Сравнение записей на двух кассетных деках и... непонятки

ВОПРОС ОТ: Ответы (25)

Столкнулся с непонятным при сравнение записей на двух кассетных деках.

Для сравнения вскрыта упаковка из двух штук кассет TDK SA.

Дека 1: сквозной канал, закрытый тракт, автокалибровка, режим Долби С.

Дека 2: сквозной канал, открытый тракт, ~ -20-25% ручного BIAS, режим Долби С.

Сделаны две записи : Дека 1 - Запись 1 и Дека 2-Запись 2.

При прослушивании выполненных записей на "родных" деках качество удовлетворительное и, почти, не отличимо друг от друга, в пределе нюансов.

Прослушиваем на «соседних» деках : 1) Дека 1 - Запись 2 и 2) Дека 2-Запись 1. Так вот во втором случае звук более глухой, явное уменьшение в спектре ВЧ, но (!!!) в первом случае явное увеличение ВЧ, запись более "звонкая". Разбаланса по каналам (завалов) нет. Что видно и по индикаторам дек и на слух. Падение-подъем ВЧ на двух каналах совместный.

Собственно вопрос: что является причиной такого эффекта : несовпадение головок, но тогда бы в обоих случаях было бы снижение ВЧ, но не подъём? Или...?

63.01 дБ +

Ответы

#

Не вижу никакой проблемы,"свои"записи любая дека воспроизводит лучше.

А вот "долбить" я думаю не нужно,сейчас с ленты на ленту смысл записывать нет,качественные источники стали доступны.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NikolaNR #

Ну, Долби С у меня как бы включено было постоянно - из-за старых записей. И вот как раз они то и натолкнули на эксперимент.

Раньше, если головки не совпадают, то "валится" по-каналка и снижаются ВЧ, а вот что бы они росли...??? Это меня и озадачило. Что бы на "соседней" деке лучше чем на "родной"???

- 50 дБ +
#

- 63.98 дБ +
#

Азимут например. На одной из дек одна головка может быть чуть чуть довернута. Понятно что да, никто никогда не трогал, заводские пломбы и уапще уася муха не сидела вчера с фабрики - но это один из возможных вариантов. Наки потому и стали делать автоподстройку азимута.

Более того - врядли вы уверены в том, что деки обслужены и настроены "КАК НАДО" - потому что дефекты могут быть и во входных усилителях и в выходных каскадах - и тогда да, дека на слух пишет "один в один" - но просто "Один" херовый, если пустить на усилитель сигнал с источника напрямую и через деку - попробуйте сравните.


- 53.01 дБ +
#

Ну дека №1 действительно до меня не вскрывалась, да и я головки не крутил, только пассик один менял и смазывал, а вот вторую взял недавно и внутри она явно "трогалась".

Что ж сервис-мануалы скачал, осциллограф есть, осталось тестовую ленту найти...


Ну или на первой деке записать с генератора, считая её эталонной, и крутить азимут на второй...

- 50 дБ +
#
Возьмите две любых деки одного класса разных фирм: получите тот же эффект.
- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

В принципе это понятно, но... старые записи сделанные в 84-99 гг на разных деках (Vilma-102, Technics 263, 747, 707; Akai 50,51, 7, 9; Philips, Dual) повторить невозможно и они звучат вполне пристойно на Деке №1. Мало того она имеет функцию компенсации (Play Trim). А вот Дека №2 заметно валит ВЧ этих старых записей, хотя свои делает прилично. Да и её записи на Деке №1 очень хороши.

Вот и получается, что нужно именно ей провести профилактику - настройку азимута.

Раскрою марки: Дека №1 - Yamaha KX-670, а Дека №2 - TEAC V-3010.

- 50 дБ +
#

проведите эксперимент без долби - возможно, что дело в различии в настройках цепей шумодава

- 58.45 дБ +
⇡ в ответ @Axe #

Да, думал об этом.

- 50 дБ +
#

Об азимуте головок стоит говорить, но не в этом случае. Имеет место несовпадение настроек Dolby C в деках. Вообще система Dolby требует идеальных настроек, а здесь речь идет о Dolby C. Это по сути дела две системы Dolby B, включенные друг за другом и настроенные на разные частоты среза. Вероятность погрешности при двукратном долбизировании еще больше возрастает.

- 50 дБ +
#

Провел эксперимент с отключенным Долби. Результат тот же запись с TEAC-а на Ямахе более звонкая, а Ямовская на Тике - глухая. Так что шумоподавитель вычеркиваем.

Эх, осциллограф оказался без раздельных входов вертикальной-горизонтальной разверток...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JuNiK #

а нет записи, сделанной на другой деке, одинаково на этих двух играет? регулятор Play Trim на ямахе в нейтральном положении?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Axe #

Пока не нашел. Тик недавно купил для дачи, а Яма стоит дома. ну и записи, ленты разные. Только когда сделав запись дома и начав слушать на даче, понял, что что0то не так. При эксперименте выставлял Play Trim в ноль.

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @JuNiK #

Вот теперь можно говорить и о других вещах. Вы подняли очень сложную и интересную тему: совместимость друг с другом аппаратуры магнитной записи-воспроизведения. Коротко это формулируется так: сигнал, записанный на одном аппарате с определенным уровнем должен воспроизводиться на другом аппарате с тем же уровнем и с той же частотной характеристикой. Формулируется просто, а техническая сторона вопроса достаточно сложная. По крайней мере, сложно встретить совместимые друг с другом деки разных производителей. Даже два кармана одной деки несовместимы между собой, строго говоря, и это прекрасно слышно. В советской аппаратуре об этом и речи не шло.

На первом этапе Вам надо определиться, какую из этих дек Вы будете считать более близкой к эталону.

А дальше - по порядку:

- регулировка скорости воспроизведения;

- настройка азимута головки;

- настройка уровня записи;

- проверка АЧХ сквозного канала записи-воспроизведения каждой из дек;

- проверка АЧХ прекрестного канала записи-воспроизведения в обоих направлениях.

Осциллограф спейчас для этих целей не обязателен. Компьютер с набором тестовых сигналов и программой работы со звуком вполне может выступить в роли универсального прибора.

Самое сложное - это эталон. Измерительных лент, строго говоря, не существует. На заводе измерительную ленту дозволялось использовать не более, чем полгода, после чего ее полагалось выкидывать. Копии измерительных лент существуют, но это - копии. Поэтому надо очень-очень крепко подумать - от чего будете отталкиваться?

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @alexgenator #

Скорость смотрел по 3000 Гц. Писал на обе деки с генератора. В итоге в Yamaha KX-670 -8-:-9 Гц, а у TEAC V-3010 - +7-:-9 Гц.

Азимут, обычно меряли по осцилографу. На горизонтальную развертку один канал, на вертикальную - второй. И там сразу виден разбаланс(круг, овал) или фаза-противофаза (прямая "прямая" или "обратная").

Есть ещё высота головки. Но её вообще стрёмно трогать.

Плюс, согласен, главное измерительная лента. Но так как, в большей степени пользуюсь Ямой и на ней нормально звучат старые ленты, плюс Play Trim, то есть мысль ориентироваться на неё.

Точнее так: записать опорные 10кГц с генератора на обеих деках. Посмотреть параметры азимутов при перестановке кассет. Ну и дальше принимать решение.

Еще проблемка ( -:) ) найти нормальную ленту. в смысле типа 1, а то у меня сейчас чистые только второго типа.



Даже два кармана одной деки несовместимы между собой, строго говоря, и это прекрасно слышно.

Страшно Вас читать -:) ! Думаю особенно владельцам автореверсных дек.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JuNiK #

По скорости результаты отличные. Про азимут Вы описали саму правильную установку, у меня есть Service Manual на Nakamichi DR2. Азимут устанавливают двухканальным осциллографом по фигурам Лиссажу. Естественно, это работает, если запись сделана головкой с эталонной установкой азимута.

А вот в СССР головки юстировали по шаблону. Чисто по геометрии! Как Вам? Приходилось общаться с инженерами завода запорожского завода БАМЗ (который Вёсны делал). Это я к тому, что не стоит использовать как образец записи, сделанные на Вильме 102. В идеале нужен НАК, у которого головку не крутили. Как дополнительная проверка подойдут кассеты заводского изготовления, лучше импортные, BMG. На какой деке на таких кассетах В СРЕДНЕМ отдача по ВЧ лучше, у той и головка более правильно установлена.

А чего это меня страшно читать? Не видел еще дек, у которых оба кармана играли абсолютно одинаково. А я ведь еще про динамическое гуляние азимута не писал. Когда установил азимут на некоей кассете. А потом через некоторое время запускаешь эту кассету, а азимут уже приходится по другому ставить. И это бывает не только в самых дещевых лентопротягах...


- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @alexgenator #

И я об этом же. Вот как в Тике написано, и номер ленты и процесс:

А вот Ямахе:


- 50 дБ +
⇡ в ответ @JuNiK #

Интересно, что у TEAC регулировка азимута - правым винтом, а у Ямахи - левым. А я-то считал, что всегда правый лучше крутить. Насчет регулировки высоты согласен. Лучше не трогать, и незачем...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @alexgenator #

Винт азимут, в этих случаях, рядом с усиком направляющей.

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @JuNiK #

А ведь, действительно, усики у головок с разных сторон. А я считал что крутить винт около усика не так эффективно. Ведь головка, перекашиваясь, будет в том же направлении перекашивать ленту, увлекая ее за собой. А вот поди ж ты! Против мануала не попрёшь. Спасибо, думал, что знаю о магнитной записи всё или почти всё...

- 53.01 дБ +
#

У вас все дело в уровнях сигнала. Возьмите хорошую изм . ленту и установите одинаковый уровень на обоих аппаратах.Тестовая лента.Просто так крутить ничего не надо, скрутить просто, назад поставить-нет, удачи!Сервис manual на Teac, да еще забыл , Может быть в каком-то из аппаратов нестандартная коррекция, скорее в Тике.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Oleg31 #

Без нормального осциллографа крутить ничего не буду. Пока в поисках прибора. Сервис-мануалы есть. Вот к Тику нет обычной инструкции и ПДУ.

Кстати может кто знает наборы команд для ТИКА? Переписал бы их в универсальный ПДУ.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JuNiK #

А что у Вас с физическим износом головок, на TEAC в частности?

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

"Пропилов" не видно.

TEAC не снимал, а вот когда переставлял пассик у Yamaha


- 50 дБ +
⇡ в ответ @JuNiK #

Ну вот TEAC


- 50 дБ +