались именно под это акустическое оформление. Увеличив разборчивость на басу, можно снизить достоверность на СЧ и ВЧ (возможно).

Но экспериментировать никто не запрещает. А так - удачи в дальнейших поисках хорошего звука!

gtn-part

на две системы ушло 12 лет,Вы весьма удачливы в выборе,это по-белому радостно)

давно разделил для себя меломанов на два лагеря-довольные и бурчащие,довольных должно быть больше-прибавляйтесь))

beland @gtn-part

мне кажется, я доволен и позитивен. зачем писать/бурчать, кому это интересно. все надо делать в кайф. а если в кайф, времени на бурчание не останется. ))))

george

Все же попробуйте поставить в колонки заглушки,я так не раз делал и помогало.. Потом по возможности напишите-просто про свои ощущения..

beland @george

Это еще надо придумать, как сделать. Тут узкая щель, а не круглая дырка, идеально затыкаемая свернутой в снежок парой носков. )))

george

Ну для интереса и попробовать-можно и носками.. Я обычно использую губку для ванной.. А какие у вас кабели ??

beland @george

не воспроизведу. один пост назад в "интегрально об интергральниках" в конце темы. QED. Модель не помню. С телефона неудобно.

george @beland

Будет интересно,можно и о кабелях поговорить.. Но сначала попробуйте заглушки,тут немного потеряете в глубине баса,зато выиграете в остальном,да и ВЧ и СЧ не должны пострадать. Просто сами попробуйте и решите..

Wadim
Для этой связки нужно метров 25-30

У меня, почему-то, противоположное мнение - им нужно именно ваша площадь. Уточните расстояние между АС и от АС до слушателя - размеры треугольника. Не советую вторгаться в настройку щелевого фазоинвертора - вы меняете настройку по частоте . В идеале, отодвигая от стены найти наилучший звук. Если уж никак, то только ПАС (панель акустического сопротивления) - делать сложную заглушку, чтобы закрывать порт тканью, которая понизит добротность настройки порта, но не меняя частоту настройки.

george @Wadim

А почему нельзя попробовать ?? Это что сложно или больших денег стоит ?? Поставив заглушки,мы превратим колонки в исполнении "закрытый ящик".. А так понятно-колонки нужно выбирать под свою комнату..

Wadim @george

Можно - никто не воспрещает. Только вы вмешиваетесь в акустическое оформление переводя ФИ в ЗЯ, но при этом не меняете объем корпуса. И тем самым меняете режим работы динамика. Акустическое оформление выбирается исходя из параметров головки. Иными словами, головка, для которой нужен ФИ будет не раскрыта по своим способностям в оформлении ЗЯ, да и "литраж" корпуса для ЗЯ и ФИ должен быть разным для достижения оптимального звучания.

george @Wadim

Я такое не раз проделывал и не только с колонками,а и с сабвуферами. У меня задача была убрать не нужный бубнеж.. Заглушки могут в этом сильно помочь..

Expo @george

Переехав в " Хрущевку ", комната 17 м, в доль длинной стены... та же проблема, "бубнеж", пробвал установку по а.ф. калькулятору, немного лучше основной звук, но " УХ " остается, паралельные стены голые, затыкал ф.и. заглушками родными "бубнежа" меньше, но изменяется ачх. Сделал полочки напротив АС и установил книги ! Заглушки теперь убраны.

Serg_E

Очень интересно. С удовольствием прочитал. Спасибо! ) Я поддержу Вадима. Подвигайте АС. Не обязательно сильно. Может повляить и пара сантиметров, а то и меньше. Увеличивая расстояние будет чуть меньше верхнего баса, сдвигая наоборот. От стены тоже попробуйте. Да, у вас ас развернуты на вас? Просто при параллельной установке тоже может быть больше отдача на басе и менее сфокусирована сцена, ну это понятно. Я слушаю с небольшим разворотом, как компромисс между двумя вариантами. Отпишитесь как что получится. Ну и прогрев усилка тоже должен улучшить картину.

george

Колонки играют так,как им позволит акустика комнаты.. К примеру,что бы получить неискаженный бас глубиной в 39гц-перед колонками должно быть расстояние в 10м !! В усилителе нет темброблока,поэтому я и советую попробовать заглушки. Можно двигать колонки как угодно,но по паспорту эти Сонус начинают копать с 45 Гц ,то для них расстояние до стены 2.5-3 м. слишком мало.. Есть вариант-поставить их на короткой стене и попробовать,но видимо нет возможности..

Alex

А ещё есть в интернете "акустический калькулятор" , который поможет рассчитать наиболее правильную расстановку АС в зависимости от геометрии помещения. Рекомендую попробовать. И уже на осеовании предложенного размещения АС делать манипуляции с более точным их позиционированием по слуховым впечатлениям. А ещё, как было верно замечено, для лучшего воспроизведения басов АС лучше установить вдоль короткой стены помещения, если такая возможность имеется...

beland @Igor-I

я читал на форуме на сайте найма, один чел отправлял производителю вопрос, пришел ответ, что АВ.

ну и во многих обзорах написано:

The Nait Si is a stripped to the bone, 60W integrated amplifier, with a passive preamp and a Class AB power amp, designed to match an integrated CD player for those who are just after good, basic Naim qualities without thinking of potential future upgrades and improvements.

Проверить, конечно, сложно. Но я не думаю, что это искаженная информация.

JaroslavS @beland

Это, кстати, не очевидно. На сайте производителя никаких пояснений нет, кроме упоминания, что встроен однотактный усилитель для наушников класса A. Вопрос о классе 5si выскакивает в поиске на английском в Гугле, так что оно один из самых частых. Не смотря на это, конкретной информации не находится даже на форумах. Схемы тоже внезапно не найти. По фото платы действительно возникает подозрение, что это класс D. Основной отличительно особенностью усилителей класса AB обычно является мощный радиатор заметного размера для выходных транзисторов, работающих в линейном режиме. Тут мы видим 4 транзистора, распаянных на плате без каких либо радиаторов. И это на 60 ватт на канал? Очень смахивает на работу в ключевом режиме класса D, когда транзисторы не шибко греются. В моем бюджетном усилителе класса AB всего 25 ватт на канал, и то немаленький радиатор.

JaroslavS @Igor-I

У меня даже легкое подозрение, что Naim не дает ответов на вопрос, какой класс усилителя, специально, потому что класс D вызовет неоднозначную реакцию потенциальных покупателей. Зато вполне запросто они сами запустили утку о том, что якобы кто-то их официально спрашивал, и они ответили AB, хотя сами если что от этого откажутся.

JaroslavS @Igor-I

Трудно сказать. Может, по привычке, с другой стороны, цифры 60 (Naim) и 90 (Quad) Вт на 8 ом АС - достаточно приличные цифры, возможно, решили запастись, больше не меньше. Считается, что чем больше мощность трансформатора блока питания, тем большую мощность он сможет обеспечить без помех. Работает это в данном случае или нет, сказать сложно, класс D пока относительно новая игрушка, статистики маловато.

beland @Igor-I

наверное, все же это чистый В класс. транзисторы (видно по картинке) прикручены к нижнему шасси, а те кто разбирал, говорят что прикручены через пластины. собственно, а почему нет.

beland @Igor-I

скажите, зачем доверие.. компания не первый день на рынке..

биполярники в выходных каскадах исключают класс Д, назначение всех микрух понятно.

главное, я считаю, что нравится как звучит. будет возможность послушайте с мягкой акустикой, думаю вам понравится.

Alex @Igor-I

Ярослав, я думаю, что Вам не стоит строить предположения о работе Найм в классе D,только по той причине, что в усилителе нет видимых радиаторов охлаждения. Найм работает в классе В, но наймовцам удалось победить характерную ступеньку при переходе сигнала через 0 от отрицательной волны к положительной. Соответственно, ток покоя выходных транзисторов практически равен 0 и даже при полной нагрузке для охлаждения выходных транзисторов достаточно корпуса аппарата. Кстати, подобные решения ( без внешних радиаторов охлаждения) используют и другие производители, например, датская компания Densen, там используются мосфеты на выходных каскадах, а работают усилители в классе АВ.... И радиатором охлаждения, тоже, как у Найм используется корпус, транзисторы установлены на днище аппарата...

JaroslavS @Igor-I

Алекс, я высказал даже не предположение, а подозрение, поскольку официальных данных нет, а то что это не AB, это почти очевидно. Тем не менее:

Найм работает в классе В, но наймовцам удалось победить характерную ступеньку при переходе сигнала через 0 от отрицательной волны к положительной.

Это замечательно, если это так. Но как это удалось? Хорошее заявление, но теоретически это не понятно. Почему все остальные не воспользовались хотя бы этим примером как девизом и продолжают городить монстры в классе AB? Вот например внутри Denon PMA-1520AE:

А всего то 70 ватт против 60 у Наим. И тоже мосфеты на выходных каскадах. Если победили класс B, то получается класс D уже фактически не нужен, поскольку тепловыделение у них судя по этому 5si на одном уровне. Почему-то с классом D продолжают возиться, хотя он получается не дешевым и сложным в разработке.

JaroslavS @Igor-I

Второе

Соответственно, ток покоя выходных транзисторов практически равен 0 и даже при полной нагрузке для охлаждения выходных транзисторов достаточно корпуса аппарата.

Мощность есть мощность, и 60 ватт - все равно не мало. При этом по фото платы 5si тепло отводится скорее всего на некие подставки из металла, соединенные с нижней крышкой, то есть тепло отводится вниз, что не слишком эффективно. Да, транзисторы биполярные, а не MOSFET, как обычно применяют в классе D, но в даташитах не нашел ни слова о том, что они какие-то необыкновенные. Как им удалось обеспечить такой режим на этой мощности? Тем более если это действительно в неком роде AB, раз нас в этом уверяют, то есть какой-то ток покоя все равно есть.

JaroslavS @Igor-I
Кстати, подобные решения ( без внешних радиаторов охлаждения) используют и другие производители, например, датская компания Densen, там используются мосфеты на выходных каскадах, а работают усилители в классе АВ....

Вот пример фото платы усилителя Densen b120

Вот эта здоровенная железная штука с надписью BEAT - радиатор, просто там для большей эффективности применяется теплоотвод на нижнюю крышку. Выглядит это как-то так.

Вот здесь верится, что AB.

В случае с Naim остаются непонятки.

Alex @Igor-I

Как им это удалось, они не говорят, это их ноу-хау. Еще раз повторюсь, что Найм работает в классе В, рассеяние тепла в холостом режиме практически отсутствует. Радиатором у Найм по сути является не только днище аппарата,куда установлены выходные транзисторы, но и весь корпус аппарата. И изготовлен он ни как у Денон, т е не из штамповки, у Найм толстые стенки и днище, этого вполне достаточно для отвода тепла при 60Вт номинальной мощности. Но самое главное в Найм -это фирменный звук. При относительно не высоких показателях выходной мощности их усилители обладают быстрым, динамичным звучанием, с великолепным контролем НЧ спектра. Фирма эта весьма консервативна, как по схемотехнике, дизайну, так и в плане фирменного характера звучания. Лично для меня, в звуке не так важно какова схемотехника аппарата, как то, какой звук выдает сам аппарат... Мы же с Вами не приходим в хороший ресторан и не пытаем повара каленым железом, что бы он выдал секреты своего вкусного фирменного блюда и не просим его рассказать из каких продуктов он это сделал, а просто наслаждаемся вкусом блюда, которое он нам приготовил... )))

А по классу D я скажу Вам такую вещь, что схемотехника ШИМ применяется уже весьма давно, она постоянно улучшается, имеет некоторые преимущества перед классической схемой усиления, но так имеет ряд особенностей, которые накладывают на характер звука свой отпечаток. Дешевых и хорошо звучащих ШИМ усилителей, лично я пока не встречал.

JaroslavS @Igor-I
Но самое главное в Найм -это фирменный звук.

Да собственно все равно, в каком классе собран усилитель, хоть в классе Ё, главное, чтобы звук нравился. Это интересно чисто теоретически.

Как им это удалось, они не говорят, это их ноу-хау.

Это просто любопытно, как это так получилось. Я и много раньше видел фото плат Naim, и удивлялся, как это на такой маленькой площади и с таким количеством деталей им удается не только сделать усилитель высокого класса, но и часто напихать кучу всяких сетевых и беспроводных возможностей.

Радиатором у Найм по сути является не только днище аппарата,куда установлены выходные транзисторы, но и весь корпус аппарата.

В это с трудом верится. Вот например, в видеокартах для игр настольных компьютеров чип чаще всего расположен снизу, теплоотвод вниз. При отсутствии должного охлаждения, например, кулер встал или просто плохо спроектирован, и все, горим. У меня тоже такое было. Еще раньше на китайских всяких DVD-плеерах и медиаплеерах тоже процессор, когда он еще был мощный, с большим тепловыделением, пытались охлаждать только об нижнюю крышку. А дешевле чем налеплять радиатор. И тоже бывало процессора сгорали из-за этого. Так что охлаждение об весь корпус - штука сомнительная. Так или иначе, оно получается точечным, если не применять специальные решения, ребра и решетки, чего у Naim не видно. Тепло любит отводиться вверх, а не вбок, что в данном случае приведет только к еще большему нагреву транзисторов уже нагретым участком днища. Это говорит о том, что транзисторы в данном случае вообще практически не греются. Что и странно, поэтому такие подозрения.

Serg_E @JaroslavS
А вот посмотрите на внутренности Exposure 2010. По звуку ну не как не D класс. При этом никаких радиаторов. Тепло на корпус. Он и не грелся почти совсем.
JaroslavS @Serg_E
А вот посмотрите на внутренности Exposure 2010

Ну это тоже не понятно, в каком классе. Самих транзисторов к сожалению не видно. Про класс усилителя мощности информации тоже нет. Возможно, это тоже класс B. Но посмотрите на фото внутренностей большинства усилителей: там радиатор еще какой имеется. И греются они не слабо. Эта схема видимо известная, но у нее свои сложности, поэтому мало кто ее реализует.

JaroslavS
Вообще, чем больше я погружаюсь в мир аудио, тем больше и больше появляется вещей, которые мне, инженеру-физику, закончившему МИФИ, становятся непонятыми и необъяснимыми с обычной точки зрения.

Поделитесь мистическим опытом, интересно!

Expo

Уважаемый коллега, я как то писал ( "говорил" ), что даже двигая CD проигрыватель на полке... вперед и назад, звук меняется, вы не поверили... а такой "мистики" не мало, всё конечно имеет объяснения, но сложно и долго. Акустические кабели VDH The Wind mk2 например, скручивание между собой витка з, да даже просто прищепками соединить, звук плотнее, вокал мягче ! итд и мн. др.

JaroslavS @Expo

Да с чего Вы взяли, что я не поверил? Как раз наоборот. Просто в отличие от многих прагматиков тут мне интересно докопаться до истинных причин. Помню, была статься про одного профи разгадывания всяких аномальных явлений. Забавный случай из его практики: одна домохозяйка пожаловалась, что когда она варит суп, то слышит "голоса". Проверка показала, что это не глюки сумасшедшей, "голоса" действительно появлялись. Но... только на одной кастрюле. Исследование показало, что причина в многослойном днище. Так сложилось, что именно у этого экземпляра получился своего рода детекторный приемник и динамик в одном флаконе. При нагревании он начинал вещать от имени местной довольно мощной радиостанции.

Я уже писал, что я не уверен, что окружающий нас мир настолько статичный, каким нам кажется. Мы много что можем просто не фиксировать органами чувств, на которые наложены фильтры в мозгу. Приборы - это правильно, но мы постоянно все везде меряем сверхточными приборами? Правильно, кто-то когда-то где-то померил, и мы продолжаем так считать по аналогии. То есть наш мир такой, каким мы его ощущаем, но может при этом чуть-чуть и отличаться. Это в рамках личной гипотезы, не надо думать что я проповедую солипсизм. Мне просто интересно, так это или нет, за что меня критикуют тут.

Expo @JaroslavS

"Аудиофильская кастрюля видать"... На счет "критикуют", у всех свои мнения... А вообще интересно читать ВАС и "Билана", форум дышит и не пустыми словами...

george @beland

Я для интереса протирал этиловым спиртом межблоки на RCA,давал просохнуть и опять вставлял.. Звук менялся очень заметно.. Кто не пробовал-может сам проверить.. Слушайте сначала до,а потом после протирки спиртом..

JaroslavS @Igor-I

В приведенном Олегом (Expo) примере с движением CD-проигрывателя все может оказаться достаточно прозаичным. Это могут быть например радио наводки на межблочный кабель. Такое бывает нечасто, но бывает. При этом изменение положения проигрывателя вызывает изменение направления кабеля, как если бы мы крутили антенну у радиоприемника: больше-меньше шипит и гудит. С нашей точки зрения, при усилении помех может теряться объемность звука за счет маскировки шумами каких-нибудь гармоник. Я написал про стену, но он посчитал что я пошутил. Однако, если в стене много металлической арматуры, то она может выполнять отчасти роль усилителя радиопомех. При этом приближение к стене их усиливает, а отдаление ослабляет. Не обязательно, что все причины лежат в параллельных измерениях.

Orbital @JaroslavS

Очень верно подмечено. У меня компоненты системы стоят друг на друге. И пока я аккуратно не "разложил" сзади все провода, не сделал и не зафиксировал отдельные пучки, любое небольшое перемещение любого из компонентов система приводило к серьезном изменению звука.

Orbital @Orbital

Более того, при соприкосновении кабелей, идущих от ресивера к фронтальной паре и кабелей, ведущих ко второй зоне (озвучка санузлов) в твиттерах фронтальной пары очень тихо начинала звучать музыка из второй зоны!

JaroslavS @Orbital
я не понимаю, зачем тогда делают экранированные кабели?

Не все кабели одинаково экранированы, кроме того, не всякое экранирование защищает от любых помех. Пример экспериментов хотя бы тут. Вот здесь небольшая ветка форума на эту тему, в частности, упоминается целесообразность полировки меди в жилах кабеля. Конечно, обычно фирменные межблочники все экранированы, но насколько хорошо они защищают не только от наводок 220 вольт, но и помех других частот, большой вопрос. Вот здесь некие рассуждения на эту тему с таблицей. Кроме того, большой вопрос, куда подсоединен при этом экран межблочника в самих компонентах. На корпус или просто висит в воздухе?

razamanaz

по поводу класса D. Alex,что он ШИМ дешевых и хорошо играющих не встречал! Например у меня в системе усь. T+A Power Plant Mk 2 в классе D выполнен(140 вт на 8 ом) и должу я вам,отлично играет! Правда и стоил далеко не дешево. Так что я с уважаемом мной Алексом,полностью согласен!

igor06

Пишут что в новых naim акустические можно разных фирм ставить , но я бы всее таки посоветовал попробовать их родной акустический naca a5 3.5 метра не меньше с каждой стороны -цена вопроса 300 евро за новый предполагаю будут изменения в лучшую сторону

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.