Стоит сказать, что история Tannoy — это не просто история патриархов High-End-индустрии, успевших приступить к разработке аудиофильской аппаратуры задолго до появления самого термина «аудиофилия». Это еще и история отважных изобретателей, обогативших отрасль огромным количеством интереснейших разработок. Уже само имя Tannoy связано с важным изобретением в области радиовещательной техники, которое основатель компании, британский инженер Гай Фонтейн, сделал в 1926 году. Он предложил усовершенствовать зарядные устройства для радиопремников с помощью специального состава из тантала и свинцового сплава. От названий этих двух компонентов — «tantalum» и «lead alloy» — и произошло имя нового бренда. Впрочем, главным изобретением Tannoy, обеспечившим компании славу одного из главных мировых High End флагманов, стал не этот состав, а фирменный звуковой излучатель Dual Concentic, появившийся два десятка лет спустя, в 1947-ом.
Двойная концентрация
Что такое Dual Concentric? Это не просто сдвоенные блоки из твитеров с вуферами. Это еще и особые приметы, по которым колонки Tannoy вот уже несколько десятилетий можно легко отличить от любых других колонок на свете. Технологию Dual Concentric компания приняла на вооружение еще в середине прошлого века. Главная ее задача — устранение фазовых и временных расхождений в акустическом излучении от разных динамиков, характерных для традиционной многополосной акустики и оказывающих отрицательное влияние на целостность звукового восприятия. Система Dual Concentric решает эту проблему за счет коаксиального размещения высокочастотного и СЧ/НЧ драйверов, смонтированных в единый модуль. В результате акустическое излучение исходит практически из одной и той же точки в пространстве, временные и фазовые расхождения сводятся к нулю, а субъективная локализация источников звука заметно улучшается по сравнению с обычными громкоговорителями.

Первый звуковой излучатель Dual Concentric был собран инженерами Tannoy еще в 1947 году — он представлял собой сдвоенную конструкцию из миниатюрного твитера, нагруженного на рупор и вмонтированного в центр полногабаритного СЧ/НЧ динамика. С тех пор конструкция Dual Concentric осталась прежней, лишний раз доказав свою безальтернативность. Однако каждая реализация в зависимости от года выпуска и от серии имеет множество отличий. В громкоговорителях серии Definition классическая коаксиальная схема усовершенствована за счет новых материалов в магнитных системах и диффузорах. После долгих экспериментов с различными составами инженеры Tannoy остановились на далеко не самых очевидных вариантах.
Определенные динамики
Излучатели Dual Concentric, примененные в громкоговорителях Definition, отличаются от прочих в каталоге Tannoy, прежде всего, магнитными системами из сплава AlNiCo, в состав которого входят алюминий, никель и кобальт. Этот сплав обеспечивает магнитам более высокую эффективность, чем традиционные ферриты, но используется в Hi-Fi индустрии довольно редко из-за дороговизны и труднодоступности его компонентов.
Твитеры в Dual Concentric также выделяются неординарными материалами. Вместо обычного шелка в напольных громкоговорителях Definition используется алюминий и титан: оба металла позволяют достичь повышенной скорости отклика при минимальном уровне деформаций. Твитеры нагружены на фирменные рупорные волноводы Tulip Waveguide с точно просчитанной «тюльпанообразной» поверхностью.

Диффузоры СЧ/НЧ излучателей Dual Concentric во всех громкоговорителях линейки выполнены из классической армированной целлюлозы. Во флагманских колонках DC10A калибр этих излучателей достигает максимальной 10-дюймовой отметки, в начальных моделях он составляет 8 дюймов, а в колонке центрального канала применены коаксиальные модули с минимальным диаметром 6 дюймов. Вне зависимости от калибра и состава, излучатели Dual Concentric во всех колонках Definition успешно справляются со своей главной миссией — выступают в качестве точечных источников звука, обеспечивая отличную локализацию образов и позволяя извлечь максимальный потенциал из многополосной конструкции.
Определенная конструкция
Ставка на технологию Dual Concentric не означает, что Tannoy отказывает в праве на жизнь традиционным звуковым излучателям: в нескольких напольных моделях Definition (их легко опознать по суффиксам Ti в маркировке) коаксиальные 6-, 8- и 10-дюймовые модули работают в паре с обычными низкочастотными динамиками, выполненными из той же целлюлозы и имеющими тот же калибр. За счет установки этих дополнительных вуферов конструкторы смогли добиться более четкого и агрессивного баса без ухудшения пространственных характеристик звука.
Чтобы обеспечить бесшовный переход между низкими, средними и высокими частотами вне зависимости от количества использованных в колонках звуковых излучателей, разработчики Definition уделили особое внимание кроссоверам. Они отличаются не только использованием дорогих полипропиленовых конденсаторов и прочих старательно отобранных комплектующих, но и уникальным процессом сборки, включающим криогенную заморозку до -190 градусов по Цельсию для устранения микродеформаций, способных ухудшить передачу сигнала.

На корпуса колонок Definition идет не простая фанера, а высокопрочный MDF из особых сортов березы, растущих на севере Европы. Именно эти сорта обеспечивают максимальную плотность, а вместе с ней и оптимальные акустические свойства древесины, за счет своего замедленного роста в неблагоприятных климатических условиях.
Крутые изгибы боковых стенок призваны не столько уравновесить консерватизм в дизайне громкоговорителей, сколько обеспечить устранение резонансов и внутренних отражений. Форма этих изгибов тщательно просчитана для наиболее эффективного рассеивания стоячих волн, а 80 лет опыта Tannoy в области проектирования High End акустики служат надежной гарантией от ошибок в расчетах.
Определенное семейство
Глядя на модели из линейки Definition, сразу понимаешь: Tannoy не разменивается на мелочи. Даже полочная колонка DC8 — самая легкая в семействе — тянет на десяток кило, а ее более рослые напольные родственники подбираются к серьезной 40 кг отметке. Именно эти напольные «крепыши» составляют основное наполнение серии Definition — они представлены в виде трех различных моделей, различающихся количеством полос и калибром динамиков.
Наряду с полочной и напольной акустикой серия Definition укомплектована сабвуфером и колонкой центрального канала (в отличие от сателлитов с их фазионвертерами сабвуфер построен в закрытом корпусе, а в центральной колонке использован пассивный радиатор). Из такого набора «деталей» можно сложить хоть стереосистему, хоть домашний кинотеатр, но добротная, подчеркнуто консервативная внешность колонок выдает в них желание понравиться скорее стереофилу, чем киноману. Это ощущение только усиливается при более тесном знакомстве с конкретными моделями.
Tannoy Definition DC10A: максимальный калибр
Флагманская колонка линейки Definition создана для просторных помещений: именно в них коаксиальный модуль Dual Concentric с максимальным 10-дюймовым калибром сможет развернуться на всю мощь. В излучателе использована фирменная звуковая катушка 52-мм диаметра с краевой намоткой, а его магнитная система выполнена из алюминиево-никелево-кобальтового сплава AlNiCo.

Как и у других колонок линейки, модуль Dual Concentric обеспечивает широкую 90-градусную диаграмму направленности по горизонтали и вертикали. Кроссовер подвергнут криогенной заморозке и настроен на частоте 1100 Гц, фазоинвертер заканчивается двумя круглыми портами, выведенными на тыловую панель. В модификациях DC10T и DC10Ti двухполосная схема заменена трехполосной: к модулю Dual Concentric добавлен низкочастотный 10-дюймовый динамик с гофрированным бумажным диффузором и двойным тканевым подвесом, а разделитель частот настроен на 200 Гц и 1400 Гц уровнях.
Tannoy Definition DC8: ровно десять килограммов
Единственная полочная модель Definition выполнена в относительно компактном корпусе высотой меньше полуметра и весит ровно 10 кило — по меркам своей серии этот вес можно считать детским. Колонка неприхотлива к размерам помещения и способна уместиться даже на небольшом клочке пространства, в которое не смогут втиснуться ее более крупные «родственницы».

В громкоговорителе использован сдвоенный излучатель Dual Concentric c 1-дюймовым твитером и 8-дюймовым СЧ/НЧ драйвером. Твитер выполнен из титана, укомплектован мощным неодимовым магнитом и соединен с фирменным волноводом Tulip Waveguide, а вуфер сделан из гофрированной бумаги на резиновом подвесе и оснащен запатентованной 44 мм катушкой. Вместе с полочной DC8 в семействе Definition представлены две ее трехполосные напольные модификации DC10T и DC10Ti с дополнительным 8-дюймовым басовым драйвером и куда более внушительными габаритами.
Tannoy Definition Subwoofer: гиганты баса
В увесистом «кубике» из березовой MDF высокой плотности работают сразу два гигантских 12-дюймовый басовых динамика с 2-дюймовыми четырехслойными катушками, а также алюминиевыми диффузорами, устойчивыми к перегрузкам и деформациям.

Использование этого ударного 1000 Вт басового орудия со встроенным усилениям в классе D позволяет углубить низкочастотный потенциал аудиосистемы до инфразвуковой 19 Гц отметки. А если хозяину понадобится еще больше баса, коммутационная панель с набором RCA и XLR интерфейсов позволит добавить в комплект еще один саб.
Комментарии
Wadim
Не смог удержаться
и дальше про березу. Зная, что такое плита МДФ, сложно воспринимать написанное всерьез. Не удивлюсь, если окажется, что корпус еще и делается в китае
vitalii
Это скорей всего трудности перевода (наверно имелась в виду всё таки фанера , во всяком случае на картинке именно она ) .
VadiUs
Думаю, не трудности перевода, а отношение к нему. Фанера по-английски - plywood (ply - слой, wood - древесина). Сложно спутать с MDF.
Leo
В Китае зачастую корпуса делают лучше
FatBob
Помню, Виктор Горбатов рассказывал мне про поездку на производство Tannoy - фанера там нашенская была замечена, из Сыктывкара.
Старшие Definition помню, осматривал с пристрастием, хорошо сделаны. Шпон, лак, металлические части основания, все хорошее, добротное.
Gorbatov
Да, все верно, была такая фанера.
AntNik
пойду полы отдирать и строить из них колонки хай-эндные!
vitalii
А это вы к чему? Фанеру используют не только Tannoy и в правильных руках результат уж точно не хуже чем у МДФ или ДСП , а многие и вовсе считают фанеру лучшим материалом для корпусов .
AntNik
полы у меня из сыктывкарской фанеры. как выяснилось - годится для колонок
Bbhob
Господа, вот основной параметр корпуса это его объем, остальное как бы на десятом плане. Ни фанера, как материал, ни проводка из самой обычной меди, ни отсутствие распорок, раздельного подключения и композитных шумоизоляций не мешало прекрасно играть АС золотого века HiFi. Потому что важнейшим звеном являются все-таки динамики. А они у Танноев лучшие.
FatBob
Лучшие? Ну да как же. С индивидуальностью, с характером, с историей - да. Лучшие - однозначно нет. Хоть ту же направленность рассмотрим. Не могу я счесть лучшим динамик, для точного прослушивания которого надо слушателя скотчем к жесткому креслу фиксировать и выставлять это кресло по линеечке. Детальность-разборчивость еще. Есть знатоки, считающие что динамики Tannoy отлично играют классику. Приплыли... Струнный квартет сыграют, а оркестром захлебнутся. И до кучи призвук ящика - у классической серии он, мягко говоря, заметен. Хоть у Definition такой проблемы нет, корпуса лучше сделаны.
И про старую акустику я б не стал обобщать, она она разная и проблем там всяческих полно. Другое дело что кому то такой звук может нравиться - вот это никому не запрещено.
Bbhob
Спорно по поводу направленности. Ну не факт, что это плохо в случае, если нет возможности заглушить помещение и организовать пространство за слушателем.
Вовторых коаксиал лишен лучей вверх-вниз, которые приносят отражения с потолка и пола.
Prophetmaster
Хотел большие Онкены с коаксиалами Танной смастерить, но именно узкая направленность и останавливает.
vitalii
Всё это очень индивидуально , когда то хотел себе Tannoy (правда более приземлённые линейки) дизайн очень нравился , после прослушки сразу понял не моё (ненавязчивый рупорный окрас, ранняя работа твитера отличающаяся по характеру звука изза чего акцентируются струнные, проваленная область мидбаса ) но эти недостатки создают свой звуковой почерк и именно он многим нравится . Если рассматривать коаксиалы то мне ближе Kef там как то по ровней состыкованы полосы да и в суммарном количестве качеств они как то сбалансированей (кроме их последней серии Q вся линейка это шаг назад по сравнению с IQ имхо) .