Заменит ли ИИ-мастеринг настоящих мастеринг-инженеров? [перевод]

ТEКСТ: Комментарии (18)
75.31 дБ
Заменит ли ИИ-мастеринг настоящих мастеринг-инженеров? [перевод]

Создание музыки — самое человечное и человеческое занятие в мире, но в последние годы искусственный разум тоже начинает играть на этом поле. Алгоритмы участвуют практически в каждом этапе музыкального производства — от создания битов на драм-машинах до написания самих мелодий, которые с трудом можно отличить от творений людей. Сейчас же ИИ начинает работать в мастеринге, и это поднимает вопрос о необходимости использования квалифицированных специалистов в одной из самых сложных областей музыкального продакшена.

Мастеринг — финальный шаг в пост-обработке аудио, и его задача состоит в том, чтобы конечный трек звучал сбалансированно вне зависимости от того, на чем его слушают: хоть в Spotify, хоть в iTunes, хоть на диске. Цель мастеринга — создать цельный, связный музыкальный экспириенс, ведущий слушателя от песни к песне.

Процесс сочетает в себе как точный расчет, так и персональный подход мастеринг-инженера. С хорошим миксом специалист легко поймет, к какому звуку стремится исполнитель, и поможет его добиться. Без мастеринга треки были бы более блеклыми и тихими. Инженер Ян Купер (Ian Cooper) замечает, что «мастеринг — он немного как фотография: можно сделать небо голубее, а траву зеленее».

А еще мастеринг может быть дорогим. В зависимости от опыта инженера, стоимость его услуг может простираться от сотен долларов до десятков тысяч за один трек — все зависит от наслушанности и таланта специалиста. Для инди-исполнителей и диванных музыкантов сумма может быть неподъемной.

Однако за последние годы автоматические алгоритмы достаточно серьезно эволюционировали и теперь обещают исполнителям доступ к профессиональному мастерингу за значительно меньшие суммы. Некоторые используют сети глубокого анализа данных, обрабатывающие поступающие в них данные в течение долгого времени, другие основаны на тщательно спроектированной человеком последовательности сигналов, переведенной в формат программы. Но несмотря на различные принципы работы, задача у них одна: выдать готовый отмастеренный трек после пары кликов мышкой.

Наиболее популярным среди таких сервисов стал Landr. Заливаете песенку, даете алгоритму Landr ее проанализировать и выбираете из трех предложенных вариантов, насколько яркие вы хотите в ней эффекты. После этого Landr выдает результат. Подход не самый гибкий — если результат Landr вам не понравился, попросить что-нибудь подкрутить, в отличие от работы с живым человеком, не удастся.

Портал ArsTechnica в 2016 году опубликовал обзор, в котором назвал автомастеринг от Landr «автокакашкой», но другие не так критичны и говорят, что сервис справляется со своими задачами). И в теории с каждой обработанной песней алгоритм Landr становится умнее.

«В 2017 году мы провели серию слепых тестирований с крупными лейблами и профессиональными мастеринг-инженерами, и некоторые предпочли Landr более крупным и известным мастеринг-студиям», — сообщил генеральный директор сервиса Паскаль Пилон (Pascal Pilon) порталу The Verge.

Некоторые беспокоятся, что ИИ-мастеринг заберет рабочие места у живых инженеров, но лондонский инженер Streaky сравнивает его скорее с покупкой костюма с витрины, а не на заказ (см. видео ниже). Те, кому важны подгонка костюма под себя или качество ткани, в любом случае пойдут и закажут костюм, но для большинства более доступный вариант вполне приемлем.

Разработчик ПО iZotope подошла к ИИ с другой точки зрения. Компания уже предлагает набор плагинов под именем Ozone, а в 2017 году представила функцию Master Assistant. Ассистент не выполняет всю работу за вас — он дает отправные точки, которые уже можно регулировать по своему усмотрению.


Благодаря этому продюсеры могут принимать решения на основе выбора, которые сделал ИИ. «Нет никакой конкуренции с людьми, — сообщил представитель iZotope, — профессионалам такая технология упрощает работу по чистке материала, занимающую кучу времени, и они могут сконцентрироваться на креативной части».

Основатель MajorDecibel Адам Лав (Adam Love) с этим утверждением согласен: «Это не замена мастерингу от мастеринг-инженера. Инженеры могут дать исполнителям обратную связь, работать в определенном стиле, скорректировать или выделить какие-то конкретные моменты. Человек — медленный и методичный, но ничем не ограниченный. Автоматика же работает быстрее, но в намного более узких рамках».

Так что это лишь доступная альтернатива, которая поможет музыке звучать лучше. «Мы не отбираем рабочие места и не меняем индустрию, а скорее создаем новую нишу, позволяя тем, кто не может оплатить качественный мастеринг, его получить, — сказал Колин МакЛафлин (Colin McLaughlin), представитель eMastered. — Но для наилучшего мастеринга, конечно, необходимо обратиться к настоящему мастеринг-инженеру».

Сложно сказать, научится ли когда-нибудь ИИ слушать с таким же усердием, что и человек, но ему, наверное, это и не нужно. Современный ИИ-мастеринг уже достаточно сложен и даже сейчас является отличным вариантом для многих музыкантов.

«Тем, кто не верит, что ИИ может создать конкурентоспособный звук, я скажу, что доказательство его работы — это десятки миллионов треков от исполнителей по всему миру, — добавил Паскаль Пилон. — Я уверен, что люди сомневались, когда появились камеры с автоматическим режимом съемки, но никто не будет спорить с тем, что они заняли свою нишу в создании контента».

Оригинал: How AI is solving one of music’s most expensive problems

75.31 дБ +

Комментарии

#

С другой стороны, у нас в этой стремительной жизни все больше не хватает времени. И слушать музыку тоже. Поэтому большую часть этой функции тоже можно возложить на ИИ-слушателя. А человек иногда будет участвовать, когда ему станет любопытно...

- 53.01 дБ +
#

Поскольку учился ещё в советское время, на первых двух курсах пришлось изучать научный марксизм. И на первом экзамене попался вопрос - сможет ли ИР(тогда использовали термин искусственный разум) заменить человека. Вы думаете я готовился? :)) Вышел без подготовки и ответил, что никогда. Поскольку любая машина использует в работе логику, а человек суть существо алогичное и он сам не знает, что пожелает в среду его левая нога. Получил отлично за оба курса разом:)) Не поэтому ли музыка стала менее душевной с приходом секвенсоров, и прочих электронных приблуд ? Мне кажется очень показательным отрывок из " Зимнего вечера в Гаграх", то с каким лицом кладёт свой инструмент трубач :((

Ярослав правильно написал, пусть музыку , написанную ИИ и слушают ИИ, а нам бы чего по-человечней...пусть и в синти или в любом дарке :)) Но написанное и записанное человеком :))

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

ИИ - ушлый, сначала выращивает поколение посаженных на секвенсор и оплату смартфоном.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Никто не мешает сделать ИИ на основе нейронной сети, тогда он становится таким же «неясно-что-ему-в-голову-стрельнет» как человек ;)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

Всё равно изначально человек программирует логику :))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Этот процесс все более и более опосредованный.

В некотором роде вы же тоже «программируете» своих детей, но что в итоге получается не очевидно. Программирование пытается двигаться в похожем направлении - человек выбирает данные на которых программа будет обучаться, а вот процесс и итгововый результат уже не очевидны.

- 50 дБ +
#

Ну, ваще... точно подмечено, что и слушать скоро будет ИИ. А вообще, чего там и книги писать ИИ, кино снимать тоже ИИ, играть в кино тоже он! Вот и получим вариант из сказки: "А вы что и есть за меня будете?" "Ага!" :)))

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Про Вовку я и не вспомнил:)) А стоило бы :)))

- 60 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

да уж! Всё к тому идет!

- 60 дБ +
#

Подскажите, какими параметрами составляющих трека работает мастеринг? громкость, эффекты и эквализация дорожки/инструмента?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Тут понятным языком. Вообще - не об этом тут маракуем.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

обрабатывают уже сведенный в стерео микс - эквализация, компрессия по частотам, энхансер, максимайзер... опять же, если всё это необходимо - хорошо сведенный трек не требует большого вмешательства

- 50 дБ +
#

Делэй- марока для мастеринга любого сэта..

- 50 дБ +
#

идёт к тому, что робот/ассистент напичканный сенсорами о психическом и физическом состоянии хозяина будет составлять на лету целое музыкальное полотно своему «хозяину» в зависимости от предпочтений и настроения «хозяина», когда тот захочет чего-нибудь послушать.

Весь easy lissening к тому и прийдёт.

А «владелец/акционер» робота/ассистента будет косить за сервис денежку и генерировать моду


- 50 дБ +
#

Вспоминаю свой опыт по реставрации записей с магнитных носителей. Скрип, провалы в каналах, копирэффект. Можно было не один час "убить" , чтобы восстановить несколько секунд фонограммы. Как тогда я мечтал, что бы эту работу за меня выполняла программа.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @ledom #

В этом и соль мастеринга - альбом можно быстро накатать - замастерить очень не просто.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

мастеринг и реставрация - разные вещи

на мастеринг тратят немного времени на самом деле

- 50 дБ +
#

Мастеринг сейчас это по сути конвейер и мало что потеряет слушатель массового рынка

Другое дело какой нибудь не массовый продукт из классики конечно будет мастериться всегда вручную как какие нибудь швейцарские часы а не ширпотреб

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.