Динамический диапазон виниловой пластинки?

ВОПРОС ОТ: Ответы (35)

Давным-давно прочитал и прекрасно запомнил, что перед изготовлением матрицы штампа студийную мастер запись специально "утрамбовывают" по динамическому диапазону в ~40 дБ, дабы обычная игла среднестатистического проигрывателя не слетала с дорожки. Ну и чтобы побольше впихнуть на одну сторону. Причем это на ~1 кГц, на краях намного меньше (как и при прямой записи на ленту). Кто-нибудь натыкался на подобное? Плиз, первоисточник в студию!)

Частично подтверждается вот этим видео (см. с 4:07), да и собственные оценки не расходятся.

63.01 дБ +

Ответы

#

из книги Аполлонова Шумов Механическая звукозапись 1978 стр.55

- 50 дБ +
⇡ в ответ @grikodina #

Да, МРБ 0838. Аполлонова_Л.П., Шумова_Н.Д. Грамзапись и ее воспроизведение. 1973 - можно сказать, настольная книга! Однако от сигнал-шум надо бы еще 10-15 дБ отнять, чтобы получить динамический диапазон, т.к. для "ненапряжного" восприятия на слух самый слабый сигнал должен отличаться от шума именно на эту величину.

- 50 дБ +
#

на видео размах шкалы индикатора уровня сигнала вообще 16дБ!!!!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @grikodina #

на видео +/- 18 дБ , причем с фильтрами 31 Гц и 16 кГц

- 50 дБ +
#

получается что максимальный уровень сигнала 36дБ....для хай-фай явно маловато....

- 50 дБ +
⇡ в ответ @grikodina #

Фокус в том, что исходный сигнал (мастер) сжимают компрессором в ~40 дБ, поэтому звук на виниле и получается смачным ! Т.е. винил интригующе звучит не потому, что он винил, а потому, что сигнал перед изготовлением матрицы винила обработан компрессором ;))) Кстати, у ленты динамический диапазон тоже скромный )))

- 60 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Две дорожки на полдюймовой ленте и скорости 76,2см/с или 114, 3 см/с с системой dbx - 120 дБ.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

фокус в том, что на цифре диапазон сжимают в «расческу» не оставляя от динамики ничего живого, ибо маркетинг и адаптация для портатива

- 50 дБ +
#

Орган для винила тот ещё головняк.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Igor_Golochshapov #

У меня есть два органа на виниле. Есть и на SACD и DVDa. На последних явно звучит покруче.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Орган Домского собора Рижского завода звучит как синтезатор.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

правильно-именно из за малого динамического диапазона.

- 50 дБ +
#

на SACD и DVD какой динамический диапазон ?примерно как и у винила?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @grikodina #

При 24 битах более 100 дБ, но если запись с микрофона, то около 80 дБ. Конечно, при мастеринге поджимают диапазон, иначе слишком громкие переходы от тихих звуков. Но в киношном DD можно сжимать динамический диапазон прямо при воспроизведении.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @grikodina #

Сигнал при мастеренге (да и на концерте) надо пропускать через компрессор, вопрос в настройках Что такое утромбовать в 40 дБ я не понимаю. Но по факту жмут для цифровых источников куда жёстче, почти что лимитером.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Сигнал каждого микрофона сигнал проходит через компрессор, что в студии, что на концерте.!... Увы, тяжёлую музыку повадились очень жёстко обрабатывать еще и лимитером. Зато звук мощный и плотный;)))

- 50 дБ +
#

Более того, примерно с 15 минуты по мере приближения к пятачку начинается с завал на ВЧ (с 6 кГц). Еще см https://www.youtube.com/watch?v=NVBNkiodH4A с 18:35 ...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Точнее, смотреть с 18:18... Короче, эквалайзер, компрессор и спец приборы. Но про величину динамического диапазона ни гу-гу ;)))

- 50 дБ +
#

Господа. Абсолютное большинство современных записей упаковано компрессором-лимиттером настолько, что даже у винила диапазон выше. Это я вам как человек занимающийся звукозаписью говорю. У винила зато обертона обеспечивают полноту звука. И 40 дБ это очень немало. А так то пленка это идеал и по динамике и по причине отсутствия дискретизации. Верхняя частота не так важна, как дискретное разрешение. И вот тут аналоговая лента уделывает всех.

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @John_Die #

Записи в цифре для CD и тп компрессируют иначе! Преобладает лимитер.

Лента по собственным шумам и динамическому диапазону (максимум на 1..4 кГц, минимум на краях) близка к среднему по чувствительности слуху человека. Диапазон у ленты лишь ~60 дБ (на 1 кГц), некоторые дотягивают таковой до 10 кГц, но к 20 кГц схлопываются в ноль. Поэтому применяют компандеры.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Это на стандартной четверть дюймовой ленте при четырёх дорожках. При каждом увеличении ширины дорожки вдвое (аналогично по толщине слоя), сигнал-шум улучшается на 3 дБ. За единичный момент записи начинает отвечать большее количество доменов магнитного слоя. Например, на Штудер А-820 в полосе 40 Гц - 28 кГц и уровне 1040 нВб/м, отношение сигнал-шум 75-78 дБ. Зависит, разумеется, от уровня технологии и цены самой магнитной ленты.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Igor_Golochshapov #

Работал и с 1/2 и с полным дюймом. Ну, выжьмешь 66 дБ на 1 кГц, всё равно не обойтись без многополосового/широкополосного компрессора. Компандеры вообще отдельная тема.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

К шумодавам отношусь прохладно, dbx ещё, туда-сюда. Когда много лет назад увлекался самодельными кассетными магнитофонами, понял - шума да, поменьше, зато мороки... И звуку на пользу не идёт. Может, не обращать особо внимания, ну шумит и шумит. С шумами катушечников я для себя, вообще, особой проблемы не вижу (относительно, серьёзного катушечника у меня никогда не было). Мой любимый период звукозаписи, 50-е годы (разумеется, в имеющихся у меня цифровых слепках). Мне кажется, золотые годы для записи джаза. А если к тому же записи эти не ремастированы, то лёгкий хис, сопровождающий музыку, звучит очень стильно. Ленты в то время только начинали свой путь развития.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Igor_Golochshapov #

75 сигнал- шум это так называемое взвешенное!;) Электроника Штудера позволяет, но вот лента ... Короче, всё упирается в ленту.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @John_Die #

ваша правда!!!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @John_Die #
У винила зато обертона обеспечивают полноту звука.

- это какие такие обертона?)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Почитайте ответ Ярослава (YG) от 8 декабря 2019 09:55 про MC головку в конце темы: MC-картридж Vertere Acoustics Mystic от 6 декабря 2019.

- 50 дБ +
#

Вот тут на 21-й минуте говорят про уровень RMS (Root Mean Square) для винила в минус 14 дБ:

https://www.youtube.com/watch?v=z6geljQNHso

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlexF #

Это всего лишь оценка громкости записи по VU-метру, которая умалчивает о самых тихих звуках. Вообще, аналоговый и цифровой VU-метры "мощность" измеряют по разному. Если для получения RMS варьировать "скорость отклика" (постоянную времени, или длину окна если в цифре), то результат оценки может существенно отличаться .

- 50 дБ +
#

Обратите внимание на 4-й минуте какие настройки стоят в программе при создании винила. Частота 44,1, как у CD. Идет обрез по частотам на уровне 16к (там как раз в настройках программы черная точка стоит). А по низам (фото в самом посте) режут на уровне 31.5.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlexF #

Прога явно древняя. Сейчас при нарезке винила подобное уважающие себя фирмы используют только для вычисления переменного расстояния между дорожками (чтобы больше на одну сторону влезало).

О динамическом и частотном диапазонах винила косвенно говорит стандарт RIAA https://commons.wikimedia.org/...


- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Думаю, ответ на ваш вопрос есть как раз в описании стандарта RIAA:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F_RIAA

"...коэффициенты усиления предусилителя RIAA на частотах 20 Гц и 20 кГц различаются на 39 дБ..."


Но меня другой вопрос волнует. Мы видим этот динамический диапазон, эти обрезанные частоты, винил записанный из цифровых файлов с качеством CD. Хотелось бы понять, что на волне винилового ренессанса нам пытаются впарить?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlexF #

Винил сейчас пишут-штампуют как с аналоговой ленты, так и со всевозможной цифры. Качество очень разное и там и там. А разводилова везде хватает)))

Суть в ином, почему при скромных параметрах (динамического диапазона, реальной полосы частот и тд) удачный винил звучит, лаская слух?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlexF #

Главная фишка винилового ренессанса - невозможность изготовить точную копи!!!;)))

Даже переписать- оцифровать и то нужно хотя бы время)))

- 50 дБ +
#

Вот сидюк , а вот винил - сравните сами (в том числе если оцифрованный винил перегнать в формат сидюка). Есть и еще один сидюк (уже другой). Есть и третий, явно сделанный из мастера для винила ;)))

- 50 дБ +