Ответить на этот амбициозный вопрос взялся Джон Ла Гру — основатель компании Millennia Music & Media Systems, специализирующейся на разработке техники для профессиональной записи и воспроизведения звука. В своей речи на конвенции AES, прошедшей в Нью-Йорке 20 октября, он сделал ряд весьма эффектных прогнозов, основанных на использовании знаменитого закона Мура.

Согласно закону Мура количество транзисторов на кристалле интегральной схемы удваивается каждый год, а вместе с тем растет и производительность вычислительной техники. Это эмпирическое наблюдение было высказано Гордоном Муром в 1965 году и работает до сих пор — посмотрите на суперкомпьютер, который сейчас лежит у вас в кармане и по старинке называется «телефон».

Ла Гру (John La Grou) попытался проследить то, как развитие вычислительной техники влияет на музыкальную индустрию, и пришел к двум выводам, обещающим очередной перелом.

Музыка в 2050 году станет исключительно электронной. Для ее записи и воспроизведения понадобится все меньше электроакустических приборов. Благодаря компьютерной мощности живые инструменты уступят место эмуляторам, полностью воссоздающим звук хоть бас-гитары с хриплым комбиком, хоть скрипки работы Страдивари. Так что необходимость записи в традиционном смысле — с помощью микрофона, скорее всего, отпадет за ненадобностью. Даже голоса исполнителей будут ненастоящими.

Воспроизведение такого рода контента будет осуществляться с помощью высокотехнологичных наушников, напичканых электроникой. Они смогут создавать у слушателя предельно правдоподобную картину любого акустического пространства. Это будет не просто многоканальный звук, а реалистичная звуковая картина в трех измерениях, с мнимыми источниками звука в любой точке этой «акустической сферы». Более того, по мнению Ла Гру, такое «сферическое аудио» — дело даже не тридцати или десяти лет. Оно появится буквально лет через пять и закроет вопрос существования всех аудиоформатов, изобретенных до сих пор: от стерео до DTS.

И в самом деле — чисто технически все это видится вполне реалистичным, но вот практически... я не устаю приводить в пример развитие космической техники. Ведь в 1965-м мы все были уверены, что уж к 2000 году точно заселим Луну и Марс, а на орбиту будем летать, как сейчас в Турцию. И что в результате? Практический смысл мероприятия достаточно быстро был потерян, программы свернуты, и вся отрасль как началась спутниками, так ими и по большому счету и закончилась.

Что-то мне подсказывает, что и в музыке мы столкнемся с аналогичным процессом. Тотальная победа «сжатого аудио» говорит об одном — люди, безусловно, предпочитают удобство и простоту качеству. Зачем нужно «сферическое аудио» если двух затычек и компрессированного стереофайла хватает за глаза?

Что же касается создания самой музыки, то Брайан Ино уже давно грозил нам, что музыка в будущем будет одноразовой и создавать ее будет тот же, кто слушает. Но это умопостроение слишком отягощено интеллектуальной составляющей. За несколько тысяч лет существования музыкальной культуры никому еще, ни Баху, ни Шенбергу, не удалось ничего противопоставить извечной силе трех блатных аккордов, которые владеют умами сотен поколений и не требуют для воспроизведения ничего, кроме балалайки.