Акустика помещения: каким образом строится звуковая сцена? • Stereo.ru
Вопрос vovka93 38

Акустика помещения: каким образом строится звуковая сцена?

Всех с коронавирусом. Пока идет эпидемия и всем хреново, думаю че бы спросить? Придумал.

Короче есть такая штука, как сцена. Глубина там, детальность, образность и 100500 эпитетов.

Вопросы:

Каким таким образом строится эта самая сцена?

Какое расположения колонок в комнате?

Какие факторы влияют на образность?

Какие материалы используют в комнате (Сколько диффузоров, сколько поглотителей)?

Как работает сцена на акустике низкого качества?

Как вы искали свою точку золотого сечения?)

Предлагаю поделиться своим опытом в теме.

Лично у меня комната максимально маленькая 3.6 на 2.4. Полочники Castle Knight 1 стоят вдоль короткой стены на самодельных кое как стойках. Двигая, дергая, перемещая получилось добиться только глубины сцены. Не фантан, но все же.

Пока что все выглядит вот так. Диван другой будет, какое то оформление акустическое тоже придумаю.

Ну а вы че там? До чего додумались? В чем ваш секрет?)

Хочется реальных людей послушать. Как они с этим боролись. Статьи это конечно интересно , но скучно)

Ответы

allkef
Всех с коронавирусом.

Спасибо, не надо!

детальность

Это "из другой оперы"

Какое расположения колонок в комнате?

В разных комнатах разное. Но есть общие принципы, колонки подальше от стен, самому тоже сидеть не в притык к стене. Много написано на этот счет, есть акустические калькуляторы.

Какие факторы влияют на образность?

Многие. Помимо комнаты. Запись, на которой эта образность есть. Источник, который способен ее извлечь. Усилитель, который способен ее передать. Акустика, которая способна сформировать ее в пространстве.

Какие материалы используют в комнате (Сколько диффузоров, сколько поглотителей)?

Все индивидуально, часто вообще не нужны.

Как работает сцена на акустике низкого качества?

Очень условный вопрос. Смотря какая акустика и какая при этом остальная система. В общих чертах, сцена может быть стянута к акустике, образы менее прорисованы. Но повторюсь, все очень условнно. На некоторых типах акустики вообще нет никакой образности. Многим, наоборот, не нужна никакая фокусировка, а нужно, чтобы музыка заполняла все помещение.

Как вы искали свою точку золотого сечения?)

Собственными ушами. Прослушиванием разной акустики и аппаратуры в разных комнатах. На мой вкус, сцену лучше всего формируют коаксиальные динамики KEF. Другим нравится что-то еще. На вкус и цвет, как говорится.

P.S. Вопрос покупки акустики в 100 тыр уже неактуален?

vovka93 @allkef

Спасибо. Актуально. Я не купил еще ничего, если вы об этом. Я про акстику помещения спросил в том посте, но там уже никого не было. Подумал тема зайдет, но видать все сильно заняты)

Adenotom

Количество диффузоров и поглотителей рассчитывается исходя из параметров помещения, звуковых особенностей, материала стен, наличия ковров и т.п... По большому счету лучше провести замеры, и только потом вносить корректировку. Иначе, навесив лишних диффузоров можно и напортить в звучании. Насчет того как работает сцена в акустике низкого качества - скорее всего никак. Сейчас у Вас акустика расположена хорошо, но можно ведь этим не ограничиваться и поэкспериментировать.

Alex @Adenotom

Согласен! Просто так, хаотично наклеить панельки, нарезанные кубиками из поролона на стены-никакой акустической обработки не достигается! Нужно производить измерения, потом по измерениям делается проект и затем реализуется акустическая обработка в Вашем помещении. Естественно, что за красивые глазки Вам никто этого делать не будет...

leh @vovka93

Для "домашних" нужд отличным результатом считается ниже 1.5сек.

Чем меньше тем лучше, но зависит от целей. Для среднего зала например верхней границей считается RT60 0.88 сек, для низких частот возможно отклонение в большую сторону.

Вообще сомнительно что вы получили RT60 0.2 секунды без серьезной акустической подготовки, пусть и в очень маленьком помещении.

leh @mexkb

Согласен, взял цифру для большого помещения, на 20 кубах как у автора будет меньше. Тем не менее 0.2 с джиттером 0.05 (на 500 герцах) это характеристики студии сведения по AES.

NEOAniLab @leh

1.5 секунды это жесть какая-то)

В моём случае при замерах получилось в среднем 0.3-0.4с с небольшим подъемом в диапазоне 20-150Гц примерно до 0.6с, при этом комната представляет из себя куб со сторонами 3.2(глубина)х5.6(ширина)х2.6(высота), расположение как на картинке, место прослушивания посередине относительно тыловых колонок (кровать, рисовать не стал) (рисовал на шару, немного не соблюдены размеры), кинотеатр симметричен относительно оставшейся длины задней стены до шкафа), ах да, материал стен - бетон (панелька), на полу плавающая стяжка, на ней подложка с ламинатом, потолок пока не делал


Adenotom @vovka93

Можно и самому замерить микрофоном. Есть специальные программы и т.п..., но если есть возможность - для акустической обработки пригласите спецов, которые делают это каждый день, и правильно делают... Некоторые конторы могут сделать предварительный рассчет исходя из параметров Вашего помещения, но это своего рода кот в мешке...)

Kostynya @Adenotom

Вы о чем пишите, какие замеры в обычном маленьком жилом помещении? Замеры чего, отражений от средних и высоких частот? Чай не профессиональную студию ТС собрался сооружать.

Серьезно считаете, что диффузорами можно ухудшить звучание? Скорее поглотителями, не?

ТС

1. диффузоры на боковых стенах, примерно посередине стен с 3.6., размер примерно 1м2.

2. Диффузор за слушателем, на тыловой стене, 1м2.

3. На потолке, посередине, диффузор, примерно 2м2., если есть возможность.

4. За колонками, можно поглотители, дизайн, конструкция на ваш вкус.

Не слушайте чушь, про какие-то замеры, непонятно чего, в данном помещении.

Про неравномерность на низких, если такая имеется - отдельный вопрос.

И не слушайте тех, кто говорит, что обработка вообще не нужна, так говорят те, кто ее сделать не может, по разным причинам.

Идеальный вариант - диффузоры Шредера, но это дорого, и не на всякий вкус.

leh @Kostynya

XD акустическая подготовка помещения без проекта - деньги на ветер в большинстве случаев. В стиле "я ковер повесил, а соседей все равно слышно", регулярно таких наблюдаю кадров + любит ещё наш народ экономить, давай эту стену сделаем а эту голой оставим. Тратить кучу $$$ на межблочный кабель и слушать систему в бочке - вдвойне деньги на ветер.

mexkb @Kostynya
Серьезно считаете, что диффузорами можно ухудшить звучание?
2. Диффузор за слушателем, на тыловой стене, 1м2.

Станет хуже - гарантирую. Есть расстояние, ближе которого вешать диффузор нельзя, чтобы он не стал фильтром. На схеме комнаты диваны у стены, а надо чтобы от них было не меньше метра (условно, будет зависеть от проектной частоты).

Не слушайте чушь, про какие-то замеры, непонятно чего
Идеальный вариант - диффузоры Шредера

Все верно, это же антинаучно! А если захвораете, анализы не сдавайте непонятные - берите первые попавшиеся лекарства в аптеке! Идеальный вариант - детский гематоген!

Predator

Ну давайте поделюсь)). Правило равностороннего треугольника чушь, работает только когда он 2,5 метра не более. У меня он абсолютно не сработал, комната 6 на 4,5. В результате расставил акустику на 2,5 метра и отставил от стены на максимум, получилось 45 см. Ещё отключил все Аудиосеи, расстояние до акустики поставил 0. Ковер на полу, шторы блэкаут.

Теперь когда громкость на 60 звуком доволен, ниже не особо ощущается мощь/объём. Скоро приедет новый межблок от Atlas, вот посмотрим.

Igor_Golochshapov @vovka93

Это, к тому же ещё из за фаз в источнике, межблочнике, усилителе, сетевом проводе, правильности положения вилок в розетках, акустических кабелях, фильтрах акустики. Наверное, что то забыл.

vovka93 @SEKHL

т.е. между акустикой встать?) Ну думал даст чего то) Только что подошел к акустике примерно 0.3 и отошел обратно где обычно сижу. Эффект следующий : Если повернуть твиттерами к себе естественно
Звуки все на месте
Широкой сцены у меня нет, так что хз что с ней
Глубина пропала
Ну и становиться чуть громче))
Если равнобедренный треугольник соблюдать 0.8м (т.е. сдвинуть колонки ближе друг другу) то:
То тоже ничего хорошего. Сцена крошечная, но есть. Да и звуки в большей степени идут из самих колонок что напрягает.
В общем ощущение что звук как в наушниках. Стерео он и в африке стерео. Комната добавляет этот эффект в большей мере. Когда звуки от стены с запозданием приходят.

vovka93 @SEKHL

Можете еще один эффект комнаты проверить. Включить музыку, подойти к тыловой стене в плотную и послушать музыку. Двигаемся в сторону акустики и задняя стена прекращает отдавать отраженные нотки в таком количестве.
Я лично считаю что, относительно ширины комнаты естественно, надо от задней стены удаляться , а не от акустики. Т.е. есть прикол с равнобедренным треугольником, но многие при этом говорят что у них акустика стоит ближе друг к другу чем сам слушатель к АС . У меня лично выходит по 1.4м в треугольнике. Я еще пока не купил новые АС да и диван поменять надо. Думаю это даст мне даст мне чуть больше расстояния от АС. Пока это то что я добился))
Но вы должны понимать что я без замеров это делал и не заявляю что я супер прав. Уж очень много у аудиофилов на настроении завязано. Как например мой усилок Denon 720. Там АЧХ после 10кгц на спад идет, а многие называют это (Без знания графиков) теплый звук.

mexkb

Картина отражений помещения и подходы к его обработке будут ощутимо зависеть от диаграммы направленности излучателей и размещения громкоговорителей. Если подходить без анализа помещения в программах для акустического проектирования - можно воспользоваться измерительным микрофоном и линейкой с карандашом, чтобы сделать примерную оценку. По RT60, как и в случае с АЧХ, прежде всего нужно ориентироваться на равномерность во всем диапазоне (0,2-0,3 с хороший результат) и только потом уже на конкретные значения окна (не выше 0,6 для музыки и 0,4 для кино - хорошо).

artemf @Egorych

Автор уже написал:

Статьи это конечно интересно , но скучно)

Так что в условиях данных ограничений, считаю совет от NikolaNR выше самым дельным. Ведь действительно, в целом система расположена правильно - левая колонка слева, правая справа. Остался ковер.

vovka93 @artemf

И диван! Диван поменять. Левый канал в него звучит грубо говоря. Когда ставишь компьютерный стул под правый канал, то сцена становится плоской до нельзя. Просто горизонт, причем до этого был звук между акустикой, так что сцена рисуется только в районе компьютерного монитора. Не очень глубокая, но мелкая

vovka93 @artemf

ДА я хотел диван. Есть дешевый и сердиты вариант. Я к нему мелкие колеса пристучу и будет все чики бамбони. Он как раз по заднею стену, а как музыку буду слушать, то выдвигать буду . На нем и спать можно и сидеть https://mebelvia.ru/katalog/myagkaya_mebel/divany/pryamye_divany/388995/. Я то тогда не подумав взял огромный

mich

звуковую сцену строит исключительно система ее внутренняя электрическая схема.и комплектующие...никакие ковры и расположение мебели на нее не влияют..и не должны влиять в принципе....сцена закладывается в источнике и усилителе..акустика лишь ее преподносит ..

vovka93 @mich

А разве задача усилителя не усиливать сигнал? Т.е. стараться как раз не вмешиваться. Слепой тест в студию)

Domajor

Вопрос сцены как раз сейчас для меня так же важен и вот что наблюдаю у себя, комната примерно такая же... Имею мониторы ближнего поля АДАМ и лучшая сцена в них создается в метре полтора от ушей, конечно звукового давления хватает и в трех метрах но сцены нет. Так же есть полочники Qакустик3020 и принцип примерно тот же, пришлось поставить посреди комнаты вдоль стен (в нарисованном вами случае) и чуть дальше или ближе уже не то, повторюсь звука хватает а сцены нет, и это на слух а не по формулам, слушать то мне ушами а не математикой. Сейчас пришли с пульта Хеки Директ, времени на прослушку много не было (уехал в командировку) но сцена там на 3 метрах и может больше от ушей строится хорошо и думаю ближе будет некомфортно. Так что все от вашей акустики а потом помещения. Так же есть напольники Клипш, по басу нравились но когда взял закрытый сабвуфер SVS 1000 напольники выставил на продажу так как в малой комнате Клипш подгуживают (у знакомого в большом помещении они играют хорошо) а мне саб дал то что доктор прописал, четкий, хлесткий, упругий бас с возможностью добавить жира или сделать менее заметным низкий регистр, хотя меломаны не очень позитивны к сабам, я не мыслю систему без него, просто саб должен быть музыкальным и закрытым, такие делают всего несколько производителей. Так что для малых помещений возможно трифоник лучшее решение, по крайней мере там полноценный низ 12 дюймов, как известно такой акустики сейчас стараются не делать, вот и полно на Авито всяких столбиков новодельных, а винтаж выдернутый из под умерших Японцев понятно уже сносился и дослуживает свое.

vovka93 @Domajor

Многие говорят о наполниках как о чем то полноценном, а вот полочники ущербные. Кто то говорит полочники дают все тоже самое что и напольники ну собственно в трифонике. У меня есть саб Rel T zero ЗЯ. Вот и думаю, может напольникик посмотреть. Как думаете?

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.