Какова градация виниловых пластинок фирмы Мелодия по цвету пятака? • Stereo.ru
Вопрос ivanisov1978 52

Какова градация виниловых пластинок фирмы Мелодия по цвету пятака?

Добрый день!

Уважаемые гуру винила, пожалуйста, подскажите ответ на такой вопрос.

Имеет ли отношение цвет пятака на виниловых пластинках фирмы Мелодия к количеству копий, сделанных с матрицы.

Слышал, что первопрессы фирма Мелодия выпускала с черным пятаком, потом идут с синим, красным, розовым, белым и т. д.

Кто-то из уважаемых форумчан может дать разъяснения по этому вопросу?

Ответы

IgorON

не моё:

" синие пятаки выпускал МОЗГ (Московский опытный завод грамзаписи);

- белые - в основном Рижский завод;

- черные - чаще Апрелевка и Рига (в т.ч. и классику);

- по желтому, в основном, специализировался Ташкентский з-д;- а на розовых специализировалась Апрелевка."

"Любопытно, что синие этикетки были доминирующими для МОЗГа потому, что в свое время вышло специальное внутримелодийное распоряжение, что на экспорт (которым в основном и занимался МОЗГ - там стояли первые "серьёзные импортные пресс-станки" фирмы "Туликс-Альфа" - и частично Апрелевка), продукция должна выпускаться с темно-синими, либо с черными этикетками. Поэтому типография поставляла им в первую очередь эти особые этикетки с синим и черно-матовым "Пантоном". Культура производства на Ташкентском и Тбилисском заводах оставляла желать лучшего, поэтому продукцию на экспорт они не выпускали вообще. Другой вопрос, когда постепенно надвигался перестроечный кризис в экономике, то строго отслеживать "цветовую палитру" перестали, типографии то работали на местах, иногда заготовки-этикетки с одного завода перебрасывали на другой (без надписей)." (со слов работавшим человека в свое время на фирме "Мелодия" и просветившего суть этого вопроса). (с)

SFM @bluesevich

Да, всякие попадались. До сих пор лежит где-то архив этот. Ещё были маленькие полупрозрачные зелёного цвета, но не гибкие, а обычные.

AnegiN @IgorON

не подтверждаю данную градацию... у меня есть пластинки этих заводов как с белыми этикетками так и с красными... как минимум Апрелевка Московский и Рижский... есть так же Синяя Апрелевка и черная Московская... кстати еще Питерский завод был... к тиражу тоже привязать не могу... попытался сейчас загуглить пару альбомов так есть фотки в инете только с белыми и красными... а ведь эксклюзивчик по типу черной "первой сотни" то сейчас бы точно доступен был в виде фоток...

Bbhob

Вот. Нашёл, товарищи из Мелодии отвечают:

— Цвет самой этикетки на пластинке?

— История долгая. До создания "Мелодии" каждый завод, как нормальная фирма, имел свой дизайн и краски подбирал под него. После создания Мелодии, несмотря на прибл.унификацию дизайна, краски остались. Апрелевский ,как известно, до "Мелодии" большей часть делал диски голубые с черными надписями, но в 1963-64 перешел на розовые и на "Мелодии" они были такими же. Ленинградкий выпускал пластинки серии "Аккорд" с желтым полем и зелеными надписями и рисунками - на Мелодии то же. Рижский как делал пестрые цветастые "Ligo" и "Melodija", так и продолжал их делать, только "Мелодия" была по-русски. Т.е. дизайн сохранили. Про Ташкентский уверенно ничего не скажу. Так было до начала 70х, потом началась постепенная унификация. Легендарное колорирование (первые 5000 - черные, следующие синие, следующие зеленые, потом еще какие-то, а в конце большая партия красных) имела место, но довольно недолго, менее десятилетия (как эксперимент) и только на Ленинградском заводе! И в легендах есть большущая ошибка - говорится, что худшие были белыми, на самом деле Ленингр.тогда белых не делал вообще! Имело место другое дело: на Апрелевке "сверхпечати" (то есть, печати сверх заказов, естественно, в т.ч. с изношенных матриц) делали только с белой этикеткой, но многие из них звучат еще вполне пристойно, и сверхзаказые, ес-сно, не все - белых ведь большинство. Не уверен, но в Ленинграде и Ташкенте, похоже, было то же самое. Рига сверхзаказных не делала никогда - факт. 80е прошли под знаменем развала всего, и уж этих лет пластинки выпускались под теми этикетками, какие были. Пришла красная бумага - на красной. Пришла белая - на белой. Пришла оберточная - на оберточной. В середине десятилетия попытались страшный чертеж, в который превратилась этикетка, заменить на красивый рисунок. Попыток было, если не ошибаюсь 2 (и, если не ошибаюсь, только в Риге), на них выходили многие наименования, но сверхзаказных среди них, ес-сно, тоже не было. Экспериментальный завод "Грамзапись" также делал "черные" диски, и они звучат лучше всех. Но завод этот весьма непонятный и сказать что было ТАМ я не могу. Во всяком случае мой "Герой Асфальта" Арии звучит на черной "Грамзаписи" не хуже какого-нить английского Айрон Мэйдена :-) В общем, могу сказать одно. Берите по возможности диски рижские, а черные и синие из Ленинграда их не хуже

bluesevich @Bbhob

Что-то не верится, что человек там работал. Директор Домского собора, даря нам пластинки с записью органа Регины Лисициан, посоветовала найти такие же, но ленинградские или московские. Мол рижские часто с браком и очень тонкие, легко деформируются. Ленинградские пластинки были и с синими яблоками с серебристой надпистю - у меня такой Зодиак. А шеллаковые пластинки Апрелевки были и синими и красными, тоже в коллекции в достатке. В общем откровения сии - явный фейк. Уж не обессудьте.

ПС Кстати пластинка с зелёным яблоком ТАШКЕНТСКОГО завода "Для вас женщины" ушла жене на изготовление часов :))

ППС А Ария вплоть до третьего альбома вообще не звучит никак на пластинках Мелодии, слишком выпячена середина, видимо в расчёте на советскую безголосую акустику.

NikolaNR @bluesevich

Я вот думаю,что раз до сих пор информации внятной нет,то наверное уже и не будет,а все остальное домыслы.Я склоняюсь к мнению,что наверное какая была бумага,на такой и печатали.А разница не в цвете,а в заводе.Мозг конечно лучше всего.

bluesevich @NikolaNR

Я думаю, что "указание" скорее всего было. А вот как его исполняли - это уже другой вопрос. А вот Зодиак на синем яблоке от Ленинградского завода звучит лучше, чем розовый с Апрелевки, это даже на мой системе слышно :))

N3M @BigD

Ансамбль 😆

Выступает заслуженный артист Великого Герцогства Уэльского, член палаты лордов, сэр Пол Маккартни с ансамблем Крылья 😁

bluesevich

Яблоком это зовут:)) И да, чём светлее, тем хуже. Хотя последним идёт именно розовый. А вот чёрных никогда не видел.

Alex

Достоверной официальной информации по этому вопросу мне отыскать не удалось. )))

Но,во времена СССР меломаны больше всего ценили пластинки с темным "яблоком". И, как бы считалось, что пластинки с черным яблоком-это первопрессы.

Из своего опыта скажу, что специально сравнивались пластинки с разными по цвету яблоком. И действительно, было отмечено, что как бы на пластинках с темным яблоком звучание более "глубокое", уровень громкости выше, лучше детальность, меньше "артефактов" в виде потрескивания.

Кроме этого, считалось, что самыми лучшими по качеству звука были пластинки МОЗГ (Московский Опытный Завод Грамзаписи),т.к. на этом заводе было установлено лучшее импортное оборудование по производству пластинок, а еще ходили слухи, что материал для производства пластинок (капсулы) были более высокого качества, чем поставлялись на другие предприятия. Возможно, это было связано именно с тем, что МОЗГ по большей части выпускал пластинки на экспорт и тиражи были не большими. И то, что пластинки МОЗГ звучали лучше, чем с других заводов-это факт, который мною был проверен неоднократно. По звуку самыми "отстойными" пластинками были диски Ташкентского и Тбилисского заводов грампластинок, тоже проверенный мною факт. Даже новые пластинки из конверта были уже с слышимыми артефактами...Видимо технологический процесс на этих предприятиях нарушался...

По качеству звука мне очень нравятся винилки Рижского завода и еще Лениградского... Но тиражи на Рижском заводе, к сожалению были не велики...

Основным "монстром" считался Апрелевский завод грампластинок, у них были самые большие тиражи. Полагаю, что многоуважаемый Виктор Горбатов сможет пролить намного больше света на этот весьма "темный" вопрос...)))

bluesevich @Alex

И тем не менее в конце 80-х именно ташкентский завод делал классные "пиратки". У меня три есть :)) А на Апрелевке существовал цех Tonopress, делавший и в советское время Куин, Айрон мэйден, Кисс и прочую "антисоветскую" продукцию:))

Alex @bluesevich

Игорь Анатольевич, полагаю, что выпускавшуюся "пиратку" на виниле в "смутные времена" , так сказать на закате СССР назвать качественными изданиями я бы точно не отважился.)) А вот во времена официальной лицензии Мелодия писала пластинки не хуже зарубежных... Этим фактам я так же имею подтверждение...

bluesevich @Alex

Так я ж с "фирмой" сравнивал. Коллинз, Шокинг Блю и Кисс"Дестроер" не такая уж редкость, нашёл по друзьям лекго. Вместе и сравнивали. Вердикт - если и хуже, то не на наши уши :))


BigD @bluesevich

У одноклассника была дача под Апрелевкой - ходили на знаменитую помоку, но собирали Польски Награння, Музу с джазом и роком западным - сбитый эксцентрисетет, заусенцы, брак... Джетро Талл польский помоешный до сих пор где-то на полке )))

JuNiK @bluesevich

Кажется это были заказы на печать из Польши, ГДР и "ничего личного".

А вообще-то важнее был не цвет этикетки. а "приближенность " к матрице с которой все и печатали. Плюс соблюдение стандарта, а не рацпредложения в соцсоревновании о выпуске дополнительной продукции с одного пресса.

french_alex

Почему-то у нас в Сибири продукция Ленинградского завода не котировалась. Возможно, присылали доп тиражи какие-то. Апрелевские сильно выигрывали по качеству у них

NikolaNR @Deslav

Интересовался этой темой лет 10 назад,много разной информации,но достоверной нет.Бывшие работники мелодии тоже утверждали,что какая была бумага,такую и лепили на яблоко.

Slayeryerihon

В некоторых журналах даже печатались яблоки с названиями группы,песен и тому подобное,вырезаешь нужную и приклеиваешь,да и не только на пластинки,на кассеты тоже вкладыши печатали!!

alex64

недавно на рутрекере кто то писал на эту тему. не могу сейчас найти. но типа спрашивали у работника мелодии. говорит что какого цвета были, такого и лепили.

Bbhob @alex64

Это только означает, что товарищ был не при делах. Этикетки не на деревьях росли. Их в заказывали в типографии. И там были свои соображения, и в разные годы они менялись.

Alex

Хочу немного освежить интересную тему.

На днях. мне удалось приобрести "первопресс" виниловой пластинки АБ двойник "Зеркало души" с черным яблоком, МОЗГ в коллекции есть такой же двойник с красным яблоком, есть "Апрелевка" с розовым и белым, пластинка из альбома выпуска Рижского завода с синим яблоком, импортное издание (сборник), так же есть "Апрелевка" с красным яблоком, экспортное исполнение....

Буду привлекать домашних к сравнительному прослушиванию одной композиции "Не отрекаются любя" на разных пластинках... Вердикт будет озвучен немного позже...)))

V_A_N @feeleen

Есть такая (именно с черным пятаком), но досталась запиленной вдрызг: видать, прежние владельцы драли пьезо иглой - слушать невозможно, только на стенку как сувенир.

Из опыта: черные это топ (но в продаже встречались крайне редко, напрашивается версия с малым тиражом), синие звучали лучше красных, те - лучше розовых, а оные - лучше белых. Попадалась еще бледно зелёные пятаки (когда белой или розовой бумаги не хватало?).

Потом стали шлёпать единые цветастые и "всё смешалось, кони, люди"

Heops @V_A_N

Знатоки, подскажите, пож-та, есть ли разница между одним и тем же изданием "Мелодии" (1-я половина 80-х гг), различающимся ТОЛЬКО "Зак."? Правильно ли я понимаю, что чем меньше номер "Зак." (Заказ - как я понимаю, там же и тираж, пример: Зак. 111—O—100000), тем раньше делался тираж и тем неизношеннее матрица? Или все же ГОСТ 5289-80 действовал как надо в начале 80-х и не позволял такого безобразия?

Вдобавок, например, у меня есть два издания с разными "Зак." и оба с красными апрелевскими яблоками, т.е. понятие "первопресса" /"цветовой дифференциации яблок" тут неприменимо?

V_A_N @Heops

Заказ (в т.ч. на доп. тиражи) поступал от торгующих организаций, и вроде бы чем больше порядковый номер, чем больше вероятноть изношенной матрицы, но не факт, т.к. сколько отпечатали на этой матрице ранее (на каком заводе) и какая матрица по счёту - х.з.

Вообще, по началу с магнитной ленты запись переносилась на лаковый тондиск. Тондиски записывались только в центральной студии (ВСГ). После этого с тондиска получали эталон, с которого делали никелевые оригиналы, с которых изготавливалась матрицы и далее тиражировались грампластинки. После 1978 года производство оригиналов было освоено еще и на ОЗГ.

С 1986 года многие "пласты" изготовливались уже по технологии DMM: фонограмму переносили не на лаковый, а на медный тондиск, с которого получали до 17 никелевых оригиналов вместо одного.


V_A_N

Тухманов у меня одна сторона с60-07271/4-1, другая с60-07272/4-1.

Тут https://records.su/image/comme... с таким номером значится как экспортный вариант (для Supraphon'а). Но у меня конверт обычный, пятак Мелодии, чёрный, но без указания завода, просто: "всесоюзная студия грамзаписи". Тираж на конверте не указан.

Рискну предположить, что забракованные партии для экспорта с чёрными пятаками поступали в свободную продажу.

V_A_N

а тут на пятаке завод указан!

Якобы первопрессы Мелодия выпускала с чёрным и синим пятаками (с серебряными буквами): по 5 и 10 тысяч пластинок с одной матрицы соответственно.

Если же завод шлёпал лишь первопрессы, то и пятаки у него были только такие.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.